Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://edu.zelenogorsk.ru/hobby/dt2001/dost14.htm
Дата изменения: Sun Nov 25 20:00:00 2001
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:25:47 2012
Кодировка: Windows-1251
Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р р п р п п р п
|
Российская академия образования
Институт общего среднего образования РАО
Центр дистанционного образования "Эйдос"
3-й
Всероссийский конкурс "Дистанционный учительгода 2001"
"Престурление и
наказание"-
роман
в шести частях с эпилогом
Круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в самом туманном
виде, - еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотря
на материальную нужду. Генетически связанный с неосуществленным замыслом 'Пьяненькие',
новый роман Достоевского подводил итог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные
темы тех лет. Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание,
неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, 'убийцы-теоретика', современного
Наполеона, который, по словам писателя, 'кончает тем, что п р и н у ж д е н сам
на себя донести... чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...'.
Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попытки стать 'властелином судьбы',
подняться над 'тварью дрожащею' и одновременно осчастливить человечество, спасти
обездоленных - философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х
гг. Сделав 'убийцу и блудницу' главными героями романа и вынеся внутреннюю драму
Раскольникова на улицы Петербурга, Достоевский поместил обыденную жизнь в обстановку
символических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений, напряженных
философских диспутов-дуэлей, превращая нарисованный с топографической точностью
Петербург в символический образ призрачного города. Обилие персонажей, система
героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковых сцен с трагическими,
парадоксалистски заостренная постановка моральных проблем, поглощенность героев
идеей, обилие 'голосов' (различных точек зрения, скрепленных единством авторской
позиции) - все эти особенности романа, традиционно считающегося лучшим произведением
Достоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писателя. Хотя радикальная
критика истолковала 'Преступление и наказание' как произведение тенденциозное,
роман имел огромный успех.