Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://edu.zelenogorsk.ru/project/1metods.html
Дата изменения: Mon Nov 24 11:15:20 2008
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:58:14 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
Методы выявления проблемы
 
 

Центр дистанционного образования 'Эйдос'
Всероссийский конкурс 'Дистанционный учитель года'

Страница участника 10-го Всероссийского конкурса
'Дистанционный учитель года'

WEB-справочник для педагогов и старшеклассников
'Как разработать социальный проект'

Что такое социальный проект?
Методы выявления и анализа проблемы. Правильная цель

Методы выявления проблемы

Для начала нам нужно разобраться, что же такое проблема. Проблема ? (от греч. задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье) ситуация рассогласования между тем, что хочется, и тем, что есть. Это ситуация, когда недостаточно средств для достижения цели.
Например, существуют такие проблемы: плохая погода, отключение горячей воды дома, переполненные автобусы, также хулиганство среди подростков, проблемы наркомании, загрязнения окружающей среды. Социальные проблемы мешают нормально функционировать обществу, мешают его развитию. Если представить, что общество это ткань, то возникающие проблемы эту ткань рвут, рвут связи между людьми, между производством и людьми и тормозят развитие. Конечно, здесь мы говорим не о проблемах вообще, а о тех. Которые решаются в рамках Акции 'Я - Гражданин'. Эти проблемы, которые, как вы уже знаете, прежде всего являются общественными, бывают самые разные. Их иногда даже разделяют по направлениям: молодежные проблемы (связанные, например, с досугом или с трудоустройством молодежи); проблемы социально неблагополучных слоев населения (детей-сирот, инвалидов, пенсионеров:.); экологические проблемы и проблемы благоустройства территорий; правовые проблемы; 'патриотические' проблемы (например, связанные с памятью о ветеранах, исторических событиях и т. п.); культурологические проблемы (связанные с сохранением исторических памятников и памятников культуры и т. п.); проблемы духовности и т. д. Подумайте, какие общественные проблемы вы видите вокруг себя и к каким сферам они относятся. При этом учитывайте, что некоторые проблемы можно отнести одновременно к нескольким направлениям или сферам.


Где и как искать проблемы?
Существует несколько источников, которые могут помочь вам в вашем поиске:

  • СМИ (газеты, выпуски новостей на местном радио и телевидении);
  • Ваши знакомые, друзья, родители, одноклассники, жители вашего микрорайона и т. п. при этом можно как просто расспросить их, а потом обсудить результаты в команде, так и провести опрос, составив свою анкету;
  • При поиске проблемы можно также использовать экскурсию учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.

После того, обсуждая возможные проблемы всей командой, вы можете воспользоваться широко известной методикой, которая называется 'мозговой штурм'. На доске рисуется ромашка и в ее лепестки записываются различные проблемы села, района, города, которые предлагаются ребятами. При этом они озвучиваются, записываются, но не обсуждаются.
Вы можете присвоить каждой из этих категории баллы от 1 до 5, например, и проголосовать в команде или выбрать одну из проблем другим способом, например тайным голосованием. В любом случае, помните, что при выборе вы должны опираться на указанные выше признаки. С целью выявления актуальной проблемы также несложно организовать игру 'Ящик предложений'. Это может быть коробка, возле которой лежат листки бумаги и ручка, для того, чтобы каждый из школьников в любой удобный момент мог написать свое предложение,
высказать свое мнение или пожелание, а также поделиться тем, что не может или не хочет публично сказать всем. Затем в классе можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике.
Также ваша команда может разделиться на несколько групп, в каждой из которых будет от 2 до 5 человек. Пусть каждая группа продумает и запишет на листе бумаги от трех до пяти общественных проблем, которые она считает важными (но не забывайте об указанных выше критериях!). На выполнение этого задания можно выделить до 10 минут. Потом в течение следующих 5 минут каждая из групп расставляет выбранные ею проблемы в порядке интереса и важности их решения (на 1,2 место и т. д.). Далее каждая из команд представляет перед остальными ту проблему, которая стоит у нее на 1 месте. Во время 'защиты' (презентации) проблемы, команда должна представить свои аргументы относительно проблемы по матрице, которую вы заполните, в лабораторной ?3.
После представления каждой командой своей проблемы, рейтинговым голосованием учащимися выбирается наиболее понравившаяся проблема для дальнейшей работы над проектом.
Успешность работы на этом этапе во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно, и в то же время твердо, направлять деятельность учащихся в оптимальном для решения данной задачи направлении.
После выбора проблемы и четкого ее формулирования, понятного всем членам команды, необходимо собраться вместе и обсудить, какие источники информации могут вам помочь (т. е. - откуда и у кого мы можем получить информацию по проблеме?). Это также может быть одним из вопросов вашего социологического опроса. По ходу работы из первоначального списка могут быть удалены одни источники, а другие добавлены.
Как исследовать проблему?
Начинать нужно постепенно. Исследуя проблему, начинайте с опроса мнения. Если убедилась, что проблема интересует не только вас, договаривайтесь о встречах с заинтересованными (или незаинтересованными) инстанциями. Идите от низших чинов к высшим. Чаще обращайтесь к средствам массовой информации. Газеты, даже если не очень положительно настроены, все равно печатают 'горячий' материал. Польза от этого несомненная.
Социологический опрос
Для того чтобы исследовать проблему, можно провести социологический опрос, который поможет:

