МАКС-2001 покажет, что российский авиапром рано хоронить
13 августа 2001 г.
Пятый Международный авиационно-космический салон - МАКС-2001, который пройдет с 14 по 19 августа в подмосковном городе Жуковский, имеет все шансы стать одним из самых ярких событий не только России, но и, по меньшей мере, Европы. За период с 1992 года, когда в стране впервые возникла идея провести авиационно-космическую выставку, МАКС уверенно вышел на ведущие позиции в рейтинге крупнейших мировых форумов. В этом году мероприятие обещает быть наиболее представительным за последние годы.
По словам генерального директора Российского авиационно-космического агентства "Росавиакосмос" Юрия Коптева, число участников салона в нынешнем году достигло рекордной цифры - свои новинки и перспективные разработки представят 525 предприятий авиационной, ракетно-космической, радиотехнической отрасли из 33 стран мира. Особенно широко будет представлена продукция военно-промышленного комплекса (боевые самолеты и вертолеты, средства ПВО, радиотехнической поддержки и т.д.) и гражданского самолетостроения. Оно и понятно: в настоящее время именно эти отрасли приносят львиную долю дохода в государственный бюджет наиболее развитых стран, так что конкурентная борьба на мировом рынке идет жесткая. Подобные авиасалоны - не просто средство показа собственных достижений, это еще и возможность завязать деловые контакты, многие из которых приводят к многомиллиардным контрактам. Всем, кто связан с авиационным и космическим бизнесом, салон предоставляет редкую возможность ознакомиться с позицией первых лиц государства, принимающих решения по ключевым вопросам разработки, сотрудничества и продажи авиационной техники и вооружения.
Впервые подобная по масштабу выставка в России состоялась летом 1992 года, когда на аэродроме Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени М.Громова было проведено "МосАэроШоу". Тогда участие в мероприятии приняли 203 предприятия из стран СНГ и дальнего зарубежья, а количество посетителей перевалило за 300 тысяч человек. Именно удачный опыт "МосАэроШоу-92" позволил организовать в следующем, 1993 году уже Международный салон. Тогда же стало окончательно ясно, что подмосковный город Жуковский является наиболее подходящим местом для российского авиасалона мирового уровня: именно здесь находится известный Летно-исследовательский институт с самой большой в Европе взлетно-посадочной полосой. Воздушное пространство обеспечивает прекрасный обзор демонстрационных выступлений. На огромной территории удалось разместить свыше двухсот летательных аппаратов различного назначения и обширный выставочный комплекс: 40 павильонов с общей площадью 25 000 кв.м. Кстати, в этом году выставочные площади еще более увеличились - к МАКСу-2001 был построен новый павильон (свыше 2 тыс. кв. м.) и 28 новых шале.
МАКС проводится под патронажем председателя правительства Российской Федерации, и на мероприятиях такого масштаба традиционно присутствие высшего руководства. Данный факт сам по себе является гарантией высокого уровня организации и представительности. Однако в этом году вопрос о том, посетит ли выставку президент Владимир Путин, пока остается открытым. По словам Юрия Коптева, он бы очень хотел, чтобы президент своим присутствием поддержал российских производителей, переживающих далеко не лучшие свои времена, но - "не нам вносить изменения в программу визитов президента".
В этом году впервые очень активно выступит Китай, представители которого обещают весьма насыщенную программу. Это же относится и к Индии. Интересно, что именно эти две страны являются наиболее перспективными партнерами России в деле разработки и создания истребителя пятого поколения. Кто знает, может быть, именно МАКС-2001 позволит окончательно определиться в этом выборе. Центром международной составляющей авиасалона станет европейский консорциум EADS, который все активнее сотрудничает с российскими авиастроительными предприятиями. Очень авторитетно собирается заявить о себе корпорация "Боинг", представители которой незадолго до открытия выставки распространили заявление о том, что участие компании в этом году будет самым масштабным за все время ее проведения. Экспозиция заокеанского авиакосмического гиганта будет включать в себя модели гражданских самолетов, авиалайнера "Боинг бизнес джет", оборудования, используемого в рамках программ "Морской Старт" и Международной космической станции (МКС).
Российские ракетостроители готовятся к показу уникального многоразового модуля "Байкал", премьера которого состоялась весной этого года в Ле-Бурже и вызвала огромную заинтересованность специалистов. Однако, по словам представителей "Росавиакосмоса", пока выходит так, что для "Байкала" необходимо подготовить носитель (комплекс "Ангара"), а для носителя - стартовый комплекс и всю необходимую инфраструктуру. А денег на все, как обычно, не хватает. Так что, по самым реалистичным прогнозам, стартовать он раньше 2008 года вряд ли сможет.
Нынешний авиасалон проходит в то время, когда происходит реструктуризация всего оборонно-промышленного комплекса страны (срок завершения - 2005 год). Изменения затронут все предприятия комплекса, а это сотни заводов, миллионы работников. И на помощь государства сильно рассчитывать не приходится. Это видно и по смете затрат на проведение нынешнего МАКСа: из госбюджета выделено 10% необходимых средств, остальное - вклад региона и самих предприятий-участников.
Однако, как сказал Юрий Коптев на пресс-конференции, посвященной предстоящему событию, "отечественный авиапромышленный комплекс за последние годы "хоронили" уже не раз, однако все слухи о нашей смерти оказались преувеличенными". Возможно, что именно МАКС-2001 окончательно убедит всех в справедливости такого утверждения.
Другие новости за 13 августа 2001 г.
ОКБ "Сухой" представит новые самолеты на выставке в Жуковском
"Сухой", "Ильюшин" и Boeing приступят к созданию российского регионального самолета в начале 2002 года
Американец Стив Фоссетт, совершающий историческое путешествие вокруг Земли на воздушном шаре, уже преодолел около половины пути
МАКС-2001 покажет, что российский авиапром рано хоронить
Скоро начнутся испытания С-80
Клебанов заявил о своей уверенности в будущем российской авиапромышленности
Европейские вертолеты полетят в Австралию
Юрий Коптев: Мы высоко оцениваем сотрудничество с Boeing, но никогда не говорили, что станем их экслюзивным партнером
"Кукурузники" слетаются в Риге
В Жуковском готовится к открытию пятый международный авиакосмический салон
Авиационный праздник в Липецке: асы на самолетах "Су"
"Шаттл" Discovery прибыл на МКС
"Шаттл" Discovery со второй попытки отправился к МКС
Ракета, которая взлетает и ... садится
Шар Стива Фоссета не попал под космические обломки
Россия и США договорились о правилах отправки космических туристов на МКС
Россия научит NASA экономить на космосе