|
Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://astrocourier.chat.ru/1998/98aprmar/98aprmar1p3.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sat Apr 9 23:14:14 2016 Кодировка: koi8-r Поисковые слова: redshift survey |
АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РЕШЕНИЕ
II ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"АСТРОНОМИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
г.Санкт-Петербург, 25-27 марта 1998 г.
25-27 марта в Санкт-Петербурге на базе Российского
государственного педагогического университета им.А.И.Герцена и
Санкт-Петербургского Планетария прошла II Всероссийская
научно-практическая конференция "Астрономия в системе современного
образования", в которой приняли участие преподаватели астрономии более
двадцати российских вузов, более ста учителей школ и организаторов
дополнительного астрономического образования Санкт-Петербурга, Москвы
и других городов России, среди которых - Владивосток и Уссурийск,
Иркутск и Горно-Алтайск, Челябинск и Ишим, Магнитогорск, Нальчик,
Рязань, Ярославль, Волгоград, Вологда, Воронеж, Нижний Новгород, Елец,
Комсомольск-на Амуре, Липецк.
Конференция проводилась при поддержке Астрономического общества и
Министерства общего и профессионального образования РФ. В организации
принял участие Санкт-Петербургский государственный университет
педагогического мастерства. С докладами для учителей выступили
крупнейшие ученые Санкт-Петербургского университета, Института
прикладной астрономии РАН, Главной астрономической обсерватории РАН и
других научных центров: К.В.Холшевников, В.В.Иванов, В.В.Витязев,
В.И.Макаров, А.А.Гриб, В.А.Степанов, А.В.Ипатов, В.С.Губанов. Доклады
и материалы конференции отразили богатейший опыт и инновации в
преподавании астрономии в российских учебных заведениях, рост интереса
населения России к астрономическим знаниям, который поддерживается
главным образом благодаря усилиям энтузиастов этой науки, расширение
круга участников российских астрономических олимпиад и рост их
успехов. Иностранные участники конференции отметили высокий уровень
методического мастерства наших учителей.
Заслушав и обсудив выступления участников, конференция
констатирует:
1. Астрономия в силу своей мировоззренческой направленности является
важнейшим предметом в системе общего естественнонаучного и
гуманитарного образования России.
2. Проводимая реформа содержания образования имеет тенденцией
вытеснение основ астрономических знаний в педагогических институтах,
школах разного профиля, в системе внешкольного образования. Изъятие
курса астрономии из образовательных программ не отражает статус России
как космической державы, не отвечает требованиям к уровню
образованности Человека ХХI века.
3. Такое состояние с преподаванием астрономии с неизбежностью приводит
к резкому снижению уровня образования в нашей стране, открывает
широкую дорогу к проникновению в сознание человека мистики, веры в
чудеса, способствует неадекватному восприятию реальной
действительности.
4. Как свидетельствует информация, поступающая из разных регионов
России, интерес населения к астрономическим знаниям возрастает как в
крупных городах, так и в селах. К сожалению, этот интерес к астрономии
поддерживается, главным образом, благодаря усилиям энтузиастов этой
науки - учителей школ, преподавателей вузов, в частности -
педагогических университетов и институтов, работников планетариев,
внешкольных и дошкольных учреждений. Отсутствует широкая методическая
поддержка учителей, в том числе со стороны методических муниципальных
служб.
Конференция отмечает:
1. Как положительную тенденцию - стремление преподавателей астрономии
образовательных учреждений разного уровня и профиля объединиться для
решения принципиальных и практических вопросов, связанных с
распространением астрономических знаний. Свидетельством тому является
сам факт проведения представительной Всероссийской конференции, в
которой участвовали более 150 человек, среди которых ученые и
преподаватели вузов, учителя средних школ, техникумов, работники
учреждений системы повышения квалификации, планетариев, дошкольных и
внешкольных образовательных учреждений.
2. Несмотря на неблагоприятные экономические условия, преподавание
астрономии развивает и совершенствует свои формы, о чем
свидетельствует активизация работы сохранившихся российских
планетариев, в том числе Санкт-Петербургского и Нижегородского,
использование астрономии как базового элемента в интегративных
школьных курсах "Природоведение", "Естествознание", "Экология",
вузовских курсах "Концепции современного естествознания", активизация
работы астрономических и аэрокосмических кружков, появление
многочисленных авторских программ и разработок.
