"Земля - планета Солнечной системы"
(Н.Н.Петрова, Е.Е.Гусева, Т.В.Лихолат)
Земля - планета Солнечной системы: учебное пособие/ Н.Н.Петрова, Е.Е.Гусева,
Т.В.Лихолат. - М.:Дрофа, 2004. - 61 с.:ил., карт. - (Темы школьного курса).
Брошюра "Земля - планета Солнечной системы" выпущена издательством "Дрофа" в
серии "Темы школьного курса" под рубрикой "География". Пособие предназначено для
углубленного повторения астрономического материала, включённого в школьный курс
географии. Оно содержит теоретический материал, тренировочные и развивающие
задания, образцы заданий ЕГЭ.
Можно только приветствовать стремление наших коллег привести в систему сведения
из астрономии, необходимые при изучении географии. Знания об особенностях
нашей планеты как космического тела, о взаимодействии Земли с Солнцем и Луной
необходимы современному человеку. В ситуации, когда астрономия как отдельный
предмет исключена из базисного учебного плана, необходимо, чтобы астрономический
материал, включённый в другие учебные курсы, преподавался на достаточном уровне.
При всех имеющихся замечаниях следует поблагодарить авторский коллектив за
разработку полезного пособия.
Прекрасно, что брошюра начинается с описания Солнечной системы в целом, что
раскрыты отличия Земли от других планет. Замечательно, что рассказано о лунных
фазах, о затмениях Луны и Солнца, хотя непосредственного отношения к географии
этот материал не имеет. Приятно было увидеть в рубрике "Словарь" термины
"афелий", "перигелий", "галактика", "световой год", "солнечный ветер", причём
правильно определённые. Сам факт, что ЕГЭ по географии содержит целых 20
вопросов, связанных с астрономией, не может не радовать.
Перейдём к замечаниям. Авторы подчас используют устаревшие сведения.
Упомянуты 16 спутников Юпитера, о втором астероидном поясе не сказано ни слова,
а наклонение магнитной оси к оси вращения Земли указано в 11,5о.
Не обошлось и без некоторых типичных оговорок. Например, трижды в тексте
встречается некорректная формулировка "Пояс астероидов находится между Марсом и
Юпитером" - правильно было бы "между орбитами Марса и Юпитера". На стр.16
описан способ оценки возраста Луны по сходству с буквами Р или С - без указания,
что способ этот "работает" только в северном полушарии. Выполняя задание ЕГЭ со
стр.56, невозможно оценить, правильно ли утверждение "Земля вращается вокруг
своей оси против часовой стрелки" - посколько положение наблюдателя не
оговаривается.
К сожалению, есть и более серьёзные ошибки. В рубрике "Словарь" на стр.32
полярные круги определены как параллели 66,5о с.ш. и
66,5о ю.ш., а несколькими строками ниже тропики определены как
23о с.ш. и 23о ю.ш. Совершенно непонятно, почему в одном
случае значение угла округлено до половины градуса, а в другом - до целых
градусов. А ведь это принципиально - сумма этих углов должна быть равна
90о. Эта же неточность повторена в рисунке на стр.30.
Несколькими строками ниже - откровенный "ляп": "Холодные пояса освещённости -
пояса, расположенные к северу от полярных кругов".
На стр.29 продолжительность полярного дня на полюсах указана 189 суток, а
полярной ночи - 176 суток. Это неверно уже потому, что вследствие эллиптичности
земной орбиты продолжительность полярных дней и ночей на полюсах неодинакова.
Указанные же авторами числа соответствуют северному полюсу, причём с учётом
рефракции. В подобной ситуации было бы лучше ограничиться формулировкой
"полгода", которая по сути правильна и не вызывает у учащихся вопросов.
С понятием "сутки" тоже получилась путаница. На стр.21 читаем: "Издавна люди
наблюдали периодически повторяющиеся восходы и закаты солнца. Промежуток между
двумя закатами или восходами солнца назвали сутками. Земля совершает полный
оборот вокруг своей оси с запада на восток за 23 ч 56 мин 41 с, т.е. за сутки".
На стр.24: "Сутки - единица времени, равная 24 ч". Три разных
определения для простого понятия!
Прежде всего, период осевого вращения Земли составляет не 23 ч 56 мин 41 с,
а 23 ч 56 мин 4,1 с. К сожалению, это не опечатка; неправильное значение
воспроизведено ещё раз - в одном из вопросов ЕГЭ на стр.56. Сам факт подобной
ошибки говорит о недостаточной компетентности авторов и редакторов брошюры в
астрономических вопросах.
Далее. Сутки - одна из единиц измерения времени - равны 24 часам по определению.
Авторы умудрились в одном абзаце смешать два понятия - средние солнечные сутки и
звёздные сутки. А если не проводится чёткое разграничение двух этих понятий,
то не стоит вообще называть период 23 ч 56 мин 4,1 с "сутками".
Подводя итог изложенному выше, скажу, что брошюра "Земля - планета Солнечной
системы" - полезное пособие для учащихся. Однако авторам следовало бы более
аккуратно употреблять астрономические термины и не затрагивать вопросы,
корректное раскрытие которых требует глубоких астрономических знаний.
Вернуться к оглавлению раздела