Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/about/4students/prog_gos_bak.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:20:01 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ МГУ

по направлению "Журналистика"

I.​ ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

(теория и история журналистики, кино и телевидения, телекритика)

При ответе на экзаменационные вопросы первого цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:

теории и истории отечественной (русской) журналистики и функционирования как печатных, так и электронных СМИ в России на всех исторических этапах их развития с момента возникновения в 18 веке;

основных проблем и коллизий, связанных с функционированием современных СМИ (свобода и ответственность СМИ, конфликты интересов, правовые аспекты функционирования СМИ, сущность и конкретные нормы профессиональной этики и пр.);

истории отечественного (российского) телевидения в основных этапах его технологического и творческого развития;

истории зарубежного телевидения;

телекритики, истории ее развития, а также предмета, объекта и субъекта телекритики;

теории телевидения (в разных его ипостасях - технологической, общественной, политической, коммерческой, культурологической, собственно творческой, в первую очередь - журналистской).

ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМИ

Средства массовой информации и журналистика: соотношение, пересечение, различия. Журналистика как специфическая сфера публичной и политической деятельности, общественный статус журналиста.

Как добиться профессиональной независимости, журналист и власть. Проблема объективности, беспристрастности и ангажированности.

Журналистика как наука. Концепция СМИ как «четвертой власти». Концепция медиократии.

Проблема доверия к СМИ и журналистам. Специфика политической журналистики. Конфликт интересов в журналистике. СМИ и журналистика в системе управления обществом. Национальные интересы, СМИ и журналистика. Два парадокса журналистики

Журналистские жанры: краткая характеристика, аналоги в литературе и науке. Информация. Репортаж. Интервью. Статья, комментарий. Аналитическая статья. Публицистическая статья. Служебные жанры журналистики.

Журналистика как профессия. Главные функции журналистики. Дополнительные функции журналистики. Первородная (генетическая) функция журналистики.

Свобода печати (свобода СМИ) и смежные свободы. Законные и незаконные способы ограничения свободы печати (свободы СМИ), институт цензуры. Свобода печати (свобода слова) в системе других человеческих ценностей. Позитивные составляющие института свободы СМИ. Негативные составляющие института свободы СМИ. Современное состояние свободы СМИ в России (и в сравнении с другими странами).

Естественное (нормальное) и аномальное в журналистике. Оригинальное (новое) и банальное (известное) в журналистике. Сюжетные узлы в журналистике. Индивидуальное и коллективное в журналистских текстах. Способы формирования собственного стиля.

Типы и виды СМИ, градация СМИ по их объективным и субъективным характеристикам. Характеристика печатных СМИ и журналистика в них. Специфические особенности журналистики на телевидении

Конкуренция в журналистике. Журналистика и феномен времени. Прогноз в журналистике.

Как брать интервью (правила интервьюера). Правила и методы верификации информации.

Свой стиль в журналистике. Журналистские специальности. Журналистика и литература: общее и специфическое.

Правда, ложь, обман и умолчание в журналистике. Незлонамеренная дезинформация (непреднамеренная ложь). Злонамеренная дезинформация, клевета. Пропаганда. Общечеловеческая и профессиональная мораль в журналистике

Журналистика и реальность. Журналистика и развлечение. PR и журналистика.

Недобросовестная конкуренция в СМИ.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Газета «Ведомости» при Петре I. «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости»: общая характеристика изданий. Сатирические журналы Н.И. Новикова. Журналистская деятельность Н.М. Карамзина в 1790-х гг. Журнал «Московский вестник», альманахи «Аглая» и «Аониды». Журналистская деятельность Н.М. Карамзина в 1800-х гг. Журнал «Московский вестник».

Власть и печать во второй половине 1820-х и в 1830-х гг. Становление провинциальной правительственной прессы. Журналистская деятельность А.С. Пушкина. Споры западников и славянофилов в журналистике (В.Г. Белинский, А.И. Герцен; И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин). Журнал «Современник». Публицистика Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского. Журнал «Отечественные записки». Журнально-издательская деятельность Н.А. Некрасова. М.Е. Салтыков-Щедрин как журналист. Эмигрантская пресса. Издания А.И. Герцена. Газеты. «Новое время» и редакционно-издательская деятельность А.С. Суворина.

