Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://comet.sai.msu.ru/lig/lig-5.html
Дата изменения: Sat Aug 24 02:59:40 1996
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:35:13 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п р п р п
Дополнительные возможности

5 Дополнительные возможности

Содержимое этого раздела

Эта глава познакомит вас с некоторыми из наиболее интересных возможностей Linux. Это предполагает, что вы имеете как минимум начальные знания UNIX и поняли информацию, содержащуюся в предыдущих разделах.

Наиболее важным аспектом Linux, который отличает его от других реализаций UNIX является его открытая концепция разработки.

Linux не разрабатывался небольшой группой программистов, возглавляемой коммерческой структурой с целью получения прибыли.

Он разрабатывался постоянно растущей группой хакеров, вносящих то что им нравится в домашнее варево UNIX.

Linux включает в себя огромное количество разнообразного как по типу так и по способам разработки программного обеспечения. Некоторым не нравится недостаток единобразия, некоторые считают его основным преимуществом Linux.

5.1 X Window

X-Window является большой, мощной (и отчасти сложной) графической средой для UNIX систем. Система X-Window была разработана в Массачусетстком технологическом институте (MIT), которая стала затем стандартом для всех UNIX систем. Практически каждая рабочая станция UNIX в мире работает на одном из вариантов X-Window.

Группа программистов, возглавляемая Дэвидом Вексельблатом (David Wexelblat ), (Вы можете связаться с Девидом по E-Mail: dwex@XFree86.org ) произвела перенос MIT X Window System версия 11, релиз 6 (X11R6) для 80386/80486/Pentium UNIX систем как свободно распространяемого программного продукта. Эта версия, известная как XFree86 TM, (XFree86 является торговой маркой XFree86 Project, Inc.) доступна для System V/386, 386BSD и других реализаций UNIX для процессоров x86, включая Linux. Она включает в себя все требуемые выполняемые коды, конфигурационные файлы, библиотеки и инструментарий.

Полная настройка и использование X Window выходит за пределы этой книги. Вам следует обратиться к книге : The X Window System: A User's Guide (см. Приложение A) В этой главе мы опишем шаг за шагом установку и настройку XFree86 для Linux. Для более детального ознакомления вы можете обратиться к документации, поставляемой вместе с XFree86 (она обсуждается ниже). Другим полезным источником информации является THE LINUX XFree86 HOWTO.

Требования к аппаратуре

XFree86 версии 3.1, вышедшая в сентябре 1994, года поддерживает следующие микросхемы видеоадаптеров. (Прежде чем устанавливать XFree86 вам надо выяснить тип микросхемы вашего видеоадаптера.)

Документация, поставляемая вместе с видеоадаптером, как правило указывает тип используемых микросхем. Если вы приобрели новую видеокарту или новый компьютер, попросите поставщика уточнить изготовителя, модель и тип микросхем видеокарты. Как правило поставщики охотно дадут вам эту информацию. Большинство из них сообщит, что видеокарта является стандартной SVGA картой и будет работать в вашей операционной системе. Об'ясните им, что ваше программное обеспечение (Linux и XFree86) не поддерживает всех видеокарт и вам требуется дополнительная информация.

Вы можете также определить тип микросхемы, вызвав команду SuperProbe, входящую в состав XFree86. Это будет описано ниже.

XFree86 версии 3.1, вышедшая в сентябре 1994 года поддерживает следующие типы микросхем:

Поддерживаются также следующие адаптеры с графическими ускорителями:

Видеокарты с этими микросхемами поддерживаются для всех системных шин, включая VLB и PCI.

Все вышеперечисленные карты поддерживаются как в режиме 256 цветов, так и в монохромном режиме, за исключением Avance Logic, MX and Video 7 микросхем, которые поддерживаются только в режиме 256 цветов. Если на вашей видеокарте установлено достаточно видеопамяти, многие из микросхем поддерживются в режиме 16 и 32 бита на точку (65 тысяч и 4 млн цветов) (некоторые из Msch32, P9000, S3 и Cirrus видеокарт). Обычно видеокарты используются в режиме 8 бит на точку (256 цветов).

