Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://edu.zelenogorsk.ru/hobby/dt2001/dost14.htm
Дата изменения: Sun Nov 25 20:00:00 2001
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:25:47 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п р п р п р п
Достоевский Ф.М.

Российская академия образования
Институт общего среднего образования РАО
Центр дистанционного образования "Эйдос"

3-й Всероссийский конкурс "Дистанционный учительгода 2001"

"Престурление и наказание"-
роман в шести частях с эпилогом
1
I
II
III
IV
V
VI
VII
2
I
II
III
IV
V
VI
VII
3
I
II
III
IV
V
VI
 
4
I
II
III
IV
V
VI
 
5
I
II
III
IV
V
   
6
I
II
III
IV
V
VI
VII VIII
эпилог
I

II

Круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в самом туманном виде, - еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный с неосуществленным замыслом 'Пьяненькие', новый роман Достоевского подводил итог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, 'убийцы-теоретика', современного Наполеона, который, по словам писателя, 'кончает тем, что п р и н у ж д е н сам на себя донести... чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...'. Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попытки стать 'властелином судьбы', подняться над 'тварью дрожащею' и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных - философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг. Сделав 'убийцу и блудницу' главными героями романа и вынеся внутреннюю драму Раскольникова на улицы Петербурга, Достоевский поместил обыденную жизнь в обстановку символических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений, напряженных философских диспутов-дуэлей, превращая нарисованный с топографической точностью Петербург в символический образ призрачного города. Обилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковых сцен с трагическими, парадоксалистски заостренная постановка моральных проблем, поглощенность героев идеей, обилие 'голосов' (различных точек зрения, скрепленных единством авторской позиции) - все эти особенности романа, традиционно считающегося лучшим произведением Достоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писателя. Хотя радикальная критика истолковала 'Преступление и наказание' как произведение тенденциозное, роман имел огромный успех.