Журналистика 1917—1920-х гг. Октябрьский переворот, просоветские и антисоветские издания.

Журналистика конца 1980-х – начала 1990-х гг. «Перестройка» и «гласность» и их воздействие на журналистку.

Пресса после 1992 г.: тенденции развития.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

История отечественной тележурналистики

Великие научные открытия и изобретения XIX начала ХХ века, приведшие к созданию телевидения. П.Нипков, Б.Розинг, В.Зворыкин.

Начало телевизионного вещания в России и его становление в предвоенные годы. Механическое и электронное телевидение. Первые передачи механического и, позднее, электронного телевидения. Особенности распространения сигнала этими способами вещания. Создание Шаболовской студии телевидения и ее новые возможности. Рождение ленинградского телевидения и его первые передачи. Создание Всесоюзного Комитета по радиовещанию и радиоинформации при Совнаркоме СССР и отдела телевидения.

Восстановление телевещания в СССР после Великой Отечественной войны. Создание Центральной студии телевидения. Постановление Совета Министров СССР 1951 года по вопросам дальнейшего развития телевещания в стране и его значение для обеспечения телевещания кинофильмами, телеспектаклями, концертными программами. Расширение структуры Центрального телевидения, формирование вещательных редакций.

Телевидение становится массовым. Открытие второй телевизионной программы.

Появление тележурналистики. Становление журналистских жанров на телевидении.

Расширение возможностей телевещания с появлением новых технических средств в конце 40-х – начале 50-х годов. ПТС.

Телевидение в эпоху «оттепели» середины 50-х - 60-х годов. Формирование информационного телевещания и телепублицистики. Формирование основных тематических направлений и игрового телевидения. В.Сапак о природе и возможностях телевидения. Форматы «прямого» эфира. Редакционная структура телевидения. Информационное вещание. Популярные передачи и люди телевидения.

Развитие телевидения и тележурналистики в конце 60-х – начале 70-х годов. Создание системы центрального, республи​канского и местного ТВ. Останкинский телевизионный комплекс. Видеозапись и видеомонтаж, творческие возможности и влияние на программную политику и телевизионную журналистику.

Политика государства в области идеологии телевизионного вещание в 70-х – середины 80-х годов. Реформа структуры государственного телевидения. Реформа программной политики. Основные программы информационно-политического вещания. Познавательные программы. Игровые, художественные и детские программы этих лет. Художественный и документальный телевизионный кинематограф. Основные произведения. Рождение сериала на отечественном телевидении.

Отечественное телевидение и тележурналистика периода «перестройки» середины 80-х – начала 90-х годов. Реформы в сфере идеологии и их отражение в программной политике. Борьба политических сил за влияние на телевидение. Основные программы и тележурналисты, оказавшие существенное влияние на процессы демократизации в обществе. Первый съезд народных депутатов СССР (май 1989 года) и его телетрансляции. Преобразование Гостелерадио СССР во Всесоюзную, позднее во Всероссийскую, государственную телерадиовещательную компанию «Останкино».

Создание Российского телевидения и его место в отстаивании демократических свобод. Тележурналистика нового политического поколения.

Создание Общественного российского телевидения на первом вещательном канале и ликвидация Всероссийской государственной телерадиовещательной компании «Останкино».

Разделение централизованной телерадиоимперии советского государства на вещательные организации республик бывшего СССР.

Возникновение негосударственного телевидения. Особенности тележурналистики в негосударственных компаниях.

Российское телевидение в условиях рыночной экономики. Формирования рынка телевизионных вещателей и телевизионного контента. Процесс проникновения рекламы на телевидение. Тележурналистика в современных условиях.

Телевизионный рынок сегодня и его основные игроки.

