Учебная программа дисциплины «Теория и практика зарубежного телевидения», направление «Функционирование телевидения»
для подготовки бакалавра по специальности «журналистика»
для подготовки магистра по специальности «журналистика»
Автор: Н.А. Голядкин, кандидат филологических наук, доцент
Программа дисциплины «Теория и практика зарубежного телевидения» составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Журналистика».
1. Организационно-методический раздел
Предлагаемый курс мыслится как вспомогательный; иными словами, он призван дополнить и расширить знания, получаемые студентами при изучении основных дисциплин. Специфика курса состоит в том, что он построен исключительно на зарубежном материале. Одна из задач курса заключается том, чтобы подтолкнуть студентов к самостоятельным размышлениям, сопоставлениям и выводам относительно возможных путей дальнейшего развития отечественного вещания, вовлеченного сегодня в глобальные информационные процессы.
Курс преследует и практическую задачу - вооружить будущих профессионалов определенным минимумом знаний, которые окажутся полезными при общении с иностранными коллегами, при работе с зарубежными материалами.
Передачи зарубежного телевидения могут послужить определенным ориентиром в практической деятельности, а в отдельных случаях и образцами для подражания. Именно поэтому в центре внимания автора программы оказались телеслужбы США и Западной Европы - лидеры мирового вещания.
Курс призван дать студентам также общее представление о структуре ТВ, основных вехах его развития, регулировании и аудитории. Рассматриваются также некоторые теоретические концепции, имеющие сегодня наибольшее хождение среди зарубежных (и отечественных) профессионалов масс-медиа.
Курс по преимуществу лекционный, однако изучение некоторых
тем подкреплено семинарскими занятиями. Занятия рассчитаны на один семестр, в конце которого студенты сдают зачет.
2. Содержание курса
2.1.Тематический план учебной дисциплины
?п.п.
|
Наименование разделов
|
Всего
часов
|
Аудиторные занятия (час.)
|
Самостоя-тельная
работа
|
лекции
|
практич.
|
1
|
Обзор литературы. Открытие регуляр-ного телевещания в Европе и США.
|
6
|
4
|
|
2
|
2
|
Становление коммерческого ТВ в США
|
16
|
6
|
2
|
8
|
3
|
Становление общественного ТВ в Европе
|
12
|
4
|
2
|
6
|
4
|
Кабельно-спутниковое ТВ
|
10
|
4
|
2
|
4
|
5
|
ТВ США и Европы сегодня
|
6
|
4
|
|
2
|
7
|
Основные вехи развития японского ТВ
|
4
|
2
|
|
2
|
8
|
ТВ развивающихся стран
|
4
|
2
|
|
2
|
9
|
Теоретический фундамент ТВ
|
14
|
4
|
2
|
8
|
1
|
Современные тенденции развития ТВ
|
12
|
2
|
2
|
8
|
|
Итого:
|
84
|
32
|
10
|
42
|
2.2. Литература к курсу
Основная литература
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. 2-е изд. М., 2010.
Вартанова Е.Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. М., 2009.
Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. 2-е изд. М., 2011.
Дополнительная литература
Браун Дж., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении. В 2-х т. /Пер. с англ. М., 2003.
Галушко Р.И. Западное телевидение и «массовая культура». М., 1991.
Голядкин Н.А. ТВ-информация в США. М., 1994.
Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.
Камионко В.Ф. Роботы и самураи. Телевидение и радио в современной Японии. М., 1989.
Карелина В.М. На экране и за экраном. Пропагандистский механизм английского буржуазного телевидения. М., 1989.
Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. /Пер. с англ. М., 2006.
Котенок Р. Я. Телевидение ФРГ в двух измерениях. М., 1978. Любимов Б.И. Общественное вещание: британская модель. М., 2006.
Маклюен М. Понимание медиа /Пер. с англ. М. , Жуковский, 2003.
Оруэлл Дж. 1984: роман. Скотный двор: сказка-аллегория / Пер. с англ. М., 2009.
Телелабиринты / Сб. статей. Сост. Н.А.Голядкин. М., 1988.