Монохромный сервер поддерживает основные карты VGA, монохромные карты Hercules, Hyundai HGC1280, Sigma LaserView иу Apoll. На карте Compaq AVGA в монохромном режиме поддерживается только 64Кб видеопамяти и работа карты GVGA с памятью более 64Кб не проверена в настоящее время.

Этот список несомненно расширится со временем. Полный список поддерживаемых карт вы найдете в замечаниях к текущей версии XFree86.

Одной из проблем, с которой столкнулись разработчики, являлся нестандартный механизм определения частоты, используемый для управления картой. Некоторые производители либо не описывали способ программирования карты, либо требовали подписания дополнительного соглашения о нераспространении полученной информации. Это очевидно ограничило бы свободное распространение XFree86, чего естественно не могли допустить разработчики. Долгое время данная проблема была с видеокартами, производимыми фирмой Diamond, но начиная с версии 3.1 XFree86, Diamond начала сотрудничество с разработчиками с целью выпуска драйвера для этой карты.

Предполагаемая конфигурация компьютера для установки XFree86 под Linux включает в себя как минимум 8 мегабайт оперативной памяти и видеокарту с одной из вышеперечисленных микросхем. Для оптимальной работы мы советуем использовать видеокарту с графическим ускорителем, например S3.

Перед покупкой дорогостоящей видеокарты вам следует просмотреть документацию по XFree и убедиться, что выбранная вами карта поддерживается. Сравнительные тесты Benchmark для различных видеокарт под XFree86 периодически выставляются в конференции comp.windows.x.i386unix и comp.os.linux.misc.

Замечу, что мой персональный компьютер с Linux содержит 486DX2-66, 20 мегабайт RAM, и имеет VLB S3-864 видеоадаптер с 2 мегабайтами оперативной памяти. Я протестировал X benchmarks на этой машине и на рабочей станции Sun Sparc IPX. Linux где-то раз в 7 быстрее, чем Sparc IPX (для любопытных, XFree86-3.1 под Linux обеспечил скорость 171,000 xstones; Sparc IPX - около 24000). Обычно, XFree86 под Linux с графическим ускорителем показывает существенно большую производительность чем коммерческие рабочие станции (которые обычно используют неэффективные алгоритмы обработки графической информации).

Для вашей машины требуется как минимум 4 мегабайта оперативной памяти и 16 мегабайт виртуальной (например, 8 мегабайт оперативной памяти и 8 мегабайт своппинга). Имейте в виду, что чем больше физической оперативной памяти вы имеете, тем меньше операционная система использует своппинг. Так как операция своппинга исходно медленная (доступ к диску намного медленнее, чем к памяти), для комфортабельной работы вам следует иметь 8 или более мегабайт. Система с 4-мя мегабайтами работает намного (в десятки раз) медленнее чем с 8-ю мегабайтами.

Установка XFree86

Дистрибутив Xfree86 в выполняемых кодах можно найти на целом ряде FTP-серверов. На sunsite.unc.edu он находится в каталоге /pub/Linux/X11. (На момент написания текущая версия была 3.1; периодически появляются новые версии).

Вполне возможно, что вы имеете XFree86 как часть дистрибутива Linux, в этом случае в перекачке XFree86 нет необходимости.

Если же вы собираетесь скачать XFree с FTP-сервера, следующая таблица содержит список файлов в дистрибутиве XFree86-3.1.

Вам потребуется один из серверов:

     Файл                    Описание

     XF86-3.1-8514.tar.gz    Сервер для 8514 видеокарт.
     XF86-3.1-AGX.tar.gz     Сервер для AGX видеокарт.
     XF86-3.1-Mach32.tar.gz  Сервер для Mach32 видеокарт.
     XF86-3.1-Mach8.tar.gz   Сервер для Mach8 видеокарт.
     XF86-3.1-Mono.tar.gz    Сервер для монохромного режима.
     XF86-3.1-P9000.tar.gz   Сервер для P9000 видеокарт.
     XF86-3.1-S3.tar.gz      Сервер для S3 видеокарт.
     XF86-3.1-SVGA.tar.gz    Сервер для Super VGA видеокарт.
     XF86-3.1-VGA16.tar.gz   Сервер для VGA/EGA видеокарт.
     XF86-3.1-W32.tar.gz     Сервер для ET4000/W32 видеокарт.

