Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Высшая школа (факультет) телевидения
Кафедра словесности
Утверждаю
Зав. кафедрой
доктор филологических наук
проф. Иванова М.В.
«______»___________________2009 г.
Рабочая программа курса
«История зарубежной литературы. I пол.XIX в. Романтизм»
(Проект)
Автор-составитель: кандидат исторических наук доцент Мигранян З.А.
I.ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Курс «Зарубежная литература» один из основных базовых курсов, читаемых студентам факультета Высшая школа телевидения. Данный курс предназначен для студентов 2 курса.
Предметом курса является западная литература как феномен культуры, закономерности, основные этапы и особенности ее исторического развития.
Основные задачи курса:
-дать студентам общее представление о месте западной литературы в целостной системе западной культуры;
-На конкретном литературном, литературоведческом и культурологическом материале показать особенности развития западной литературы (При этом особое внимание уделяется основным шедеврам литературного творчества);
-Закрепить и развить навыки анализа литературного произведения.
Специфика курса предполагает не подробное изучение и максимальный охват произведений западной литературы, а знакомство с наиболее крупными шедеврами, ставшими культурным явлением не только для своего времени, но и вошедшими в мировую сокровищницу художественного творчества.
Лекционный курс раздела «Западная литература первой половины XIX века» рассчитан на один семестр, в течение этого времени предполагается знакомство с основными литературными течениями и их важнейшими представителями в западно-европейской и американской литературе.
II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1Введение
Романтизм и Просвещение: отталкивание и преемственность. Великая Французская революция и романтизм. Изменения в истории общества и в представлениях о природе человека. Процесс индивидуализации сознания. Великие завоевания просветителей, открытия романтиков, достижения естественных наук, без которых невозможно представить себе новое искусство и его поэтику. Деятельность, творчество, созидание нового и самосозидание – актуальные категории в романтизме. Ситуация социальной нестабильности, активного перераспределения сфер духовной деятельности и возрастания общественной значимости искусства, особенно литературы. Новое положение писателей в обществе, не свойственное характеру их труда и прямому назначению: Байрон руководит национально-освободительным движением в Греции. Гюго сражается с политикой Наполеона Малого. Стендаль становится консулом в Чивитта-Веккье после интендантской службы у Наполеона. Борьба «литературности» и «правды жизни». Фигура автора, подчиняющего себе жанр и стиль. Особенности взаимного сосуществования романтизма и реализма. Стадии стремления к обобщению и синтезу – перерождение в натурализм, вызревание новой оппозиции со стороны романтизма; взаимодействие и взаимное отталкивание направлений. Динамика литературного процесса, раскрытие национальной специфики искусства. Проблемы периодизации литературного процесса в Западной Европе XIX века. Образ романтического героя, бунтаря-одиночки. Романтическое двоемирие, обусловленное новым центральным персонажем литературного процесса – автором, создающим из окружающего хаоса свой гармоничный и упорядоченный мир. Различные типы двоемирия, сформированные немецким, английским и французским национальным сознанием. Проблемы свободы и несвободы. Отличие трактовки творческого сознаниянемецкой и английской литературе. Разрушение традиционной системы жанров, пересмотр традиционных жанров в романтизме. Новые концепции природы, человека, открытие истории для конкретной личности. Мир души, внутреннего «я», дуализм отношений автора и читателя.
Раздел 1. Немецкий романтизм
Тема 1.Лекция 2. Ранний романтизм в Германии.
Национальное своеобразие немецкого романтизма. Литературный быт «йенцев», журнал «Атеней». Отношения с Гете и с корифеями современной философской мысли – И.Кантом, Й.-Г.Фихте, Фр.В.Шеллингом. Людвиг Тик «Странствия Франца Штернбальда», «Любовные песни немецких миннезингеров». Преобразование жанра романа в романтизме. Ослабление идейно-сюжетного стержня за счет усиления лирической стихии. Художник – новый культурный герой. «Белокурый Экберт». Романтическая сказка – «канон поэзии» (Новалис): способ стихийного мифотворчества и лекарство для культуры, больной отчуждением. Тик - комедиограф. Философская направленность йенской школы. Теория и практика йенских романтиков. Филологическийхарактер второй школы гейдельбергских романтиков.
