Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://crydee.sai.msu.ru/Universe_and_us/4num/v4pap10.htm
Дата изменения: Thu Oct 31 22:48:38 2002
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:02:51 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
В.К.Луцкий: астроном, историк, художник

Люди науки

 

В.К.Луцкий: астроном, историк, художник

Б.А.Максимачев, Б.Г.Пшеничнер

(В.К.Луцкий у телескопа Максутова. 50-е годы)

Выбор пути

Что есть астрономия - наука или искусство? Скорее всего - и то, и другое. Не случайно астрономия являлась предметом увлечения многих людей искусства. Художественное восприятие мира неотделимо от созерцания звездного неба. Что как не звезды будит в человеке возвышенные мысли, думы о вечности и бесконечности?

Одним из тех, в ком гармонично сочетались увлечения наукой и искусством, несомненно был Валерий Константинович Луцкий. Он был одарен разнообразными творческими способностями и, не потеряв себя ни в чем, посвятил астрономии всю свою интересную и содержательную жизнь. За 68 лет, которые отвела ему судьба, В.К.Луцкий сделал очень много полезного и доброго. Щедростью, теплом своей души он согревал каждого, кому выпало счастье общаться и дружить с ним. А друзей у него было немало - люди, узнававшие Валерия, невольно тянулись к нему, искали новых встреч. Он привлекал к себе интеллигентностью, широкой эрудицией и доступностью в общении.

Астрономы, любители астрономии хорошо знали В.К.Луцкого. На протяжении десятилетий он занимал видное положение во Всесоюзном астрономо-геодезическом обществе (ВАГО) при АН СССР. Еще в середине 50-х годов В.К.Луцкий становится председателем Массовой секции Московского отделения ВАГО, а с начала 60-х - многие годы успешно работает ученым секретарем этого отделения. Позднее В.К.Луцкий был избран членом Центрального Совета ВАГО, где стал председателем Секции истории астрономии. За свои заслуги он был избран почетным членом этого академического общества.

Валерий Луцкий родился 6 февраля 1928 г. в семье московского скульптора К.Л.Луцкого и педагога А.Л.Луцкой. Мать Валерия, Антонина Леонидовна, дожила до глубокой старости, и все годы дружеские отношения связывали ее с единственным сыном. Валерий трогательно называл эту интеллигентную добрую женщину 'Тонечка'. Так в свое время ее называл и супруг. Константин Леонидович Луцкий был широко известен в мире искусства. Именно его пригласили снять посмертную маску Владимира Маяковского, ныне находящуюся в музее поэта. К.Л.Луцкий, подобно другим московским интеллигентам, имел широкий круг интересов и знакомств. Вряд ли можно считать случайным, что ему было сделано предложение изготовить к открытию Московского планетария скульптуры Джордано Бруно и Галилео Галилея. (Позднее К.Л.Луцкий выполнил для планетария еще два скульптурных портрета - Коперника и Ломоносова). Вероятно именно от отца передались Валерию Луцкому способности к изобразительному искусству, а также увлечение астрономией.

Валерий рос и развивался в исключительно благоприятной обстановке. К его отцу и матери - радушной и гостеприимной хозяйке - заглядывали друзья: Валерия Барсова, Надежда Обухова, Павел Лисициан, Елена Гнесина, Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз, Исаак Дунаевский, Рейнгольд Глиэр, Константин Иванов, Рубен Симонов. Не удивительно, что стремление к искусству, занятие художественным творчеством, зародившись в детские годы, навсегда остались насущным и необходимым для Валерия. О первой его скульптуре 'Пограничник' сообщила газета 'За коммунистическое просвещение' (так называлась 'Учительская газета') еще 28 февраля 1938 года, когда Валерию было всего 8 лет.

Астрономия - также предмет увлечения юного Валерия. В астрономическом кружке Московского планетария он учился вести наблюдения Солнца и Луны, рассматривать звезды и туманности, обрабатывать результаты наблюдений и выступать с докладами на заседаниях кружка. Здесь он имел возможность встречаться с видными учеными. Искусственный небосвод Планетария позволял увидеть экзотические созвездия южных стран: Центавра, Павлина, Журавля...