Конференция приняла решения:
1. Учитывая важнейшую роль астрономических знаний в формировании
научного мировоззрения и высокого интеллектуального уровня населения
России, конференция обращается к Министерству общего и
профессионального образования РФ с настоятельной рекомендацией
сохранить в качестве обязательного и, по-возможности, расширить
учебный предмет "Астрономия" как в школах, так и в педагогических
вузах, рассматривать это одним из принципиальных условий успеха в
борьбе за сохранение высокого уровня науки в России.
2. Рекомендовать соответствующим органам образования разработать
стандарты астрономического образования для средней школы и
педагогических вузов на федеральном и региональном уровнях с
привлечением к этой работе членов ассоциаций преподавателей и учителей
астрономии.
3. Активизировать работу Ассоциации преподавателей астрономии вузов и
Ассоциации учителей астрономии, добиваясь, чтобы обе ассоциации
расширили круг своей деятельности и влияние на судьбы астрономического
образования, оказывали лекционную и методическую поддержку
преподавателям, учителям, энтузиастам внешкольного образования,
планетариям России, учитывая, что планетарии становятся уникальными
центрами распространения астрономической культуры.
4. Конференция обращается к правительству Москвы с просьбой оказать
помощь в воссоздании Московского Планетария как
научно-просветительского астрономического центра и не допустить его
превращения в коммерческое заведение.
5. Конференция предлагает организовать разработку проекта концепции
непрерывного астрономического образования в регионах России,
учитывающей реалии нашего времени, с координационными центрами при
Московском педагогическом государственном университете, Российском
государственном педагогическом университете им.А.И.Герцена,
Нижегородском государственном педагогическом университете.
6. Конференция поддерживает работу по организации и проведению
Российских, региональных, городских и областных астрономических
олимпиад и считает, что астрономические олимпиады являются прекрасным
стимулом к освоению астрономических знаний на высоком уровне.
7. Создать центры по сбору, обработке и оперативному распространению
учебной, справочной, демонстрационной и другой необходимой для
преподавания информации при крупнейших педагогических вузах или
учреждениях системы повышения квалификации педагогических кадров в
Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Воронеже, в
городах Сибири и Дальнего Востока и просит Астрономическое общество
оказать возможную поддержку таким центрам.
8. Конференция обращает внимание на необходимость создания
современного учебника астрономии для педагогических вузов России,
издания учебно-методической литературы по астрономии для школ и вузов.
9. Конференция считает необходимым поддержать работу сотрудников
кафедры астрономии и истории естествознания Нижегородского
педагогического университета по формированию и изданию
Астрономического календаря.
10. Конференция считает необходимым через средства массовой информации
обратиться к руководителям системы образования России и учительской
общественности с призывом поддержать решения конференции и
способствовать развитию астрономических знаний и системы
астрономического образования в нашей стране.
11. Участники выражают благодарность Астрономическому обществу,
администрации РГПУ им.А.И.Герцена, Санкт-Петербургского Планетария,
Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства, без
поддержки которых проведение конференции было бы невозможным.
V Российская Олимпиада Школьников
по Астрономии и Космической Физике.
Заключительный этап.
Заключительный этап Российской олимпиады школьников по астрономии
и космической физике 1998 года прошел точно в те же сроки и в том же
месте, что в прошлом году: с 7 по 12 апреля в городе Троицке Москов-
ской области, на базе Фонда "Байтик" и Центра новых педагогических
технологий. Научное и идейное руководство Олимпиадой осуществляло
Астрономическое общество.
В Олимпиаде приняло рекордное число участников: в Троицк прибыл
121 школьник из 32 регионов России.
Как и в прошлые годы, участники Олимпиады были разделены на три
возрастные группы: 8?9, 10 и 11 класс (правда, в отличие от прошлых
лет, задания для учащихся 8-го и 9-го классов немного различались).