Тернер Т., Берк Б. Зовите меня Тед /Пер. с англ. М., 2010. Энциклопедия мировой индустрии СМИ /Под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2006.
2.3. Содержание тем
Тема 1. Открытие регулярного телевещания в Европе и США
США
«Лжебум ТВ» - завышенные ожидания от механической системы. Патентные войны и отсутствие координации между разработчиками телевизионных систем.
«Отец электронного телевидения» В.К. Зворыкин (1889-1982). Патент на изобретение иконоскопа в 1923-м и кинескопа в 1924-м году. Лаборатория Д.Сарнова «Радио корпорейшн оф Америка». Закон 1934 года о связи и регулировании стандартов вещания через Федеральную комиссию связи. Ставка на частную модель вещания. Открытие регулярного телевещания в Нью-Йорке 30 апреля 1939 года. Первые телевизоры и их владельцы. Репертуар ТВ - кинорубрики, концерты, скетчи, внестудийные передачи.
Утверждение единых стандартов ФКС (1941): 525 строк/60 полей в секунду, монохромное изображение, звук на УКВ, допуск коммерческой рекламы.
«Замораживание» американского вещания во время Второй миро-вой войны.
Великобритания
Дж. Л .Бэрд и его малострочная телесеть. «Телеви-зор Бэрда». Кемпбелл Суинтон - теоретик электронного ТВ. Контакты с лабораторией Зворыкина и «эмитрон» - электронный приемник компании «ЭМИ-Маркони».
Открытие регулярного телевещания Би-би-си (1936) на стандарте 405 строк. Обкатка жанров. Театральные и спортивные трансляции, осве-щение коронации Георга VI.
Концепция социальной ответственности массмедиа. Основопола-гающие принципы общественного радио и ТВ в изложении первого гене-рального директора Би-би-си Дж.Рейта: абонентская плата, избавляющая от коммерческих соображений и давления властей; передачи для всех и для каждого, но не для безликого большинства, которое никогда не выска-жется за серьезные передачи; «информировать, просвещать и развлекать».
Германия
Эксперименты 1920-х годов. Соперничество электротехни-ческих концернов на берлинских радиовыставках. Манфред фон Арденне - «немецкий Зворыкин», его работы в Германии и Советском Союзе. Начало регулярных передач из Берлинского телецентра на стандарте 180 строк (1935).
Телесалоны для коллективного просмотра передач как способ ком-пенсации нехватки телеприемников. Освещение Олимпиады-36. Коакси-альная кабельная связь Берлина с крупнейшими городами Германии.
Пропагандистская шумиха вокруг достижений немецкого ТВ. Немецкое ТВ на службе нацистской пропаганды: выступления партийно-государственной номенклатуры, пропагандистские беседы, специальные передачи для мо-лодежи. Разгром телестудии в 1943 году.
Франция
Разработки лаборатории Р. Бартелеми. Эйфелева башня как радио - и телеантенна. Апрель 1935 года - «официальное рождение» французского ТВ. Господство легких развлекательных жанров в предвоен-ной программе Парижской студии.
Тема 2. Становление коммерческого ТВ в США
Рост числа телестанций и парка телевизоров в послевоенной Аме-рике. Трансляция телесигнала по кабелю АТТ. Первые передачи «от берега до берега» (1951). Формирование общенациональных коммерческих теле-программ - сетей Эн-би-си, Си-би-эс и Эй-би-си. Взаимоотношения «сеть – филиалы». Производство игровых фильмов и сериалов для ТВ в Гол-ливуде. Начало «эры телевидения» (1952): доходы ТВ от рекламы впервые превосходят доходы радио. Децентрализация и расщепление радио по му-зыкальным и информационным форматам, превращение его в сугубо мест-ное средство массовой коммуникации.
Расцвет живой антологической драмы («золотой век ТВ»). Звезда американской телекомедии Люси Болл, внедрение «консервированного смеха». Перенос из радио на телевидение серийных мелодрам для домаш-них хозяек («мыльные оперы»). Становление национальных теленовостсй. Направления теледокументалистики. Эдвард Марроу и его борьба с маккартизмом. Превращение ТВ в главное средство информации американцев о событиях внутри страны и за рубежом(1963 год)
Объединение некоммерческих культурно-просветительских станций в сеть. Пи би эс. Финансирование, структура и репертуар американского общественного ТВ.
