Полет к Венере: новые подробности
21 октября 2005 г.
На 25 октября 2005 г. назначен запуск космического корабля Venus Express, принадлежащий Европейскому космическому агентству, с космодрома Байконур курсом на ближайшего соседа по Солнечной системе - Венеру. Это будет первой европейской миссией на Венеру, ближайшую планету к Земле и самому яркому объекту в ночном небе после Луны.
У Земли и Венеры схожие характеристики по возрасту, массе, диаметру. Однако у Венеры абсолютно иной климат, плотная едкая атмосфера с парниковым эффектом, высоким давлением и высокими поверхностными температурами. Venus Express должен найти ответ на вопрос, почему на планете такие условия.
Профессор из Оксфордского университета и член проекта Venus Express Фрэд Тейлор (Fred Taylor) объясняет проявленный интерес к Венере тем, что американцами и россиянами было проведено несколько миссий на планету, однако окружающие условия затрудняли научные исследования. Venus Express оснащен оборудованием для изучения плотных облаков, окружающих планету, взятия точных проб с Венеры и выяснения причин отличия планеты от Земли.
По словам профессора Кейта Мейсона (Keith Mason) из Совета по физике элементарных частиц и астрономических исследований (Particle Physics and Astronomy Research Council), атмосфера на Земле становится более загрязненной и нагретой. Изучая Венеру, можно глубже понять процессы, происходящие с земным климатом. Научные данные, которые придут в следующем году, должны значительно повлиять на образ взаимодействия людей с окружающей средой Земли, тем самым показывая, каким образом исследование солнечной системы влияет на нашу повседневную жизнь.
Venus Express унаследовал успешные достижения Европейского космического агентства по реализации миссий Mars Express и Rosetta. Наработки позволили проектной группе создать космический аппарат в сжатые сроки (менее чем за 4 года) и уложиться в бюджет в размере 140 млн. евро (200 млн. дол.).
Британские ученые и бизнесмены приняли активное участие в реализации миссии, наряду с научной группой из Оксфордского университета. Как лаборатория Mullard Space Science Laboratory при Лондонском Юниверсити-Колледже, так и лаборатория Резерфорда внесли вклад в создание и разработку анализатора плазмы (plasma analyzer) ASPERA-4, с помощью которого будет изучаться взаимодействие солнечного ветра с атмосферой. Атмосферное давление на Венере почти в сто раз превышает земное. Впервые ASPERA-4 будет подробно изучать escape process и выскальзывающий ритм на Венере, поставляя сравнительную информацию в сопоставлении с Марсом, который также немагнитен.
Ученые из Imperial College и Шеффилдского университета были задействованы в разработке и создании магнитометра, с помощью которого будет изучаться взаимодействие солнечного ветра с атмосферой Венеры, создавая на немагнитной Венере индуцированное магнитное поле. С помощью других инструментов будут изучаться и такие возможные явления как вулканизм.
В состав инструментов также входят наблюдательная камера Venus Monitoring Camera (для формирования палитры поверхностных температур), Venus Radio Science experiment, SPICAM (спектрометр инфракрасного и ультрафиолетового излучения), VIRTIS - visible-IR imaging спектрометр и Planetary Fourier Spectrometer для проведения глобальных трехмерных измерений атмосферной температуры и состава в поисках вулканической активности.
Основными поставщиками и ответственными за ключевые компоненты космического аппарата явились компании EADS Astrium Ltd и SciSys.
В апреле 2006 г., после 5-ти месячного полета к Венере, до которой придется лететь более 41 млн. км, аппарат начнет научные работы и будет находиться на орбите планеты в течение 500 дней (2 венерианских суток).
Вес космического аппарата составляет 1270 кг (93 кг полезной нагрузки, 570 кг топлива). Размеры корабля составляют 1,5 х 1,8 х 1,4 м (не считая солнечных панелей, которые добавляют более 8 м).
Каждый девятый месяц Венера наиболее близко приближается к Земле. Запуск Venus Express решено было произвести в один из таких периодов - с 26 октября по 25 ноября 2005 г. с помощью ракетоносителя "Союз-Фрегат" с космодрома Байконур. Ракета "Союз" выведет "Фрегат" с закрепленным на ней Venus Express на суб-орбитальную траекторию, а затем "Фрегат" придаст аппарату межпланетную траекторию, которая приведет его к Венере.
После 162 дней полета Venus Express попадет на полярную эллиптическую орбиту Венеры, расположенной на расстоянии в пределах 250 - 66000 км. Миссия будет длиться в течение двух звездных дней Венеры (около 500 земных дней), с возможным продлением еще на 500 дней.
Другие новости за 21 октября 2005 г.
Первый китайский космический турист полетит на орбиту за 100 тысяч долларов
Марсоходы заменят космическими флотилиями
Зонд Mars Polar Lander опять "потеряли"
Hubble ищет кислород на Луне
Телесто почти крупным планом
Ракеты Titan отлетались
Полет к Венере: новые подробности
NASA создаст новый ракетный двигатель