В 1947 году он оканчивает школу. Куда идти дальше? Чему посвятить себя? Астрономии? Истории? Искусству? Впрочем, разве история - не искусство? Рассматривать древние рукописи, наслаждаться вязью древних слов, начертанных на бересте или на старинных иконах, копаться в архивах, сортировать и склеивать черепки, воссоздавая посуду, из которой трапезничали наши предки кривичи и вятичи. Итак, выбор сделан. Валерий поступил в Историко-архивный институт.

В Московском планетарии

Однако и в студенческие годы Валерий не терял интереса к астрономии и активно сотрудничал с планетарием, работал экскурсоводом на астрономической площадке, дежурил в обсерватории, помогал проводить наблюдения кружковцам. И потому неудивительно, что свою дипломную работу Валерий посвятил истории Московского планетария.

Позднее дипломный труд Валерия Луцкого лег в основу научно-популярной книги 'Московский планетарий', которая была им написана совместно с директором планетария В.В.Базыкиным.

После окончания института в 1953 году Луцкий становится штатным сотрудником Московского планетария - инструктором по астрономическим пунктам. То был год, когда слова 'ракета' и 'ракетные двигатели' все шире стали встречаться в средствах массовой информации. Это было связано с переходом обороны страны на ракетную технику. А ракеты - это значит Циолковский, межпланетные путешествия, жизнь во Вселенной. Планетарий стал тесен для возросшего потока посетителей. Поэтому во многих парках культуры и отдыха Москвы были созданы площадки естественно-научных знаний. На некоторых из них (ЦПКиО им. Горького, Сокольники, Измайловский парк) были возведены астрономические обсерватории, оснащенные пятидюймовыми рефракторами Цейсса. Народные обсерватории и астрономические кружки при них действовали также во Дворце культуры ЗИЛ и во Дворце пионеров Фрунзенского района столицы. В.Луцкий подбирал кадры для работы на этих пунктах, разрабатывал тематические выставки, обучал экскурсоводов и демонстраторов. На одном из астропунктов - в ДК ЗИЛ - Валерий сам проводил наблюдения. Порой он задерживался до глубокой ночи, особенно, когда условия благоприятствовали наблюдениям Луны, планет или каких-либо небесных достопримечательностей.

О самых сложных научных представлениях он умел рассказать доходчиво и ярко. Посетители зачарованно внимали увлеченному рассказу Валерия. Он наводил телескоп на дневное небо и предлагал взглянуть в окуляр. Люди вглядывались в телескоп и изумлялись:

- Чудо какое! Звезда!

- Не звезда, а планета.

- Но как же вы ее поймали, ведь день еще!

- У меня есть таблица координат, по которой я могу навести телескоп на любое светило в любое время.

- Но светил-то тысячи!

- И у каждого свои координаты

- адрес на небе,

- сообщает Валерий.

Наивный диалог. Но для многих он становился первым прикосновением к науке. Валерий мастерски умел поддержать огонек возникшего к ней интереса. Немало любознательных посетителей таким образом он привлек в астрономические кружки, в члены астрономо-геодезического общества.

Планетарий был для Валерия вторым домом. Здесь все его уважали и любили. В течение многих лет он оставался бессменным редактором и оформителем планетарской стенгазеты. С большим интересом сотрудники встречали появление ее очередного номера. Она привлекала к себе красочностью, остроумными шаржами, добрым юмором, рассказами о ветеранах и заслуженных людях планетария, хорошими стихами. Своеобразной театрализованной устной газетой Планетария был Планетарский художественный театр эстрады и миниатюр - 'ПХУТЭМ', постоянным и активным участником которого был Валерий Луцкий. Он вместе с руководителями театра В.Чухровым и М.Вестицким создавал и разыгрывал забавные сценарии, веселые пародии, высмеивающие недостатки в работе Планетария и отдельных его сотрудников.

(В.К.Луцкий в день старта космического корабля 'Восток-2'. 6 августа 1961 года.)

Журналистика - вторая профессия

Когда в 1957 году взлетели в небо первые советские спутники Земли, у Луцкого дел стало невпроворот.

- Где Луцкий? - спрашивали в Планетарии.

- Можно Валерия Константиновича? - звонили ему домой.