  все нижеперечисленные файлы:

     Файл                    Описание

     XF86-3.1-bin.tar.gz     Остальные программы X11R6.
     XF86-3.1-cfg.tar.gz     Конфигурационные файлы для xdm, xinit и fs.
     XF86-3.1-doc.tar.gz     Документация и руководства.
     XF86-3.1-inc.tar.gz     Include файлы. (?)
     XF86-3.1-lib.tar.gz     Разделяемые библиотеки.
     XF86-3.1-fnt.tar.gz     Основные фонты.

  следующие файлы не являются обязательными:

     Файл                    Описание

    XF86-3.1-ctrb.tar.gz     Выбранные дополнительные программы (?).
    XF86-3.1-extra.tar.gz    Дополнительные сервера для XFree86.
    XF86-3.1-lkit.tar.gz     Инструментарий для компиляции серверов.
    XF86-3.1-fnt75.tar.gz    Фонты 75-dpi.
    XF86-3.1-fnt100.tar.gz   Фонты 100-dpi.
    XF86-3.1-fntbig.tar.gz   Large Kanji и другие фонты.
    XF86-3.1-fntscl.tar.gz   Масштабируемые фонты (Speedo, Type1).
    XF86-3.1-man.tar.gz      Руководства.
    XF86-3.1-pex.tar.gz      Выполняемые файлы, include-файлы, библиотеки для PEX.
    XF86-3.1-slib.tar.gz     Статические библиотеки.
    XF86-3.1-usrbin.tar.gz   Программы-демоны, размещающиеся в /usr/bin.
    XF86-3.1-xdmshdw.tar.gz  Версия программы xdm с поддержкой теневых паролей.

Каталог XFree должен содержать файлы README и замечания по инсталляции текущей версии.

Все что вам требуется для инсталляции XFree86, это получить указанные файлы, создать каталог /usr/X11R6 (пользователем root), перейти в этот каталог и распаковать файлы. Например:

    # gzip -dc XF86-3.1-bin.tar.gz | tar xfB -

Имейте в виду, что эти файлы упакованы относительно каталога /usr/X11R6, так что необходимо распаковывать их находясь в этом каталоге.

После распаковки файлов, вам необходимо связать файл /usr/X11R6/bin/X с тем сервером, который вы намереваетесь использовать. Например, если вы желаете работать с SVGA сервером, файл /usr/bin/X11/X необходимо связать с файлом /usr/X11R6/bin/XF86_SVGA. Если же вы собираетесь использовать монохромный сервер, переустановите связь командой:

    # ln -sf /usr/X11R6/bin/XF86_MONO  /usr/X11R6/bin/X

Это же справедливо и для серверов других видеокарт.

Если вы не уверены какой сервер использовать, или не знаете какую микросхему содержит ваша видеокарта, вы можете запустить команду SuperProbe (включенную в XF86-3.1-bin). Эта программа попытается определить тип микросхемы вашей видеокарты и другую полезную информацию.

Вам следует убедиться, что каталог /usr/bin/X11R6 находится в переменной среды PATH. Это может быть сделано редактированием файлов /etc/profile или /etc/csh.login (в зависимости от оболочек (shell) которые вы или другие пользователи используют). Вы также можете просто добавить этот каталог с вашей переменной PATH, корректируя в вашем домашнем каталоге файлы .bashrc или .cshrc, в зависимости от типа вашей оболочки.

Вам также необходимо обеспечить загрузку динамических библиотек. Для этого добавьте строку:

    /usr/X11R6/lib
в файл /etc/ld.so.conf и запустите команду /sbin/ldconfig как суперпользователь.

Настройка XFree86

В большинстве случаев установка XFree не представляет проблем. Однако, если вы желаете использовать видеокарту для которой драйвер находится в процессе разработки или добиться лучших разрешения или производительности от карты с графическим акселератором, то вам потребуется определенное время для настройки XFree.

В этой главе мы опишем как создать и отредактировать XF86Config файл, который настраивает XFree86 сервер.