Каждый регион мог направить на Олимпиаду четырех участников по 8-9
классу, двух десятиклассников и двух одиннадцатиклассников, а также
(дополнительно) победителей Российской и Международной олимпиад 1997
года, российских победителей заочной олимпиады журнала "Звездочет".
Заметим, кстати, что согласно Положению об Олимпиаде, города и
районы России, проводящие у себя астрономические олимпиады по согласо-
ванию с Координационным cоветом, могут представлять свою область на
заключительном этапе, если областные олимпиады в этой области не про-
водятся.
8 и 10 апреля прошли соответственно теоретический и творческо-
практический туры. На теоретическом туре школьникам было предложено по
6 задач. В задание творческо-практического тура была включена одна
творческая задача и одна практическая (работа с фотографией, сделанной
на космическом телескопе им. Хаббла). Продолжительность каждого тура
для участников составляла 4 часа. А вот жюри работало существенно
дольше. Но, надо отметить, что задачи этого года оказались гораздо бо-
лее "живыми", что отразилось на стиле изложения решений. И жюри рабо-
тало с существенно большим энтузиазмом. Несомненным лидерами по числу
оригинальных решений и фраз в решениях стали: в первом туре - задача
про светящиеся кошачьи глаза (N 4 для 11 класса), во втором - про де-
номинацию. Не случайно их взялся проверять сам председатель жюри (про-
фессор астрономического отделения МГУ А.С.Расторгуев). И ведь какие
ответы были! Кошачьи глаза сверкали аж до -47m!!! Вы представляете,
что это значит? Этакий галактический монстр. Можно легко посчитать,
что такую звездную величину можно было бы получить, приблизившись к
солнцу в 10000 раз (а приблизиться можно максимум в 108 раз!). А вооб-
ще, глаз "среднестатистического кота" (как было написано в одной из
работ) с расстояния в 5 метров светит как звезда порядка -7m. Ну а со-
ветов правительству галактики "Млечный Путь" было не меньше, чем деба-
тов в нашей Госдуме.
Еще одним важным методическим моментом этой олимпиады стала мень-
шая формализация условий задач и существенное увеличение числа задач
оценочного характера, в которых целью решения задач должны быть не
числа или формулы, а понимание явления. Ведь решение именно оценочных
задач развивает у школьников умение делать простые оценки, то есть
быстро и без громоздких вычислений получать правильное представление о
разнообразных явлениях и объектах. К сожалению, в современной школе
вычислениям по готовым формулам с высокой точностью уделяется значи-
тельно больше внимания, чем пониманию физики процесса и порядковым
оценкам. Увы, но к еще большому сожалению,такая же тенденция наблюда-
ется и на классических олимпиадах по физике, задачи которых год от го-
да все больше напоминают контрольные работы высокого уровня или вари-
анты вступительных экзаменов в ВУЗы.
Каждая задача первого тура оценивалась из 10 баллов, второго - из
20, то есть, максимально возможное число баллов составляло 100.
Как обычно, в день после второго тура участники Олимпиады могли
ознакомиться с оценкой своих работ первого тура, побеседовать с чле-
нами жюри, проапеллировать.
В день между турами Олимпиады - 9 апреля - в МГДТДиЮ (бывший Мос-
ковский дворец пионеров) прошла традиционная научно-практическая кон-
ференция, посвященная Дню Космонавтики. Но, это, хорошо продуманное
мероприятие для школьников Москвы, к сожалению, явно не вписалось в
программу Российской олимпиаду. Организаторы конференции переоценили
свои возможности. В результате каждому докладчику давалось всего 5 ми-
нут на выступление... И оргкомитет олимпиад рекомендовал в будущем не
совмещать Российские олимпиады с местными астрономическими мероприяти-
ями.
На закрытии Олимпиады каждому участнику была подарена астрономи-
ческая энциклопедия для школьников (изд-во "Аванта +") и сборник олим-
пиадных задач по астрономии (автор - М.Г.Гаврилов). Кроме того, призе-
рам (список призеров приведен ниже) были вручены Дипломы, ценные по-
дарки и главный приз Олимпиады: для 11-классников - приглашение на фи-
зические и астрономические отделения ведущих вузов России (университе-
тов Москвы, Петербурга, Казани, Екатеринбурга), а для 8-10-классников
- приглашение на V Осеннюю астрономическую школу в Специальную Астро-
физическую Обсерваторию РАН в рамках которой пройдет третья Междуна-
родная астрономическая олимпиада.
