В России нет пьяных летчиков. А есть летчики неподготовленные
8 августа 2001 г.
В связи с последней вспышкой авиапроисшествий и катастроф авиапассажиров стало волновать состояние безопасности полетов в российском небе. Ответ на вопрос о безопасности встал очень остро, впрочем, как и всегда после крупных авиакатастроф. Однако российские чиновники не очень-то стремились развеять страхи - начальник управления надзора за безопасностью полетов Минтранса Владимир Рудаков, например, считает, что чем меньше газеты пишут о безопасности полетов, тем лучше. Не исключено, что он знает секрет безопасности, но делиться он им с прессой не стал не стал.
Он не стал даже сообщать то, что известно каждому человеку, имеющему отношение к гражданской авиации - этол самый безопасный вид транспорта. На миллиард перевезенных пассажиров полторы тысячи погибших в год. Однако на психику поднимающегося по трапу конкретного ТУ-154 пассажира куда сильнее этой статистики действуют недавние видеокадры с места катастрофы.
Другой факт, который мог бы сообщить господин Рудаков - наши самолеты не являются ненадежными и на фоне тех же "боингов" и "эйрбасов" выглядят достойно. Так что прекращать полеты на ТУ-154, конечно, можно, но лишь для самоуспокоения.
Но вернемся к статистике. До 3/4 авиакатастроф имеют своей причиной человеческий фактор - то есть конструктивные особенности и надежность техники тут ни при чем, а катастрофы случаются по недосмотру или незнанию людей на земле или за штурвалом. И тут сообщения о нахождении алкоголя у командира разбившейся под иркутском "тушки" или поимка диспетчера со шприцом прямо на рабочем месте (правда, и с алкоголем еще не все до конца ясно и диспетчер оказался, к счастью, "кабинетный") оказываются очень "кстати" - чтобы напугать тех, кто еще не испугался. Эта тему чиновники тоже очень не любят поднимать.
Евгений Хватов, отвечающий в Минтрансе за авиационную медицину, сообщил лишь о том, что для наблюдения за здоровьем летчиков и диспетчеров построена достаточно стройная система - ежегодный жесткий медосмотр дополняется межкомиссионным наблюдением и обязательным предполетным медосмотром в аэропортах вылета, что все необходимые процедуры и методы строго регламентированы массой инструкции. И каждый год по состоянию здоровья покидает авиацию около 2% летчиков. Что касается диспетчера-наркомана, то Евгений Хватов сообщил, что случай это вопиющий и за 33 года, проведенных им в гражданской авиации - это впервые.
В независимом партнерстве "Безопасность полетов", являющемся наряду с некоторыми российскими авиакомпаниями членом Всемирного фонда безопасности полетов (FSF), объединяющего авиаторов 135 стран, сообщили более подробную информацию. Для начала там сообщили, что проблема эта не только российская. В октябре прошлого год разгорелся грандиозный скандал в "Бритиш эйруэйз". 11 летчиков были отстранены от полетов за употребление алкоголя перед полетами (а согласно правилам его нельзя употреблять менее, чем за 8 часов до полета) - дозы при этом были вполне "наши", речь не идет о бутылочке пива. Кстати, многие авиакомпании в мире разрешают свои летчикам употреблять транквилизаторы - чтобы компенсировать разницу в часовых поясах - и эта проблему сейчас изучают в фонде безопасности полетов.
Впрочем, такая информация вряд ли способна успокоить российских авиапассажиров - "если уж у них такое творят, то что наши себе позволяют". Впрочем, эксперт партнерства "Безопасность полетов" Рафаил Абдунов сообщил, что наша система контроля за состоянием летчиков вполне работоспособна и не развалилась. Как пример, он рассказал про "кругосветку" двух летчиц-американок - пролету которых над Россией над Россией помогала "Безопасность полетов". По словам Абдунова, сопровождая гостей по России, эксперты убедились, что даже в аэропортах вроде Усть-Марьи на реке Алдан предполетный медконтроль и брифинг (инструктаж) летчиков в порядке вещей.
Проблемы, по мнению экспертов "Безопасности полетов" есть с системой подготовки летчиков. Дело даже не в том, что она развалилась - учебные центры действуют и тот же Валентин Гончарук (командир самолета, разбившегося под Иркутском) все положенные часы по переподготовке в этих центрах отучился. Но дело в том, что система за последние годы сильно отстала. Например, новый летный тренажер в России вообще один - в Шереметьево, еще один - но сильно устаревший есть в Ульяновске. И это все на Россию. Кроме того, россиян не готовят специально к нестандартным ситуациям, к действиям в условиях опасности. Все последние крупные катастрофы - и в Иркутске, и ранее в Междуреченске - показывают необходимость такой подготовки.
Другие новости за 8 августа 2001 г.
На "МАКС-2001" представят 130 летательных аппаратов
Минобороны РФ намерено объявить тендер на создание боевого самолета
Модернизированный в Тбилиси штурмовик СУ-25 "Скорпион" не будет представлен на авиасалоне в Москве
В России нет пьяных летчиков. А есть летчики неподготовленные
Российская система наведения - для истребителей НАТО
Авиация целит в бюджет. Рекламная акция со стрельбой в Астраханской области
Во Флориде самолет сел на одну из самых оживленных магистралей
Штурмовик Су-25 необходимо модернизировать
В Великобритании успешно завершена первая серия испытательных полетов сверхзвуковых "Конкордов"
Стив Фоссетт находится над южной частью Тихого океана
Galileo успешно облетел вокруг Ио, только не работала фотокамера
3D-топография