Луцкий стал нужен всем. Его разыскивали журналисты, редакторы журналов и газет, иностранные корреспонденты, работники радио и телевидения. Ведь предприятия и институты, имевшие прямое отношение к освоению космоса, были в те годы строго засекречены. И практически единственным источником популярной космической информации оставался Московский планетарий. И Валерий, занимавшийся журналистикой со школьных лет в качестве юного корреспондента 'Пионерской Правды', подробно рассказывал о космических скоростях, о принципе реактивного движения, о деятельности Циолковского. Вместе с Р.И.Цветовым на астрономической площадке Московского планетария, в астропунктах он организовывал массовые наблюдения движения спутников над Москвой, поставлял информацию о космических событиях в московские и центральные газеты. Наиболее часто его материалы можно было прочитать на страницах 'Известий' и 'Вечерней Москвы'. Закономерно, что В.К.Луцкий вместе с В.П.Казневским и Т.Л.Рапопорт стал автором первой серьезной научно-популярной книги начала космической эры '100 вопросов и ответов об искусственных спутниках Земли'.

О журналистской деятельности В.К.Луцкого стало известно и в Агентстве печати 'Новости' (АПН), задачей которого было обеспечение зарубежных изданий информационными материалами о нашей стране. В 1962 году В.Луцкий был приглашен работать в АПН на должность старшего редактора по астрономии и космонавтике в отделе Науки и техники Главной редакции союзной информации. 60-е годы - период наибольшего интереса к освоению Космоса. Именно в эти годы были осуществлены первые полеты космонавтов, состоялся выход человека в открытый космос, советские ученые впервые запустили искусственный спутник Луны и межпланетные станции, была создана орбитальная станция 'Салют'. Эти достижения волновали всех независимо от возраста и профессии. В течение десятилетия мир узнавал о новейших достижениях советских ученых в области исследования и освоения космоса, в частности, благодаря умению В.К.Луцкого 'добывать' информацию из первых рук. Он был вхож в кабинеты крупнейших ученых, засекреченных конструкторов, был своим человеком у космонавтов в Звездном городке. В.К.Луцкий обладал каким-то особым чутьем, интуицией, что позволяло ему быть первым в нужное время в нужном месте. Благодаря этому любое важное космическое событие незамедлительно становилось известным всему миру. Оперативность, полнота и точность подготовленных В.К.Луцким материалов не раз отмечались руководством АПН благодарностями, грамотами, ценными подарками. В.К.Луцкий был принят в Союз журналистов СССР.

В.К.Луцкий не только организовывал подготовку материалов, но и сам создавал яркие оригинальные статьи и репортажи. В поисках интересного В.Луцкий много ездил по стране. Итогом одной из таких поездок была серия очерков 'Пулковский меридиан'. Из них читатель узнал не только о знаменитой Пулковской обсерватории. Ведь Пулковский меридиан, выложенный камнем в самой обсерватории, продолжается к северу в сторону Карелии, а на юг - через небольшой городок Вырицу и Великие Луки, проходит по окраине Витебска в Белоруссии, затем идет чуть западнее Киева и в районе Одессы уходит в Черное море. Места, интересные как по своей природе, так и по истории. О каждой достопримечательности этих мест он рассказал увлекательно и интересно.

(На открытии выставки картин Алексея Леонова и Андрея Соколова в зале Союза Художников РСФСР 25 августа 1968 года. )

Большой лекторский опыт, приобретенный Валерием в Планетарии, помог ему с успехом руководить лекторской группой АПН. В центральном лектории Всесоюзного общества 'Знание' он организовал цикл выступлений 'Трибуна АПН', в котором выступал и сам. Приходилось ему выступать и во многих других городах страны.

В этот период В.К.Луцкий вместе с известными учеными и космонавтами неоднократно участвовал в популярной тогда телевизионной программе 'Эстафета новостей'. Эти передачи регулярно освещали каждое новое космическое событие, которые следовали одно за другим. Это были поистине романтические годы - каждую новую победу в Космосе народ воспринимал как праздник, радуясь за страну, за ее ученых, инженеров, рабочих, за своих славных соотечественников-космонавтов.

Свою любовь к искусству Валерий Луцкий смог проявить в совместной работе с художниками Алексеем Леоновым и Андреем Соколовым при создании альбома 'Ждите нас, звезды'. Перу Валерия Луцкого принадлежат вступительная статья и подробные содержательные комментарии к каждой отдельной репродукции. В этом альбоме реальность освоения человеком ближнего космоса соседствует с фантастикой и романтикой межпланетных и межзвездных путешествий: вместе с натурными зарисовками, отражающими личные впечатления художника-космонавта, первым из людей увидевшим открытый океан Вселенной, в альбоме представлены картины далеких загадочных миров и внеземных цивилизаций, выполненные, в основном, художником-фантастом.

