Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://news.cosmoport.com/2003/08/27/4.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 08:04:24 2016
Кодировка: Windows-1251
Поисковые слова: ппппппc1999s4linear
Комиссия по расследованию катастрофы "шаттла" Columbia сказала, что делать и кто виноват
27 августа 2003 г.
Вчера 26 августа 2003 г. в 10 часов по восточному времени (18:00 мск) независимая комиссия по расследованию катастрофы "шаттла" Columbia, возглавляемая отставным адмиралом Гарольдом Геманом (Harold Gehman), официально опубликовала свой 248-страничный доклад о причинах гибели "шаттла" и его экипажа. В этом же докладе даны рекомендации по предотвращению подобных катастроф в будущем.
Сначала в докладе излагается суть произошедшего. Она состоит в том, что 16 января 2003 г. через 81 секунду после запуска Columbia кусок термоизолирующей пены размером примерно 60 на 40 см, оторвавшийся от топливного бака, ударил по кромке левого крыла "шаттла". При ударе скорость этого обледеневшего куска пены составляла 670-920 км/час и в результате этого удара произошло серьезное повреждение конструкции теплозащиты "шаттла". 1 февраля 2003 г. во время возвращения "шаттла" на Землю через образовавшуюся во время старта брешь в теплозащитном покрытии в полость крыла проникли раскаленные газы, которые вызвали его разрушение, что, в конце концов, привело к гибели всего "шаттла". Разрушение кабины экипажа "шаттла" произошло на высоте около 42,5 км над поверхностью земли, и 7 астронавтов погибли от травм и недостатка кислорода.
В докладе также говорится о том, какие ошибки совершило руководство NASA во время полета "шаттла", из-за которых гибель Columbia стала неизбежной. В течение 16-дневного полета "шаттла" менеджеры NASA 9 раз могли дать указание о более подробном исследовании возможных повреждений Columbia, сделанных упавшим куском пены, но так и не сделали это. В частности, так и не были сделаны подробные снимки крыла "шаттла" с помощью спутниковой аппаратуры. Отказываясь от подробных исследований последствий удара, менеджеры NASA ссылались на аналогичные случаи в прошлом, но тогда размеры упавших кусков пены был примерно в 10 раз меньше, чем во время последнего запуска.
Более того, во время полета Columbia для оценки возможного повреждения крыла куском пены были привлечены специалисты из корпорации Boeing. Но, как впоследствии выяснилось, анализом ситуации в Boeing занимались неопытные инженеры, которые к тому же неправильно использовали в работе специальную компьютерную программу. В результате их выводы совершенно не соответствовали реальной ситуации.
В докладе говорится, что пренебрежение проблемами безопасности при запусках "шаттлов" могло быть связано с элементарной спешкой в стремлении успеть выполнить запланированные работы по строительству МКС, которые со стороны NASA должны были быть завершены к 19 февраля 2004 г. Ведь именно "шаттлы" несут основную нагрузку по доставке на орбиту и монтажу компонентов МКС.
Далее в докладе даны рекомендации по предотвращению возникновения аналогичных аварийных ситуаций в дальнейшем. В принципе, они уже публиковались ранее, но, тем не менее, повторим их. Прежде всего, следует исключить саму возможность падения кусков пены с топливного бака на "шаттл" во время старта. Кроме того, следует создать необходимые средства для проведения ремонта всех поверхностей "шаттла" во время полета, если возникнет такая необходимость. Во время старта и во время полета все "шаттлы" должны самым подробным образом фотографироваться, чтобы вовремя выявлять возникшие проблемы. Также необходимо обеспечить более серьезную защиту "шаттлов" от ударов космического мусора. Кроме того, в структуре NASA необходимо создать специальное подразделение по безопасности, которое будет иметь реальное влияние на проведение работ по обслуживанию "шаттлов" и их подготовке к полету. Если же "шаттлы" останутся в эксплуатации после 2010 года, то для продолжения их полетов необходимо будет провести самую серьезную повторную сертификацию всех их систем и конструкций, чтобы убедиться в том, что они будут безопасны для полетов.
Полный текст доклада опубликован в Интернет на сайте Комиссии по расследованию здесь.