Катастрофа Columbia: первые результаты расследования
5 февраля 2003 г.
Комиссия, расследующая катастрофу космического корабля многоразового использования Columbia, обнародовала свои первые выводы. Основной остается версия о технических неполадках на борту, возникших во время вхождения челнока в атмосферу Земли. В пользу этого говорят данные телеметрии, имеющиеся в распоряжении NASA. Однако, по словам руководителя программы полетов шаттлов Рона Дитмора, для того чтобы по-настоящему разобраться в причинах происшедшего, понадобится не одна неделя.
Дитмор восстановил хронику катастрофы по минутам. В 16:53 по московскому времени датчики левого шасси показали значительный рост температуры - за пять минут она выросла на 20-30њ по Фаренгейту, что значительно превысило норму. В 16:54 превышение темпов роста температуры показал и датчик, расположенный на фюзеляже у левого крыла. За пять минут температура у левого крыла увеличилась на 60њ по Фаренгейту. Тем временем, у правого крыла рост температуры оставался в пределах нормы - около 15њ по Фаренгейту.
В 16:58 датчики зафиксировали отклонение шаттла от траектории. Автоматическая система управления шаттлом попыталась скорректировать его движение с помощью закрылков. Причиной отклонения от траектории было увеличившееся сопротивление воздуха у левого крыла шаттла. По всей видимости, это произошло из-за повреждения его покрытия. Когда в 16:59 прервалась связь с кораблем, сопротивление воздуха у левого крыла продолжало расти.
По словам Дитмора, в распоряжении комиссии есть еще 32 секунды записей телеметрии, зафиксированных уже после разрушения шаттла.
Есть все основания полагать, что катастрофа шаттла отразится на будущем Международной космической станции самым негативным образом. Наблюдатели опасаются, что расследование затянется на несколько лет, и пока оно не закончится, ни один американский многоразовый корабль NASA не поднимется в небо. Именно так и произошло после катастрофы челнока Challenger в 1986 году.
Если события снова будут развиваться по тому же сценарию, регулярная смена экипажей МКС и снабжение станции всем необходимым станут невозможными. Обойтись только российскими кораблями "Союз" и "Прогресс" не удастся.
Уже сейчас строительство новых кораблей этих типов отстает от графика. Еще до катастрофы Columbia обсуждались варианты консервации МКС из-за неспособности российской стороны выдерживать график строительства и запуска к станции новых кораблей. Теперь вероятность консервации МКС значительно увеличилась - все работы на ней могут заморозить, как только станцию покинет шестой постоянный экипаж.
После гибели Columbia вновь был поднят вопрос о недостаточном финансировании NASA. Не секрет, что в последнее время американское космическое агентство испытывало трудности с выполнением бюджета, который урезали еще при президенте Клинтоне. В результате, был сокращен штат подразделения по обслуживанию шаттлов, что могло отрицательно сказаться на безопасности. Оставляет желать лучшего и квалификация обслуживающего персонала. Недостаток бюджетных средств привел к тому, что NASA пришлось отказаться от внедрения ряда усовершенствований, в том числе, прямо влияющих на безопасность полетов.
Другие новости за 5 февраля 2003 г.
Эксперты NASA идентифицировали останки израильского астронавта
Следователи NASA изучают океанские течения
В США прошла гражданская панихида по погибшим астронавтам
МКС может остаться необитаемой
О дефектах термостойкого покрытия шаттлов NASA знало еще 9 лет назад
NASA отправит исследовательский зонд к ледяным спутникам Юпитера
Новые данные о причинах катастрофы "Колумбии"
Марсианские парашюты испытывают в земной аэродинамической трубе
Взломаны серверы НАСА
Грузовой корабль "Прогресс" успешно состыковался с МКС
Израиль решил не падать духом и подготовить еще одного астронавта
Компьютеры "шаттла" Columbia имеют богатую историю сбоев
Катастрофа Columbia: первые результаты расследования