Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://edu.zelenogorsk.ru/project/3ocenka.html
Дата изменения: Mon Nov 24 11:15:20 2008
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:58:45 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п р п р п р п р п
WEB-справочник 'Что такое социальное проектирование? Пробы-Практика-Проект'
 
 

Центр дистанционного образования 'Эйдос'
Всероссийский конкурс 'Дистанционный учитель года'

Страница участника 10-го Всероссийского конкурса
'Дистанционный учитель года'

WEB-справочник для педагогов и старшеклассников
'Как разработать социальный проект'

Полезная информация для разработки этапов реализации социального проекта

Система оценки проекта

Оценка помогает ответить на вопрос: 'Какого результата вы достигли'.
Так как весь проект делается ради какого-то изменения, которое должно произойти в результате реализации проекта, значит, нужно понять - изменили ли мы то, что хотели. Часто даже бывает так, что в результате у нас что-то совсем не то получилось, оценка помогает понять почему.
Все пункты плана должны быть четкими, представлены в конкретных цифрах (должны быть измеримыми), а сроки выполнения - точными датами это поможет вам в подготовке оценки.

Индикаторы.
Каждый индикатор - это ответ на вопрос. Например, эффективно ли прошло мероприятие, удалась ли PR акция и т.д. Индикатор показывает позитивно или негативно прошло мероприятие, или какое либо событие по проектному плану.

Виды индикаторов:
а) количественные (по количеству сделанного, например, посаженных деревьев, выпущенных
листовок, проведенных бесед, пришедших людей и т.д.);
б) качественные (качество : длинный, сложный, плохой, хороший, новый и т.д. по изменению
состояния, качества того или иного объекта, который стал целью вашего проекта, например, чистота
школьного двора).

1. Выбор каждого индикатора должен быть объяснен. Почему именно он был выбран, и что будет показывать позитивность или негативность.
2. После того, как мероприятие прошло, его сравнивают с индикатором и:

  • объясняют его (интерпретируют), сравнивая с задуманным;
  • делают вывод

Использование качественной оценки - способ более сложный, так как его трудно замерить, например, количеством убранных бумажек. Но его также следует использовать, так как далеко не всегда возможно измерить изменения в социальной сфере с помощью одних цифр.
Нужно помнить и о том, что не все можно измерить, например: понимание людьми необходимости
экономить воду или электричество. Но, тем не менее, в этом направлении надо работать, хотя это может быть самым общим критерием.
Виды оценки:

  1. По тому, кто оценивает:
  2. а) внутренняя (если оценку проекта проводят сами участники проекта)
    6) внешняя (если приглашают человека со стороны, имеющего опыт в оценке социальных проектов)

  3. По тому, когда оценивается

а) мониторинг (оценка мероприятий в ходе реализации проекта)
б) оценка результата (сразу после завершения реализации проекта)
в) оценка влияния (делается через месяц, два месяца, три, даже через год после завершения реализации проекта).

Мониторинг проекта

  • это один из видов оценки проектов, который заключается в постоянном отслеживании хода проекта и сравнении его с планом.
  • соотнесение результатов деятельности с задачами проекта.

Мониторинг не предполагает глубокого анализа ситуации, зато он дает оперативную информацию о том, как обстоят текущие дела на основании сравнения фактических индикаторов с запланированными.
Такая промежуточная оценка помогает вовремя внести изменения в разработанный план с учетом внешних обстоятельств, изменения состава команды, работающей над реализацией проекта и т.п.

Оценка результата проекта

  • это один из видов оценки проектов, который заключается в глубоком анализе всего проекта на момент его завершения.
  • соотнесение результатов деятельности с измеримой целью проекта.

Такая оценка позволяет понять: насколько успешно реализовался проект, что не получилось и из-за чего не получилось, что удалось и благодаря чему удалось. Стоит ли продолжать деятельность в таком направлении, насколько изменилась ситуация, соответствуют ли материальные, финансовые и моральные затраты друг другу, что приобрела команда, благодаря проекту.

Оценка влияния проекта
Влияние проекта - это позитивные и негативные, главные и второстепенные долгосрочные изменения, являющиеся прямыми или косвенными, запланированными или непреднамеренными последствиями реализации проекта

  • соотнесение результатов деятельности с миссией, с глобальной целью проекта, которая качественно улучшает общество, допустим, улучшается качество образования, повышается патриотизм, улучшается здоровье и т.д.

Делать все, что в наших силах
При определении критериев и индикаторов оценки выполнения работы над проектом следует помнить принцип "делать все, что в наших силах".
Если вы в качестве индикаторов определите слишком простые дела, то вам самим быстро станет скучно, и проект превратится в фарс, зрелище на показ.
Но не стоит брать слишком высокую планку, то есть ставить себя с самого начала в ситуацию стресса. Это очень тонкий вопрос, решение которого может найти только сама команда. Нужно оптимальное сочетание возможностей команды и трудностей, с которыми вам предстоит столкнуться во время выполнения плана.

Этапы оценки проекта:

  • Планирование оценки (что оцениваем, на какие вопросы отвечаем, когда оцениваем),
  • Сбор данных (с помощью изучения документов, наблюдений и социологических исследований получить материал для оценки, материалом для ответа на поставленные вопросы).
  • Анализ данных (полученные данные нужно объяснить, друг с другом сопоставить, например, как связаны картридж и 70 человек получивших листовки про акцию).
  • Вывод. Особенно важны такие ответы на вопросы как:
  • Соответствует ли полученный результат цели проекта?
  • Соответствуют ли затраты результату?
  • Сколько людей получили пользу от проекта и какую?

Основные отличия между концепцией, программой и проектом


Вид

Содержание

Временные особенности

Смысловая нагрузка

Образное представление

Концепция

- Общие подходы к деятельности
- Анализ ситуации
- Видение желаемого
- Миссия учреждения
- Основная цель и направленность работы учреждения
- Краткая характеристика программ и проектов

Стационарность (стратегическое выполнение)

Описание основного смысла деятельности в целом

'Визитка'

Программа

- Аналитическая записка
- Актуальность
- Концептуальные основы
- Цели и задачи
- Кадры
- Содержание
- Механизм реализации
- Материально-техническое обеспечение и финансирование
- Ожидаемые результаты

Долгосрочное выполнение

Описание модели будущей деятельности в целом или по одному / нескольким направлениям

'Карта или компас'

Проект

- Постановка проблемы
- Цели и задачи
- Управление и кадры
- Содержание и методы
- Результативность
- Бюджет

Краткосрочность (реализуется ради конкретного дела)

Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению

'Стрела, попавшая в цель'

 
       
  (С) Всероссийский конкурс 'Дистанционный учитель года', 1999-2008
(С) Антонюк С.В., 2008
http://eidos.ru/dist_teacher/
E-mail: teacher@eidos.ru
 
Дистанционные консультации