Участие российских ученых в проекте Mars Express
6 июня 2003 г.
2 июня с космодрома Байконур в Казахстане стартовал космический аппарат Mars Express. Для его запуска использовался российский ракетоноситель в комплексе с разгонным блоком "Фрегат". Это произведенное в МПО им. Лавочкина устройство представляет собой четвертую ступень ракетоносителя.
"Фрегат" нужен, для того чтобы вывести аппарат с околоземной орбиты на высокую (геостационарную или межпланетную) орбиту, и представляет собой красивую конструкцию из шести сферических баков. В момент старта разгонный блок был расположен на третьей ступени ракетоносителя, а на ней находился Mars Express. В комбинации с "Союзом" "Фрегат" позволяет запускать к Марсу космические аппараты массой свыше тонны. Начальный вес Mars Express - около 1200 килограммов.
Однако ракетоноситель и разгонный блок - отнюдь не вся техника для Mars Express, созданная в России. Как сообщил научный руководитель российской исследовательской группы, принимающей участие в проекте, заместитель директора Института космических исследований (ИКИ) Олег Кораблев, российские ученые приняли активное участие в создании приборов, размещенных на межпланетной станции.
Среди них - картирующий спектрометр "Омега" для ведения ареографических и ареологических наблюдений. С его помощью исследователи надеются в разных диапазонах проводить спектральные исследования минерального состава поверхности Красной планеты. "Омега" позволит получить карту распределения на поверхности Марса определенных химических веществ.
Сканер "Омеги" почти полностью разработан в ИКИ, и по словам О.Кораблева, практически не отличается от похожего прибора с аппарата "Марс-96". Для создания сканера использовалась запасная модель прибора, размещавшегося на погибшем в 1996 году аппарате. На его основе сканер для "Омеги" был изготовлен в отделении ИКИ в Тарусе и "подогнан" к условиям работы и техническим особенностям Mars Express.
Еще один прибор, созданный при участии российских исследователей - планетарный спектрометр Фурье. Он изучает спектр, и, прежде всего, тепловое излучение поверхности и атмосферы Марса. Идея этого устройства была выдвинута в России еще в 1986 году, а его реализация вначале планировалась учеными ИКИ совместно с коллегами из Восточной Германии. Однако после объединения Германии группа исследователей распалась, и сотрудники ИКИ наладили сотрудничество с итальянцами, которые постепенно начали играть ведущую роль в проекте. Впрочем, российские ученые тоже приняли участие в создании сканера (идея россиян, реализация поляков). К тому же, на спектрометре Фурье стоят детекторы инфракрасного излучения, разработанные и изготовленные учеными ИКИ.
Группой Олега Кораблева полностью создан и универсальный спектрометр SPICAM, предназначенный для атмосферных исследований. В числе других задач прибор позволяет исследовать верхние слои атмосферы Марса (150 километров и выше) в ультрафиолетовом диапазоне спектра. Он также позволит исследовать разные марсианские атмосферные явления, вроде полярных сияний. Сведения, полученные с помощью этого аппарата, вероятно, сыграют важную роль при разработке новой космической техники.
Дело в том, что многие современные космические корабли, особенно аппараты NASA, в целях экономии топлива приспособлены к выходу из космоса на орбиту Земли или любой другой планеты посредством торможения о ее атмосферу. Возвращаясь из космоса, аппарат вначале оказывается на более высокой орбите. Но затем, за счет трения об атмосферу, снижается. Плотность верхних слоев марсианской атмосферы непостоянна. Если она окажется слишком высокой, аппарат при использовании такого метода торможения может перегреться.
Для торможения Mars Express такая технология не используется, но она применялась для американских аппаратов. Если когда-нибудь состоится полет человека на Марс, ее применение будет обязательно: масса космического корабля с большими запасами топлива может оказаться недопустимо большой, так что необходимо будет экономить любыми способами.
Кроме того, в ИКИ создан так называемый инфракрасный канал SPICAM - небольшой прибор весом всего в 700-800 граммов. Он позволит измерять уровень содержания водяных паров в атмосфере Марса. Любопытно, что воду в марсианском грунте впервые удалось обнаружить с помощью российских приборов. Российский прибор HEND, который и сейчас работает на Mars Odyssey, помог определить, что в на глубине до 2-3 метров в полярных районах Марса, а также в двух местах на экваторе содержание воды в почве достигает 35 процентов. О. Кораблев полагает, что прибор для исследования воды в дальнейшем можно усовершенствовать - приспособить для получения карт источников воды.
"Росавиакосмос" и ИКИ активно участвовали в техническом оснащении межпланетной станции. Роль российских ученых в чисто исследовательской части проекта тоже весьма велика. По словам О.Кораблева, в следующем проекте ЕSA Venus Express она станет еще больше.
Другие новости за 6 июня 2003 г.
Грузовой корабль "Прогресс М1-10" установлен на стартовую площадку
Росавиакосмос запретил российским самолетам лететь в Ле Бурже
Участие российских ученых в проекте Mars Express
Израиль: пассажирские самолеты оснастят средствами ПРО
Израиль: пассажирские самолеты оснастят средствами ПРО
Советский спутник не смогли продать с интернет-аукциона
На Сатурне резко упала скорость ветра
Спускаемый аппарат Beagle 2 прошел первый тест в космосе на пути к Марсу
Туманность Trifid - один и самых эффектных объектов в нашей галактике
К Марсу летит и японский зонд Nozomi