Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/about/magistratura/prog_gos_mag.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:24:41 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ДЛЯ МАГИСТРАТУРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ МГУ

по направлению подготовки "Телевидение"

(магистерская программа «Телепроизводство и телевещание»)

I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ (теория журналистики и функционирования СМИ, методология исследований в сфере СМИ, история и теория телевидения)

При ответе на экзаменационные вопросы первого цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:

теории журналистики, функционирования СМИ и иных средств массовых коммуникаций в России и в мире; особенности функционирования телевидения в условиях развития интернета, сетевых СМИ и социальных сетей;

методов научных исследований в сфере любых средств массовой коммуникации;

теории телевидения (в разных его ипостасях - технологической, общественной, политической, коммерческой, культурологической, собственно творческой, в первую очередь - журналистской);

основных проблем и коллизий, связанных с функционированием современных СМИ (свобода и ответственность СМИ, конфликты интересов, правовые аспекты функционирования СМИ, сущность и конкретные нормы профессиональной этики и пр.);

основных этапов и тенденций развития мирового и отечественного телепроизводства и телевещания;

теории кино- и телепроизводства во всех его составляющих – продюсирование, теледраматургия, телережиссура, режиссура монтажа, тележурналистика и ведение телевизионных программ.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ

МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Основные теории журналистики и СМИ. Функции СМИ. Концепция медиократии.

Институт свободы печати (свободы СМИ) и его современное состояние.

Концепция СМИ как 'четвертой власти'.

Тележурналистика как объект и субъект политического процесса.

СМИ, журналистика и массовая культура.

Телевидение как социальный и политический феномен.

Национальные интересы и СМИ (совпадения и конфликты интересов).

Феномен времени и СМИ.

СМИ и общество: реальное и виртуальное.

Правовые и моральные проблемы функционирования СМИ и телевидения.

Телевидение и рациональное знание.

Технологические инновации и телевидение.

Основные виды теорий в области массовой коммуникации.

Нормативные теории и их значение в науке о массовой коммуникации.

Теории пропаганды: их происхождение, рост значения и упадок.

Теория массового общества: причины популярности.

Возникновение парадигмы ограниченных эффектов.

Теория двухступенчатого потока информации Пола Лазерсфельда.

Теория изменения установок.

Феноменологическая теория Джозефа Клаппера.

Теория подкрепления.

Теория когнитивной согласованности и связанные с ней селективные процессы.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера.

Теории селективного влияния.

Теория диффузии Эверетта Роджерса.

Функциональный анализ Роберта Мертона.

Теории социального научения.

Теории активной аудитории.

Теория обретения пользы и удовлетворения.

Теория 'спирали молчания' Элизабет Ноэль-Нойман.

Две школы в изучении массовой коммуникации.

Культурологический анализ.

Критическое направление: медиа и общество.

Идеи Маршалла Маклюэна.

Концепция 'интерактивного общества'.

Идея информационного общества.

Теории компьютерной коммуникации.

Особенности виртуальных коммуникаций.

Культура и этика виртуальных коммуникаций.

Аудитория многоканальной среды.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Становление советского (российского) телевидения и тележурналистики в первое десятилетие после Великой Отечественной войны.

Советское телевидение времен "оттепели" и 60-х годов.

Политика государства в области телевизионного вещания в 70-е - в первой половине 80-х годов.

Игровой и документальный телевизионный кинематограф.

Телевидение 'перестройки и гласности'. Телевидение в условиях политизации общества, его роль в развитии общественных процессов в конце 80-х - начала 90-х годов.

Возникновение негосударственного телевидения. Телепроизводство и телевещание в условиях рынка и демократии.

Телевидение в системе западной модели демократии.

Телевидение как политический ресурс. Выборы и телевидение в США.

Информационное телевидение (модель CNN).

Телевидение и глобализация.

Кабельное и спутниковое телевидение (нишевое телевидение).

Развлекательное телевидение. Инфотеймент.

Общественное телевидение.

Концептуальные основы вещательной политики телеканала. Типология вещательных каналов.

Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией.

II. ТЕОРЕТИКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (информационное телевидение, журналистика, телевизионная журналистика, теория сценарного дела, телережиссуры, видеосъемки)

При ответе на экзаменационные вопросы второго цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:

теоретических основ практической творческой и организационной деятельности в области журналистики вообще и телевизионной журналистики в частности, создания литературных и режиссерских сценариев, телевизионной режиссуры (включая режиссуру документального и игрового кино), операторской работы в различных условиях и при реализации телепроектов разной жанровой и тематической направленности, а также всех видов монтажа и озвучивания.

ТЕЛЕПРОГРАММИРОВАНИЕ

Концептуальные основы вещательной политики телеканала. Типология вещательных каналов. Понятие формата вещания. Вещательная концепция канала и ее составляющие. Контент вещания. Типология программного продукта.

Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией. Процесс создания телевизионной программы и этапы программирования: прогнозирование, перспективное и календарное планирование.

Методы программирования. Сетка вещания. Особенности программирования в сетевом телевизионном вещании. Специфика программирования регионального и местного телевидения.

Телепрограммирование и методы изучения аудитории. Рейтинг. Рейтинг и доля единицы контента, рейтинг и доля канала. Значение рейтинга и доли в условиях межканальной конкуренции. Бренд телеканала. Экономика и программная политика.

Современные способы телевещания. Телевидение в Интернете.

Современные способы потребления телевизионного контента на различных типах устройств (платформ).

Цифровое телевизионное вещание. Провайдеры и принципы пакетирования контента.

ТЕОРИЯ ТЕЛЕРЕЖИССУРЫ

Законы телережиссуры.

Драматургическая основа телепродукта. Работа режиссера с драматургическими конструкциями.

Виды режиссерской деятельности (студия, внестудийные съемки, концертные площадки, спортивные мероприятия, крупноформатные массовые зрелища).

Заявка, синопсис, литературный и режиссерский сценарии на телевидении.

Режиссура научно-популярного телевидения.

Режиссура телевизионного документального кино.

Режиссура многокамерных съемок.

Режиссура игрового телевидения.

ТЕОРИЯ ТЕЛЕПРОДЮСИРОВАНИЯ И ТЕЛЕМЕНЕДЖМЕНТА

Коммерческие, производственные и творческие составляющие продюсерской деятельности.

Роль и место продюсера в современном телевизионном/ кино процессе. Функциональные обязанности, права и ответственность продюсера.

Формирование затрат на производство аудиовизуальной продукции в современных экономических условиях

Современные методы продвижения аудиовизуальных произведений.

Исключительные, неисключительные и смежные права.

Комплекс работ, проводимых продюсером в предсъемочный период и направленных на оптимизацию издержек производства.

ТЕОРИЯ ОПЕРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

Телевидение как визуальное медиа.

Операторское дело как основополагающая часть телепроизводства.

Виды операторской деятельности. Оператор-постановщик.

Композиции кадра, кадрирование.

Система разных приемов съемки.

Проблема света в операторском деле.

Система видов и методов съемок в различных телевизионных жанрах.

Системное планирование организации съемочного процесса в тех или иных условиях (в зависимости от того или иного предстоящего объекта съемок)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ТЕЛЕПРОГРАММ

Текст, речь и изображение в телепродукте.

Видо-родовая структура публичного выступления.

Вербальные и невербальные коммуникативные явления, их признаки.

Признаки телевизионного текста. Требования к тексту информационных программ.

Виды телевизионного текста в кадре. Выполнить практическое задание.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.​ Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. - М.: ИКЦ 'МарТ'; Ростов н/Д., 2006.

2.​ Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2010

3.​ Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: Изд. РИП-холдинг, 2004

4.​ Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М.: изд-во 'Икар' 2011.

5.​ Волынец М.М. Профессия оператор. М., Аспект Пресс, 2004

6.​ Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

7.​ История русской журналистики 18-19 вв. Уч. пособие по ред. Л.П. Громовой, С-Пб, изд. Петербургского университета, 2003.

8.​ Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. С-Пб, 2005.

9.​ Кузнецов И.В. История отечественной журналистики 1917-2000 гг. Уч. пособие, М., 2008.

10.​ Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для студентов вузов. /Под ред. П.К. Огурцова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко, М., 2009.

11.​ Махонина С.Я. История русской журналистики нач. ХХ в., М., 2006.

12.​ Научные и учебные тетради Высшей школы телевидения МГУ. ?1, ? 2 / Сост.В.Т.Третьяков., М., 2010.

13.​ Профессия — продюсер кино и телевидения. Практические подходы. Учебник под ред. В.И. Сидоренко и П.К. Огурчикова, М., 2010.

14.​ Рабигер М. Монтаж. М., ИПК ТВ и РВ., 1999.

15.​ Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003.

16.​ Третьяков В.Т Основы теории и практики современной телевизионной журналистики. Лекции. Видеокурс. 2011-2012г.г.// http://ftv.msu.ru/ about/video/

lections.php

17.​ Телевизионная журналистика. Издание 5, исправленное и дополненное. МГУ, Наука, 2005.

18.​ Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., Алгоритм, 2010.

19.​ Утилова Н.И. Монтаж как средство художественной выразительности. М., ИПК ТВ и РВ, 1997.

20.​ Фрумкин Г.М. Телевизионная режиссура. Введение в профессию., М., 2009.

21.​ Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие - М., 2008.

22.​ Эфир отечества. Создатели и звезды отечественного телевидения о себе и о своей работе. Сборник интервью. Книга первая. / Сост.В.Т.Третьяков., М., 2010.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...