Первый студийный видеомагнитофон «Ампекс» (1956), первая партия бытовых видеомагнитофонов (1976). А.М. Понятов во главе компании «Ампекс». Борьба форматов видеозаписи «Бетамакс» и ВХС. Внедрение видео в систему коммуникаций.
Национальный комитет по телевизионным системам (Эн-Ти-Эс-Си) и массовое «оцветнение» программ в 1966-67 годах. Переход на спут-никовую трансляцию в конце 60-х. Совершенствование телевизора: обяза-тельный дециметровый диапазон, стереозвук, декодер для глухих (теле-текст). «Очковые» стереопередачи. Совершенствование медиаметрии. Компания А. Нильсена, рейтинговые электронные измерения аудитории.
Равнение на рейтинг, серийность и «сезонность» - главные принци-пы американского телепрограммирования. Рыночный механизм формиро-вания программ и «вымывание» нерентабельных жанров. Американские «серия», «сериал», «минисериал», «спецвыпуск». Телеархивы и музеи ве-щания.
Тема 3. Становление общественного ТВ в Европе
Великобритания
Возобновление передач Би-би-си в 1946 году. Освещение Олимпиады-48 и коронации Елизаветы II. Телецентр в Вест-энде. Открытая коммуникационная политика в Англии: научная проработ-ка планов развития вещания, их обсуждение в печати, «белые» или «зеле-ные книги», дискуссии в парламенте. Концепция «ответственного веща-ния», объективности и беспристрастности информации. Совет управляю-щих и генеральный директор как гаранты независимости вещания от внешнего давления. Высокий профессионализм сотрудников Би-би-си. Ай-ти-ви (1955) - первая и на два десятилетия единственная в Европе коммерческая телесеть. Благотворное влияние конкуренции на Би-би-си. Вторая программа ТВ Би-би-си (1964) и переход на цветные стандарты. Расцвет английской реалистической теледрамы на рубеже 1950-х - 1960-х го-дов. Использование ТВ в учебных целях (проект «Открытый универси-тет»). «Канал-4» (1982) - коммерческая программа с образовательным ук-лоном. Трудности с открытием пятого эфирного телеканала (1997).
Германия
Возобновление передач (Гамбург, 1950). Первая - межземельная - телепрограмма АРД (1953). Статус общественно-правового вещания. Совет управляющих и представительство в нем различных обще-ственных групп. Принцип «двойного отрицания» в кадровой политике («нет нацизму, нет коммунизму»).
Провал попытки К. Аденауэра создать вторую программу на ком-мерческой основе. Создание ЦДФ (1962) и третьей культурно-просветительной программы (1970). Абонентская плата и реклама как ис-точники бюджета общественно-правового ТВ. Избыток информационных и общественно-политических передач при нехватке легкого развлечения в 1960-е и 1970-е годы.
Франция
Использование монохромным ТВ стандарта 819 строк. Государственная монополия на вещание. Правительственный контроль над информацией. Частая смена организационных структур французского ве-щания. Вторая программа (1964) и переход на цвет. Соперничество систем ПАЛ и СЕКАМ. Негативные последствия раскола мира по трем системам цветного ТВ и их преодоление.
Кризис французского вещания в 1960-х - начале 1970-х годов. «Майская революция» и ОРТФ. Переход ОРТФ под контроль президента и отмена «телефонного права» министерств. Переход от открытой цензуры к само-цензуре, допуск к эфиру оппозиционных партий. Создание третьей про-граммы (1972). Первая реклама и ее рамки. Своеобразие французской рейтинговой системы. Замена ОРТФ тремя самостоятельными компаниями - ТФ-1, «Антенн-2» и ФР-3 (1974).
Дискуссия о расширении зрительского выбора. Региональные част-ные станции (1982). Платный «Канал-плюс» (1984). Коммерческие Пятая и Шестая сети (1986), их владельцы и последующая реорганизация. Дена-ционализация ТФ-1.
