ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ДЛЯ МАГИСТРАТУРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ МГУ
по направлению подготовки "Телевидение"
(магистерская программа «Телепроизводство и телевещание»)
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ (теория журналистики и функционирования СМИ, методология исследований в сфере СМИ, история и теория телевидения)
При ответе на экзаменационные вопросы первого цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:
теории журналистики, функционирования СМИ и иных средств массовых коммуникаций в России и в мире; особенности функционирования телевидения в условиях развития интернета, сетевых СМИ и социальных сетей;
методов научных исследований в сфере любых средств массовой коммуникации;
теории телевидения (в разных его ипостасях - технологической, общественной, политической, коммерческой, культурологической, собственно творческой, в первую очередь - журналистской);
основных проблем и коллизий, связанных с функционированием современных СМИ (свобода и ответственность СМИ, конфликты интересов, правовые аспекты функционирования СМИ, сущность и конкретные нормы профессиональной этики и пр.);
основных этапов и тенденций развития мирового и отечественного телепроизводства и телевещания;
теории кино- и телепроизводства во всех его составляющих – продюсирование, теледраматургия, телережиссура, режиссура монтажа, тележурналистика и ведение телевизионных программ.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ
МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Основные теории журналистики и СМИ. Функции СМИ. Концепция медиократии.
Институт свободы печати (свободы СМИ) и его современное состояние.
Концепция СМИ как 'четвертой власти'.
Тележурналистика как объект и субъект политического процесса.
СМИ, журналистика и массовая культура.
Телевидение как социальный и политический феномен.
Национальные интересы и СМИ (совпадения и конфликты интересов).
Феномен времени и СМИ.
СМИ и общество: реальное и виртуальное.
Правовые и моральные проблемы функционирования СМИ и телевидения.
Телевидение и рациональное знание.
Технологические инновации и телевидение.
Основные виды теорий в области массовой коммуникации.
Нормативные теории и их значение в науке о массовой коммуникации.
Теории пропаганды: их происхождение, рост значения и упадок.
Теория массового общества: причины популярности.
Возникновение парадигмы ограниченных эффектов.
Теория двухступенчатого потока информации Пола Лазерсфельда.
Теория изменения установок.
Феноменологическая теория Джозефа Клаппера.
Теория подкрепления.
Теория когнитивной согласованности и связанные с ней селективные процессы.
Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера.
Теории селективного влияния.
Теория диффузии Эверетта Роджерса.
Функциональный анализ Роберта Мертона.
Теории социального научения.
Теории активной аудитории.
Теория обретения пользы и удовлетворения.
Теория 'спирали молчания' Элизабет Ноэль-Нойман.
Две школы в изучении массовой коммуникации.
Культурологический анализ.
Критическое направление: медиа и общество.
Идеи Маршалла Маклюэна.
Концепция 'интерактивного общества'.
Идея информационного общества.
Теории компьютерной коммуникации.
Особенности виртуальных коммуникаций.
Культура и этика виртуальных коммуникаций.
Аудитория многоканальной среды.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Становление советского (российского) телевидения и тележурналистики в первое десятилетие после Великой Отечественной войны.
Советское телевидение времен "оттепели" и 60-х годов.
Политика государства в области телевизионного вещания в 70-е - в первой половине 80-х годов.
Игровой и документальный телевизионный кинематограф.
Телевидение 'перестройки и гласности'. Телевидение в условиях политизации общества, его роль в развитии общественных процессов в конце 80-х - начала 90-х годов.
Возникновение негосударственного телевидения. Телепроизводство и телевещание в условиях рынка и демократии.
Телевидение в системе западной модели демократии.
Телевидение как политический ресурс. Выборы и телевидение в США.
Информационное телевидение (модель CNN).
Телевидение и глобализация.
Кабельное и спутниковое телевидение (нишевое телевидение).
Развлекательное телевидение. Инфотеймент.
Общественное телевидение.
Концептуальные основы вещательной политики телеканала. Типология вещательных каналов.
Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией.
II. ТЕОРЕТИКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (информационное телевидение, журналистика, телевизионная журналистика, теория сценарного дела, телережиссуры, видеосъемки)
При ответе на экзаменационные вопросы второго цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:
теоретических основ практической творческой и организационной деятельности в области журналистики вообще и телевизионной журналистики в частности, создания литературных и режиссерских сценариев, телевизионной режиссуры (включая режиссуру документального и игрового кино), операторской работы в различных условиях и при реализации телепроектов разной жанровой и тематической направленности, а также всех видов монтажа и озвучивания.
ТЕЛЕПРОГРАММИРОВАНИЕ
Концептуальные основы вещательной политики телеканала. Типология вещательных каналов. Понятие формата вещания. Вещательная концепция канала и ее составляющие. Контент вещания. Типология программного продукта.
Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией. Процесс создания телевизионной программы и этапы программирования: прогнозирование, перспективное и календарное планирование.
Методы программирования. Сетка вещания. Особенности программирования в сетевом телевизионном вещании. Специфика программирования регионального и местного телевидения.
Телепрограммирование и методы изучения аудитории. Рейтинг. Рейтинг и доля единицы контента, рейтинг и доля канала. Значение рейтинга и доли в условиях межканальной конкуренции. Бренд телеканала. Экономика и программная политика.
Современные способы телевещания. Телевидение в Интернете.
Современные способы потребления телевизионного контента на различных типах устройств (платформ).
Цифровое телевизионное вещание. Провайдеры и принципы пакетирования контента.
ТЕОРИЯ ТЕЛЕРЕЖИССУРЫ
Законы телережиссуры.
Драматургическая основа телепродукта. Работа режиссера с драматургическими конструкциями.
Виды режиссерской деятельности (студия, внестудийные съемки, концертные площадки, спортивные мероприятия, крупноформатные массовые зрелища).
Заявка, синопсис, литературный и режиссерский сценарии на телевидении.
Режиссура научно-популярного телевидения.
Режиссура телевизионного документального кино.
Режиссура многокамерных съемок.
Режиссура игрового телевидения.
ТЕОРИЯ ТЕЛЕПРОДЮСИРОВАНИЯ И ТЕЛЕМЕНЕДЖМЕНТА
Коммерческие, производственные и творческие составляющие продюсерской деятельности.
Роль и место продюсера в современном телевизионном/ кино процессе. Функциональные обязанности, права и ответственность продюсера.
Формирование затрат на производство аудиовизуальной продукции в современных экономических условиях
Современные методы продвижения аудиовизуальных произведений.
Исключительные, неисключительные и смежные права.
Комплекс работ, проводимых продюсером в предсъемочный период и направленных на оптимизацию издержек производства.
ТЕОРИЯ ОПЕРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Телевидение как визуальное медиа.
Операторское дело как основополагающая часть телепроизводства.
Виды операторской деятельности. Оператор-постановщик.
Композиции кадра, кадрирование.
Система разных приемов съемки.
Проблема света в операторском деле.
Система видов и методов съемок в различных телевизионных жанрах.
Системное планирование организации съемочного процесса в тех или иных условиях (в зависимости от того или иного предстоящего объекта съемок)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ТЕЛЕПРОГРАММ
Текст, речь и изображение в телепродукте.
Видо-родовая структура публичного выступления.
Вербальные и невербальные коммуникативные явления, их признаки.
Признаки телевизионного текста. Требования к тексту информационных программ.
Виды телевизионного текста в кадре. Выполнить практическое задание.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. - М.: ИКЦ 'МарТ'; Ростов н/Д., 2006.
2. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2010
3. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: Изд. РИП-холдинг, 2004
4. Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М.: изд-во 'Икар' 2011.
5. Волынец М.М. Профессия оператор. М., Аспект Пресс, 2004
6. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.
7. История русской журналистики 18-19 вв. Уч. пособие по ред. Л.П. Громовой, С-Пб, изд. Петербургского университета, 2003.
8. Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. С-Пб, 2005.
9. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики 1917-2000 гг. Уч. пособие, М., 2008.
10. Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для студентов вузов. /Под ред. П.К. Огурцова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко, М., 2009.
11. Махонина С.Я. История русской журналистики нач. ХХ в., М., 2006.
12. Научные и учебные тетради Высшей школы телевидения МГУ. ?1, ? 2 / Сост.В.Т.Третьяков., М., 2010.
13. Профессия — продюсер кино и телевидения. Практические подходы. Учебник под ред. В.И. Сидоренко и П.К. Огурчикова, М., 2010.
14. Рабигер М. Монтаж. М., ИПК ТВ и РВ., 1999.
15. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003.
16. Третьяков В.Т Основы теории и практики современной телевизионной журналистики. Лекции. Видеокурс. 2011-2012г.г.// http://ftv.msu.ru/ about/video/
lections.php
17. Телевизионная журналистика. Издание 5, исправленное и дополненное. МГУ, Наука, 2005.
18. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., Алгоритм, 2010.
19. Утилова Н.И. Монтаж как средство художественной выразительности. М., ИПК ТВ и РВ, 1997.
20. Фрумкин Г.М. Телевизионная режиссура. Введение в профессию., М., 2009.
21. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие - М., 2008.
22. Эфир отечества. Создатели и звезды отечественного телевидения о себе и о своей работе. Сборник интервью. Книга первая. / Сост.В.Т.Третьяков., М., 2010.
|