Методические рекомендации по использованию ресурсов сайта в учебном процессе.
Науменко М.В.Физический факультет БГПУ
Цели и задачи современной школы за последние десятилетия, претерпели кардинальные изменения, суть которых сводится, прежде всего в смещении ценностных ориентаций от объема усвоенных знаний к формированию целостной естественнонаучной картины мира, позволяющей личности трезво оценивать явления окружающей природы. Наряду с этим, важнейшей задачей является передача методологических знаний и навыков, позволяющих заниматься самообразованием, а также самостоятельно получать необходимую информацию. Такое положение связано с особенностями развития современного общества в условиях постоянно растущего объема информации, которая нередко меняется быстрее, чем ее можно транслировать за время обучения в школе. В таком аспекте, несомненной ценностью становятся средства дистанционного лоступа к информации через средства телекоммуникаций, которые позволяют использовать как свободно организованные ресурсы, так и мультимедийные образовательные пакеты, доступные на носителях информации и через Интернет. Особенной значимостью обладают информационные массивы, организованные в виде, удобном для использовании в обучающем процессе. Данный сайт содержит ресурсы вполне пригодные для подобной поддержки процесса обучения и самообучения. При его создании, были приложены старания по формированию информации так, чтобы по возможности восполнить недостаток традиционного дидактического материала при изучении астрономии в школе и самостоятельно. Ниже приводится подбор материалов с ориентацией на школьную программу по астрономии, примером которой является Программа по астрономии для 11 класса, (68 ч, 2 ч в неделю / 34 ч, 1 ч в неделю). Авторы: А.В.Засов, М.В.Медведева.
Предмет астрономия. Основные вопросы практической астрономии.
Предмет астрономия. Пространственно-временные масштабы исследуемой Вселенной. Задачи астрономии на различных исторических этапах (включая современный). Творцы астрономии (Фалес, Анаксагор, Пифагор, Демокрит, Аристотель, Аристарх Самосский, Эратосфен, Гиппарх, Птолемей, Коперник, Бруно, Галилей, Браге, Кеплер).
Сайт содержит обширную подборку биографий ученых, сделавших различный вклад в становление астрономии как науки: Тихо Браге, Иоганн Кеплер, Эдвин Пауэлл Хаббл, Михайло Васильевич Ломоносов, Джордано Бруно, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед aль-Бируни, Фридрих Вильгельм Бессель, Аристарх Аполлонович Белопольский, Федор Александрович Бредихин, Харлоу Шепли, Отто Юльевич Шмидт, Павел Карлович Штернберг, Джеймс Хопвуд Джинс, Артур Стенли Эддингтон, Гиппарх, Вильям Гершель, , Урбен Жан Жозеф Леверье, , Александр Александрович Михайлов, Василий Яковлевич Струве.
Специфика
астрономических исследований.
Астрономические наблюдения в
древности. Астрономия как основа и
венец естественнонаучных знаний.
Созвездия. Ориентация по сторонам света.
Для изучения созвездий имеется справочный материал по 70 созвездиям, содержащий историю образования данного созвездия, а также изображение в старинном атласе и звездной карте.
Кроме того, имеется модульный дидактический пакет "Астрономия для начинающих" представляющий собой пропедевтический курс астрономии. Модуль Картина звездного неба содержит материал об основных созведиях, легко узнаваемых на небесной сфере, а также использование этих созвездий в ориентировании на местности.
Небесная сфера и ее
основные элементы. Горизонтальная
и экваториальная системы
координат. Звездные карты. Вид
звездного неба на различных
широтах. Кульминации светил.
Теорема о высоте Полюса мира. Связь
высоты и зенитного расстояния
светила в кульминации с его
склонением и географической
широтой наблюдателя.
љљ Движение Луны и смена лунных фаз.
Видимое движение Солнца. Эклиптика.
Смена сезонов года и тепловые
пояса. Условия наступления, типы и
периодичность лунных и солнечных
затмений.
Модуль Небесные координаты имеет своей целью дать основные понятия сферической астрономии, связанные с координатами светил. Основные элементы небесной сферы, горизонтальная и экваториальная системы координат.
Понятие о звездном, истинном и среднем солнечном, поясном и декретном времени. Линия смены даты и ее учет в счете суток. Прошлое, настоящее и будущее календаря.
Модуль "Солнце. Время. Календарь" обрисовывает особенности, связанные с вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Даются понятия эклиптики, зодиакальных созвездий, звездного и солнечного времени. Проблемы измерения времени и календаря.
Также, в качестве дополнительного материала рекомендуется статья "История нашего календаря"
Движение небесных тел.
Видимое
движение планет Солнечной системы.
Конфигурации планет. Синодический
и сидерический периоды планет.
Методы определения расстояний до
тел Солнечной системы.