Создание Высшего аудиовизуального совета (1989) и регулирование французского вещания в 1990-е годы. Культурно-просветительная программа «Ла сет» (1989) и франко-германский канал «Арте» (1991). Протекционизм в отношении импорта передач. Стимулирование национального кинопро-изводства. Стабилизация французского вещания.
Тема 4. Кабельно-спутниковое ТВ
США
Рост пропускной способности кабеля. Регулирование ка-бельного ТВ местными властями и ФКС. Кабельное ТВ как ретранслятор и как производитель собственных передач. «Сверхлокальные» новости. Ка-налы «открытого доступа». Дешевая реклама. Трибуна местных полити-ков.
Схема «кабель плюс спутник». Специализированные (тематиче-ские) программы для кабельной аудитории. Базовые и платные каналы: Си-эн-эн Т. Тернера (1980), музыкальный канал Эм-Ти-ви, спортивный И-Эс-пи-эн, детский «Никельодеон», документальный «Дискавери» и др. Составление «пакета» программ кабельной системы.
Закодированные платные каналы (кино, эротика). Платное ТВ с ин-дивидуальными расчетами для показа свежих кинобоевиков. Изменение схем прохождения кинофильмов к аудитории под влиянием платного ТВ и видео. «Видео по заявке».
Прямая продажа товаров по кабельному ТВ. «Хоум шопинг», Кыо-ви-си и другие «магазины на дому». Уплотнение цифрового сигнала и расширение объема сервисных услуг на кабельном ТВ.
Рост селективности американского зрителя и падение аудитории «старых» общенациональных эфирных компаний. Создание четвертой коммерческой сети «Фокс» Рупертом Мердоком (1986). Спутниковые от-ветвления «Фокс». Превращение новостного канала «Фокс ньюс» в глав-ный рупор консерватизма в США. Сужение жанрового диапазона общена-ционального ТВ. Вытеснение традиционной журналистики «новостными журналами» и «реалити шоу».
Англия
Первая европейская частная спутниково-кабельная компа-ния «Сэтеллайт телевижн» (1982) - база для создания системы «Скай» Р. Мердока. «Супер чэннел», «Чилдренс ченнел», «Лайфстайл», «Эм-ти-ви Европа» - направленность передач на континентальную англоязычную аудиторию. «Спутниковая война» 1989 года и рождение Би-би-си уорлд». Европейская конвенция «Телевидение без границ» (1989).
Германия
Межгосударственный канал «Драй сат» (1984). Спутни-ковые программы общественно-правового вещания. «Про-7», музыкаль-ные и другие каналы. Телевещание «Немецкой волны» (1992). Банкротство медиаимперии Л. Кирха (2002). Иностранные инвестиции в медиарынок ФРГ. Кабельно-спутниковые передачи для гастарбайтеров и иммигрантов.
Оцифровка ТВ.
Франция
Амбициозные планы создания оптоволоконной кабельной сети (1982) и их провал. Тематические кабельные каналы в Париже. Ис-пользование кабеля для ретрансляции зарубежных телеканалов. Межгосу-дарственный франкоязычный канал «ТВ5»: дифференциация программ по степени сложности речи (темп произнесения, лексика, субтитры), уроки французского языка, пропаганда национальной культуры. «Канал Франс интернасьональ» (1989) - эквивалент французского иновещания и его при-ем во франкоязычной Африке. «Евроспорт» (1993) как совместное пред-приятие Европейского союза радиовещания и Р. Мердока. Мультилингвистический канал «Евроновости» (1993) и его конкуренция с Си-эн-эн и «Би-би-си уорлд». Русскоязычная версия «Евроньюс» (2001).
Тема 5. ТВ США и Западной Европы сегодня
США
Изменения в экономике американского вещания 1990-х годов.
