Методические рекомендации
Е.К. СтраутПредлагаемый набор слайд-фильмов состоит из двух частей.
Первые 6 тем содержат иллюстративный материал, отобранный так, чтобы в первую очередь обеспечить изучение основных тем курса астрономии в выпускном 11 классе средней общеобразовательной школы (за исключением темы “Практические основы астрономии”). Вместе с тем авторы учитывали, что в настоящее время в условиях многообразия учебных планов и программ возможности использования слайд-фильмов значительно расширились: разработаны и внедряются в практику работы основной (девятилетней) школы программы и учебники по интегрированным курсам “Естествознание 5-7”, “Физика и астрономия” и ряду других, которые, как правило, включают астрономический материал.
Остальные 4 темы ориентированы, главным образом, на работу с учащимися начальной школы, начиная с 1 класса. Программы курсов природоведения и “Окружающий мир”, изучаемые в начальной школе, включают некоторые элементарные сведения по астрономии.
Объем иллюстративного материала, содержащегося в слайд-фильмах, существенно превышает требования, которые предъявляются этими программами. Дополнительный материал включен в них с целью удовлетворения интереса, который проявляют учащиеся младшего школьного возраста к астрономии.
Тем самым данный набор предоставляет учителю возможности не только хорошо иллюстрировать изучаемый на уроках в начальной, основной и средней школе материал, но также обеспечить проведение разнообразной кружковой работы и факультативных занятий в соответствии с интересами учащихся различного возраста.
Комплект по каждой теме включает 40 слайдов, записанный на магнитную ленту пояснительный текст продолжительностью 30 минут, которым может сопровождаться их демонстрация, список слайдов и краткие методические рекомендации. Большая часть слайдов – это оригинальные цветные фотографии, на остальных – такие схемы и рисунки, каких, как правило, нет в учебниках. Краткие методические рекомендации ориентируют учителя в том, что является главным в данной теме, что – наиболее сложным для учащихся, что послужило источниками для того или иного сюжета. Приведены также некоторые вопросы, которые могут быть использованы учителем в учебном процессе.
Слайд-фильмы призваны решить одну из важнейших задач изучения астрономии в средней общеобразовательной школе: сформировать у учащихся наглядные представления о небесных телах и их системах, о тех явлениях и процессах, которые происходят во Вселенной. При демонстрации документальных снимков тел Солнечной системы (особенно планет земной группы) целесообразно сравнивать размеры и другие характеристики видимых на них объектов с их земными аналогами. Что же касается различных схем, то в этих случаях необходимо учитывать их условность и желательно пояснить учащимся, что реальные соотношения размеров космических тел и расстояний между ними таковы, что изобразить эти величины в одном масштабе, как правило, не представляется возможным. Такой подход, который позволяет предотвратить формирование неверных зрительных образов, будет полезен при демонстрации схем, показывающих расположение Солнца, Земли и Луны во время затмений, строение Солнечной системы, строение Галактики и ряда других.
Слайд-фильм можно по-разному, включать в учебный процесс. Так его демонстрация в начале изучения соответствующей темы будет способствовать формированию первоначальных наглядных представлений, а на заключительных занятиях темы отдельные слайды могут быть использованы при обобщении знаний о данном классе небесных тел.
Как правило, демонстрировать слайд-фильм целиком на одном занятии (особенно в начальной школе) вряд ли целесообразно. Напротив, желательно построить урок (или занятие кружка) на демонстрации одного логически завершенного фрагмента. Очень полезно на основе просмотренных слайдов организовать дискуссии и обсуждение отдельных вопросов, в частности тех, которые содержатся в методических рекомендациях по теме.
Рациональное использование слайд-фильмов создает возможности для успешной организации других видов учебной деятельности на уроках, факультативных и кружковых занятиях, что в сочетании с проведением простейших астрономических наблюдений способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к астрономии, повышению качества их знаний.