В заключении - о формальных итогах и будущем. Российская астроно-
мическая олимпиада отметила пятилетний юбилей своего существования.
Год от года растет число участников. По числу участников заключитель-
ного этапа олимпиада вышла на пятое место, то есть уступает теперь
только самым "почтенным" (математике, физике, химии, биологии). Стали
проводиться заочные конкурсы, победители которых участвуют сразу в за-
ключительном этапе (точно так же, как в былые годы победители "Конкурса
"Кванта"" по математике и физике). Место заключительного этапа следую-
щей Олимпиады пока не определено. Но, может быть, это и к лучшему,-
ведь за все предыдущие годы олимпиада ни разу не прошла в заранее на-
меченном месте. Городами-кандидатами на проведение олимпиады 1999 года
являются Петергоф, Петрозаводск, Майкоп и Нижневартовск.
По традиции просим все Ваши вопросы, замечания и предложения (по
комплекту задач, другим вопросам, а также интересные задачи, условия
которых Вы хотели бы видеть в Олимпиадах будущего) сообщить автору по
электронной почте gavrilov@issp.ac.ru или почтовому адресу 142432 Чер-
ноголовка, Московской обл., Институтский проспект 15, ИФТТ РАН.
М.Г.Гаврилов.
АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ АСТРОНОМИИ
I Съезд учителей астрономии Российской Федерации и Стран Содружества
Черноголовка, декабрь 1998 г.
ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в I Съезде учителей астрономии
Российской Федерации и Стран Содружества. В программе съезда: лекции
ученых-астрономов, круглые столы, обсуждение насущных вопросов астро-
номического образования в странах СНГ, конференция Ассоциации Учителей
астрономии, выборы правления Ассоциации, экскурсии в институты НЦЧ
РАН.
Ориентировочные сроки и время проведения школы: 4 дня, начало
декабря 1998 года. Место проведения: НЦЧ РАН (Черноголовка Москов-
ской области; проезд от Москвы: станция метро Щелковская, далее
автобусами ? 320 или ? 360).
Ориентировочные расходы по проживанию и питанию на съезде (вклю-
чая оргвзнос, в ценах апреля 1998 года): около 90 рублей в сутки.
В сентябре членам Ассоциации Учителей астрономии будет выслано
второе (более подробное) информационное сообщение и приглашение.
Справки и уточнения:
1. Internet: http://www.issp.ac.ru/univer/astro/eaata/
2. Оргкомитет: тел. и факс будут объявлены позже
3. Временный подготовительный комитет:
e-mail: gavrilov@issp.ac.ru Гаврилов Михаил Геннадьевич
И.о. председателя
Ассоциации Учителей астрономии,
к.ф-м.н. М. Г. Гаврилов
В РОСCИИ - НОВЫЙ ТЕЛЕСКОП !
Сказано громко, но верно: при Костромском планетарии после
многих лет бездействия введена в строй обсерватория с 5-дюймовым
телескопом-рефрактором фирмы Карл Цейсс. Планетарий в Костроме один
из старейших в России: он работает с 1950 г. Сейчас им руководит
Марина Валентиновна Латышева, заметно активизировавшая жизнь
"звездного дома". Большое и крепкое здание бывшей церкви на высоком
прибрежном холме прекрасно соответствует требованиям планетария.
Верхнюю часть здания занимает просторная башня телескопа с
электрически вращающимся куполом. Изготовленный еще в конце 50-х
годов телескоп полностью работоспособен; в его наладке костромичам
помог сотрудник ГАИШ Сергей Жуйко, промывший и отъюстировавший
объектив и наладивший часовой механизм. У телескопа есть большой
набор окуляров и камера. Сотрудники планетария делают все возможное,
чтобы активизировать научную и просветительскую работу. Это нелегко
с их древним аппаратиком "Малый Цейсс" и отсутствием большинства
необходимых приборов и материалов. Любая помощь будет принята с
благодарностью. Адрес планетария: 156601 г.Кострома, ул.Горная, 14.