Как вам, может быть, известно по опыту, существуют принятые в обществе допустимые пределы отклонений от требований к поведению, поступкам, действиям людей и результатам их действий. В технике эти пределы кратко называют допусками. Но, по существу, допуски есть везде, где живет и действует человек. Существуют представления о должном, разрешенном и запретном, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Существуют (устанавливаются ненаписанными или писаными правилами, законами) некоторые более или менее четкие или расплывчатые границы между "хорошо" и "плохо", "можно" и "нельзя". Все открытия в допустимых пределах не считаются ошибкой. Не должны считаться. Выход за эти пределы - ошибка. Но отклонения действий, поведения, реальных событий жизни от некоторой идеальной нормы всегда имеются. И всегда можно отменить усилия людей, направленные на то, чтобы случившиеся отклонения не вышли за желательные границы. Правильно говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Безошибочными будут не какие-то полностью заранее рассчитанные поступки, действия, окаменело - правильное поведение, а поведение, действия, поступки, хорошо регулируемые так, что они, их результаты не выходят за общепринятые границы допустимого. А что значит "допустимое - недопустимое", что хорошо и что плохо в деле выбора профессии?
Самое главное - выбрать профессию так, чтобы работа твоя в будущем была успешной и приносила тебе удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо. Если ты допускаешь такие противодействующие хорошему выбору условия (и если это от тебя зависит), значит, совершаешь ошибку. При этом надо не ахать, а, как отмечалось выше, прилагать регулирующие усилия, по выходу из зоны "плохо" в зону "хорошо".
Можно выделить два вида причин, приводящих к неправильному выбору профессии. Это, в - первых, неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам или поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятельность в принятии решений; во - вторых, недостатки знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах этого выбора.
Рассмотрим эти причины более детально.
1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в океане профессий. При таком подходе невольно возникает опасение застрять, затеряться. И учащиеся часто при этом ориентируются сразу на профессию высокой или высшей квалификации. Но ведь к высшей квалификации ведет некоторый путь. Его и надо высветлить в сознании, когда обдумываешь профессию. Вот идет главный инженер по цеху. Он ввел много ценных преобразований в производство
Важно понимать, что к высокой квалификации ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий. И в полнее естественно начинать восхождение с нижних ступеней. В любой сфере деятельности - практической, теоретической - происходит закономерная смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Нужно выбирать не островок, а путь в океане профессий.
o Предрассудки чести. Предрассудок - это ложный, необоснованный взгляд, ставший привычным, само собой разумеющимся. В отношении профессии предрассудки появляются в том, например, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, непривычными.
o Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. Мнение окружающих, коллектива у нас принято уважать. Когда человека "наставляют на путь истинный" или увещевают, чаще прибегают к выражениям вроде: "Кто же так делает?", "Все считают, что:", "Смотри, как у других:" и т.п. Иначе говоря, мы довольно часто призываем друг друга делать, как все. Иногда и в самом деле это полезно. Почему же путь выбора профессии под влиянием окружающих мы рассматриваем как ошибочный? Потому же, почему одежду или обувь мы выбираем по своему размеру и вкусу, а не покупаем то, что подходит нашим товарищам. Надо разобраться в своих способностях, склонностях, возможностях их развития, примерить к себе данную профессию, узнав о ней как можно больше, и на этой основе сделать выбор.
o Выбор профессии "за компанию". Многие ребята, не имея ярко выраженной профессиональной направленности и интересов, идут в вуз или училище только потому, что так поступает друг или несколько приятелей. Часто через некоторое время такого человека постигает разочарование - жизнь ведь прожить надо свою, а не чужую.
o Подчинение давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален. Однако и здесь, учитывая мнение более опытных взрослых, желающих вам добра, нужно помнить, что все-таки это ваша жизнь, а не мамина, папина, дядина и т.д.
o Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий. Если вам интересна литература вообще, то следует хорошо подумать, какую профессию выбрать. Это может быть и учитель литературы, и редактор, и библиотекарь, и литературовед и т.д.
o Перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии - саму профессию. Ученику нравится старший брат друга, летчик - остроумный, веселый, находчивый, подтянутый. Стараясь подражать во всем своему идеалу, наш ученик решает выбрать то же профессиональное занятие в жизни - стать пилотом. Возможно, это и не плохо, но подражание человеку нельзя считать веским основанием для выбора профессии. Надо еще учесть, в частности, все особенности будничного труда летчика. Подобного рода обстоятельства при выборе профессии надо учитывать, прежде всего, а не основывать свой выбор только на личной симпатии к конкретной той или иной профессии.
o Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Так известно, что в профессии геолога привлекает возможность путешествовать, но нельзя забывать о тяжелой повседневной его работе: длительное и кропотливое наблюдение, необходимость заниматься тончайшими измерениями, повторять одну и ту же работу в разных местах. Итак, важно проникать за зримые явления профессии, вскрывать существенные стороны повседневного труда профессионала. Это даст действительно веские доводы "за" и "против" выбора именно этой профессии.
2. Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).
Разумеется, совокупность учебных предметов в школе подбирается так, чтобы по возможности хорошо подготовить подрастающее поколение к трудовой жизни. Образование должно соответствовать культуре. Но система учебных предметов все же не карта для ориентировки в мире профессий.
Мир профессий значительно шире, чем это можно представить себе, основываясь на перечне школьных учебных предметов. О многих профессиях могут не знать ни учителя, ни родители, ни товарищи. Каждый выбирающий профессию должен сам быть здесь разведчиком.
Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Уже отмечалось, что в наш век бурного технического прогресса содержание труда быстро меняется. Во все профессии, и, прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
С профессией менеджера, например, у многих ребят связаны образы офиса, красивой мебели, оргтехники и компьютера. Об особенностях же будничного труда этих специалистов - частых разъездах, больших нервных нагрузках, ненормированном рабочем дне, переговорах с большим количеством разных людей - далеко не все задумываются.
Практически все профессии непрерывно меняют свой облик. За старым, иной раз еще дедовским названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального труда. Вот почему всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Человек, выбравший профессию юриста, и получивший в дальнейшем работу адвоката может, испытывать неудовлетворение и тяжелое чувство, будучи вынужденным, регулярно общаться с людьми, ему несимпатичными. Отсутствие гибкости, интровертированность и определенные ценностные ориентации могут помешать адаптироваться к профессии. Правда, разобраться в себе - дело не простое, но возможное/
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Имеются объемистые справочники, содержащие сведения о том, какие профессии противопоказаны (не рекомендуются) при тех или иных особенностях организма, отклонениях в состоянии здоровья. Поэтому, выбирая профессию, важно проконсультироваться с врачом.
Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. Когда ты решаешь задачи по математике, то, само собой разумеется, что нужно выполнять ряд действий. Если ты их выполняешь неверно или не в должном порядке, то и ответ не сходится. То же и при решении задачи о выборе профессии. Только она посложнее учебной задачки, да и ответ подсмотреть пока негде [ ].
3. Существует феномен недооценивания незнакомых профессий (по мнению профконсультантов) их значимости, сложности и роли в жизни человека. Считая профессию не престижной, неактуальной, иногда просто странной, старшеклассник не видит себя в ней, но может получиться так, что эта профессия и есть смысл осуществления себя в профессиональном плане.
|