«Вертикальная» и «горизонтальная» интеграция в СМК. Слияние Ти-би-эс Т. Тернера с концерном «Тайм Уорнер» и «Кэпитал ситиз / Эй-би-си» с компанией «Уолт Дисней». «Мегаигроки» как контролеры информацион-но-развлекательного рынка. Снятие ограничений на объединение телесетей с киностудиями. Возникновение эфирных минисетей «Уорнер бразерс» и «Юнайтед Парамаунт нетуорк». Спутниковый проект Р. Мердока Эй-скай-би. Фрагментация телеаудитории. Закон 1996 года об индексации программ для защиты детей от сцен секса и насилия. «Вичип». Программа ФКС «Впереди трудный путь» о новой модели регулирования отношений электронных СМК с обществом. Полное прекращение аналогового веща-ния (13 июня 2009) и переход на цифровые стандарты. Сокращение ауди-тории многожанровых (универсальных, общих) телесетей в пользу темати-ческих каналов. Лидеры постоянных рейтинговых гонок.
Англия
Разрешение перекрестной собственности на СМК по Акту о вещании 1996 года. Начало цифрового телевещания (октябрь 1998). Вопрос о приватизации Би-би-си. «Открытый университет». Высокий уровень доверия к информаци-онным передачам Би-би-си. Вспомогательные каналы «Би-би-си ньюс», «Би-би-си парламент» и др. Конгломерация в области частного ТВ и цен-трализация Ай-ти-ви. Цифровые ответвления компании. Тестовая транс-ляция передач высокой четкости (2006).
Германия
Двойственное отношение соцал-демократов к коммерческому телевидению Проникновение частного телевидения в немецкий эфир через кабель и спутники. САТ-1 и РТЛ (1984-85) – первые частные телекомпании. Коммуникационный магнат Лео Кирх и его империя. «Облегчение» репертуара государственного вещания и большая ориентация на массового зрителя как следствие конкуренции с частным вещанием. Включение вещания бывшей ГДР в структуру ФРГ (1991).
Франция
Государственная политика в области культуры. Франко-германский канал «Артэ» как «витрина культурного разнообразия европейского континента». Лин-гвистическая миссия «ТВ-5 Монд». «Канал-плюс» и патронирование кинематографа. Запрет рекламы на общественных каналах (2009).
Тема 6.Основные вехи развития японского ТВ
Предвоенные исследования и разработки. Воссоздание Японской радиовещательной корпорации Эн-эйч-кей под контролем оккупацион-ных властей. Закон о вещании 1950 года о недопущении милитаристской и шовинистической пропаганды и гарантиях свободы слова. Допуск сме-шанной (государственно-частной) системы вещания.
Открытие регулярного телевещания Эн-эйч-кей на американском стандарте четкости (1953). Копирование английской модели общественно-го вещания в организации и управлении. Добровольная абонементная пла-та. Образовательный канал (1959) и спутниковые программы ТВЧ (1987).
Газетные издательства - владельцы частного ТВ. Легкая специали-зация сетей «Ниппон», Ти-би-эс, «Асахи» и «Фудзи». Сглаживание про-тиворечий между общественным и частным вещанием благодаря гибкому государственному регулированию.
Своеобразие японского мышления и японских телепрограмм. Саму-райские исторические сериалы. Отражение национальной специфики в со-временной драме. Мультфильмы - анимэ. Слабый интерес к американской телепродукции. Японцы как самые активные телезрители в мире.
Господство японских электротехнических компаний на мировом видеорынке. Телевидение высокой четкости и другие достижения в облас-ти телевизионной технологии.
Многофункциональная токийская телебашня (2010) - самая высо-кая в мире. Вещание на иностранных языках через Интернет. Подготовка к открытию объемного ТВ в 2020 году.
Тема 7.ТВ развивающихся стран
Сокращение «инженерного периода» в истории телевидения разви-вающегося мира. Экономические и политические причины затягивания телефикации. ЮНЕСКО о необходимом минимуме информационных средств на тысячу населения для развивающихся стран (1960-е годы). Стати-стика роста телепарка. Неравномерное распределение телевизоров по ре-гионам.