Среди друзей

Несмотря на свою занятость новой весьма ответственной работой, Валерий Луцкий не терял тесной связи со своими товарищами по планетарию. Многие из них, в том числе и авторы этого очерка, готовили по его просьбе материалы для зарубежных газет и журналов, для 'Вестника АПН'. Почти на каждом лекторском совещании в планетарии В.К.Луцкий знакомил свих коллег с последними новостями науки. Он появлялся в планетарии настолько часто, что многие долго не догадывались о его переходе в АПН. Фактически Валерий оставался членом дружной планетарской семьи. Он был неподражаемым во всем. Только он мог придумать что-то особенное и приятное каждому юбиляру. Ему всегда доставляло удовольствие порадовать своих друзей.

Бывало, выступит на юбилейном вечере с шутливой речью, вручит имениннику сверток:

- Разверни, пожалуйста.

Юбиляр начинает разворачивать перевязанный ленточкой пакет. Под оберткой - опять ленточка. Ленточка за ленточкой, обертка за оберткой. Проходит минута, другая. Все затаенно ждут. У юбиляра дрожат руки от нетерпения. Наконец, в последней упаковке он находит... соску - непременный атрибут новорожденного. Но эта соска надета на бутылку с хорошим вином. А к ней такой же ленточкой привязана художественно выполненная чеканка, сделанная руками Валерия.

На следующий праздник Валерий придумает что-нибудь другое, соответствующее интересам и характеру нового юбиляра. Только он мог специально познакомиться со знаменитой певицей Клавдией Шульженко, чтобы получить от нее в подарок юбиляру - участнику Великой отечественной войны К.А.Порцевскому - альбом пластинок с записями песен военных лет с ее драгоценным автографом.

А как любили друзья Валерия собираться у него на квартире! Можно только поражаться 'героизму' и широкому истинно московскому гостеприимству его супруги Юлии Львовны, которая ухитрялась в былые годы принимать в отнюдь не огромной квартире до 40 человек. Среди них - планетарцы и друзья детства, ученые и поэты, космомедики и музыканты, журналисты и художники. Всех их объединяли глубокое уважение к хозяевам дома и творчество в любом его проявлении. На рояле, который занимал едва ли не половину комнаты, играли знаменитые музыканты, чаще других - лауреат международных конкурсов Лазарь Берман - друг Валерия еще с детских времен. Под аккомпанемент этого инструмента здесь звучала 'неземная' музыка, которую исполнял на электронном инструменте собственного изобретения - терменвоксе - научный сотрудник МГУ Лев Сергеевич Термен. Впервые этот инструмент запел еще в начале 20-х годов. Второе открытие этого удивительного музыкального прибора произошло в конце 60-х годов, фактически благодаря В.К.Луцкому. Гости Валерия с изумлением наблюдали пассы, которые производил импозантный пожилой человек около своего инструмента и восхищались прекрасным и необычным звучанием 'Элегии' Масне, 'Сентиментального вальса' П.И.Чайковского.

Собирались здесь чаще всего по случаю какого-либо астрономического события: великого противостояния Марса, юбилея Кеплера, Коперника и т. п. Всякий раз хозяева готовили специальную экспозицию, шуточную программу, 'фирменные' угощения. Причем, каждый гость уносил на память какой-нибудь сувенир - дело творческой фантазии и мастерства Валерия Луцкого.

Не имея специального астрономического образования, В. Луцкий приобрел необходимую эрудицию благодаря своей любознательности и постоянному самообразованию. Не случайно он собрал обширную тщательно подобранную библиотеку современной и старинной литературы по астрономии, космонавтике и истории науки. Много дало Валерию прослушивание докладов ученых, посещение семинаров в научно-исследовательских институтах и, конечно, общение с известными астрономами, многие из которых были с ним в дружеских отношениях. У собеседников В.К.Луцкого не было оснований сомневаться, что они имеют дело с профессиональным астрономом.

Напряженная работа в АПН, сознание постоянной ответственности, большая научно-общественная деятельность не прошли даром. Сердце Валерия не выдержало, и в 1968 году случился инфаркт. В 1971 году В.К.Луцкий был вынужден оставить работу в АПН и перейти в Правление общества 'Знание' России в качестве референта по физике, математике, астрономии и космонавтике. В августе 1973 года Валерий Луцкий вновь вернулся в Московский планетарий на должность зав. отделом помощи местным планетариям. Это был очень важный участок работы. В стране тогда было более 70 планетариев, нуждавшихся в квалифицированной научно-методической и технической помощи. Всесоюзное общество 'Знание' поручило эту работу Московскому планетарию, для чего и был создан упомянутый отдел.