В большинстве случаев лучше всего начать с ``основной'' XFree86 конфигурации, которая использует низкое разрешение , например 640x480, поддерживаемого всеми видеокартами и мониторами. Однажды настроив XFree на стандартное разрешение, вы можете затем подстроить файл конфигурации для для того, чтобы использовать все возможности, предоставляемые вашей аппаратурой.

В дополнение к информации приведенной здесь, вам следует ознакомиться со следующей документацией:

Основным файлом настройки XFree86 является файл /usr/X11R6/lib/X11/XF86Config. Этот файл содержит информацию о вашей мыши, параметрах видеокарты и т п. В качестве примера дистрибутив XFree86 содержит файл XF86Config.eg. Скопируйте его в файл XF86Config и отредактируйте.

XF86Config man page подробно об'ясняет формат этого файла. Прочитайте данный документ , если вы еще это не сделали. Далее мы собираемся просмотреть файл XF86Config участок за участком. Этот файл может выглядеть не совсем так, как файл в вашем дистрибутиве XFree86, но структура их совпадает.

!Заметьте, что формат файла XF86Config может изменяться с каждой версией XFree86; эта информация может быть верной только для XFree86 версии 3.1.

!Имейте также в виду, что не следует просто копировать конфигурационный файл, приведенный здесь и пытаться использовать его. Попытка использовать конфигурационный файл, не соответствующий вашему оборудованию, может заставить ваш монитор работать со слишком высокой для него частотой; были сообщения о выходе из строя мониторов (особенно мониторов с фиксированной частотой) при использовании неверных XF86Config файлов.

Каждая секция файла XF86Config определяется парой строк Section "<section-name>" ... EndSection. Первая секция файла называется Files, и выглядит следующим образом:

       Section "Files"
             RgbPath     "/usr/X11R6/lib/X11/rgb"
             FontPath    "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/misc/"
             FontPath    "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/75dpi/"
       EndSection

Строка RgbPath указывает местоположение базы данных цветов, а каждая строка FontPath определяет каталог, содержащий фонты. Как правило, вам не следует изменять эти строки, вам следует только убедиться, что все каталоги фонтов присутствуют.

Следующая секция имеет имя ServerFlags и определяет несколько глобальных параметров для сервера. Как правило эта секция пуста.

  Section "ServerFlags"
  # Uncomment this to cause a core dump at the spot where a signal is
  # received. This may leave the console in an unusable state, but may
  # provide a better stack trace in the core dump to aid in debugging
  #    NoTrapSignals
  # ncomment this to disable the <Crtl><Alt><BS> server abort sequence
  #    DontZap
  EndSection

Все строки данной секции закомментированы.

Следуюшая секция Keyboard. Она определяет работу клавиатуры.

    Section "Keyboard"
          Protocol    "Standard"
          AutoRepeat  500 5
          ServerNumLock
    EndSection
Доступны также и другие режимы. Описанные выше опции работают на большинстве клавиатур.

Следующая секция - Pointer определяет параметры мыши.

    Section "Pointer"

          Protocol    "MouseSystems"
          Device      "/dev/mouse"

    # Baudrate and SampleRate are only for some Logitech mice
    #    BaudRate   9600
    #    SampleRate 150

    # Emulate3Buttons is an option for 2-button Microsoft mice
    #    Emulate3Buttons

    # ChordMiddle is an option for some 3-button Logitech mice
    #    ChordMiddle

    EndSection

Единственными опциями, на которые стоит обратить внимание являются Protocol и Device. Protocol определяет протокол, который использует ваша мышь. Возможными типами (для Linux - есть другие опции, доступными для других ОС) являются:

Для Logitech busmouse следует использовать протокол BusMouse. Заметьте, что для старых мышей Logitech необходимо использовать протокол Logitech, а для новых или Microsoft, или Mouseman протокол.

Строка Device определяет устройство к которому подключена мышь. На большинстве систем Linux это /dev/mouse. /dev/mouse обычно связано с соответствующим серийным портом (например /dev/cua0 - COM1 или /dev/cua1 - COM2) или с портом busmouse. В любом случае убедитесь, что указанное устройство есть в каталоге /dev и работоспособно.