љљљЗаконы Кеплера. Закон
всемирного тяготения. Движение
материальной точки под действием
силы притяжения (задача двух тел).
Обобщение законов Кеплера.
Космические скорости на
поверхности небесных тел. Движение
искусственных спутников и
автоматических межпланетных
станций.
При изучении данного раздела, можно порекомендовать книгу "Астрономия и физика", также может быть полезен материал "Солнечная система", который содержит подробную наглядную информацию по каждой из планет Солнечной системы.
Природа тел солнечной системы
Земля как
планета. Луна. Синодический и
сидерический периоды вращения
Луны. Физическая природа Луны.
Причины возникновения приливов и
их влияние на движение небесных
тел.
љљљФизические свойства планет
земной группы: Меркурия, Венеры,
Марса. Физические свойства
планет-гигантов: Юпитера, Сатурна,
Урана, Нептуна. Особенности системы
Плутон-Харон.
љљљМалые тела Солнечной системы:
астероиды, кометы, метеориты.
Межпланетная среда.
Имеется обширный
материал,
касающийся состава Солнечной
системы. Подробный материал по
каждой из планет, с картами и
глобусами содержится в разделе
"Солнечная система". Статьи содержат информацию о
происхождении, химическом составе,
особенностях движения планет.
Кроме того, имеется большой набор
фотографий, которые можно
использовать как дидактический
материал в мультимедийных классах
или как раздаточный материал при
распечатке.
Сайт содержит огромное количество статей, так или иначе, касающихся астрономии. Целесообразность использования какого-либо материала в изучении астрономии как предмета, может определяться пользователем индивидуально в соответствии с конкретными условиями. Однако можно предложить ряд работ, напрямую связанных с процессом обучения.
Например модульный пакет "Астрономия для начинающих" , о котором речь уже шла выше. Данный обучающий пакет был создан в рамках эксперимента по возможностям дистантного изучения основ астрономии. Учитывая главную проблему дистантного обучения - отсутствие живого контакта преподавателя и учащегося, была поставлена цель - использование живых, доступных форм изложения материала для формирования объективных научных образов и понятий, составляющих единую картину мира. Материал содержит изображения и схемы, визуально иллюстрирующие взаимосвязь величин и понятий. Каждый модуль содержит раздел "Тренинг", который способствует закреплению материала в режиме самоконтроля. Основная цель тренинга - "натаскивание" учащегося в базовых элементах знания, формирование навыков элементарных мыслительных процессов по тематике модуля. Приобретение таких знаний и навыков, должно способствовать формированию объективных представлений о мире в рамках данной темы. После тренинга идет заключительная часть модуля - "Контроль", цель которого установить уровень усвоения материала. Этот раздел составляют иные по форме вопросы нежели в тренинге, которые сформированы с неизменным содержанием. В совокупности, данный пакет возможно использовать для самостоятельного изучения в режиме онлайн или оффлайн (предварительно скопировав на компьютер) как для самообразования, так и в учебном процессе очного или заочного типа при наличии компьютерного обеспечения. Односложная структура каждого модуля (Теория-Тренинг-Контроль), способствует унифицированной самоорганизации обучаемого, что весьма актуально в условиях отсутствия учителя, как традиционного стимулирующего и организующего фактора.
Хорошим материалом для проведения опроса, олимпиад, обсуждений, уроков с проблемным подходом, можно назвать "300 вопросов по астрономии". Здесь в виде вопросов, представлены проблемы и проблемные ситуации, связанные с астрономическими знаниями. Для внеклассной деятельности можно использовать Театральный урок "Астрономические системы мира". В рамках использования технологий дистанционного образования в школьной практике предлагается план дистанционного урока " За пределами нашей Галлактики ". В этом уроке предполагается при сохранении очной формы, применение дистанционного доступа к знаниям посредством тедекоммуникационных технологий. При многих проблемах дистантного обучения, которые заставляют скептически относиться к перспективе перехода основного образования на удаленное, есть и явные положительные черты. Это, в первую очередь, значительное расширение доступа к информации образовательного значения. Особенностью астрономии, как науки, является значительная роль наблюдения за явлениями небесной сферы. Возможности практики такого наблюдения, в условиях многих школьных структур, весьма ограничены. Компьютерные сетевые технологии позволяют использовать широкому кругу пользователей, ценный уникальный материал профессиональных обсерваторий . Это фотографии, рисунки, схемы, численная информация. Кроме того есть возможность наблюдать картину неба через телескоп в режиме реального времени с монитора компьютера. Все это способно значительно обогатить процесс преподавания астрономии в школе, а также самообразование, информацией практической значимости.
Ниже приводится список статей, которые в той или иной степени могут быть полезными в обучении, но не имеют какой-либо тематической детерминации.
Ключевые проблемы, рассматриваемые в современном школьном курсе астрономии
11 вопросов американских физиков ко Вселенной и 11 комментариев российского астрофизика