Под руководством В.К.Луцкого с привлечением крупнейших специалистов организовывались научные, технические и методические семинары для сотрудников планетариев. Под редакцией В.Луцкого издавался специальный информационный бюллетень, из которого в местных планетариях узнавали о предстоящих конференциях и семинарах, о новых лекциях, методических и наглядных пособиях, о новостях науки. Отдел обеспечивал другие планетарии аннотированными наборами слайдов, текстами лекций и методическими пособиями.

Звезда Валерия Луцкого

В 1976 году здоровье В.К.Луцкого настолько ухудшилось, что он перешел на инвалидность. Но В.К. Луцкий не стал пенсионером в привычном значении этого слова - он по-прежнему продолжал активную деятельность в Центральном Совете ВАГО и его Московском отделении. Продолжил он и свои историко-астрономические исследования, посвященные истории астрономических обществ России, начиная с 1888 года.

В.К.Луцкий много работает в московских и других архивах, создает свой собственный архив документов, отображающих возникновение и развитие Нижегородского кружка любителей физики и астрономии, Русского астрономического общества, Московского кружка любителей астрономии - Московского общества любителей астрономии, Русского общества любителей мироведения. В архиве Луцкого накоплены записи воспоминаний видных астрономов и рядовых членов обществ, различных деятелей науки, участвовавших в организации и работе астрономических общественных объединений. Результаты своих находок он докладывал на собраниях, конференциях и съездах ВАГО, публиковал в журнале 'Земля и Вселенная', в сборниках 'Историко-астрономические исследования'. Итогом этой работы стал труд 'История астрономических общественных организаций в СССР', за что В.К.Луцкий был одним из первых удостоен поощрительной премии ВАГО I степени. Эта работа в виде монографии была опубликована издательством 'Наука' в 1982 году. Через два года на эту тему В.К.Луцкий с блеском защитил диссертацию на Ученом совете Историко-архивного института.

В.К.Луцкий - натура необычайно деятельная. Остается только поражаться, как много плодотворных начинаний в самых разных областях связано с его именем. Он не только придумывал что-либо интересное, но и прекрасно воплощал задуманное в жизнь, поскольку он был, как говорится, организатором 'от Бога'. Интересно, что ряд масштабных дел В.К.Луцкий реализовал уже в те годы, когда по состоянию здоровья не занимал никаких штатных должностей.

Исключительный резонанс вызвал придуманный им в 1977 году научно-популярный телевизионный журнал для юношества 'Звездочет'. Поначалу предложенное название казалось несовременным и потому не слишком удачным. Однако со временем все к нему привыкли. (В наши дни выходит печатное издание с тем же названием).

В.К.Луцкий не только, как сейчас указывают в титрах, был автором идеи и названия журнала, но в соавторстве с Б.Г.Пшеничнером писал подробные сценарии всех выпусков журнала, приглашал для выступлений видных ученых (например, академиков В.А.Амбарцумяна и Г.И.Петрова), организовывал съемки в научно-исследовательских институтах и в Звездном Городке, в городском Дворце пионеров и в пионерском лагере. Помимо всего этого, в течение первого сезона В.К.Луцкий сам был ведущим в кадре. Одним словом, В.Луцкий был стержнем, душой тележурнала. Только люди, знакомые с телевизионной 'кухней', могут представить себе, какая нагрузка выпала тогда на долю героя нашего очерка.

Выпуски 'Звездочета' были рассчитаны на обратную связь со зрителями. Со 'страниц' журнала астрономы рекомендовали интересные объекты для наблюдений, опытные любители рассказывали о методах наблюдений, давали практические советы по изготовлению самодельных телескопов. Начиная с первого выпуска, проводилась заочная викторина. Поток писем юных зрителей, который обрушился на создателей 'Звездочета', превзошел все ожидания. К их разборке пришлось привлечь кружковцев отдела астрономии Московского Дворца пионеров. В конце сезона победители заочных туров викторины были приглашены в Москву и стали участниками очного конкурса.

К сожалению, журнал требовал от ведущего слишком большой отдачи, и В.К.Луцкий пригласил себе на смену космонавта Ю.Н.Глазкова.

(В.К.Луцкий и Н.А.Козырев. В.К.Луцкий в семье С.П.Королева.)

Другим начинанием, также вызвавшим заметный общественный резонанс, стало проведение торжественных вечеров, посвященных вручению свидетельств о присвоении малым планетам имен наиболее выдающихся личностей прошлого и современности. И хотя официальными организаторами этих мероприятий были Астросовет Академии Наук, Институт теоретической астрономии и Московское отделение ВАГО, их душой несомненно был В.К.Луцкий. Здесь он мог проявить свою артистическую натуру, свой незаурядный организаторский талант.

Первый вечер этого цикла состоялся в марте 1977 года в Звездном зале Московского планетария, последний с участием В.К.Луцкого прошел в Доме ученых в феврале 1993 года.

Каждый вечер становился подлинным событием культурной жизни, о котором затем писали в газетах и рассказывали в телевизионных репортажах. Это были своеобразные устные альманахи со своей драматургией, с увлекательными сюжетами из жизни замечательных людей на фоне истории.

Каждый вечер становился художественным представлением с элементами шоу, но шоу самого высокого тона и безукоризненного вкуса. Здесь звучала прекрасная музыка и читались стихи, использовались световые эффекты, демонстрировались документальные и художественные слайды. Однако сутью, подлинным украшением каждого такого вечера были, конечно, его герои, которые отныне 'вступали во владение' своими планетами. Среди получивших в награду 'собственный' астероид - академик Евгений Велихов и композитор Александра Пахмутова, кинорежиссер Эльдар Рязанов и космонавт Алексей Леонов, астроном Алла Масевич и актриса Нонна Мордюкова, поэт Евгений Долматовский и ученый-космонавт Георгий Гречко, Герой Советского Союза летчик Алексей Мересьев. На каждом таком вечере как бы рождалось новое созвездие, состоящее только из самых ярких звезд. Зачастую ученые по праву первооткрывателей дают новым астероидам имена выдающихся деятелей науки и культуры прошлого. В таких случаях В.К.Луцкий приглашал для получения дипломов их родственников или сотрудников музеев, посвященных героям вечера. Свой вечный памятник в Космосе обрели А.С.Пушкин, академик О.Ю.Шмитт, всемирно известные ученые братья Николай и Сергей Вавиловы, певец Леонид Собинов, советские писатели Николай Островский и Аркадий Гайдар, маршал Георгий Константинович Жуков, Герои Великой Отечественной войны Зоя и Александр Космодемьянские, космонавты Юрий Гагарин, Владимир Комаров, Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев, незабываемый актер театра и кино Андрей Миронов.

Для участия в торжествах из Ленинграда обычно приезжали сотрудники Института теоретической астрономии А.Г.Сокольский, Ю.В.Батраков, В.А.Шор, а также открыватели астероидов из Крымской обсерватории.

(Домашний музей Валерия Луцкого. )

 

В.К.Луцкий вкладывал в подготовку вечеров всю душу, весь свой многогранный талант. Он не только был сценаристом, режиссером и оформителем этих прекрасных вечеров, но и артистичным, остроумным ведущим. Кажется, именно это создавало в зале особую эмоциональную атмосферу. Вечера длились не меньше 2-3 часов. Однако программа их была столь тщательно продумана и разнообразна, что переполненный зал воспринимал происходящее на сцене с неподдельным сопереживанием и воодушевлением.

В.К.Луцкий занимался подготовкой очередного торжества на протяжении нескольких месяцев: договаривался о помещении, готовил билеты и программу, продумывал режиссерские 'ходы и изюминки', приглашал новых и старых 'планетовладельцев', других гостей. Он даже бронировал для приезжающих места в гостинице Академии Наук, что в те годы было сделать довольно сложно. Причем, последний вечер он организовывал, чувствуя себя уже далеко не лучшим образом и не занимая никаких, даже общественных, постов. Но ведь организатором оставался по-прежнему обаятельный Валерий Константинович Луцкий...