«Престижные» мотивы создания телеслужб после приобретения не-зависимости. Предпочтительное развитие государственного ТВ. Пропаган-дируемые задачи: распространение знаний, социальное и экономическое развитие, сплочение нации. «Журналистика развития». Правительственная монополия на эфир как фактор, затрудняющий превращение ТВ в массовое средство информации и развлечения. Засилье американской раз-влекательной телепродукции в эфире. Несбалансированность информационных потоков Север - Юг («улица с односторонним движением»). Информацион-ные пулы и телевизионные союзы развивающихся стран.
Массированное проникновение в эфир Африки, Азии и Латинской Америки спутниковых программ США и Западной Европы. Национальный суверенитет и «культурный империализм». Международные спутниковые каналы новостей «Аль-Джазира» (Катар, 1996) и «Аль-Арабия» (Дубай, 2003).
Коммерциализация эфира. Реклама как фундамент интенсивного развития телевидения Индии и Китая. Телевизионный бум в Азии (1990-е го-ды). Успехи «новых индустриальных стран». Развитие национального те-лепроизводства и поиск собственной ниши на мировом телерынке (на примере латиноамериканских «мыльных опер»). Национальный проект «Радио и телевидение - каждой деревне» в КНР. Партийный контроль над информацией. Теленовости - смесь Си-эн-эн со стилем советских ново-стей. Каналы ЦТ Китая для зарубежной аудитории (на русском языке - с 2009). Мировые интеграционные процессы. Концепция «глобальной де-ревни» М. Маклюэна.
Тема 8. Теоретический фундамент телевидения
Теоретические исследования ТВ как составная часть изучения массовой коммуникации. Прагматизм американских исследований. Эстетический уклон в Западной Европе.
Нормативные модели массовой коммуникации: авторитарная, либертарианская, социальной ответственности, теория для медиапериода развития и теория демократического участия.
Изучение эффектов ТВ. Концепция двухступенчатого потока информации. Изменение установок. Селективные процессы. ТВ в современных концепциях пропаганды.
Диффузия инноваций. Основные теории активной аудитории: обретение пользы и удовлетворения, теория игры, теория заго-вора и медиазависимости, выстраивание приоритетов. Контент-анализ в изучении ТВ. Журналистика в контексте новых медиа: журналистика «сиюминутности», онлайновая журна-листика, партиципаторная журналистика. Проблема мультимедийной грамотности.
Тема 9. Современные тенденции развития ТВ
1. Глобализация- возрастание роли внешних факторов в экономическом, социальном и культурном развитии. Массмедиа как движущие силы интеграционных процессов. Проявление глобализации в отечествен-ном вещании: массированный импорт зарубежных передач, каналов; заим-ствование форматов, творческих идей; использование исследовательских методик и методов телепроизводства. Плюсы и минусы глобализации. Уг-роза для национальной самобытности или адаптация глобального к мест-ным условиям? Необходимость собственных передач высокого качества для внедрения в международный рынок вещания.
2. ДемассовизацияСМК в результате дробления аудитории. Из-менение шаблонов культурного потребления в условиях многоканалыности. Споры вокруг судьбы массовой культуры. Смена парадигмы развития культуры от просветительской к развлекательной.
3. Конгломерация — процессы концентрации капитала в СМК. Экономические преимущества конгломерации (перелив капитала из одной отрасли в другую) и опасность монополизации рынка. Примеры зарубеж-ных конгломератов в области массмедиа («Сони», «Бертельсман», «Тайм Уорнер», империя Р. Мердока и т.д.). Специфика российских конгломера-тов («Газпром-медиа») - пристальный надзор власти.
4. Конвергенция - стирание на основе цифровых технологий прежних различий между СМК. ТВ в системе медийной полифонии. Кто по-бедит - компьютер или телевизор? Индивидуализация зрительского выбо-ра и изменение репертуара ТВ в мире интегрированных коммуникаций. Спираль молчания.
2.4. План семинарских занятий
Семинар 1. Общественная модель ТВ
1. Концепция общественного вещания в изложении Би-би-би 1930-х годов. «Фактологическая» пропаганда.
2. Финансирование и управление Би-би-си.
3. Изменение репертуара под воздействием конкуренции.
