Маленькие трещинки в сопле двигателя стали причиной аварии большой ракеты Ariane 5
9 января 2003 г.
11 декабря 2002 г. во время первого запуска модернизированной ракеты Ariane 5 произошла авария, завершившаяся взрывом ракеты через 3 минуты после старта и потерей двух спутников, которые она должна была вывести на орбиту. Модернизация ракеты Ariane 5 по сравнению с ее "базовой" версией состояла в том, что в ее первой ступени был установлен новый криогенный двигатель Vulcain 2, а в разгонном блоке - криогенный двигатель НМ-7В, который используется в ракетах Ariane 4. Эта модернизация была проведена для того, чтобы увеличить грузоподъемность ракеты Ariane 5 с 6200 кг до 10 тонн.
Сразу после аварии была создана независимая комиссии по расследованию ее причин и до выяснения этих причин решено было отложить запуск исследовательского зонда Rosetta, который должен был отправиться в космос на "базовой" модели ракеты Ariane 5.
6 января комиссия по расследованию представила свой отчет производителю ракет Ariane компании Arianespace. Основной его вывод таков: в аварии виноват новый двигатель Vulcain 2, а точнее, система охлаждения сопла этого двигателя. В начале полета в трубопроводах этой системы произошла утечка хладоагента, что привело к перегреву сопла двигателя. Следствием этого стало нарушение симметрии тяги двигателя, что привело к потере контроля за полетом ракеты и в конечном итоге к катастрофе.
Следует отметить, что на "базовой" версии ракеты Ariane 5 установлен предыдущий двигатель Vulcain 1. Он менее мощный, чем Vulcain 2, и сопло у него тоже меньше. Во время полета сопло двигателя Vulcain 2 подверглось запредельным механическим и тепловым нагрузкам, которые, как выяснилось, нельзя было смоделировать во время наземных испытаний. При таких нагрузках в трубопроводах сопла возникли небольшие трещины, из которых и произошла утечка хладоагента.
В отчете комиссии даны следующие рекомендации:
- во-первых, в двигателе Vulcain 2 необходимо изменить конструкцию сопла с учетом конструкции двигателей Vulcain 1, которые 12 раз успешно работали при взлетах "базовых" ракет Ariane 5;
- во-вторых, инженерам компании Arianespace предстоит все-таки исследовать возможность моделирования реальных летных нагрузок двигателя во время наземных испытаний;
- и в-третьих, компании Arianespace следует усилить внимание к качеству всех деталей и механизмов ракеты Ariane 5.
Пока, правда, неясно, когда сможет взлететь старая ракета Ariane 5 с зондом Rosetta на борту. Изначально он был запланирован на 12 января 2003 г. Этот зонд отправляется к комете Wirtanen для ее исследований и высадки спускаемого аппарата на ее ядро. Полет этот продлится 10 лет, траектории движения зонда и кометы хорошо просчитаны, и чтобы встретиться с кометой зонду Rosetta нужно отправиться в путь "вовремя". Окно его запуска составляет 19 дней, то есть старт должен состояться до конца января, в противном случае эту экспедицию придется перенести на неопределенное время. Руководство компании Arianespace пообещало назвать новую дату запуска к 14 января.
Что же касается очередной модернизированной ракеты Ariane 5, то ее запуск состоится не раньше, чем через полгода.
Е. Волынкина
Другие новости за 9 января 2003 г.
Индия испытала свою лучшую баллистическую ракету
Пылевой диск вокруг далекой звезды. Рождаются новые планеты?
У Юпитера обнаружен сороковой спутник
Строительство Международной космической станции продолжится
Маленькие трещинки в сопле двигателя стали причиной аварии большой ракеты Ariane 5
Обнаружена первая марсианская река из "сухого льда"
Недавно взорвавшаяся звезда может взорваться снова в любую минуту