Последнее российское "космическое" судно уйдет с молотка за бесценок
5 декабря 2005 г.
Научный флот России скоро лишится последнего своего "космического" судна. В подмосковном Королеве пройдет аукцион по продаже научно-исследовательского судна (НИС) "Космонавт Георгий Добровольский", которое сейчас стоит у причала в городе Светлом Калининградской области, пишет "Независимая газета".
Стартовая цена уникального лота - 24 млн. руб., шаг аукциона - всего 200 тыс. руб.
Между тем, как рассказал бывший капитан корабля, Сергей Суворов, "телеметрическая аппаратура "Добровольского" стоит бешеных денег, в ней много палладия, платины, золота и серебра, не говоря уже о том, что кроме специального космического оборудования, установленного в 26 лабораториях, на корабле много и другого ценного имущества. "Так что для покупателей это поистине Клондайк", - считает он. Из 11 кораблей космического флота СССР, а потом и России в настоящее время уцелели только два, при этом НИС "Космонавт Виктор Пацаев" давно уже выведено из плавсостава и используется в качестве одного из корпусов калининградского Музея мирового океана.
"Добровольский" был перегнан в Светлый в 2003 году распоряжением руководства "Росавиакосмоса" (ныне Федеральное космическое агентство "Роскосмос") из Санкт-Петербурга. Сегодня корабль брошен на произвол судьбы: капитан Суворов уволен, дежурный экипаж постоянно меняется, на судне нет электроэнергии и тепла. В то же время, по мнению специалистов, по своим техническим характеристикам судно пригодно к дальнейшему использованию еще в течение нескольких десятков лет. Несмотря на возраст (оно построено в 1968 году как лесовоз, переоборудовано в 1978 году), его корпус ледового класса имеет износ не более 7%, а моторесурс главного двигателя и других механизмов не выработан.
Еще год назад моряки ждали средств на ремонт, после которого "Добровольский" должен был уйти для работы к берегам Французской Гвинеи, к космодрому Куру. Но деньги так и не появились. Экипаж и ветераны морского космического флота начали борьбу за судно. Однако на их обращения не ответили ни судовладелец - генеральный директор ФГУП "НПО измерительной техники" Геннадий Райкунов, ни руководство Федерального космического агентства, по программам которого работал "Георгий Добровольский", обеспечивая связь с космическими кораблями и орбитальными станциями.
Ученые обращались даже к Владимиру Путину, требуя не допустить списания корабля. Предлагали разные варианты его дальнейшего "трудоустройства". Известный летчик-космонавт Валерий Губанов предложил обучать на "Добровольском" слушателей Высшей академии космических войск им. Можайского. Была идея использовать судно и в международных спасательных экспедициях МЧС как современный плавучий госпиталь. Правда, требовалось установить на судно дополнительное оборудование, как это сделал в свое время офтальмолог Святослав Федоров на одном из судов Черноморского пароходства. Можно было использовать НИС и для предсказаний цунами и ураганов, что особенно актуально сегодня.
Но судно было решено продать. С мнением специалистов считаться не стали.
"Страна теряет очень многое, - заявил "НГ" заместитель директора Калининградского филиала ФГУП "НПО измерительной техники" Николай Буров, бывший начальником 14 экспедиций на судах космической связи. - Например, в 1996 году "Росавиакосмос" запустил космический аппарат "Марс-96". Один из кораблей научного флота должен был обеспечить с ним связь из Южной Атлантики. Но судна в заданном районе не оказалось, и "Марс-96" таинственно исчез".
Еще в ноябре прошлого года Буров официально обратился к руководству Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с просьбой "приостановить исполнение поспешного решения Федерального космического агентства от 05.11.2004 о списании НИС "Космонавт Георгий Добровольский", так как это решение принималось с подачи людей уважаемых, но никогда не ходивших на этом судне в море, не знающих всех его мореходных качеств и истинного состояния, не являющихся профессионалами в вопросах его прямой эксплуатации". Письмо "приняли к сведению". И не более.
"Обработка получаемой от космических аппаратов информации в судовых лабораториях - это вчерашний день, - заявил "НГ" главный специалист "Роскосмоса" Леонид Вернигора. - Морские космические суда нам не нужны. Поэтому "Добровольский" обречен и будет продан".
Кстати, ремонт судна стоил бы около 900 тыс. долл. То есть чуть больше стартовой цены аукциона. Что касается покупателя, то первый претендент уже есть - некая фирма из США, интересы которой на торгах будет представлять фирма из Латвии, специализирующаяся на покупке списанных российских судов.
Другие новости за 5 декабря 2005 г.
В Австралии тысячи людей наблюдали падение крупного метеорита
ПО "Полет" возобновит производство ракетоносителей "Космос-3М"
Последнее российское "космическое" судно уйдет с молотка за бесценок
Китай будет запускать коммерческие спутники для развивающихся стран
NASA объявляет конкурс на создание почти автономных роботов
Отстыковка от МКС старого грузового корабля "Прогресс" откладывается
На Титане нельзя зажигать спички
Крабовидная туманность на новых снимках телескопа Hubble