Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://edu.zelenogorsk.ru/hobby/dt2001/dost15.htm
Дата изменения: Sun Nov 25 20:00:00 2001 Дата индексирования: Mon Oct 1 23:41:21 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п |
Российская академия образования
Институт общего среднего образования РАО
Центр дистанционного образования "Эйдос"
3-й Всероссийский конкурс "Дистанционный учительгода 2001"
В 1867-68 гг. написан роман 'Идиот', задачу которого Достоевский видел в 'изображении положительно прекрасного человека'. Идеальный герой князь Мышкин, 'Князь-Христос', 'пастырь добрый', олицетворяющий собой прощение и милосердие, с его теорией 'практического христианства', не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Его гибель - приговор миру. Однако, по замечанию Достоевского, 'где только он ни п р и к о с н у л с я - везде он оставил неисследимую черту'. Следующий роман 'Бесы' (1871-72) создан под впечатлением от террористической деятельности С. Г. Нечаева и организованного им тайного общества 'Народная расправа', но идеологическое пространство романа много шире: Достоевский осмыслял и декабристов, и П. Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-х гг., и шестидесятничество, интерпретируя революционное 'бесовство' в философско-психологическом ключе и вступая с ним в спор самой художественной тканью романа - развитием сюжета как череды катастроф, трагическим движением судеб героев, апокалипсическим отсветом, 'брошенным' на события. Современники прочитали 'Бесов' как рядовой антинигилистический роман, пройдя мимо его пророческой глубины и трагедийного смысла. В 1875 напечатан роман 'Подросток', написанный в форме исповеди юноши, сознание которого формируется в 'безобразном' мире, в обстановке 'всеобщего разложения' и 'случайного семейства'. Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского - 'Братья Карамазовы' (1879-80), задуманном как изображение 'нашей интеллигентской России' и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Проблема 'отцов и детей' ('детская' тема получила обостренно-трагедийное и вместе с тем оптимистическое звучание в романе, особенно в книге 'Мальчики'), а также конфликт бунтарского безбожия и веры, проходящей через 'горнило сомнений', достигли здесь апогея и предопределили центральную антитезу романа: противопоставление гармонии всеобщего братства, основанного на взаимной любви (старец Зосима, Алеша, мальчики), мучительному безверию, сомнениям в Боге и 'мире Божьем' (эти мотивы достигают кульминации в 'поэме' Ивана Карамазова о Великом инквизиторе). Романы зрелого Достоевского - это целое мироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца. Обитатели этого мира, люди расколотого сознания, теоретики, 'придавленные' идеей и оторванные от 'почвы', при всей их неотделимости от российского пространства, с течением времени, в особенности в 20 веке, стали восприниматься как символы кризисного состояния мировой цивилизации.