Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://edu.zelenogorsk.ru/hobby/dt2001/dost6.htm
Дата изменения: Sun Nov 25 20:00:00 2001
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:38:28 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
Достоевский Ф.М.

Российская академия образования
Институт общего среднего образования РАО
Центр дистанционного образования "Эйдос"

3-й Всероссийский конкурс "Дистанционный учительгода 2001"

Зимой 1844 Достоевский задумал роман 'Бедные люди', работу над которым он начал, по его словам, 'вдруг', неожиданно, но отдался ей безраздельно. Еще в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет читали 'Бедных людей'. Под утро они пришли к Достоевскому, чтобы выразить ему восхищение. Со словами 'Новый Гоголь явился!' Некрасов передал рукопись В. Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: '... роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому'. Реакция кружка Белинского на первое произведение Достоевского стала одним из самых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодов в истории русской литературы: почти все участники, включая Достоевского, позднее возвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественных произведениях, описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Роман был напечатан в 1846 в 'Петербургском сборнике' Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великое будущее. Первые критики справедливо заметили генетическую связь 'Бедных людей' с гоголевской 'Шинелью', имея в виду и образ главного героя полунищего чиновника Макара Девушкина, восходивший к героям Гоголя, и широкое воздействие гоголевской поэтики на Достоевского. В изображении обитателей 'петербургских углов', в портретировании целой галереи социальных типов Достоевский опирался на традиции натуральной школы (обличительный пафос), однако сам подчеркивал, что в романе сказалось и влияние пушкинского 'Станционного смотрителя'. Тема 'маленького человека' и его трагедии нашла у Достоевского новые повороты, позволяющие уже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя: сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом его социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состояния действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (не случайно избрана форма 'романа в письмах'), система двойников, 'сопутствующих' главным героям.