  • найти тех людей, которых волнует ваша проблема;
  • узнать больше о проблеме;
  • получить еще больше подтверждений и доказательств, что проблема актуальна, на самом деле существует и требует скорого разрешения;
  • получить советы по ее решению.

Что такое социологический опрос?
Социологический опрос - способ сбора информации у разного количества людей (от 10 при проведении фокус-группа до нескольких тысяч при массовом опросе). Позволяет за достаточно короткое время получить максимум разнообразной информации, необходимой для принятия каких-либо решений. Например, профессиональные социологи проводят опросы для того, чтобы государственные чиновники и различные специалисты (медики, юристы, психологи:) могли выстраивать барьеры на пути распространения пагубных пристрастий (разрабатывать специальные законы и социальные программы, создавать лекарства, помогающие избавляться от зависимости, обучать правильному поведению, позволяющему избежать знакомства с наркотиками). Для того чтобы сделать это эффективно и правильно, они должны знать об очень многих аспектах проблемы. Когда вы будете придумывать свой опрос, определите, для принятия каких решений вам будут нужны полученные в итоге данные. Методы сбора информации существуют самые разные:

  • наблюдение
  • анализ документов (или контент-анализ),
  • анкетирование,
  • интервью и т. д.

Как проводить социологический опрос?
Для начала составьте анкету или опросный лист. Он будет состоять из тех вопросов, на которые вы хотите получить ответы. Заранее надо продумать. Кого необходимо опросить по данной проблеме (например, жильцов близлежащих домов, родителей, сотрудников организаций, прохожих и др.)
Существует и другой способ опроса - по телефону. Следует учитывать, что такой опрос должен проводить человек, умеющий быстро записывать ответы или запоминать, чтобы затем перенести все на бумагу. Также можно проводить такой опрос вдвоем, используя кнопку 'громкой связи', которая есть на многих телефонных аппаратах - один говорит с опрашиваемым и задает вопросы, а второй записывает.
Любой опрос начинается с представления команды и разъяснения выбранной проблемы, а также того, для чего вы проводите данное исследование.
Например: 'здравствуйте! Предлагаем Вам поучаствовать в социологическом опросе? Мы - команда клуба интеллектуальных тренировок Центра 'Перспектива'. Мы занимаемся проблемой 'Спад интеллектуальных форм отдыха в среде молодежи'.
Не забудьте поблагодарить участника вашего опроса (респондента) за удаленное вам время, а также за интерес и неравнодушие к проблеме.
Возможно, при дальнейшей работе по проекту вам будет необходимо мнение или участие опрошенных вами людей (например, для сбора подписей под коллективными письмами-обращениями, для сбора людей на субботник и другие мероприятия). В этом случае вы можете
вежливо попросить их оставить вам контактные данные (телефон. Адрес), если они того пожелают. При этом точно объясните, для чего вам в будущем будет нужна их помощь и/или участие.
При опросе, как и при интервью, вы можете использовать различное техническое оборудование (диктофон, видеокамеру). При этом, конечно, нужно будет получить согласие опрашиваемого человека. В этом случае полученная информация будет письменно фиксироваться вами после проведения опроса. Нет необходимости дословно записывать все сказанное - только то, что важно для анализа и самое интересное.
Опрос можно проводить и путем раздачи анкет опрашиваемым, чтобы они заполнили сами. При этом важно договориться о времени и/или о месте возврата анкеты (например, поставить в школе специальный ящик, если вы раздаете анкеты ребятам из других классов). Не следует оставлять анкеты людям, которые не проявляют интереса к проблеме. Вручая вашу анкету, нужно попросить участника опроса сначала ознакомиться с ее содержанием и объяснить, как именно нужно ее заполнять. Спросить, все ли понятно. Подчеркнуть, что полученные результаты анонимны (т.е. респондент может не писать свое имя, если не хочет).
Как правильно составить анкету?
Следует помнить, что эти анкеты относятся к конкретным проблемам, поэтому не следует полностью дублировать какую-либо из них при составлении собственной.
В самой анкете можно использовать:

  • Открытые вопросы, предполагающие, что ответ на них формулирует отвечающий. Рядом с таким вопросом в бланке ответа должны быть несколько свободных строк, куда может быть вписан ответ.
  • Закрытые вопросы или вопросы-меню, в которых респондент из предлагаемого перечня выбирает несколько вариантов ответа. Лучше, если при этом в формулировке ответа будет соответствующее уточнение (например, 'Да, совершенно согласен' - ведь 'да' тоже может быть разным).
  • Шкальные вопросы, варианты ответов на которые показывают интенсивность выраженности определенного признака. Здесь вашему респонденту нужно обвести цифру, соответствующую его оценке по этой шкале.
  • Вопрос анкеты может касаться личных оценок, опыта отвечающего - это прямой вопрос.
  • Но может использоваться и косвенная формулировка, когда респондента просят оценивать других. Зачастую косвенный вопрос оказывается предпочтительнее.

Правила, которые необходимо соблюдать при разработке анкеты:

  • Анкета должна начинаться с обращения к респонденту: 'Дорогой друг!', 'Уважаемый житель г. Красноярска!' и т. д.
  • Следует несколько слов сказать о самом исследовании - что изучается, почему это важно, кто проводит исследование. Необходимо обратиться с просьбой к респонденту принять участие в исследовании.
  • Важная часть анкеты - инструкция (в том случае, если респондент сам заполняет анкету). Она должна быть написана четко и ясно, чтобы респондент понимал, как именно он должен отвечать на вопросы.
  • В начале анкеты имеет смысл разместить так называемые 'контактные' вопросы. Они должны быть простыми и доступными, так, чтобы ответить на них мог любой. При чем контактные вопросы не обязательно напрямую должны быть связаны с темой исследования. Хотя при анализе результатов опроса интересно будет узнать, например, влияет ли как-то увлечение сигаретами на учебу, как проводят свободное время курящие и некурящие подростки и т. д.
  • Самые сложные с точки зрения предполагаемого респондента вопросы следует вынести в конец анкеты (как правило, это вопросы, связанные с личным опытом).
  • В конце анкеты необходимо поблагодарить респондента за участие в исследовании.

Если говорить о выборке исследования, то, например, чтобы публиковать данные в газете, необходимо опросить минимум 400-500 человек в городе, чье население составляет около 100 тысяч жителей. А минимальное количество опрошенных, которое вам необходимо в любом случае (даже если вы не собираетесь публиковать результаты) - это 50 человек.
Если вы опрашиваете ребят в школе, тогда вам желательно опросить не менее 40-50 человек, причем из разных классов/параллелей. Определите, прежде всего, ребят какого возраста необходимо опросить по вашей проблеме. Будет неправильно, например, если из ваших 50 опрошенных 40 человек окажется из десяти классов, а оставшиеся 10 - из всех остальных. Также старайтесь, чтобы число опрошенных у вас было приблизительно равное количество мальчиков и девочек (мужчин и женщин и т. д.). Если вы опрашиваете учеников нескольких школ (например, находящихся в вашем районе города), то так же в каждой школе необходимо будет получить информацию у 40-50 человек.

Опрос желательно проводить группами по 3 человека - это оптимальный вариант: первый опрашивает, второй записывает, третий помогает первым двум, а также для них является 'моральной поддержкой'. К тому же, например, ходить по квартирам в одиночку может быть опасно.

Внимание: записывать ответы опрашиваемых надо точно, не переделывая их!

После того, как учащиеся выбрали проблему для изучения, встает задача собрать исчерпывающую информацию. В рамках этой деятельности им предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заданной проблеме.
 
       
  (С) Всероссийский конкурс 'Дистанционный учитель года', 1999-2008
(С) Антонюк С.В., 2008
http://eidos.ru/dist_teacher/
E-mail: teacher@eidos.ru
 
Дистанционные консультации