Система жанров, романтическая ирония. Связь литературы с философией (Фихте, Кант, Шеллинг). Научные идеи в немецком романтизме и пропагандистские целиромантического искусства. Романтическая философия религии (Шлейермахер). Мистический подход к религии. Критическое отношение Ф.Шлегеля к «Речам о религии» Шлейермахера. Двоемирие, понятие свободы и несвободы. Тема судьбы художника, творческого воображения. Связь с фольклором и немецкими легендами. «Генрих фон Офтердинген» и «Странствия Франца Штернбальда» - воплощение теории воображения, творческого процесса в художественном фрагменте. Путешествие и странствие как пути выхода за объективную реальность и погружения в мир природы, в собственный внутренний мир, взыскующий свободы самовыражения. Метафоричность и символизм немецкого романтизма. Специфика романа воспитания, вариации этого жанра. Фридрих фон Гарденберг (Новалис). «Гимны ночи». Поэзия как магия, «искусство использовать чувственный мир по своему желанию». «Ученики в Саисе». Романтическая натурфилософия: природа и человечество между утратой и возвратом Золотого века, воображение и любовь как царский путь познания. «Генрих фон Офтердинген» - романтическая версия «романа воспитания», «анти-Мейстер».
Тема 2.Лекция 3.Пути развития немецкого романтизма. Клейст.
Фридрих Шлегель как теоретик нового искусства. «Люцинда»: индивидуальная идиллия на грани пародии. Рефлексивность и самокритика в романтизме. Романтическая ирония как возможность подняться «над всем обусловленным» (Фр. Шлегель) и ее по неизбежности двойственная функция:волшебная палочка, освобождение из плена связанного сознания, - рычаг, расшатывающий бытие в его основаниях. К. Брентано. «Повесть о честном Каспере и пригожей Аннерль». Болезненное отречение от раннеромантической эйфории. Переход от романтизма к эпохе (стилю) биндермейера.
Проблематика взаимоотношений романтизма и христианства. Истинный верующий=поэт=пророк, творчество=священнодействие. Генрих фон Клейст. Истоки трагического мироощущения, становление жизненной философии. «Разбитый кувшин»: невозможность взаимопонимания в распавшемся мире – комедийное освоение трагической ситуации. «Пентесилея». «Кэтхен из Гейльбронна». Человек – сам себе судьба (и потому заложник собственного произвола) или доверчивая марионетка в руках вседержителя. Значение подтекста в драматургии Клейста – подмена слова жестом, роль лакун в построении психологического рисунка. Клейст-новеллист. «Микаэль Кольхаас». Драматургия Г. Фон Клейста как пример эксперимента в драме. «Невидимый театр» как способ расширения сценического пространства и метод создания напряженности и внутреннего драматизма. Метод «пристального чтения» в применении к драмам «Пентесилея», «Принц Гомбургский», «Кэтхен из Гейльбронна» и комедии «Разбитый кувшин». Крайности романтизма в представлении трагедии рока. Особое понимание судьбы. Параллельное существование мира фантазии и мира реальности.
Тема 3.Лекция 4. Гофман и др.
Периодизация. Э.Т.А. Гофман. «Золотой горшок». «Песочный человек». «Крошка Цахес». «Царство грез» как сфера обитания художника – сладостно-смутный промежуток между миром вещей и миром духа, филистерским бытом и ясным светом абсолюта. Философия творчества у Гофмана. Хрупкий баланс поэтического и гротескного, смешного и страшного. Романтический гений – предмет едко-критической самоиронии. Субъективное и объективное видение жизни в их относительной силе и уязвимости («Угловое окно»). «Житейские воззрения кота Мура» двойничество как прием и жизненный принцип. Природа фантастического в романтическом искусстве. Универсальность фигуры Гофмана. Художественный мир Гофмана. Деление мира на «музыкантов и немузыкантов», фантастическое и реальное. Музыка в жизни и творчестве Гофмана. Первая романтическая опера и сказки, положенные на музыку. Феи и волшебники в произведениях Гофмана. Изображение творческого процесса. Взаимообратимость двух миров как игра с читателем в «Житейских воззрениях кота Мурра». «Пристальное