Из-за недофинансирования российских космических программ полеты на МКС могут заморозить
27 сентября 2002 г.
Программа пилотируемых экспедиций на Международную космическую станцию (МКС) может быть заморожена из-за существенного недостатка в финансировании российских космических предприятий-участников программы. Об этом заявил в четверг по телефону агентству Reuters заместитель генерального конструктора ракетно-космической корпорации "Энергия", директор российской части программы по МКС, руководитель Научно-технического центра по испытаниям и управлению Валерий Рюмин.
Как ранее сообщил телеканал РТР, в ближайшее время Россия может отказаться от взятых на себя и закрепленных межправительственным соглашением обязательств по строительству и эксплуатации МКС. На строительство кораблей "Союз" и "Прогресс" у корпорации "Энергия" нет денег.
По информации, полученной газетой "Труд", в настоящий момент в российских космических структурах обсуждается возможность перехода на "усеченный" режим эксплуатации МКС: экипажи должны будут работать на станции не постоянно, а прилетать на нее на некоторое время.
По данным газеты "Труд" и агентства Reuters, руководство российской части проекта МКС направило в американское космическое агентство NASA письмо, в котором обращается внимание американских партнеров на сложившуюся ситуацию.
В частности, утверждается, что ежегодное финансирование по сравнению с 1989 годом уменьшилось в сопоставимых ценах в 15 раз. Несмотря на то, что за последнее десятилетие было привлечено внебюджетных средств на сумму свыше 3,5 миллиарда долларов, денег существенно не хватает. У флагмана отрасли - РКК "Энергия" - имеются долги на сумму около миллиарда рублей. На выплаты по ним может не хватить всех запланированных бюджетных денег. Нет средств на изготовление кораблей для полетов на МКС, а также на участие в других международных и национальных программах.
Валерий Рюмин охарактеризовал нынешнее положение как безвыходное. По его словам, "в 1998-м Россия обязалась ежегодно запускать 6 грузовых "Прогрессов" и 2 пилотируемых "Союза". В 2001-м "грузовиков" было 5, в 2002-м - только 3, а на следующий год "можно будет сделать лишь 2, чтобы поднять орбиту МКС и сохранить ее от падения на Землю. Что же касается "Союзов", то один корабль в производстве, а на второй денег нет". Цикл изготовления космического корабля - 2 года. Если в настоящее время не разместить заказ, то "в 2004-м вообще не на чем будет летать; именно поэтому и встал вопрос о том, чтобы временно приостановить постоянную эксплуатацию станции", - заявил Рюмин.
При этом Валерий Рюмин подчеркнул, что использовать вместо российских "Союзов" американские шаттлы невозможно по технологическим причинам. Как утверждает директор российской части программы МКС, шаттл может находиться в космосе не более трех недель, в то время как "Союз" постоянно пристыкован к МКС в течение полугода. Корабли "Союз" не только доставляют на станцию экипаж, но также могут быть использованы для экстренной эвакуации космонавтов.
Другие новости за 27 сентября 2002 г.
Так ли постоянна гравитационная постоянная?
Канада отмечает 40-летие своего выхода в космос
Из-за недофинансирования российских космических программ полеты на МКС могут заморозить
С космодрома Плесецк произведен запуск навигационного космического аппарата "Надежда-М"
Зонд Galileo готовится к облету Амальтеи, небольшого спутника Юпитера
Венера достигла максимума своей яркости
Микроб, которому не страшен атомный взрыв, прилетел с Марса?