Особенности тематического сайта, используемого в естественно-научном образовании, на примере астрономического портала астронет.ru
М.Е.ПрохоровГАИШ, Москва
Введение
Данная работа представляет собой попытку обобщить результаты, полученные в ходе развития и эксплуатации астрономического портала www.astronet.ru. Астронет был запушен в эксплуатацию в 2001 году, он входит в группу образовательных и научно-популярных сайтов "Научная сеть". В этой группе есть сайты, посвященные различным
| |
дисциплинам: Междисциплинарный портал "Научная сеть" (nature.web.ru), физический (www.phys.web.ru), сайт "Всё о Геологии" (students.web.ru) и ряд других. В ходе создания данных сайтов возникали сходные проблемы, которые удалось достаточно успешно решить перечисленные сайты устойчиво входят в первые два десятка сайтов рейтинга top100.rambler.ru по разделу "Наука" (а Астронет – в первую десятку) при учете посещений по сайтам в целом. Автор данной статьи с момента создания по настоящее время является главным редактором сайта astronet.ru, поэтому приводимая аргументация будет основана на опыте эксплуатации именно данного сайта.
Развитие портала выявило несколько наиболее важных свойств портала, которые приводят к росту его посещаемости и, как следствие, популярности:
- подбор и качество публикуемых на сайте материалов;
средства навигации по сайту;
- наличие тематической (специализированной) внешней поисковой системы.
Поскольку данные действия привели к посту популярности всех сайтов "Научной сети", мы можем считать данные выводы достаточно обоснованными. Ниже мы рассмотрим перечисленные особенности сайтов более подробно.
1. Подбор и качество материалов
Очень большую помощь по наполнению портала astronet.ru на начальном этапе его создания оказали сотрудники ряда астрономических учреждений, в первую очередь Государственного Астрономического Института им. П.К. Штернберга МГУ. И в настоящее время профессиональные астрономы продолжают поставлять заметную часть публикуемых на портале материалов, но более важной оказывается их участие в научном редактировании или экспертизе публикуемых материалов. Высокая надежность и достоверность публикуемых на портале материалов является одной из притягательных его сторон.
Для педагога, собирающегося использовать опубликованные на сайте материалы в учебном процессе, наиболее важными являются регулярные средства навигации по контенту. Для школьников и студентов, занимающихся самообразованием более важна публикация на первой (головной) странице сайта привлекающих внимание материалов. К ним относятся новости различного объема, от кратких заметов до развернутых публикаций. Новости вплотную стыкуются с научно-популярными статьями, отличаясь друг от друга объемом (в среднем), детальностью описания явления и скоростью появления материала.
Новостные и популярные материалы могут и должны различаться по уровню популяризации. Должны присутствовать как материалы для школьника впервые знакомящегося с данным предметом, до материалов ориентированных на учителей, студентов и специалистов из других областей (такие материалы публикуются, например, в "Соросовском журнале", в УФН, в Scientific American). В этом случае, сайтом сможет пользоваться очень широкая аудитория с разными уровнями подготовки. Обратной стороной данной медали является заметное увеличение объема публикуемых материалов. Следует, однако, заметить, что расширение аудитории происходит быстрее, так как читатели с определенным уровнем подготовки могут знакомиться как с несколько более сложными материалами, так и с более простыми.
К новостным материалам следует добавить комментарии публикаций в прессе и на телевидении, в которых бы давались более подробные объяснения и исправлялись наиболее явные ошибки.
Другими материалами, привлекающими внимание к сайту, являются периодические публикации. Данные материалы могут быть как оригинальными, так и переводными. В последнем случае обеспечить их регулярное появление оказывается гораздо проще. Примером подобных периодический материалов на astronet.ru является "Астрономическая картинка дня", являющаяся переводом размещенного на сайте NASA проекта APOD.
| |
Обязательным атрибутом образовательного сайта нужно считать наличие на нем глоссария или энциклопедии упорядоченной по алфавиту подборки статей, поясняющих отдельные термины или явления. Очень полезной, но крайне трудоемкой, является дополнительная разметка публикуемых материалов, которая добавляет в них ссылки на термины глоссария.
