Вертолет президента
25 января 2002 г.
Письмо в редакцию
Сколько можно терпеть?! Как президент едет в Кремль или из Кремля - гаишники перекрывают трассы, да еще загодя. И после, как САМ проедет, пускают машины не сразу. И так пробки в столице! У Путина, что, вертолета нет? Летал бы к себе в Завидово... Американский президент постоянно приземляется на лужайку перед Белым домом, чиновники из Капитолия взлетают на вертолетах едва ли не со ступенек здания. Так, может, нам скинуться на вертолет для Путина? Каждый столичный автомобилист если даст долларов пять - должно хватить.
Николай Алферов
Юркий аппарат то стремительно взлетал к облакам, то падал почти к самой воде. МакМилан с ужасом смотрел на близкие волны Потомака. Бывший летчик Эйзенхауэр, глядя на бледное лицо британского премьера, сдержанно улыбался. Однако президент едва не переборщил с гвоздем программы - катание на вертолете довело МакМилана до предынфарктного состояния. Что, впрочем, не помешало ему оценить возможности новой техники. Вернувшись в туманный Альбион, премьер заказал у янки пару таких же вертолетов - для себя и королевы.
Смелое новшество - вертолет для президента - предложил ввести знаменитый конструктор Сикорский. Игорь Иванович говорил, что вертолет мобильнее и менее уязвим, чем разъезжающий по городам и весям кортеж автомобилей.
Вертолет "Сикорский S-58" подошел идеально: президент, министры и советники, охрана, тяжелая аппаратура спецсвязи... Любопытно, что машины, на которых летал тогда Эйзенхауэр, и те, на которых летает нынче Буш, числятся либо в морской пехоте, либо в армии. И до сих пор морские пехотинцы и армейцы возят американского президента поочередно, негласно соревнуясь - кто его лучше обслужит.
1959 год. Хрущев в США. Эйзенхауэр повторяет трюк, вспоминая беднягу МакМилана. Снова президентский "S-58" закладывает лихие виражи над Вашингтоном. Хрущев держится молодцом. Эйзенхауэр нетерпеливо спрашивает:
- Ну как? Понравилось?
- Да, понравилось, - отвечает Никита Сергеевич.
- Вот и нужно покупать американские вертолеты! - в запале вворачивает Эйзенхауэр.
- Берем! - тут же ловит его на слове Хрущев.
И действительно, Хрущев купил у американцев два "Сикорских S-58" и два "Боинга Вертол V-44". Американские инженеры испытали тихий ужас - отдать новейшие разработки в руки русских! Но слово не вертолет...
Никита Сергеевич решил все-таки утереть нос Эйзенхауэру, когда тот с ответным визитом прилетит в СССР. Первый секретарь распорядился срочно изготовить так называемый "салон" на базе советского вертолета.
Прошло немного времени, и вот уже милевский летчик-испытатель Николай Лешин принялся отрабатывать посадку и взлет близ Царь-пушки на шикарном Ми-4С. Главное - не снести винтом Ивана Великого. Кстати, чуть ранее такой же Ми изготовили специально для короля Йемена.
Однако запланированный на 1961 год визит американского президента не состоялся - в 1960-м сбили Пауэрса. В мире похолодало.
В верхах же решили: и славненько. Дело в том, что как-то раз один из членов правительства полетал над столицей на вертолете и сделал поразительное открытие. Москва с воздуха - сплошные склады, заводы, свалки. Стыдно показывать.
ИдеЯ вертолета для первого лица государства попала на благодатную почву. Мало кто знает, что самая массовая вертушка в мире - Ми-8 - во многом обязана своим появлением как раз этой идее. Когда Миль проталкивал в верхах план разработки "восьмерки", никто не хотел брать на себя финансирование. Объяснения, что новая модель будет радикально прогрессивнее (два газотурбинных двигателя вместо одного поршневого на Ми-4) и лучше по всем параметрам, никого не убеждали. Военные недоуменно пожимали плечами: нам и старого Ми-4 достаточно. Гражданский флот вроде проявил заинтересованность, но дело все равно не шло. Лишь когда Миль подчеркнул, что новая машина обретет три ипостаси - пассажирский вертолет, военный и непременно правительственный "салон", - дело пошло на лад.
В 1962 году Хрущев приехал вместе со всем политбюро на центральный аэродром. Там были выставлены новейшие образцы советской авиатехники. Погуляв среди красавцев-лайнеров и стремительных истребителей, Никита Сергеевич забрел в пассажирский Ми-8.
- Здесь и проведем заседание политбюро! - воскликнул из железного нутра неутомимый новатор, и все почтенное собрание полезло в чрево "восьмерки".
С тех пор и поныне Ми-8 различных модификаций исправно служат первым лицам государства. Хрущев летал над Москвой, правда, из Тушина. Затея с посадками в Кремле как-то утихла. Брежнев летать боялся, к тому же, как всем известно, он обожал автомобили. Горбачев и Ельцин летали много, но все же за пределами столицы. А вот Лужков не раз совершал на вертолете инспекционный облет Москвы.
Разумеется, у Путина есть вертолет. И не один. Более того, сейчас на "Миле" как раз собирают новую машину для президента. Ми-8 МТВ - модернизация старой "восьмерки": современные двигатели, надувные поплавки для аварийной посадки на воду и многое другое. Отделка интерьера на этот раз отдана на откуп английской компании.
Почему же Путин не летает прямо из Кремля за город? Не соглашается Федеральная служба охраны президента. В самом деле: в небе кортеж не выстроишь, движение по всей Москве не остановишь, работу свою так ярко не продемонстрируешь.
Леонид Попов
Другие новости за 25 января 2002 г.
Вертолет президента
Пилоты American Airlines отказываются летать на Airbus A300
В Европе уплотнили воздух
Аэрофлот пока не будет закупать новые самолеты западного производства
Марсианская пчелка
Черная дыра в лабораторных условиях
"Шаттл" Columbia, возможно, двинется к месту старта сегодня
Найдено еще 5 марсианских метеоритов
Сегодня экипажу МКС предстоит вторая космическая "прогулка"