Следующая секция - Monitor, определяет характеристики вашего монитора. Файл XF86Config может содержать не одну, а несколько секций Monitor (это справедливо и для других секций). Это полезно в том случае, когда вы подключили к системе несколько мониторов или используете один и тот же XF86Config файл для различных конфигураций.

 Section "Monitor"

   Identifier  "CTX 5468 NI"

   # These values are for a CTX 5468NI only! Don't attempt to use
   # them with your monitor (unless you have this model)

   Bandwidth    60
   HorizSync    30-38,47-50
   VertRefresh  50-90

   # Modes:  Name   dotclock    horiz                vert

   ModeLine "640x480"  25       640 664 760 800      480 491 493 525

   ModeLine "800x600"  36       800 824 896 1024     600 601 603 625
   ModeLine "1024x768" 65       1024 1088 1200 1328  768 783 789 818

 EndSection

Строка Identifier используется для именования текущего описания монитора. Это может быть любая строка, на которую вы в дальнейшем ссылаться в файле XF86Config.

HorizSync определяет возможные скорости горизонтальной развертки для вашего монитора в Килогерцах. Если у вас многочастотный (multisync) монитор, вы можете указать интервал значений (или несколько интервалов, разделенных запятой), как показано выше. Если у вас монитор с фиксированной частотой, то вам надо указать список фиксированных значений. Например:

          HorizSync    31.5, 35.2, 37.9, 35.5, 48.95

В руководстве на ваш монитор эти значения должны быть описаны. Если вы не имеете этой информации, вам следует связаться с производителем или продавцом вашего монитора.

Строка VertRefresh описывает возможные значения частоты вертикальной развертки для вашего монитора в герцах. Как и для HorizSync вы можете указать интервал или список дискретных значений. Ваше руководство на монитор должно содержать эту информацию.

Сервер использует значения HorizSync и VertRefresh только для того, чтобы убедиться что вы верно определили разрешение монитора. Это исключает возможность разрушения монитора при попытке работы с ним на частоте превышающей максимально допустимую.

Строка ModeLine определяет один из режимов разрешения вашего монитора. Ее формат:

    ModeLine <name> <clock> <horiz-values> <vert-values>

<name> - строка, которую вы можете использовать в этом файле в дальнейшем для указания разрешения. <dot-clock> определяет частоту задающего генератора адаптера для этого разрешения. Обычно частота указывается в мегагерцах. Она определяет скорость с которой видеокарта должна посылать значения точек экрана на монитор при указанном разрешении. <horiz-values> и <vert-values> состоят из 4-х цифр каждая. Эти значения определяют, когда электронная пушка монитора во время развертки должна включиться и когда должны проходить импульсы горизонтальной и вертикальной синхронизации во время развертки луча.

Как описать строку ModeLine для вашего монитора? Файл VideoModes.doc, включенный в дистрибутив XFree86, детально описывает как определить эти значения для каждого разрешения, которое поддерживает ваш монитор. Значение clock должно соответствовать частотам, которые поддерживает ваша видеокарта. Далее в файле XF86Config вы определите эти значения.

Существует два файла modeDB.txt и Monitors в дистрибутиве XFree, которые могут содержать данные ModeLine для вашего монитора. Эти файлы располагаются в каталоге /usr/X11R6/lib/X11/doc.

Вы можете начать со значений ModeLine для мониторов стандарта VESA. Этот режим поддерживается большинством мониторов. Файл modeDB.txt включает описания синхронизации для стандартного разрешения VESA. В этом файле вы найдете такие строки:

    # 640x480@60Hz Non-Interlaced mode
    # Horizontal Sync = 31.5kHz
    # Timing: H=(0.95us, 3.81us, 1.59us), V=(0.35ms, 0.064ms, 1.02ms)
    #
    # name      clock   horizontal timing     vertical timing    flags
    "640x480"   25.175  640  664  760  800    480  491  493  525

Это стандартная строка синхронизации для разрешения 640x480 точек. Она устанавливает частоту 25.175 Mhz, которая должна поддерживаться большинством мониторов (более подробно об этом позже). В вашем файле эта строка должна выглядеть так:

    ModeLine "640x480" 25.175  640 664 760 800  480 491 493 525

Заметим, что аргумент name в строке ModeLine (в нашем случае "640x480") может быть любой строкой, которая описывает для вас разрешение монитора.