Еще два вопроса являются близкими к рассмотренных, хотя напрямую не связаны с подбором материалов.
- Видимость публикаций портала в поисковых системах.
Включение сайта в крупнейшие российские и международные поисковые системы (www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.google.com, www.yahoo.com и др.) было очень важно на первом этапе его развития. Любой достаточно крупный сайт (по объему публикаций), в конечном счете, появится в указанных системах. Важными в этом плане оказываются технические вопросы, например, ряд поисковых систем индексируют только статические страницы и игнорируют динамические, в результате чего большая часть сайта может оказаться недоступной для данной системы.
- Системы интерактивного общения.К ним относятся интернет-форумы, обсуждения публикаций, и публикация ответов на вопросы читателей. Обсуждения публикаций и ответы на вопросы читателей, которые дают специалисты, являются очень эффективными механизмами расширения аудитории и привлечения читателей к активной работе. Как показывает опыт работы сайта astronet.ru, комментарии к наиболее интересным публикациям и списки ответов на лучшие вопросы читателей пользуются очень высокой популярностью.
2. Средства навигации по сайту
Среди средств навигации по образовательному сайту выделяются регулярные методы, система поиска и дополнительные средства.
К регулярным механизмам навигации в первую очередь относится рубрикатор. Рубрикаторов на сайте может быть произвольное количество, каждый из них может быть либо одноуровневым (плоским), либо иерархическим с произвольным числом подуровней. Любая публикация, размещенная на сайте, может быть приписана к произвольному числу разделов различных рубрикаторов.
Основное назначение рубрикатора – формирование тематических разделов и ограничение области действия поисковых механизмов.
Остальные регулярные механизмы навигации воспроизводят типичные средства составления библиографии и каталогизации. К ним относятся списки авторов, издательств, организаций, а также списки изучаемых в данной области объектов, к которым привязываются соответствующие публикации.
Для материалов обладающих хронологической упорядоченностью (события, анонсы конференций, биографические данные и т.п.) используются специальные календарные средства навигации.
Присутствие внутренней поисковой системы образовательном портале является обязательным. Крайне желательно, чтобы эта поисковая система была полнотекстовой, т.е. чтобы поиск указанных слов или словосочетаний производился во всех частях документов, содержащих тексты. Это гораздо информативнее поиска только в абстрактах публикаций.
Однако полнотекстовый поиск в документах большого объема (например, в книгах) ставит вопрос о показе фрагмента документа, в котором искомые слова были найдены. Для показа результатов поиска наиболее полезен показ фрагмента, непосредственно содержащего найденные выражения. Одновременно к тексту должны добавляться средства, позволяющие переместится либо непосредственно к найденному фрагменту, либо к разделу документа, его содержащему.
Еще одно требование к поисковой системе – правильное упорядочивание списка найденных документов. В начале списка должны находиться документы, наиболее полно удовлетворяющие поисковому запросу. Дополнительно может использоваться информация о расположении найденного слова в документе (в заглавии важнее, чем в аннотации, в аннотации важнее, чем в остальном тексте), о востребованности и популярности документа и т.п. Данное требование становится все более важным по мере увеличения числа публикаций на портале.
Интересным дополнением поисковой системы тематического сайта является подключение к поисковой системе словаря терминов по данной отрасти знаний. Указанный словарь должен содержать информацию о синонимах и, возможно, об антонимах терминов. Словарь может содержать термины на нескольких языках. С использованием подобного словаря поисковый запрос может автоматически дополняться синонимами указанных терминов, что должно заметно улучшить результаты поиска.
Использование синонимов при поиске на astronet.ru планируется ввести в ближайшее время. Реализовать словарь предполагается в виде двуязычного астрономического тезауруса, в котором присутствуют не только синонимические, но и иерархические, и ассоциативные связи между терминами. Интерактивные тезаурусы по различным областям знаний могут непосредственно использоваться в образовательном процессе.
Кроме поиска по текстам может использоваться поиск по метаданным публикаций. Например, на astronet.ru реализован поиск по ключевым словам.