На последнем вечере Валерий Константинович не сидел в президиуме, а скромно находился в зрительном зале. Хотя по ходу заседания теплые слова говорили о нем актрисы Мария Владимировна Миронова и Лариса Голубкина, ученые Георгий Гречко и Евгений Велихов, да почти все, кто получал в тот день награду. Дело в том, что Валерий Луцкий на этот раз сам был одним из героев торжества. 5 февраля 1993 в Доме ученых на Пречистенке ему был вручен диплом 'на право владения собственной планетой'. Волею случая это произошло накануне дня его рождения. А незадолго до того в любимой Валерием 'Вечерке' появилась большая, теплая, хорошо иллюстрированная статья Н.Филина 'Личная планета историка Луцкого'. Из нее читатели могли, в частности, узнать, что планету открыл и предложил назвать именем В.К.Луцкого сотрудник Крымской обсерватории Николай Черных - один из наиболее успешных открывателей астероидов.

Какая награда может быть выше, чем присвоение имени человека той или иной планете? Это не только радость для награжденного, это прежде всего нерушимый памятник, который из века в век будет напоминать о людях, вложивших свою долю в благоденствие человечества. Нам кажется, что вполне заслуженно с тех пор таким вечным памятником В.К.Луцкому стала малая планета его имени под номером 3856.

Сегодня декоративный штандарт с изображением малой планеты Луцкий на орбите между Марсом и Юпитером, прикрепленный к символическому ключу от планеты ? 3856 вместе с официальным свидетельством стали экспонатами семейного домашнего музея Луцких.

Домашний музей В.К.Луцкого

Об этом музее нельзя хотя бы вкратце не рассказать.

Вся квартира Луцких выглядит как музей. В крохотной прихожей гостей встречает бюст П.И.Чайковского. Из прихожей можно пройти в две комнаты с высокими потолками или подняться по узенькой деревянной лестнице на самодельные антресоли. На антресолях можно не только увидеть предметы старины и книги на французском, немецком и английском языках, но с близкого расстояния рассматривать некоторые экспонаты, развешенные во всю высоту стен в обеих комнатах.

Говорят, что в обстановке, в облике квартиры отражается личность ее обитателей. В доме Луцких сохранилось отражение трех поколений этой семьи. Часть стен гостиной украшают большие картины маслом, написанные дедом Валерия. На антресолях и в комнатах - несколько скульптурных портретов работы его отца. (Заметим, кстати, что при входе в их огромную коммунальную квартиру до сих пор рядом с кнопкой звонка посетители читают табличку: 'Скульптор К.Луцкий'). Запоминаются скульптурные образы Грибоедова, Циолковского, Бетховена. Наибольшее эмоциональное впечатление оставляет посмертная маска В.В.Маяковского, на которой можно рассмотреть несколько прилипших к гипсу волос с пышной шевелюры поэта.

Два экспоната как бы объединяют прошлое с настоящим. Один из них - гипсовая бронзированная доска, на которой рельефно запечатлены автографы многих знаменитостей, гостивших в этом доме. Другой - одна из лучших работ самого Валерия - горельеф-скульптура его отца. Этому портрету суждено было стать последним произведением В.К.Луцкого. Созданный по канонам искусства ваяния, портрет отличается тонкостью, выразительностью и прекрасно передает образ мудрого и творческого человека.

В.К.Луцкий - страстный коллекционер и собиратель редкостей. Его коллекции разнообразны и отражают увлечения собирателя. Несколько стендов - археологические собрания Валерия - орудия труда первобытного человека, фрагменты древней и средневековой посуды, листки старых рукописей, старинные монеты и банкноты. Довольно много образцов красивых минералов и горных пород, собранных Валерием во время его путешествий на Новую Землю, на Восток нашей страны, в Среднюю Азию, в Чехословакию, а также привезенных друзьями из дальних стран. Весьма живописен морской уголок, где собраны красивые раковины и модели кораблей.

Значительная часть экспозиции и фондов музея связана с увлечением космосом - коллекция марок, медалей, значков космического содержания. Здесь можно проследить историю астрономии и космонавтики. На центральной стене в гостиной - фотографии с дарственными надписями первых космонавтов. На многих из них хозяин дома изображен вместе со знаменитыми покорителями Космоса. Стены другой комнаты украшают несколько пейзажей и натюрмортов, подаренных другом Валерия, художником Г.А.Расиным.

Но более всего привлекают разнообразные работы самого В.Луцкого - чеканка, гравюра по металлу, скульптура, резьба по дереву, картины маслом, роспись по фарфору. На них оживают впечатления от поездки по Пушкинским местам и по Золотому Кольцу или космические сюжеты.