4. Би-би-би и отношения с правительством.
5 Зарубежные аналоги Би-би-си.
Основная литература
Вартанова Е.Л.Теория СМИ. М., 2009
Голядкин Н.А. История отечественного и зарубеж-ного телевидения. М., 2011.
Дополнительная литература
Любимов Б.И. Общественное вещание: британ-ская модель. М., 2006.
Семинар 2. Система коммерческого ТВ
1. Принципы программирования коммерческого ТВ - ориентация на рейтинг, серийность, сезонность.
2. Структура коммерческого ТВ США. Сети и филиалы, несе-тевые /"независимые"/ станции. Базовые и платные кабельно-спутниковые каналы.
3. Регулирование вещания. Коммерциализация эфира в Европе.
Основная литература
Вартанова Е.Л.Теория СМИ. М., 2009
Голядкин Н.А. История отечественного и зарубеж-ного телевидения. М., 2011.
Дополнительная литература
Браун Дж., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении. М., 2003
Голядкин Н.А. ТВ-информация в США. М., 1994
Семинар 3. Кабельно-спутниковое ТВ США и Европы
1.Типология кабельно-спутниковых каналов.
2. Аудитория спутникового ТВ.
3. Международные спутниковые новостные каналы (Си-эн-эн, Би-би-си уорлд, Евроньюс, Аль-Джазира )
Основная литература
Голядкин Н.А. История отечественного и зарубеж-ного телевидения. М., 2011.
Дополнительная литература
Тернер Т., Берк Б. Зовите меня Тед. М., 2010
Энциклопедия мировой индустрии СМИ / Под ред. Е.Л.Вартановой. М., 2006
Семинар 4. Теоретический фундамент западного ТВ
I.Нормативные модели массовой коммуникации.
2.Изучение эффектов ТВ.
3.Теории активной и пассивной аудитории.
4. Контент-анализ и изучение ТВ.
Основная литература
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М., 2010.
Дополнительная литература
Маклюен М. Понимание медиа. М., Жуковский, 2003
Землянова Л.М. Современная американская коммуника тивистика. М., 1996.
Семинар 5. Современные тенденции развития мирового телевидения
1. Проявления глобализации в зарубежном ТВ. Плюсы и минусы глобализации.
2. Демассовизация и массовая культура
3. Конгломерация и меры против монополизации рынка
4. Конвергенция и перспективы цифровизации.
Основная литература
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М., 2010.
Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М., 2011.
III. Форма итогового контроля
Примерные вопросы к зачету /экзамену
1.Пропагандистское ТВ нацистской Германии.
2.Соперничество механической и электронной систем ТВ в Европе и США.
3.Формирование общественного вещания Би-би-си.
4.Би-би-си как образец общественного вещания.
5.Структура английского ТВ
6.Кабельно-спутниковое вещание Великобритании.
7.Основные вехи развития японского ТВ (каналы, специфика репер-туара, технические достижения).
8.Формирование коммерческих телесетей в США.
9.Базовые и платные кабельно-спутниковые каналы в США.
10.Принципы программирования коммерческого ТВ.
11.Си-эн-эн и «журналистика сиюминутности».
12.Появление видео и его последствия.
13.Чем актуальна антиутопия Дж.Оруэлла «1984»?
14.Американское общественное ТВ (Пи-би-эс).
15.Э.Марроу и американская теледокументалистика 1950-
1960-х годов.
16.Конкуренция и репертуар общенациональных телесетей США.
17.Общественно-правовое ТВ ФРГ (АРД и ЦЦФ).
18.Коммерческое вещание в Германии.
19.Основные вехи развития ТВ Франции.
20.Проблемы ТВ развивающихся стран.
21.Современное состояние ТВ КНР.
22. «Аль-Джазира»: история, программы, аудитория.
23.Плюсы и минусы глобализации в ТВ.
24.Демассовизация и массовая культура.
25.Конгломерация и конвергенция как тенденции развития мирового вещания.
26.Нормативные модели массовой коммуникации.
27.Теории активной аудитории.
28. М.Маклюен о природе массмедиа.
|