На все рассмотренные виды поиска могут накладываться дополнительные ограничения: по рубрикатору, по датам публикации, по авторам и т.д.
К дополнительным средствам навигации относятся средства перемещения внутри списков публикаций: общий вариант, когда список является неупорядоченным и разбивается на страницы, и упорядоченные списки (например, алфавитные), с соответствующими средствами.
К дополнительным средствам навигации относятся оглавления и индексы книг и статей, ссылки на предыдущий и последующий разделы. В периодических публикациях обычно присутствуют ссылки на предыдущие и последующие выпуски.
3. Специализированная внешняя поисковая система
Результат поиска по слову Звезды в Яndex.ru. Полностью этот запрос вы можете увидеть здесь (см. также аналогичные результаты с Rambler и Google.
Если в универсальной поисковой системе вы наберете слово "звезды", то среди первых нескольких первых десятков найденных ссылок будут присутствовать газеты, магазины и огромное число публикаций об артистической богеме, но статей по астрономии, даже популярных, не найдется. Думаю, что специалисты в других областях могут привести свои не менее интересные примеры. И это является общей проблемой: при поиске специальной информации в универсальных поисковых системах она оказывается сильно "замусоренной".
Наиболее эффективный способ решения данной проблемы создание специализированных поисковых систем. Подобная система состоит из каталога, содержащего список сайтов по которым производится поиск, и собственно поисковой машины. Каталог может быть развернутым, содержащим краткие описания и экспертные характеристики сайтов, или чисто рабочим (информация только для поисковой системы). В каталог включаются сайты (или их части) содержащие информацию только по заданной тематике.
Объем интернета, который должны просматривать специализированные поисковые системы, на много порядков меньше того, с чем работают универсальные поисковики. Например, русскоязычных астрономических сайтов, которые индексируются внешней поисковой системой astronet.ru на сегодня около 600. Это позволяет решить сразу несколько проблем:
- полностью обрабатывать информацию из просматриваемых сайтов;
- пользоваться другими алгоритмами индексации по сравнению с универсальными системами;
- просматривать указанные в каталоге сайты с высокой периодичностью.
Поисковая система на astronet.ru построена по указанному принципу. Поддержка этого проекта ведется совместно с www.astrotop.ru, который занимается поддержанием каталога индексируемых ресурсов.
Самое большое и устойчивое возрастание аудитории портала astronet.ru было вызвано именно введением в строй поисковой машины по астрономическим ресурсам.
Данная публикация была частично поддержана грантом РФФИ 05-07-90225
(Данная статья представляет собой иллюстрированную версию доклада, сделанного автором на Хорошавинских чениях–2005: "Современное физико-математическое образование: проблемы, поиски, находки", Белгород, 17-18 мая 2005).
Источник информации: Астронет
Дата публикации: 9 июня 2005 года
Иоганн Кеплер. Краткая биография
"...И гений - парадоксов друг": 290 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова
Полное солнечное затмение 1 августа 2008 года
Наблюдения окрестностей ярких звёзд.
Ключевые проблемы, рассматриваемые в современном школьном курсе астрономии
Со старым новым годом!
Электронные препринты или быстро, очень быстро, еще быстрее
Конкурс "Астронет-2003"
Десять дней до запуска Swift'а
Созвездие Печь (For)
См. также в новостях:
23-10-2006 12:00 | ГАИШ строит новую обсерваторию
25-09-2006 11:57 | Вселенная открылась для школьников
07-07-2006 17:36 | Южный крест над Нижним Новгородом
16-04-2006 19:46 | NASA открыло образовательный сайт для детей
17-02-2006 14:11 | Опубликованы методические рекомендации по наблюдению затмений
04-11-2005 14:18 | Всероссийская Открытая Заочная Астрономическая олимпиада 2006
12-10-2005 15:13 | Загадка коротких гамма-всплесков решена?
01-10-2005 16:16 | АдШ: текущее положение дел
13-09-2005 17:22 | Астрономия для школьников: редизайн
06-01-2005 17:34 | “Астрономия 2005 – современное состояние и перспективы”