Пушкинский уголок - увлечение В.К.Луцкого последних полутора десятилетий, когда он занялся пушкиноведением, изучал эпоху и окружение поэта, собирал старинные издания его произведений. Значительную помощь в этом оказывала супруга Луцкого - преподаватель русского языка и литературы. Пушкиниана музея включает уменьшенные копии памятников поэту, несколько предметов эпохи первой половины XIX века - подсвечник, гусиные перья и др., коллекционные медали, марки, открытки и значки разных лет, альбомы, книги и репродукции, посмертная маска А.С.Пушкина и генеалогическое древо пушкинского рода, нарисованное одним из потомков, с которым был дружен хозяин музея. Несколько экспонатов - плоды творчества В.К.Луцкого.

Теперь часть домашнего музея экспонируется в Московском городском Дворце творчества детей и юношества на Воробьевых Горах (бывший Дворец пионеров)на выставке, посвященная жизни и творчеству В.К.Луцкого. И в этом нет ничего удивительного. Ведь жизнь В.К.Луцкого была тесно связана и с Дворцом. Начиная с первых классов школы, Валерий часто бывал в расположенном неподалеку от его дома красивом старинном особняке в переулке Стопани, где тогда размещался Городской дом пионеров. Когда проектировался и строился новый комплекс Дворца на Ленинских Горах, В.К.Луцкий по долгу службы консультировал архитекторов. Именно благодаря участию в этом деле сотрудников Московского планетария, в новом Дворце были открыты и оборудованы планетарий, обсерватория и астрономический кабинет. И в дальнейшем в качестве члена Шефского совета отдела астрономии и космонавтики Дворца пионеров В.К.Луцкий постоянно консультировал его сотрудников, выступал перед ребятами с интересными сообщениями, помогал в организации астрономических выставок и вечеров. Не случайно он стал почетным членом Клуба космонавтики Дворца. Так что читатели альманаха могут узнать новое об этом замечательном человеке, заглянув в Большой гостиный зал Дворца творчества на Воробьевых Горах.

Вместо заключения

8 октября 1996 года в конференц-зале Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга прошел вечер, посвященный памяти Валерия Луцкого. Собрались люди, знавшие и любившие Валерия, родственники, друзья юности. Больше всего было планетарцев и сотрудников ГАИШ. Это был теплый и трогательный вечер, достойный его памяти.

На первом этаже Института была развернута выставка: книги, написанные В.К.Луцким, его художественные работы, первый рельефный глобус Луны, изготовленный при его участии и руководстве, экспонаты из домашнего музея, с наибольшей полнотой раскрывающие личность Валерия. С большим вниманием, с ностальгическим интересом пришедшие рассматривали экспозицию фотоснимков, запечатлевших жизнь и работу В.К.Луцкого, которая прошла у многих из них на глазах: Валерий с группой друзей-выпускников на фоне здания Моссовета, в кольце заинтересованных посетителей у демонстрационных установок Астроплощадки Планетария, среди членов Комитета космонавтики ДОСААФ, выступающий в Звездном зале, беседующий со знаменитыми учеными и космонавтами. В зале у фотопортрета В.К.Луцкого работы сотрудника ГАИШа Т.А.Бирули - цветы. Звучат чистые детские голоса - светлая музыка в исполнении ансамбля солистов 'Соловушка' Московского городского Дворца творчества детей под руководством Р.А.Ждановой.

К.А.Порцевский, В.А.Бронштэн, Э.В.Кононович, Б.Г.Пшеничнер с теплотой говорили о многогранной деятельности В.К.Луцкого. Много интересного об этом замечательном человеке, о его остроумии, о бескорыстном внимании к друзьям, о различных гранях его таланта рассказали Н.С.Королева, И.С.Мартос, В.Я.Кравченко, Е.П.Левитан, М.А.Мильхикер, Н.К.Семакин, Р.Л.Хотинок, С.В.Широков, О.Н.Коротцев, специально приехавший из Петербурга.

Заключительным аккордом вечера стал небольшой, но поистине вдохновенный авторский концерт Леонида Тимошенко, замечательного композитора и виртуозного пианиста, астронома по своей первой профессии. В этот раз он играл с особым чувством, - тому, вероятно, способствовали соответствующий настрой и состав аудитории. Собственно, по другому и быть не могло. Ведь всех в этом зале собрал светлый человек - Валерий Константинович Луцкий.