Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://news.cosmoport.com/2006/06/15/1.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 14:26:07 2016
Кодировка: Windows-1251
Поисковые слова: saturn'smoon
NASA опубликовало официальный отчет комиссии по расследованию катастрофы капсулы зонда Genesis
15 июня 2006 г.
Зонд Genesis отправился в космос в августе 2001 г. Его основной задачей был сбор частиц солнечного ветра и для этого на нем были установлены специальные ловушки. Этим он и занимался, двигаясь по орбите вокруг Солнца, с декабря 2001 года до апреля 2004 г. Затем в сентябре 2004 г. Genesis должен был пролететь мимо Земли и сбросить в ее атмосферу капсулу с собранными образцами.
Встреча капсулы была задумана очень лихо. Сначала она должна была затормозить свое падение самым простым способом - трением в верхних слоях атмосферы Земли. Затем над капсулой должен был раскрыться парашют, а уже этот парашют, не давая упасть ему на землю, должна были еще в воздухе поймать длинным крючком команда ловцов на вертолете. Для этого номера наняли бывших военных летчиков и каскадеров из Голливуда, которые прошли специальные тренировки. Парашют с капсулой должны были караулить в небе два таких вертолета. Однако все это не понадобилось. Парашют над капсулой не раскрылся, и она врезалась в землю в пустыне штата Юта. Правда, потом все осколки ловушек солнечного ветра собрали, почистили и оказалось, что они пригодны для исследований.
Как и полагается в таких случаях была назначена независимая комиссия по расследованию аварии. В нее вошло 15 специалистов. Официальный отчет этой комиссии NASA опубликовало на своем сайте, посвященном проекту Genesis, на этой неделе. Хотя основные выводы о причинах аварии были известны уже давно. Тем не менее, теперь официально подтверждено, что к аварии привела ошибка конструкции капсулы: в ней был неправильно установлен датчик, указывающий направление силы тяжести Земли. Из-за этого бортовой компьютер не смог определить скорость снижения в атмосфере и, соответственно, не смог вовремя дать команду на раскрытие парашюта.
В отчете указано, что работа над проектом была организована так, что установленный вверх ногами датчик не был вовремя обнаружен, то есть должного надзора над работой техников не было. На следующем этапе приема работ и сертификации зонда ошибку вновь не заметили. Ну а руководство проекта не обратило должного внимания на формальное выполнение процедур приемки аппарата в эксплуатацию, то есть, халатно отнеслось к своим обязанностям. Кстати, главным подрядчиком работ по проектированию и постройке зонда Genesis была компания Lockheed Martin Space Systems. В качестве объяснения такой ситуации инженеры и менеджеры компании говорили, что точно такие же датчики неоднократно использовались раньше в других космических аппаратах, поэтому все считали, что с ним-то как раз все в порядке и следует обратить более пристальное внимание новым ранее не использовавшимся комплектующим.
Комиссия не стала ограничиваться эти частным случаем, а сделала нелицеприятные выводы об общем состоянии дел в NASA, в частности о реализации принятой в NASA философии "Faster, Better, Cheaper" ("Быстрее, лучше, дешевле"). По всей видимости, в NASA основное внимание уделяют последнему лозунгу "дешевле", забывая о втором ("лучше"). Из-за такого подхода произошли аварии и в других миссиях NASA (в отчете упомянуты потерянные марсианские зонды Mars Climate Orbiter и Mars Polar Lander). В общем, наверное, руководству NASA стоит признать, что одновременно "быстрее, лучше и дешевле" не бывает.