Программа становления и развития дистанционного образования школьников на Алтае
В Концепции развития дистанционного образования на Алтае предполагается создание и развитие системы ДО для разных групп населения края.
Целью данной программы является: обеспечение детям конституционных гарантий на равные возможности получения образовательных услуг. Поэтому приоритетным направлением программы мы полагаем формирование и развитие системы дистанционного образования для учащихся общеобразовательныой школы, прежде всего – сельской.
Это обусловлено в первую очередь тем, что не смотря на все экономические сложности, степень развития телекоммуникаций и оснащенность компьютерной техникой в крупных городах такова, что потенциально школьники могут получать дополнительную информацию или дополнительное образование. Поэтому при правильной организации уже сегодня в городах можно решать основную задачу XXI века, стоящую перед педагогами - научить детей самостоятельно получать нужные знания и ориентироваться в быстро меняющемся Мире.
Таким образом, создание подсистемы школьного дистанционного образования (ШДО) Алтая, ориентированную в первую очередь на сельскую школу, должно стать первоочередной задачей при построении региональной системы ДО. Это позволит осуществить выравнивание образовательных возможностей детям городских и сельских районов обеспечит, в свою очередь, приток талантливых абитуриентов в высшие учебные заведения и последующий рост общего уровня образованности населения во всех регионах и укрепление научно-производственного потенциала страны в целом.
Следовательно, на начальном этапе построения региональной системы ДО именно создание подсистемы школьного дистанционного образования (ШДО) Алтая должно стать ее главным стратегическим направлением.
Для реализации предлагаемого направления необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:
- предоставить возможность получения дополнительного образования учащимся сельских районов;
- организовать подготовку/переподготовку работников образования, обеспечивающих достижение поставленной цели;
- обеспечить методическую поддержку учителя на его рабочем месте, прежде всего, через систему педагогического образования (педагогические ВУЗы, училища/колледжи, система переподготовки и повышения квалификации);
- создать качественную региональную систему оценки качества образования.
Очевидно, что в современных социально-экономических условиях поставленные задачи создания и развития региональной компоненты ШДО могут быть решены только путем объединения усилий всего учебно-научно-педагогического комплекса (УНПК) Алтая.
Создание системы ШДО на Алтае потребует от ВСЕХ ведущих образовательных учреждений края скорейшего осуществления комплексных мероприятий (см. Приложение 1):
- Создания краевой инфаструктуры системы ШДО в рамках УНПК Алтая.
- Разработки содержания краевой системы ШДО, обеспечивающего, в первую очередь, региональный аспект учебного плана общеобразовательной школы, дополнительное образование школьников и экстернат.
- Организацию специальных программ переподготовки специалистов, обеспечивающих технические и методические аспекты функционирования ДО на Алтае.
- Создание и реализацию единой программы образовательного мониторинга качества знаний, получаемых учащимися с использованием всех форм организации образовательного процесса, включая ДО.
Предполагается, что развитие системы ШДО будет осуществляться при разумном соединении современных информационных образовательных технологий, в том числе сетевых, основанных на технологиях INTERNET, с традиционными образовательными технологиями работы с учащимися, педагогами, руководителями системы образования. Причем, с учетом сложившейся финансово-экономической ситуации, на первый план выходят традиционные формы образования, подкрепленные учебно-методическими комплексами (case-технологиями с элементами аудио/видео курсов ), с последующим обеспечением односторонней обратной связи через систему телевизионного вещания и телетекст и, в дальнейшем, двусторонней обратной связи на основе Internet online/offline технологий (электронная почта, теле/видеоконференции и прочее). Имеющийся опыт использования видеоматериалов и учебного телевидения в обучении убедительно показывает, что телевидение имеет особые образовательные возможности, которые следует использовать и развивать. Особенно актуально учебное телевидение для удаленных сельских школ и в условиях социального расслоения общества, когда учащиеся объективно имеют разные финансовые возможности для получения дополнительного образования (дорогостоящие подготовительные курсы, репетиторство, доступ к компьютерным сетям и т.п.)
В соответствии с приложением общая сумма расходов на реализацию пилотного этапа развития системы ШДО на Алтае составит ______, из них за счет краевого бюджета __ _____.
Вопрос с уровнем финансирования дальнейшего развития ШДО предполагается решать ежегодно, по результатам текущей работы.
Развитие ШДО на базе педагогических вузов края позволит значительно сократить проектные расходы, поскольку позволит привлечь к участию в работе значительную массу студентов, магистрантов и аспирантов, за счет совмещения работы со школьниками с реализацией учебных планов подготовки специалистов в высшей педагогической школе..