Прототип марсианского самолета проходит испытания на Земле
14 июня 2002 г.
Прототип летательного аппарата, которому предстоит стать первым марсианским самолетом, 1 июня поднялся в небо (пока еще Земли) в окрестностях международного аэропорта Денвера, США.
Аппарат создан инициативной исследовательской группой компании Equinox Interscience. Размах его крыльев - 2,4 метра; он выполнен по схеме "летающее крыло" и призван доказать стабильность и управляемость подобной конструкции, а также ее способность совершать посадку с практически нулевой скоростью. Аппарат не имеет характерного хвостового оперения - вместо него управление планером осуществляется с помощью двух отклоняемых поверхностей.
Если испытания увенчаются успехом, следующим шагом станет создание модели с размахом крыльев 6,4 метра. Аппарат, которому суждено будет отправиться на Марс, будет иметь надувные крылья размахом почти 20 метров и приводиться в действие с помощью энергии, вырабатываемой солнечными батареями, размещенными на плоскостях крыльев. К числу достоинств схемы "летающее крыло" с наполняемыми газом крыльями, помимо хорошей управляемости, относятся удобство транспортировки аппарата в ограниченном объеме и простота его подготовки к полету.
Марсианский самолет (точнее, моторный планер) предназначен для проведения на планете целого комплекса научных, в первую очередь, астробиологических экспериментов. Он сможет при необходимости производить посадку на поверхность для тщательного исследования объектов, выявленных в полете и представляющих особый научный интерес. Предполагается, что он будет использоваться для доставки миниатюрных самодвижущихся роботов, в том числе устройств, способных "вгрызаться" в грунт и "проползать" в пещеры и другие полости в грунте. Для старта с поверхности аппарат будет оснащен складывающимся пропеллером. Планируется также использовать его в качестве мобильной электростанции и с помощью энергии, вырабатываемой его огромными солнечными батареями, производить подзарядку исследовательской аппаратуры и приборов.
Летательный аппарат будет оснащен высокоинтеллектуальной системой управления, способной автономно выбирать маршрут полета с учетом ветров, восходящих потоков и других атмосферных условий. Важнейшую роль в успехе проекта должна сыграть автоматическая система посадки нового поколения, способная к самообучению и учету характера местности, самостоятельному выбору наиболее интересных в научном плане объектов исследования и правильному реагированию в непредвиденных обстоятельствах.
В настоящее время НАСА еще не приняло окончательного решения об исследовании Марса с помощью автономного летательного аппарата-робота, однако ряд подразделений агентства, в том числе исследовательские центры Эймса и Гленна, центр в Лэнгли и лаборатория реактивного движения разрабатывают подобные проекты. Кроме того, в рамках программы НАСА Mars Scout финансировалась проработка одного из подобных проектов; Венди Кальвин (Wendy Calvin) из университета штата Невада в г. Рено предложил проект KittyHawk. В его рамках предполагается отправить в марсианский каньон Valles Marineris множество крошечных надувных планеров. Принятие решения по программе Mars Scout намечено на конец этого года; старт ориентировочно запланирован на 2007 год.
Другие новости за 14 июня 2002 г.
Астрономы открыли планетарную систему, сходную с Солнечной
"Морской старт" готовится к запуску
Ракета Atlas 3 получила нового клиента
На МКС прибыла герметичная камера с перчатками
Самодельный реактивный самолет примет участие в авиашоу
13 астероидов когда-то были одним куском
Прототип марсианского самолета проходит испытания на Земле