Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://astro.uni-altai.ru/astro-ph/review/popov11.html
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 00:56:28 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: equinox |
Обозрение Сергея Попова |
16.01.2003. "Не хочу учиться - хочу ...."На многих форумах периодически появляются посты студентов "средних" (3-4) курсов с вопросом "а зачем мне учиться?". Это не попытка ответа на данный вопрос, потому не буду рассуждать в духе "ваше образование окупится", или "это сделает вас духовно богаче" и т.д. Попробую высказать свою точку зрения, почему я обеспокоен падением интереса к получению образования как у нас в стране, так и вне ее. В Италии по ТВ бурно обсуждалась проблема, что дети не хотят учиться. Они очень хорошие: не бандиты - не хулиганы. Они хотят работать и работают. Просто этим ребятам интереснее в 16 лет не логарифмы учить, а ящики потаскать, заработать 300-400 евро в месяц (это очень мало, но они-то с родителями еще живут и не понимают, сколько надо на самом деле). Ну а вечером - они при деньгах (на пиво и мопед хватит), как взрослые "с работы". Вперед! Опрошенные родители, кстати, не против. В эпоху относительной экономической стабильности в налаженном обществе действительно можно нормально жить и без образования, если честно работать (ну и плюс есть кое-что унаследованное от предков, что в стабильном богатом обществе всегда выполняется). Это как раз довольно распространенная ситуация в т.н. развитых странах. Зачем, действительно, будущему владельцу (т.е. наследнику) мастерской, магазинчика, ресторанчика и т.д. логарифмы, за которые так ратует Арнольд? Не нужны они ему (как инженеру абсолютно не нужно знание истории древнего Китая или географии - для последней GPS есть). Да даже если и нет никакого собственного ресторанчика-магазинчика, а просто есть стабильное место работы в нем же (или на заводе, в мастерской и т.д.). Однако, дело-то, конечно, не только в логарифмах, а в знания и в навыке получать знания и использовать их. Повторюсь, в репортаже показали очень положительных ребят. Но учиться - не хотят. Может это и не страшно? Главное, ведь, "чтобы человек был хороший". Но общество наше очень сложное, плюс - демократическое, потому мне (как человеку живущему в том же обществе) важно, чтобы они были образованными, развитыми и т.д. Задумайтесь, на дороге вам важно не только самому соблюдать правила, но необходимо, чтобы и другие их соблюдали, только тогда вы будете чувствовать себя в безопасности. Дело в том, что нельзя, прекратив учиться в 15 лет (даже будучи очень сообразительным и положительным), понять многие важные для реальной жизни вещи. Ведь кроме того, что эти молодые люди будущие продавцы, мастера, повара и т.п., все это еще и будущие избиратели, налогоплательщики и т.д. На основании чего они будут делать свой выбор? (А ведь этот выбор отразится и на мне!) На харизму посмотрят, и все?! Потому как с таким образованием невозможно понять, что там хорошо в экономической программе кандидата, а что нет, к чему приведут те или иные действия (или бездействие) во внешней политике. Я не очень-то хочу жить в стране, где ЛДПР набирает на выборах больше голосов, чем Яблоко, и стабильно проходит в парламент. Или где президентом является Дж. Буш, мл. Или где на полном серьезе премьер-министр предлагает для решения кризиса продавать FIATы под маркой Ferrari. Или где народ валом валить вложить деньги в финансовые пирамиды. И т.д. И т.п. Не говорю про низкий уровень т.н. масс-культуры: в конце концов телевизор можно не смотреть, а вот законы своей страны приходится более-менее выполнять (когда строгость законов не компенсируется необязательностью их выполнения). Потому хочу, чтобы ситуация менялась к лучшему, и выражаю скромную надежду, что хорошая система образования может в существенной степени решить эти проблемы (иначе, надеяться вообще не на что). "Хорошая" здесь является ключевым словом. Потому все немного попахивает идеализмом. Но такова "специфика жанра". На мой взгляд, жизнь в демократическом обществе налагает на человека большую ответственность: сумма ответственностей делится на всех (не поровну, конечно). Потому, кстати, в истинной демократии свобода, вообще говоря, сильно ограничена свободой других. Но если мы все более-менее понимаем, что правила дорожного движения надо выполнять, то со многими "более тонкими материями" не все так хорошо. На мой взгляд, вполне нормально требовать от избирателя некоторого объема знаний и навыков, необходимых для выполнения этой самой функции (участия в выборах, референдумах и т.п.). Я бы ратовал (в нормальном развитом демократическом обществе) за внесение в констутуцию пункта о том, что каждый гражданин обязан получить уровень образования, примерно соответствующий, скажем, нашим (и "ихним") младшим курсам университетов/институтов. Сильно это ни чьи права не ущемляет, напомню, во многих странах среднее образование таки является обязательным. При этом сутью является именно (как ни банально звучит) воспитание гражданина. Причем гражданина, способного не только поддерживать существующее положение дел (например, сохранить американский образ жизни), но и способного сделать вклад в развитие общества (проблемы общества в основном связаны с доминирующей шкалой ценностей, и в конечном счете надо ее изменять). Иначе получается стадо, которым только ленивый не манипулирует. Потому и важна всякая популяризация науки и т.д. и т.п. Потому, кстати, астрономия и имеет огромное практическое значение, ибо она является на данный момент самой красивой из понятных и самой понятной из красивых наук, а значит самой подходящей для популяризации. Из под палки-то особенно хорошо не научишь, значит надо делать образование (всякое, не только "полит-экономическое") привлекательным, причем не только за счет будущей большой зарплаты. А логарифмы всякие важны тут в первую очередь просто как зарядка для ума. Можно вместо них шахматы как школьный предмет ввести. ;) Хотя воспринимаем мы почти все в логарифмической шкале ...
Сергей Попов P.S. Благодарю М. Прохорова и Е. Онищенко за комментарии к первоначальной версии, а также участников форума за дискуссии.
12.01.2003. "Профсоюз популяризаторов"
07.01.2003. "Как сообщить о своем научном открытии"
17.12.2002. "Texas in Tuscany - XXI симпозиум по релятивистской астрофизике"
13.11.2002. "Спецвыпуск SciAm - КОСМОС"
03.11.2002. "Электронные препринты или быстро, очень быстро, еще быстрее"
12.10.2002. "Что такое планета?"
03.10.2002. "И будете как Боги знать добро и зло"
30.09.2002. "Вселенная в картинках"
27.09.2002. "... Парадоксов друг ..."17.09.2002. Что нового? |
|