История зарубежного телевидения

Современные тенденции развития мирового телевидения /глобализация, демассовизация, конгломерация, конвергенция/.

Би-би-си как образец общественного телевидения.

Общественно-правовое телевидение ФРГ/АРД, ЦДФ.

Цифровизация телевидения в США и Европе.

Международные спутниковые каналы новостей /Си-эн-эн, «Би-би-си уорлд ньюс», «Евроньюс», «Аль-Джазира»/.

ТЕЛЕКРИТИКА

Сущность и особенности современной российской телекритики. Социальная востребованность телекритики. Место телекритики в ряду других искусствоведческих дисциплин. Телекритика как вид журналистики. Особенности критического анализа виртуальных телевизионных образов. Звездная природа телевидения и отражение «звездности» в телекритике. Телекритика как непрерывное и повседневное отражение телевизионного процесса.

Коммерциализация телевидения и роль телекритики в сохранении «качественного» телевидения. Рецензия, эссе, обзор, обзор с использованием телевизионной социологии, реплика, мини-опрос, авторская колонка, радиообзор как жанры телекритики. Зрительская (рейтинговая) и телекритическая оценки – разность системы координат и методологии оценки.

Объективизм и субъективизм в телекритике. Отношения критика и зрителя – сходства и различия в оценках телевизионного продукта.

История отечественной телекритики как отражение истории отечественного телевидения и отечественной журналистики. Формы анализа и оценки телевизионного продукта.

Телекритика как средство формирования общественного мнения и поле битвы за хороший вкус. Базовые умения телекритика . Карнавальность телевидения.

Феномен виртуальности телевидения.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.​ Больц Н. Азбука медиа. М., 2011.

2.​ Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М.: изд-во «Икар» 2011

3.​ Голядкин Н. Анализ аудитории. М., 2000.

4.​ Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

5.​ История отечественного кино. М. Прогресс-Традиция; 2009

6.​ История русской журналистики 18-19вв. Уч. пособие по ред. Л.П. Громовой, С-П, изд. Петербургского университета, 2003

7.​ Кузнецов И.В. История отечественной журналистики 1917-2000гг. Уч. Пособие, М., Флинта, Наука, 2008

8.​ Махонина С.Я. История русской журналистики нач. 20в, М., Флинта, Наука, 2006

9.​ Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М., 2009.

10.​ Садуль Ж. Всеобщая история кино. М. Искусство; 1956

11.​ Саппак В. Телевидение и мы. М., 1988

12.​ Телевизионная журналистика. Издание 5, исправленное и дополненное. МГУ, Наука, 2005.

13.​ Телевизионная журналистика: учебник / Редкол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский). М., 2005.

14.​ Теплиц Е. История киноискусства. М. Искусство. 1971

15.​ Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., Алгоритм 2010

16.​ Эйзенштейн С.М. Метод. В 2-х томах. М. Музей кино 2002

II. ТЕОРЕТИКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

(журналистика, телевизионная журналистика, теория сценарного дела, телережиссуры, видеосъемки, видеомонтажа)

При ответе на экзаменационные вопросы второго цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:

теоретических основ практической творческой и организационной деятельности в области журналистики и телевидения; создания литературных и режиссерских сценариев, телевизионной режиссуры (включая режиссуру документального кино); приемов и методов корреспондентской, сценарной и редакторской работы в различных телевизионных жанрах и форматах; режиссуры, режиссуры монтажа, понимание основных принципов и методов съемки при реализации телепроектов разной жанровой и тематической направленности; редактирования, риторики и дикторского мастерства, а также актерского мастерства в пределах, необходимых для ведения телепрограмм.

ЖАНРЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТКОГО ТВОРЧЕСТВА

Жанры журналистики (общее описание)

Классические жанры журналистики

Информация

Репортаж

Интервью

Статья (комментарий)

Игра

Ток-шоу

Методы верификации информации

Методики и правила интервьюирования

МАСТЕРСТВО ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА

Знание особенностей работы тележурналиста, репортера информационных, аналитических и прочих программ, создания репортажей, аналитических