Для каждой строки ModeLine сервер проверяет, попадают ли указанные значения в интервал указанных значений Bandwidth, HorizSync и VertRefresh. Если нет, то сервер выдаст предупреждение при начале работы.

Если стандартные значения синхронизации VESA не работают у вас, то просмотрите другие значения в файлах modeDB.txt и Monitors для других типов мониторов. Заметим, что многие 14 и 15 дюймовые мониторы не могут поддерживать разрешений 1024x768 точек из-за низкого значения Bandwidth. То есть, если вы не нашли описание режима высокого разрешения для вашего монитора, то не исключено, что ваш монитор не поддерживает такое разрешение.

Если вы потерпели неудачу с подбором строки ModeLine, изучите инструкцию описанную в файле VideoModes.doc вашего дистрибутива. По этой инструкции вы сможете описать строку ModeLine по спецификациям, описанным в вашем руководстве на монитор.

В конце концов, если вы не можете подобрать правильные значения строки ModeLine, то вы можете просто слегка изменить эти значения для достижения требуемого результата. Например, если изображение на экране слегка уходит влево или вверх, вы можете по инструкции из файла VideoModes.doc настроить значения синхронизации. Проверьте также наличие управляющих клавиш на вашем мониторе! Частенько бывает достаточным изменить горизонтальный и вертикальный размер изображения во время работы XFree чтобы добиться желаемой центровки и размера изображения. Наличие этих клавиш на монитора значительно упрощает жизнь.

Следующая секция Device описывает параметры вашей видеокарты. Например:

       Section "Device"
                 Identifier "#9 GXE 64"

                 # Nothing yet; we fill in these values later.

       EndSection

Эта секция описывает возможности вашей карты. Identifier определяет имя этого описания для ссылки на него в дальнейшем.

Первоначально вам не стоит заполнять эту секцию, за исключением поля Identifier. X-сервер можно использовать в режиме определения параметров установленной видеокарты. После определения этих параметров вы занесете их в эту секцию. X-сервер способен определить тип микросхемы видеокарты, поддерживаемый интервал частот, наличие RAMDAC и размер установленной памяти на видеоадаптере.

Прежде чем мы это сделаем, нам следует закончить описание файла XF86Config.

Следующая секция - Screen описывает возможные режимы работы X-сервера с видеокартой и монитором.

          Section "Screen"
              Driver     "Accel"
              Device     "#9 GXE 64"
              Monitor    "CTX 5468 NI"
              Subsection "Display"
                    Depth      16
                    Modes      "1024x768" "800x600" "640x480"
               ViewPort   0 0
               Virtual    1024 768
           EndSubsection
     EndSection

Строка Driver определяет тип сервера, который вы будете использовать. Вы можете использовать следующие сервера:

Accel:

Для XF86_S3, XF86_Mach32, XF86_Mach8, XF86_8514, XF86_P9000, XF86_AGX, and XF86_W32 серверов;

SVGA:

Для XF86_SVGA сервера;

VGA16

: Для XF86_VGA16 сервера;

VGA2

: Для XF86_Mono сервера;

Mono

: Для non-VGA монохромного драйвера в XF86_Mono и XF86_VGA16 серверах.

Убедитесь, что файл /usr/X11R6/bin/X является символьной ссылкой на используемый вами сервер.

Строка Device определяет идентификатор секции Device, описывающей установленную видеокарту. Выше мы описали секцию Device с идентификатором:

    Identifier "#9 GXE 64"

Следовательно, здесь мы используем "#9 GXE 64" в строке Device.

Точно так же строка Monitor определяет имя секции Monitor для данного сервера, в данном примере "CTX 5468 NI".

Подсекция Display определяет режим работы сервера при выводе информации на экран. Файл XF86Config детально описывает эти режимы. Режимы, которые вам необходимо знать: