Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://alebedev.narod.ru/lib/lib02.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 22:26:02 2016
Кодировка: UTF-8

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
В&К Календари
В&K: Статьи и литература:

И.А. Климишин. Заметки о нашем календаре

История нашего календаря

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной,
для отделения дня от ночи, и для знамений,
и времен, и дней, и годов...
И создал Бог два светила великие:
светило большее, для управления днем,
и светило меньшее, для управления ночью, и звезды.
И поставил их Бог на тверди небесной,
чтобы светить на Землю,
и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы.
И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро:
день четвертый.

Бытие 1, 14.

По предвечному замыслу, запечатленному в письменах около трех с половиной тысяч лет тому, все казалось легко и просто: наблюдай течение богозданных светил на тверди небесной - и обретешь себя в незыблемом и неумолимом потоке мгновений, дней и лет и узришь связь времен. Но, по притче, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И долгие тысячелетия человеку, венцу творения, пришлось блуждать в поисках соизмеримости в круговращении небесных сфер и чередовании земных явлений. И до сих пор еще не вполне достигнута эта предустановленная гармония.

Не удалось преодолеть и реликты, образно говоря, древнего хронологического столпотворения, когда каждый род, каждое племя и каждый демос имел свой - первоначально вовсе примитивный - календарь. Не всегда еще достижимо ретроспективное воссоздание распавшейся временной цепи и совмещение хронографических "зарубок" и "засечек" в историческом бытии многих народов, издревле заселивших Землю. Поныне, например, еще не удалось с точностью перевести временные вехи некоторых событий из жизни Юлия Цезаря в даты самим же им введенного юлианского календаря. Это и позволило известному американскому ученому, специалисту в области хронологии Э. Бикерману некогда изречь весьма парадоксальный - но не без основания к тому - афоризм: "Календарь - это такая вещь, которую не в силах объяснить ни логика, ни астрономия..."

Если обратиться к сегодняшнему дню, то даже в границах единой эры, эры "от Рождества Христова", которая, как уже отмечалось, почти во всех уголках планеты стала абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени, при едином исходном моменте, начальной точке отсчета практикуется не одна, а целых три хронологические системы, имеющие ту или иную степень распространенности.

Наряду с так называемым григорианским календарем, принятым в 1582 году по Рождестве Христове при папе Римском Григории XIII и по существу имеющим общемировой статус, в некоторых локальных общественно-конфессиональных образованиях, главным образом - восточно-христианской, православной ориентации, пользуются также более древний юлианский, восходящий, как уже говорилось, ко временам римского диктатора и верховного жреца (Роntifex Maximus) Гая Юлия Цезаря (100-44 гг. до н.э.), и совсем еще юный новоюлианский календари.

Этот хронологический плюрализм, несомненно, создает определенные проблемы как для самих этих религиозных структур и их приверженцев, так и для государств, в которых они обрели свое последнее земное прибежище.

Внутри, в частности, нашей страны, хотя и с заметным опозданием, но перешедшей на григорианский стиль еще в 1918 году, Русская Православная Церковь по-прежнему продолжает следовать юлианскому времясчислению, бытовавшему в Риме (но не в Иудее!) во дни земной жизни Иисуса Христа. В результате искусственно насаждается ничем не оправданный календарный разнобой, целая категория российских граждан просто выключается из нормального течения времени и для согласования различных стилей вынуждена манипулировать иррегулярно нарастающей в веках корректирующей поправкой. Хорошо еще, что последняя на грядущем переломе столетий не претерпит изменений и привычное ныне число 13 сохранится в неприкосновенности еще на один вековой цикл. О чем, правда, знают отнюдь не все пастыри словесного стада церковного.

Это что касается аборигенов. Чада же Московского Патриархата, в рассеянии за рубежами Отечества сущие, по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви в основном живут, здесь можно сказать даже так, по инославным календарям, то есть отмечая события церковной жизни вместе с западными христианами, католиками и протестантами. Но от того, на удивление, они не утрачивают своей первобытной святости, как то изначально прогнозируется для случая "внутреннего употребления".

Наблюдаемый календарный анахронизм делает неизбежной внешнюю изоляцию Русской Православной Церкви, еще не освободившейся к тому же и от последствий государственной в недавнем прошлом политики "железного занавеса". Ведь в настоящее время кроме нее еще лишь две Православные Церкви придерживаются юлианского календаря - Иерусалимская и Сербская (не считая некоторых так называемых старостильников, отделившихся от своих единоверцев-новостильников, в частности, в Греции).

Константинопольская Православная Церковь, претендующая на ортодоксальный вселенский примат, с 1923 года в аспекте антипапистской контрэскапады чуть ли не исключительно для собственного пользования ввела так называемый новоюлианский календарь. Последний в настоящее время с григорианским полностью совпадает и в обозримом будущем - в последующие 800 лет - в принципе отличаться не будет.

Как же в конечном итоге православные христиане будут отмечать 2000-летие Рождества Христова: по григорианскому и надолго совпадающему с ним новоюлианскому календарям, по которым живет большинство Православных Церквей, или же по расходящемуся с первыми двумя на 13 дней, скажем так, староюлианскому, который пользует Матерь Церквей - Православная Церковь Иерусалимская (вместе с Русской и Сербской)?

Как уже говорилось, Иерусалим декларировал, что торжественная церемония с приглашением предстоятелей других Православных Церквей и высоких гостей со всего мира состоится 7 января 2000 года по новому стилю (то есть 25 декабря 1999 года - по старому). Однако к этому времени православные во многих странах уже отметят очередное Рождество вместе с католиками и протестантами. И не будут же они называть это празднование юбилейным, коль скоро на дворе-то у них всего лишь 1999 год? Но будет ли для них юбилейной датой и 25 декабря 2000 года? Формально этого не должно быть.

Что же в таком случае будут торжествовать во Святом Граде предстоятели тех Церквей, которые живут по новому стилю, за два почти года до календарного 2000-летия Рождества Христова? Собственно, что же будут праздновать и все остальные, собравшиеся в Иерусалиме 7 января 2000 года? Безусловно, совсем не то, что возвещено и продекларировано.

Римо-Католическая Церковь, как уже отмечалось, еще не приняла окончательных планов относительно празднования 2000-летия христианства. Ватикану, естественно, еще предстоит решение этого, со всей очевидностью оказавшегося не простым вопроса.

Более подробное рассмотрение упомянутых календарных и некоторых связанных с этим хронологических проблем общего характера и предложено ниже. В основу изложения положены следующие труды:
А. И. Георгиевский. О церковном календаре. - М.: Моск. Патриархия, 1948;
Е. И. Каменцева. Хронология. - М.: "Высшая школа", 1967;
И. А. Климишин. Календарь и хронология.- Изд. 2-е. - М.: "Наука", 1985;
С. И. Селешников. История календаря и хронология. - М.: "Наука", 1979;
Хронологический справочник (XIX и XX века). - Л.: "Наука", 1984.

Календарные даты веков

Измеряй все доступное измерению и делай не доступное измерению доступным.

Галилей

Природа дает готовыми и большую (год), и меньшие (месяц, сутки) единицы счета времени. Но единицы эти несоизмеримы. Построение же систем времясчисления чрезвычайно усложняется этой несоизмеримостью астрономических периодов в движении Солнца, Луны и Земли.

Е.И. Каменцева

Календарем принято называть основывающуюся на периодичности явлений природы систему счисления продолжительных промежутков времени с разбиением их на более краткие периоды: тысячелетия, века, годы, месяцы, недели и дни.

Само слово "календарь" происходит от латинских caleo ("провозглашать"), calendae ("первый день месяца") и, собственно, calendarium ("долговая книга"). В Древнем Риме начало каждого месяца в новолуние провозглашалось особо. И именно в этот день было принято платить проценты по долгам. 1 января, например, римляне называли Calendae Januariae (январские календы). Последний же день предыдущего месяца, декабря, отметим, назывался кануном январских календ.

Известное выражение "до греческих календ" ("ad calendas graecas") должно означать: "никогда". Ведь в календаре Древней Эллады термин "календы" не использовался, хотя он, как полагают и римляне, греческого происхождения.

Периодичность смены дня и ночи, чередование времен года в их циклически повторяющейся последовательности уже в глубокой древности человечество научилось сопоставлять с суточным вращением Земли, видимым движением Луны вокруг земного шара и с годичным движением Солнца. Археология и хронология не дают точного ответа на вопрос, когда на смену примитивным системам счета времени, связанным с очевидными и непосредственно наблюдаемыми изменениями в природе (разливы рек, розы ветров и т. п.), пришли календари, основанные на астрономических явлениях. Следы наиболее древних из них прослеживаются почти за шесть тысячелетий до нашего времени.

Лунный и лунно-солнечный календари

Создателями лунного календаря считаются древние шумеры - жители южной Месопотамии, расположенной на широкой равнине, по которой несут свои полные воды могучие реки Тигр и Евфрат. Здесь в середине третьего тысячелетия до н.э. возникло несколько городов-государств Урук, Киш, Ур и другие. Шумеры не только изобрели колесо, соху, серп. Они создали также письменность (образцы шумерской клинописи на обожженных глиняных табличках дошли до наших дней) и свою систему времясчисления.

Продолжительность года в календаре легендарного Двуречья, состоявшего из 12 "лун", или "месяцев" длительностью в 29,5 суток каждый, составляла всего 29,5 х 12 = 354 дня, то есть была значительно короче солнечной. Истинной величины последней (ныне - 365,2421988 суток) шумерские жрецы еще не знали. Очевидное расхождение природного и календарного циклов требовало введения соответствующей коррекции. Она эпизодически осуществлялась посредством введения в хронограф добавочного тринадцатого месяца и проводилась с учетом весеннего разлива рек, связанного с солнечным круговоротом в природе. Так постепенно складывался календарь, в котором основное значение имел счет времени по Луне с приведением его в соответствие годовому циклу Солнца.

В качестве примера приведем рассуждения по этому поводу Кирика, (диакона доместика (т.е. регента церковного хора) Новгородского Антониева монастыря), в его труде (Учение, им же ведати человеку число всех лет), относящемся к 1036 году по Рождестве Христове. "(Вестно да будет, - некогда писал древнерусский ученый монах, - яко в едином лете книжных (т.е. солнечно-календарных) месяцев 12, а небесных лун исходит 12, а накоеждо лето оставасть 11 дний и в тех днех на 4-е лето приходит луна 13-я...")

Первоначально каждый шумерский город имел свой календарь. Но после объединения обширных территорий Месопотамии под властью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) календарь города Ур стал официальным для всей Вавилонии. Он был уже лунно-солнечным. Вавилонский календарь оказал безусловное влияние на календари древних народов Передней Азии, принявших за основание времясчисление по Луне.

Солнечный календарь

Родиной солнечного календаря является Древний Египет. Именно на берегах Нила начало созданию его было положено за четыре тысячи лет до нашей эры.

Многовековые наблюдения позволили египетским жрецам связать периодичность ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летнего солнцестояния (ныне - 21-22 июня), с появлением в лучах утренней зари сияющей "звезды Нила", то есть с так называемым гелиакическим восходом Сириуса из созвездия Большого Пса впервые после 70-суточного периода его невидимости. Поэтому год египетского календаря стал годом Солнца, Сириуса и Нила.

Любопытный факт. В русский язык вошло слово, тесно связанное с Сириусом и названием созвездия Большого Пса и согревающее душу всякого школяра и студиоза: каникулы. В Древнем Египте Сириус имел два именования: Сотис (то есть "Лучезарная" или "Блистательная") и Анибус (т.е. "Звезда Пса"). Именно последнее перешло затем к древним римлянам. Они называли это далекое светило "Stella canicula" или просто "Canicula" ("Каникула"). Предутреннее появление Каникулы совпадало с наступлением самого жаркого времени года. Тогда прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха - дни Каникулы. Из латинского языка слово перешло в русский. Но здесь оно стало писаться с малой буквы и приобрело значение перерыва в учебных занятиях не только летом, но и в другие времена года.

Величественное, потрясающее душу впечатление на древних египтян производило совпадение трех великих явлений природы: наступления летнего солнцестояния, первого предутреннего появления сияющего Сириуса и начала плодоносящего разлива многоводного Нила. И начиная с третьего тысячелетия до нашей эры это нашло иероглифическое запечатление на стенах древних египетских храмов: "Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих".

На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние звездочеты научились предсказывать наступление нильских разливов. Именно с этого момента в Египте начинался новый хозяйственный год. Продолжительность его, то есть по существу период времени между двумя летними солнцестояниями, первоначально была установлена в 360, а затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не были прибавлены ни к одному из 12 календарных месяцев по 30 дней. Они праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, - которые тоже почитались за богов.

Однако календарный год и в 365 суток был несколько короче периода между двумя восходами Блистательной, так называемого "года Сириуса". По счастливой случайности последний был более близок к действительному и равен 365,25 суток. И каждые четыре года летний восход звезды запаздывал ровно на один день календаря. Достаточно было древним египтянам, несколько тысячелетий тому назад установившим этот факт, сделать соответствующую вставку - и их календарь приобрел бы необходимую стабильность на многие века, подобно позднейшему - юлианскому. Однако тогда это осуществлено не было.

Благочестивых жителей плодородной долины Нила вполне удовлетворяло то обстоятельство, что праздники, в которые они приносили жертвы своим богам, с течением времени случались не в одни и те же дни, но, последовательно перемещаясь, приходились, освящая их, на все месяцы годичного цикла. Тем самым египетский календарный год по отношению к "году Сириуса", более продолжительному, был "блуждающим". В уважение богобоязненности своих подданных фараоны при вступлении на престол приносили клятву не изменять традиционной продолжительности календарного года.

Последнее стало необходимым после однажды предпринятой попытки проведения календарной реформы с целью упразднения "блуждающего" года. Около 1700 года до н.э. северная часть дельты Нила была покорена азиатскими кочевыми племенами гиксосов, цари которых и составили XV династию Египта. Согласно упоминанию Платона (427-347 гг. до н.э.) в "Тимее", реформатором стал один из них - Салитис. Однако по изгнании гиксосов из страны традиционный календарь был восстановлен.

Спустя почти полторы тысячи лет предпринималась и другая безуспешная попытка календарной реформы. Об этом стало известно на основании одной из археологических находок - так называемого Канопского декрета царя Птолемея III Евергета из династии Птолемеев, родоначальником которой был один из полководцев царя Александра Македонского. Документ-билингва в переводе на юлианский календарь датирован 7 марта 238 года до н.э.

В 1866 году при раскопках в одном из храмов в дельте Нила была обнаружена каменная плита. На ней иероглифическим и греческим письмом была начертана надпись, гласившая: "Чтобы времена года неизменно приходились, как должно, по теперешнему порядку мира и не случилось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето, - так как звезда [Сириус] за каждые четыре года уходит на один день вперед, - а другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись бы на зиму, как это бывало и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 дней и пяти дней, которые к ним добавляют, то отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении времен года и лет отныне счастливо исправлены царем Евергетом".

Как видим, декретом предписывалось введение того, что позднее будет названо "високосным годом". В случае его осуществления средняя продолжительность египетского календарного года составила бы 365,25 суток и равнялась длине года в юлианском календаре, принятом двумя столетиями позже. Однако и на этот раз объективная и столь нужная коррекция не утвердилась.

По завоевании Египта римлянами в 26 году до н.э. здесь все-таки была проведена календарная реформа с добавлением необходимого шестого дня один раз в четырехлетие, но с иной системой чередования високосных годов и иным началом эры и года (29 августа), чем это было в метрополии. На протяжении 1600 лет этот стабильный александрийский календарь шел в параллели с юлианским, введенным несколько ранее, но со сдвигом новолетия. Египетский календарь, созданный в глубокой древности и характеризовавшийся своей простотой и очевидностью, по словам известного американского ученого О. Нейгебауэра, единственный разумный календарь во всей ранней человеческой истории, приобрел в астрономии статус стандартной системы счета времени и сохранил эту роль на протяжении Средних веков вплоть до использования его Коперником в лунной и планетной таблицах. Он послужил основой для дальнейших совершенствований солнечного календаря.

Юлианский календарь

КАНУН

В настоящее время почти все народы мира пользуются солнечным календарем, практически унаследованным от древних римлян, которые в свою очередь заимствовали его у премудрых египтян.

История не сохранила точных сведений о времени зарождения римского календаря. Как полагал Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.), еще до Ромула - легендарного основателя Рима и первого римского царя (753-716 гг. до н.э.), то есть до середины VIII века до н.э., римляне пользовались календарем, в котором год состоял из 10 месяцев и содержал всего 304 дня. Остававшийся промежуток времени, по свидетельству Макробия (V в. н.э.), они на месяцы не разделяли, а просто "в безвремении" ждали прихода весны, чтобы опять начать счет по месяцам. Первым из них был март (назван в честь бога войны Марса). Следующим шел апрель (от латинского "aperire" - "раскрывать", так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях). Третий месяц был посвящен богине Майе - матери Меркурия. Четвертый в честь богини Юноны, супруги Юпитера, покровительницы женщин, был назван июнем. Последующие месяцы носили числовые обозначения, некоторые сохранили их вплоть до наших дней: сентябрь (т.е. седьмой по счету), октябрь (т.е. восьмой), ноябрь (девятый), декабрь (десятый).

Дальнейшее реформирование системы счета времени римские историки связывают с именами самого Ромула и полулегендарного диктатора Рима Нумы Помпилия (около 673 до н.э.).

Последним, по Макробию, был введен лунный год в 354 дня (затем - в 355 дней) с добавлением двух новых месяцев - января (в честь двуликого бога Януса: он одновременно мог и созерцать прошедшее, и предвидеть будущее) и февраля (от латинского "februarius"- "очищение": в середине этого месяца проводился обряд очищения; посвящен богу подземного царства Фебруусу).

Для согласования счета времени по Луне с Солнцем через год вставлялся дополнительный месяц - мерцедоний (от латинского "marcere" - "увядать": месяц как бы увядал в конце одного двулетия, чтобы вновь возникнуть лишь в следующем; по другой версии - от "marces" - "плата": мерцедоний являлся месяцем окончания всех денежных расчетов по прошедшему году).

"По весьма остроумному и высоко вероятному предположению Г. Ф. Унгера, - замечает священник Д.А. Лебедев в книге "К истории времясчисления у евреев, греков и римлян" (Петроград, 1914), - римляне называли собственными именами шесть месяцев, с января по июнь, потому что они приходятся на ту половину года, когда день увеличивается, почему она и считалась счастливой и только на нее в древнейшее время приходились и все праздники (от которых обычно получали свои названия и месяцы); остальные же шесть месяцев, соответствующие той половине года, в которую увеличивается ночь и в которую поэтому, как в неблагоприятную, не справлялось никаких празднеств, не имели ввиду этого особых имен, а просто только считались от первого месяца марта.

Полную аналогию с этим представляет и тот факт, что при лунном годе римляне отмечали только три лунные фазы: новолуние (Calendae), 1-ю четверть (nonae) и полнолуние (idus). Эти фазы соответствуют той половине месяца, когда светлая часть Луны увеличивается..."

Средняя продолжительность римского календарного года с учетом вставного месяца составляла 366,25 суток, то есть более чем на сутки была больше истинной. Чтобы ликвидировать расхождение между календарными числами и циклическими явлениями природы, приходилось время от времени прибегать к увеличению или уменьшению количества дней в мерцедонии.

Право определения продолжительности последнего ("назначать для вставочного месяца столько дней, сколько потребуется"), согласно закону Мания Ацилия Глабриона, начиная с 191 года до н.э. было полностью предоставлено римским понтификам, во главе которых стоял верховный жрец (Pontifex Maximus). Новоявленные "хронометристы" часто злоупотребляли своим положением, произвольно и не без корысти манипулировали длительностью календарного года, сокращая или растягивая его.

По свидетельству Цицерона (106-43 гг. до н.э.), пользуясь предоставленной им бесконтрольной властью, понтифики удлиняли сроки пребывания на общественных должностях для своих друзей или за взятку и укорачивали эти сроки для оппонентов. По своему произволу они могли манипулировать также временем уплаты различных налогов. Поэтому нетрудно себе представить, как твердо жрецы держали в своих руках всю политическую и хозяйственную жизнь Рима. В отличие от жизни сакральной, пущенной, как всегда при чрезмерном увлечении земными утехами, на самотек.

Наслаиваясь, искусственные искажения календаря прибавлялись к его естественным погрешностям, связанным с неточностью определения продолжительности циклов Солнца и Луны и несоразмерностью, некратностью их целым числам. В результате ко дням Цезаря он был столь деформирован, что, по словам священника Д.А. Лебедева, представлял собою "настоящее хронологическое monstrum". Не совпадая ни с движением Солнца, ни с фазами Луны, "это был календарь не лунный и не солнечный, а псевдолунный и псевдосолнечный. Обладая всеми недостатками лунного, он не имел ни одного из его достоинств. И точно в таком же отношении стоял он и к солнечному".

Естественные хронологические ориентиры с очевидностью оказались утраченными. И теперь уже, следуя календарю, праздник жатвы приходилось отмечать зимой. По словам известного американского ученого, специалиста в области хронологии Э. Бикермана, сей - по определению - путеводитель во времени "скорее полностью блуждал наугад..."

Неразбериху и хаос, господствовавшие в римском календаре в канун его реформы, лучше всего охарактеризовал как и обычно остроумный Вольтер (1694-1778 гг.). По словам философа, "римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось..."

ЯНВАРСКИЕ КАЛЕНДЫ 45 ГОДА ДО Н.Э.

К середине I века до н.э. проблема календаря, создававшего большую путаницу в жизни Рима, превратилась в острую социальную проблему. И этот Гордиев узел в 46 году до н.э. был разрублен римским диктатором и верховным жрецом Гаем Юлием Цезарем (100-44 гг. до н.э.). По его имени проведенная календарная реформа позже была названа юлианской.

Побывав к тому времени в Египте, Цезарь имел возможность познакомиться с особенностями здешнего солнечного календаря. Он и сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Приняв в качестве образца существовавший египетский хронограф с учетом поправки, некогда безуспешно вводившейся Канопским декретом Птолемея III, великий понтифик поручил создание нового римского календаря группе астрономов из знаменитой Александрийской обсерватории во главе с известным ученым Созигеном.

В основу разработанного календаря, также получившего название юлианского, была положена цикличность перемещения Солнца по небесной сфере. Средняя продолжительность солнечного года принята равной 365,25 суток.

Вряд ли Созигену не было известно открытие греческого астронома Гиппарха, сделанное примерно за 75 лет до проводимой реформы. Им было установлено, что в действительности величина года является несколько меньшей, чем введенная в расчеты. Это связано, в частности, с особенностью вращения Земли вокруг своей оси (т.н. явлением прецессии). Но в практических целях, видимо, было сочтено возможным пренебречь этим расхождением как несущественным. Оно будет принято во внимание более чем через 1600 лет при проведении в 1582 году н.э. уже следующей реформы - григорианской. К тому времени суммарная погрешность календаря по этой причине составила известные 10 дней в период от Никейского Собора, состоявшегося в 325 году по Р.Х., да еще почти 3 дня - от Цезаря. Итак, вводилась продолжительность года в 365,25 суток. Однако в календарном году может быть лишь целое число дней. Поэтому, согласно реформе, предписывалось считать в трех из каждых четырех лет по 365, а в последнем - 366 дней.

Как прежде целый месяц мерцедоний, так и теперь этот добавочный день решили "упрятать" между 24 и 25 февраля и называть его bis sextum Kal. Mart. - "дважды шестой до мартовских календ". Напомним, римляне считали дни в месяце в обратном порядке: вместо "24 февраля" они говорили: "шестой день до мартовских календ". Отсюда и название неординарного дублета. Дополненный этим вставным днем год позже был назван annus bissextilis (биссекстилис).

Через византийских греков, произносивших "б" как "в", это слово пришло на Русь. В древнем Часослове под 1 марта, которое некогда считалось началом календарного года, читаем: "Сей первый есть в месяцех месяц, зане в онь началобытный свет видимый сотворен бысть... от перваго числа его начало приемлють вси крузи солнечныи и луннии, и вруцелето, и Виссектос, и равноденствие составляется в нем и прочая..." Отсюда и так пошла наша лексема "високосный".

В контексте реформы было упорядочено также и количество дней в месяцах: нечетный месяц включал 31 день, четный - 30; февраль в простом году должен был иметь 29, в високосном - 30 дней.

Счет дней по юлианском у календарю был начат с 1 января 45 года до н.э. На этот день, с которого уже более века (с 153 года до н.э.) вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, было перенесено и начало года. Именно на 1 января пришлось тогда и столь чтимое римлянами новолуние. Великий понтифик не преминул отметить это благоприятное обстоятельство, подчеркнув, что сами боги благосклонны к календарной трансформации.

К моменту юлианской реформы римский календарь ушел вперед от смены времен года на 90 дней. Поэтому 1 января календарного года должно было бы выпасть на 3 октября. В связи с этим в предшествовавшем реформе году были вставлены три дополнительных месяца: кроме мерцедония из 23 - еще два безымянных из 33 и 34 дней между ноябрем и декабрем. В декабре римляне праздновали сатурналии - торжества в честь Сатурна, бога посевов и плодородия. Конец праздника и был совмещен с днем зимнего солнцестояния. Этот год, продолжавшийся 445 дней, был назван "годом великой путаницы" (annus confusiosus).

В благодарность за упорядочение календаря, а также учитывая выдающиеся заслуги Юлия Цезаря на военном и государственном поприщах, римский сенат - по предложению Марка Антония, сподвижника и соконсула великого понтифика, убитого в мартовские иды - 15 марта 44 года до н.э. сенаторами же, - принял решение переименовать месяц квинтилис (пятый по старому счету, то есть от марта), в котором родился Цезарь, в июль.

Отслеживать правильность счисления времени вновь было поручено членам высшей жреческой коллегии. Понтифики же - то ли по небрежению, то ли невежеству, то ли по корысти и злоумышлению - снова запутали календарь, объявляя високосным не каждый четвертый, как требовалось, а каждый третий год. (Вероятнее всего, они пользовались методом "включительного счета".) В итоге с 44 по 9 год до н.э. было введено двенадцать високосов (високосных годов) вместо полагавшихся девяти.

Ошибка была исправлена при преемнике Цезаря - его племяннике и приемном сыне Гае Юлии Цезаре Октавиане, затем - Императоре Цезаре Августе (63 г. до н.э.-14 г. н.э.). На протяжении 16 лет - с 9 г. до н.э. по 8 г. н.э. - високосы были упраздняемы: добавочные дни в феврале 5 и 1 гг. до н.э. и 4 г. н.э. не вставлялись (эти годы - вместо високосных - были простыми). В благодарность за исправление римского календаря, а также в ознаменование побед императора, одержанных в этом месяце, решением сената секстилис (шестой по старому счету) был переименован в август . К этому месяцу в честь возвеличенного богами реформатора был добавлен еще один день, отнятый от февраля. Для того, чтобы подряд три месяца - июль, август и сентябрь - не имели по 31 дню, один день был отнят от сентября (седьмого по старому счету) и перенесен на октябрь (восьмой), а отнятый в свою очередь от ноября (девятого) - на декабрь (десятый). Эти интервенции вовсе разрушили правильное чередование длинных и коротких месяцев в годовом цикле календаря, созданного Созигеном.

После Императора Августа, почившего от дел своих в 14 г. н.э., уже во дни земной жизни Иисуса Христа (напомним: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле..." (Лк. 2, 1)), некоторые из его преемников пытались увековечить свои имена и в календаре. Так, во время правления Тиберия (14-37 г. н.э.; напомним: "В пятнадцатый... год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее,.. был глагол Божий к Иоанну [Крестителю]..."(Лк. 3, 1-2)) сенат переименовал сентябрь в тибериус, тот же месяц при Антонине Пие (138-161 гг.) - в антонинус, при Аврелии Коммоде (180-192 гг.), императоре-гладиаторе, - в коммодус. Октябрь во властвование Домициана (81-96 гг.) именовался домицианус. Однако время не сохранило эти "деноминации". И мы по-прежнему - вместе с древними римлянами - называем девятый месяц нашего календаря седьмым, т.е. сентябрем, десятый - восьмым, т.е. октябрем, одиннадцатый - девятым, т.е. ноябрем, двенадцатый - десятым, т.е. декабрем.

В ПОИСКАХ ТОЧКИ ОТСЧЕТА

До сих пор говорилось о внутренней структуре юлианского календаря. Сам же порядок последовательного чередования лет обычно соотносился с той календарной системой летосчисления, или эрой, которая практикуется в настоящее время. Однако древние римляне, как и их предшественники и современники, года считали иначе, то есть пользовались иными эрами.

Относительно самого слова "эра" предполагается, что оно происходит от латинского "aera", что означает "число".

Существует также мнение, будто это слово составлено из первых букв фразы "ab exordio regni Augusti" - "от начала царствования Августа". При Августе Римское государство из республики превратилось в империю. Тогда и было принято датировать различные документы годами правления императора.

Летосчисление по олимпийским играм

Во второй половине III века до н.э. древнегреческим историком Тимеем (около 352-256 гг. до н.э.) и математиком Эратосфеном (около 276 - около 196 гг. до н.э.) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счете лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырехлетии, которое ими и начиналось.

В XVIII веке юлианский календарь и принятый теперь счет лет, как говорится, "задним числом" были распространены на те давние времена, когда фактически они еще не действовали. В результате была установлена следующая датировка: первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю.

В VII веке до н.э. в Малой Азии, разделенные рекой Галис (нынешнее название - Кизил-Ирмак), существовали две могущественные в то время державы - Лидия и Мидия. Некогда между ними, как это и водится среди близких соседей, вспыхнул, по современной терминологии, вооруженный конфликт.

"Пять лет, - по Геродоту, - с переменным успехом продолжалась эта затяжная война: верх одерживали то мидяне, то лидийцы... И на шестой год во время одной из битв день внезапно превратился в ночь... Увидев это, лидийцы и мидяне прекратили битву и поспешно заключили мир".

Описывая сражение, которое произошло 28 мая 585 году до н.э. и во время которого за 45 минут до захода дневного светила случилось полное солнечное затмение, Марк Туллий Цицерон датировал знаменательное небесное явление 4-м годом 48-й олимпиады. Именно это обстоятельство и позволило установить время проведения первых Олимпийских игр по юлианскому календарю.

Безусловно, соответствие древнегреческой хронологии системе современного календаря проверено и по другим данным. В частности, Плутарх в книге "Жизнь Никия" упоминает о полном лунном затмении, случившемся в 4-м году 91-й олимпиады. Согласно астрономическим расчетам, это затмение, возвестившее, по историку, гибель афинской армии, военачальником которой был Никий, в битве с сиракузянами в Сицилии, произошло 27 августа 413 года до н.э.

Передававшиеся от поколения к поколению списки победителей олимпийских игр около 300 года н.э. были использованы христианским историком Евсевием Кесарийским (263-338 гг.). В своей "Хронике", начав от Адама, он сопоставил годы правления ряда царей с датами олимпиад вплоть до 249-й включительно.

В 394 году н.э. императором Римской империи Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Однако летосчисление по олимпиадам еще некоторое время сохранялось.

Летосчисление по консулам

В Римской республике, а затем империи счет лет осуществлялся по консулам. Историки располагают списками консулов за 1050 лет, начиная от основателей республики.

По Титу Ливию, царская власть в Древнем Риме существовала в течение 244 лет от основания города до его освобождения от тирании. Царь Тарквиний Гордый, который правил в течение 25 лет, своими беззакониями вызвал гнев и негодование граждан. Они заперли перед ним городские ворота и объявили ему изгнание с женой и детьми. Затем были избраны первые консулы. Ими стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин, сын Эгерия, сыгравшие решающую роль в свержении последнего римского царя. Это случилось в 509 году до н.э.

После императора Константина I Великого (около 285-337 гг. по Р.Х.), воздвигшего Константинополь на востоке страны, в Римской империи фактически существовали две столицы. Поэтому один консул, по соглашению, избирался в "ветхом", другой - в Новом Риме.

В 537 н.. э. году император Юстиниан I (482-565 гг. по Р.Х.) ввел летосчисление по годам правления императоров, которые с 534 года сосредоточили консульские должности в своих руках. Последний ординарный консул Флавий Василий Меньший избирался в 541 году. Поэтому в империи некоторое время счет лет велся так: 1-й, 2-й и т. д. год post consulatum Basilii - "после консульства Василия".

В качестве примера можно привести датировку одного из заседаний Пятого Вселенского Собора, состоявшегося в мае-июне 553 года еще при богословствовавшем императоре: "В 27 год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12 год после консульства славнейшего мужа Василия, в 7 день (до) июньских календ".

Преемники создателя цареградской Софии восстановили обычай объявлять себя 1 января консулами и бросать деньги в народ, как это делалось ранее. Поэтому счет лет "post consulatum" продолжался вплоть до IX века. Лишь император Лев Философ (886-912 гг. по Р.Х.) издал указ, окончательно запретивший использовать счисление времени по консулам.

Эра "от основания города"

Историки Средневековья вплоть до конца XVII века широко пользовались эрой "ab urbe condita" - "от основания Города", то есть Рима, хотя в самой империи она не была столь популярной из-за споров о возрасте столицы.

Выдвигалось около десяти различных дат основания Рима. Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.) ввел и популяризовал следующую: третий год 6-й олимпиады. День города римляне ежегодно отмечали как весенний праздник. Отправной точкой отсчета эры "ab urbe condita" стало считаться 21 апреля 753 года до н.э. по юлианскому календарю. Она и была принята в историографии.

Установлению даты основания Рима, а также определению времени введения юлианского календаря (1 января 45 года до н.э.) в значительной степени способствовало, в частности, упоминание в древних источниках о полном солнечном затмении, которое по астрономическим расчетам (а ученые произвели фантастическое количество таковых!) произошло 20 марта 71 года н.э.

Эра Августа

Как уже говорилось, существует мнение, что слово "aera" ("эра") составлено из первых букв сочетания "ab exordio regni Augusti". Хотя римским сенатом "за мужество, милосердие, справедливость и благочестие" Император Цезарь был провозглашен "возвеличенным богами" в 27 году до н.э., фактически счет лет от начала правления Августа велся от 1 августа 43 года до н.э., то есть 711 года от основания Рима, когда преемник божественного Юлия стал консулом.

Вскоре после знаменитой морской битвы при мысе Акциум, которая произошла 2 сентября 31 года до н.э. и принесла Октавиану окончательную победу над Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой VII, под владычество римлян подпала и страна Нила. И здесь счет лет стали вести от воцарения Августа в Египте. За начало эры было принято 1 августа 30 года до н.э., когда император посетил Александрию. Позднее - в 26 году до н.э. - при проведении календарной реформы и сам египетский календарь был заменен так называемым стабильным александрийским с началом года и эры 29 августа и иной системой високоса, чем в календаре юлианском.

В качестве примера датировки с использованием изложенного приведем по случаю следующий:

Гай Октавий Фурин, после убийства в 44 году до н.э. Цезаря - как его приемный сын - именовавшийся Гай Юлий Цезарь Октавиан, с 40 года до н.э. - Император Цезарь, с 28 года до н.э. - принцепс, т.е. первоприсутствующий в сенате (princeps senatus), с 27 года до н.э. - Император Цезарь Август, сын божественного (Юлия), со 2 года до н.э. - "отец Отечества" ("Сенат в согласии с римским народом приветствует тебя отцом Отечества" (pater patriae)!), но отказавшийся принять царский титул и имя Ромул, восходящее к основателю Рима и первому римскому царю, родился перед восходом Солнца за девять дней до октябрьских календ 691 года от основания Рима, в консульство Марка Туллия Цицерона, знаменитого римского оратора, философа, политического и общественного деятеля, "отца Отечества", вероятно, первым, ранее самого Цезаря получившего это почетное титулование (если не считать консула и диктатора Марка Фурия Камилла, который благодарными римлянами был почтен именованием "отца Отечества" в 390 году до н.э.), и Гая Антония Гибриды, т.е. 23 сентября 63 года до н.э. по юлианскому календарю; скончался в возрасте около 77 лет в девятом часу дня в четырнадцатый день до сентябрьских календ 767 года от основания Рима, в консульство Секста Помпея (сына знаменитого триумвира и союзника, а затем врага Цезаря) и Секста Аппулея, т.е. 19 августа 14 года н.э. по юлианскому календарю.

Эра Диоклетиана

В последующем летосчисление в Римской империи долгое время велось от начала правления императора Диоклетиана (около 243-313 гг. н.э.) - от 29 августа 284 года н.э. В данном случае во внимание было принято начало эры в стабильном александрийском календаре, ибо в действительности правитель пришел к власти 17 сентября.

Летосчисление по эре Диоклетиана, жестокого гонителя христиан, долгое время сохранялось и после того, как император отказался от престола. Оно использовалось не только астрологами при составлении гороскопов, но и александрийскими епископами при расчетах дат празднования христианской Пасхи. Позднее эра была переименована в эру мучеников чистых. Последняя до сих пор применяется христианами-коптами в Египте, Эфиопии и Судане.

Эра "от сотворения мира"

Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведенных подсчетов возникло около 200 различных вариантов эры "от сотворения мира", или "от Адама". Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка - 5501 (фактически 5493) год до Р.Х.), антиохийская (5969 год до Р.Х.) и более поздняя византийская (5508 год до Р.Х.).

Собственно, прецедент уже был: древнееврейский лунно-солнечный календарь с эрой от сотворения мира. Исходный момент (эпоха) эры - 7 октября 3761 года до н.э., понедельник, 5 часов 204 хелека (хелек - 1/1080 часть часа, состоящая из 76 мгновений; при расчетах часто принимается 6 часов) пополудни. Реформированное в 499 году н.э., это летосчисление в настоящее время официально применяется в государстве Израиль, хотя там пользуются и григорианским календарем.

Некогда, описывая все структурные сложности древнееврейского календаря, выдающийся хорезмийский ученый-энциклопедист Аль-Бируни (973-1048 гг. н.э.) восклицал: "Но это только тенета и сети, которые жрецы расставили, чтобы уловить простых людей и подчинить их себе. Они добились того, что люди ничего не предпринимали, не согласуясь с их мнением, и пускались на какое-либо дело только по их предначертаниям, не советуясь с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Аллах - властители мира".

Что же касается непосредственно эры "от сотворения мира", или "от Адама", то здесь, полагаем, небесполезно будет привести мнение одного из исследователей библейской хронологии И. Спасского.

По словам ученого, "хотя в священных книгах (Библии) лета событий не считаются от одной какой-либо эры,.. но чрез снесение, сличение и совокупление хронологических текстов, рассеянных по разным книгам Священного Писания, можно приходить к общему определению времени, протекшего от начала рода человеческого до Иисуса Христа".

Однако далее И. Спасский счел необходимым отметить: "Как ни прост, по-видимому, метод исследования библейской хронологии, однако же он сопряжен с большими затруднениями, окончательно едва ли когда разрешимыми. Они происходят первее всего от того, что хронологические показания, как мы находим их теперь в различных списках одного и того же текста, в различных переводах священных книг и в самом подлиннике, различны между собой, так что трудно определить, какое показание в каком тексте или списке подлинное и верное" (И. Спасский. Исследование по библейской хронологии. - Киев, 1857. - С. 3-4).

Напомним, что к началу нашей эры, кроме древнееврейского текста Библии, в распоряжении хронологов уже находился перевод ее на греческий язык (т.н. перевод 70-ти толковников, Септуагинта), завершенный в Александрии при царе Птолемее VIII около 130 года до н.э. как для нужд проживавших в Египте эллинизированных евреев, так и для "всех прочих, во Вселенной сущих". Затем на рубеже IV-V веков по Рождестве Христове появился перевод Библии на латинский язык, осуществленный с еврейского ученым пресвитером Иеронимом Стридонским (т.н. Вульгата).

Как оказалось, в тексте Библии, который находился в пользовании у иудеев по крайней мере с конца II века н.э., и в латинской Вульгате хронология жизни древних патриархов, правления царей и прочего указана совершенно иная, чем в греческой Септуагинте (и, естественно, главным образом с нее переведенной славянской Библии). Между христианами и иудеями возникли бурные споры, посыпались взаимные обвинения в порче библейского текста исходя из религиозно-богословских соображений.

Кроме того, библейские цифровые данные прекращаются со времени вавилонского пленения еврейского народа (586 г. до н.э.). Поэтому при подсчете лет далее приходилось обращаться к различным небиблейским источникам.

В частности, немаловажное влияние на опыты хронологического упорядочения событий мировой истории в эре "от сотворения мира" имел объемный труд Иосифа Флавия (37-95 гг. по Р.Х.) "Иудейские древности", в котором дано изложение истории еврейского и окрестных народов от Адама до I века нашей эры.

Христианские историки по-разному оценивали те или иные временные промежутки этого в точности тогда еще не известного периода. В итоге - 200 расходящихся между собой более чем на 3500 лет вариаций одной эры.

Едва ли не первым из христианских писателей к этой проблеме около 180 года обратился антиохийский епископ Феофил. Согласно его подсчетам начало эры "от сотворения мира" должно было приходиться на 1 сентября 5969 года до Р.Х. (впрочем, некоторые источники указывают 5515, другие - 5507 год до Р.Х.). Это - так называемая антиохийская эра.

Климент Александрийский около 190 года возводил начало эры к 5472 году до Р.Х. (по другим источникам - к 5624 году).

Составитель пасхального круга епископ Римский Ипполит около 200 года, а через два десятилетия после него и Секст Юлий Африкан определили продолжительность этого промежутка времени ровно в 5500 лет.

Описывая события последних до Христа 500-700 лет, Секст Юлий Африкан в своей "Хронографии" упоминает ряд исторических личностей (например, персидского царя Кира), греческие олимпиады и т.д. По совокупности этих исторических сведений можно установить, что 5500 год по его эре приходится на 2-й год до н.э., а не на 1-й год новой, как это должно было бы быть согласно исходной интенции: до Рождества Христова.

В "Хронике" Евсевия Кесарийского период от сотворения мира до Рождества Христова насчитывает всего 5199 лет.

Вплоть до IX века н.э. многими византийскими историками использовалась так называемая эра Анниана, или александрийская, созданная в начале 400-х годов. Сотворение мира в ней прежде было отнесено на 25 марта 5001 года до Р.Х. (фактически - 5493 года, если устранить деформацию временной шкалы последовательности исторических событий). Однако затем это было сочтено неудобным, так как при подобном исходе Пасха в контексте александрийской эры иногда случалась дважды, а иногда - ни разу в году. По этой причине новолетие в ней было перенесено на 1 сентября.

Уже в VI веке в Византии начала использоваться другая мировая эра с началом 1 марта 5508 года до Р.Х. Счет дней в ней велся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Спаситель мира снисшел на землю в середине шестого тысячелетия, ибо "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8), а с небольшими уточнениями, связанными с пасхальными расчетами, - через 5508 лет по Адаме. Именно византийская схема летосчисления на много веков заняла важное место в календарной системе Руси.

Римо-Католическая Церковь долгое время придерживалась принципов восточно-христианской хронологии. Но уже с конца IX века по инициативе архиепископа Вьенского Адона (Франция) предпочтение стало отдаваться временной сетке латинского перевода Библии. Со времени же Тридентского собора, состоявшегося в 1545-1563 гг., когда текст Вульгаты был объявлен каноническим, господствующей в Западной Европе стала "короткая" хронологическая шкала. Так, по одному из сокращенных вариантов эры от сотворения мира до Рождества Христова насчитывается 4713, по другому - лишь 4004 года.

Наше летосчисление = эра "от Рождества Христова"

ПРЕДВАРЕНИЯ

Как уже отмечалось, эра "от Рождества Христова" была введена post factum "кончиком пера". Впервые от Рождества Христова (в латинской традиции - "Anno Domini" (AD) - "года Господня") был обозначен год, который стал 525-м годом нового летосчисления.

Эра была создана римским монахом, папским архивариусом, скифом по происхождению Дионисием Малым. Никаких сведений о том, на основании каких расчетов и соображений это было сделано, не имеется. Поэтому относительно схемы перехода на новое летосчисление предлагаются различные догадки, хотя ни одна из них не представляется убедительнее другой. Доподлинно известно лишь то, что связано это было с подготовкой пасхальных таблиц (пасхалии) на дальнейшую перспективу.

По сложившейся в свете решений Никейского Собора 325 года церковной традиции, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. В связи с несоразмерностью солнечного и лунного циклов, которым она сопоставляется, дата праздника с годами смещается по временной шкале в пределах с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю. Практически на каждый год она определяется расчетным путем.

При составлении пасхалий днем весеннего равноденствия с 325 года принято было считать 21 марта по юлианскому календарю. В основание расчетов пасхальных фаз Луны на каждый год был положен относительно точный 19-летний лунный цикл, открытый великим греческим астрономом Метоном в 432 - олимпийском - году до н.э. Как было установлено, каждые 19 лет все фазы Луны приходятся на те же числа месяца солнечного года. Это так называемый "круг Луны".

С другой стороны, в юлианском календаре каждые 28 лет все числа месяца приходятся на те же самые дни недели. Это так называемый "круг Солнца".

Поскольку 19 и 28 - числа некратные, то все (расчетные!) фазы Луны совпадают с теми же числами месяца и днями недели через период времени, равный произведению 19 х 28, то есть через 532 года. Поэтому каждые 532 года (этот период называется великим индиктионом) повторяются и расчетные даты пасхальных воскресений. В современной традиции индиктионы принято отсчитывать от исходного момента византийской эры - от 5508 года до Р.Х. В настоящее время идет 15-й великий индиктион, который начался в 1941 году.

Исходя из практических соображений, при разработке пасхальных таблиц пользовались менее точным, но более удобным 95-летним (= 19 х 5) циклом (это так называемый малый пасхальный круг). По обычаю, восходящему к началу IV века, такие таблицы подготавливались пасхалистами Александрийской Церкви и затем рассылались по всему христианскому миру.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

В 247 году эры Диоклетиана заканчивался малый пасхальный круг, составленный на истекавшее 95-летие (153-247 гг.) патриархом Александрийским Кириллом (444 г. по Р.Х.). В связи с этим в 241 году Дионисий Малый приступил к вычислению новой пасхалии, которая должна была начинаться с 248 года эры Диоклетиана. Однако названный император, о чем уже говорилось выше, был жестоким гонителем христиан. Поэтому Дионисий в одном из своих писем высказал предложение отказаться от эры, связанной с именем ненавистного правителя, и впредь считать годы от Рождества Христова (по другим данным - "ab Incarnatio Domini"- "от Воплощения Господа", то есть от праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, который тогда уже отмечался 25 марта).

Существует предположение, что Дионисий в своих расчетах принимал в соображение следующее обстоятельство. Согласно одной из трактовок синоптических Евангелий и древнему преданию, Иисус Христос, "начиная Свое служение, был лет тридцати" (Лк. 3, 23), а распят был на кресте, умер и восстал из мертвых на 31-м году жизни. Воскресение Его совершилось 25 марта. Это была первая христианская Пасха, которая совпала с днем Благовещения Пресвятой Богородицы и называется поэтому Кириопасхой ("Господней Пасхой").

Подобное совпадение, как уже говорилось, может наблюдаться один раз в 532 года, в период, называемый великим индиктионом. Именно через 532 года все фазы Луны приходятся на одни и те же числа месяца и дни недели. Как Дионисий мог определить по своим пасхальным таблицам, ближайшая Кириопасха, т.е. Пасха, приходящаяся на воскресный день 25 марта и совпадающая с праздником Благовещения, должна была быть в 279 году эры Диоклетиана. Следовательно, первая Кириопасха, по римскому пасхалисту, была за 532 - 279 = 253 года до начала данного летосчисления. Присовокупив же к сему число 31 (предполагаемый возраст Христа к моменту крестной смерти), он получил, что сама эра Диоклетиана началась в 253 + 31 = 284 году по Воплощении Господа, как об этом говорилось выше (с. 24-25).

Таким образом, в согласии с предполагаемой схемой рассуждений Дионисия Малого, начало эры "от Рождества Христова", то есть 1 января 1-го года, пришлось на 1 января 753-го года от основания Рима, 43-го года от воцарения Августа, 4-го года 194-й олимпиады. В этот день вступили в свои должности консулы Гай Цезарь и Эмилий Павл. С 1 марта 1-го года по Р.Х. начинался 5509-й год от сотворения мира византийской эры, с 21 апреля - 754-й год от основания Рима, с новолуния 10 июня - 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа - 44-й год от воцарения Августа.

Нелишне отметить, что сам Дионисий начинал счет дней в году с 25 марта, с праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (Напомним соответствующий фрагмент из евангельского повествования: "(И... вошед к... Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова,.. сказал ей Ангел:... радуйся, Благодатная! Господь с тобою... И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус" (Лк. 1, 27. 28. 30. 31)).

Рождество же Христово (воспроизведем евангельский текст: "(Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода" (Мф. 2, 1)); "(И родила (Мария) Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк. 2, 7)) папский архивариус и пасхалист относил, естественно, ровно на девять месяцев вперед, т.е. на 25 декабря 1-го года введенного им летосчисления (см.: П. Попов. Краткая пасхалия с изложением наикратчайших способов к определению числа Пасхи Православной Церкви на всякий данный год. - Печатано с дозволения цензора Московского духовно-цензурного комитета священника Александра Гиляревского от декабря 21 дня 1895 года. - Кострома, 1896. - С. 5; И.А. Климишин. Календарь и хронология. - Изд. 2-е. - М.: "Наука", 1985. - С. 243.). Именно 25 декабря Рождество Христово тогда уже и праздновалось.

ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ

Вполне уместен вопрос: а не мог ли Дионисий при установлении эры "от Рождества Христова" воспользоваться уже готовыми расчетами или предположениями? Каковы мнения по этому вопросу христианских историков предшествовавшего периода?

Согласно епископу Лионскому Иринею и его современнику Тертуллиану (начало III века по Р.Х.), "Христос Господь пришел в мир около 41-го года правления Августа". По Евсевию Кесарийскому, "это был 42-й год правления Августа, а властвования над Египтом 28-й". Епифаний Кипрский указывает 42-й год Августа, 752-й год от основания Рима, при консульстве Августа в 13-й раз и Сильвана. По Сексту Юлию Африканскому, это произошло около 29-го года после битвы при мысе Акциум. Позже греческий историк Иоанн Малала (491-578 гг.) относил Рождество Христово на 3-й год 193-ей олимпиады, 752-й - от основания Города, 42-й - Августа, а "Пасхальная хроника" - на 28-й год воцарения Августа в Египте, в консульство Лентула и Писона.

В "Константинопольском списке консулов 395 года" (Consularia Constantinopolitana ad a. CCCXCV), как и у Епифания Кипрского, Рождество Христово относится на год консульства Августа и Сильвана: "При этих консулах родился Христос в день восьмой до январских календ", то есть 25 декабря, по пресвитеру Исихию.

Как видим, все перечисленные авторы и источники указывают на 3-й или 2-й год до н.э., а "Пасхальная хроника" - на 1 год до н.э.

В "Хронографе 354 года" (Chronographus Anni CCCLIIII) событие Рождества Христова отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, т.е. на 1-й год новой эры. "При этих консулах, - говорится здесь, - Господь Иисус Христос родился в восьмой день до январских календ в пятницу 15-й Луны".

"Хронограф 354 года" - достаточно серьезный труд, содержащий, в частности, перечень всех римских консулов, начиная с 509 г. до н.э. по 354 г. н.э., списки префектов Рима за сто лет (251- 354 гг. н.э.) и римских епископов от апостола Петра до папы Юлия (352 г.). Будучи папским архивариусом, Дионисий вполне мог знать о документе, содержавшем столь важные хронологические сведения. И потому он мог использовать цитированное свидетельство при установлении исходной точки системы счета лет от Рождества Христова. Быть может, именно оно и натолкнуло его на мысль о введении собственно христианского летосчисления?

Безусловно, здесь нельзя исключать и возможности позднейшей интерполяции. Оригинал "Хронографа" утрачен, и мы располагаем лишь копиями памятника. Однако в пользу его подлинности может говорить, в частности, следующее обстоятельство.

Здесь - после указания под 29-м годом н.э. (безусловно, в позднейшем уже пересчете) имен консулов Фуфия Гемина и Рубеллия Гемина - отмечается: "В их консульство Господь Иисус Христос пострадал в пятницу при возрасте Луны 14 дней". И далее, в разделе XIII "Римские епископы", находим дополнительные сведения: "Во время правления Тиберия пострадал Господь наш Иисус Христос при консульстве обоих Геминов в день восьмой до апрельских календ".

Как видим, в приведенных фрагментах смерть Христа на кресте отнесена на пятницу 25 марта, а Воскресение Его, следовательно, - на 27 марта. В Западной Церкви во II-V веках многие авторитетные богословы и историки (епископ Ипполит, пресвитер Тертуллиан и другие) приняли на веру свидетельство подложных "Актов Пилата", согласно которым "Христос пострадал за восемь дней до апрельских календ (ante diem VIII Kal. Apr.)". В римский мартиролог (поминальный список мучеников) под этим числом был даже внесен благоразумный разбойник, один из двух, которые были распяты на Голгофе рядом со Христом (Лк. 23, 32. 39-43). Но после Дионисия, датировавшего первую Кириопасху именно 25 марта 31 года по Р.Х., подобный анахронизм в позднейшей интерполяции вряд ли можно считать возможным.

Применительно к случаю приведем и другой пример. В одном из памятников, близких к "Хронографу 354 года" по времени, в частности, в "Константинопольском списке консулов 395 года" (Consularia Constantinopolitana ad A. CCCXCV), под 29 годом н.э. после имен "обоих Геминов" имеется приписка: "При этих консулах пострадал Христос в день десятый до апрельских календ и воскрес в восьмой день (passus est Christus die X Kal. Apr. et resurrexit VIII Kal. easdem)". При совпадении с Дионисием дня в данном случае разнится год смерти Христа. В позднейших памятниках прямо указывается дата 25 марта.

ПОСТРАЗМЫШЛЕНИЯ

Прямо или косвенно, но в определении времени Рождества Христова, к сожалению, Дионисий несомненно ошибся. Его датировка вступает в прямое противоречие с приведенным выше историческим свидетельством Евангелия от Матфея: "...Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода" (2, 1).

Как следует из сообщения Иосифа Флавия в "Иудейских древностях" (XIV. 14, 5), царь Ирод I Великий "достиг царской власти в сто восемьдесят четвертую олимпиаду, во вторичное консульство Гнея Дометия Кальвина и [в первое] Гая Асиния Поллиона".

По консулам - это 714 год от основания Рима, т.е. 40 год до н.э. К сожалению, номер года в ч