Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://naturalist2.tripod.com/glava5.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:04:08 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
Glava 5
Make your own free website on Tripod.com

к главе 2

Глава 5. О СРЕДНЕВЕКОВОЙ ХРОНОЛОГИИ

24. Средневековый Рим

Многие 'древние события', как ранее отмечено нами, относимые сейчас к началу новой эры, являются, вероятно, отражениями средневековых событий в некоторой части средневековых документов, неправильно датированных позднейшими хронологами - создателями традиционной хронологии. 'Есть ли место' в хронологии средних веков для 'древнего мира'? Не получится ли так, что при попытке расположить, например, античные документы в средневековье, мы 'не найдем там места' для них ввиду плотного заполнения средневековой хронологии уже известными нам событиями? Но, оказывается, это не так. Во-первых, как показывают наши методики (например, статистическое наложение империй II и III), возникает отождествление событий, считавшихся ранее различными, схожесть которых не могла быть замечена до тex пор, пока не была проведена глобальная обработка всех хронологических данных в виде ГХК (в противном случае неясны были бы принципы сравнения событий). Во-вторых, многие периоды в средневековье покрыты мраком ввиду полного (или частичного) отсутствия соответствующих документов. Изъятие многих средневековых документов и перенос их в глубокую древность (вследствие естественных ошибок при их датировании, см. о них ниже) погрузили в искусственную темноту многие периоды средневековья. В XVIII-XIX вв. сложилась даже своеобразная точка зрения, будто средневековье было периодом 'темных веков'. Под этим понимается следующее. Якобы в средневековье приходят в полный упадок и исчезают 'великие достижения древности'. Якобы научная мысль скатывается 'на пещерный уровень', начиная свое развитие 'с азов'. Якобы великие литературные произведения древности лежат мертвым грузом и всплывают на поверхность только в Возрождение [115, с. 161]. Великие достижения 'античной астрономии' (теория затмений, теория планет, вычисления астрономами Месопотамии эфемерид планет и т. д.) прочно забыты, н знаменитый Козьма Индикоплевст (VI в. н. э.), исследовавший вопрос о Солнце и звездах, считает, что Вселенная - это ящик, в центре которого из плоской Земли, омываемой Океаном, поднимается гора Арарат, а крышка ящика усеяна маленькими звездными гвоздиками; по углам ящика - 4 ангела, производящие ветры, Солнце ходит вокруг горы. Это - уровень средневековой космографии.

Высшее духовенство якобы в своем большинстве неграмотно [115, с. 166]. Исчезает чеканка монет (см. выше), упраздняется искусство архитектуры, распространяется 'всеобщее культурное одичание' [115, с. 167]. Конечно, традиционная история средних веков указывает на некоторые достижения этого периода, однако при этом приговаривается, например, следующее: 'Но даже и эти проблески интеллектуальной работы представляли в Европе VI- VII вв. случайные и единичные явления...' [115, с. 169]. 'Древняя', блистающая латынь странно деградирует, превращаясь в неуклюжий и корявый язык, который только в Возрождение 'снова' (и за короткий срок!) приобретает блеск и широкое распространение как язык науки [115].

Для создания такой картины, безусловно, есть основания, если опираться на традиционную хронологию. Но существует (кроме традиционного) еще одно объяснение всего этого 'потопа варварства', якобы обрушившегося на Европу и Средиземноморье в начале средних веков. Основываясь на результатах применения наших методик и на глубоких результатах и наблюдениях предыдущих исследователей (И. Ньютон, Н.А. Морозов и др.), можно предположить, что перед нами не деградация 'великого наследия прошлого', а естественное зарождение европейской цивилизации, постепенно создававшей все те научно-культурные ценности, часть которых была затем в силу хронологических ошибок отброшена в прошлое, создав 'в древности' призрачный свет и оголив при этом некоторые участки средневековья. Существующая сегодня, например, средневековая история Рима при ближайшем ее рассмотрении вскрывает поразительно большое количество противоречий, параллелей с античностью, которые могут быть объяснены искаженным хронологическим представлением. Дадим краткий обзор средневековой хронологии Рима (см. также [13]), используя монографию Ф. Грегоровиуса [41] в нескольких томах.

'С того времени, как государство готов пало (в VI в. н. э. - А. Ф.), античный строй Италии и Рима начал приходить в полное разрушение. Законы, памятники и даже исторические воспоминания - все было предано забвению' [41, т. 2, с. 3-6]. Изъятие светских хроник из истории средневекового Рима (например, 'Истории' Т. Ливия) превратило Рим с точки зрения современной науки в сугубо религиозный город: 'Рим удивительным образом обратился в монастырь. Метрополия всего мира стала городом духовных лиц...' [41, т. 2, с. 3-6]. Это превращение ранее 'светского Рима' в 'религиозный Рим' было объявлено 'одною из самых великих и изумительных метаморфоз в истории человечества' [41, т. 2, с. 5-6].

Важно, что в начале средневекового Рима присутствуют все те политические и гражданские установления, которые составляли принадлежность 'античного Рима' [41, т. З]. Средневековые свидетельства о Риме крайне скудны. Например, исследуя конец VI в. н. э., известный историк средневекового Рима Ф. Грегоровиус (автор фундаментальнейшего но количеству собранного фактического материала труда [41]) пишет: 'События последующих лет нам неизвестны, так как хроники того времени, односложные и такие же смутные, как оно само, упоминают только о бедствиях, причиною которых были стихийные силы природы и чума' [41, т. 2, с. 21]. О событиях середины IX в. н. э.: 'Историку Рима за этот период приходится довольствоваться анналами франкских летописцев, дающими лишь весьма скудные сведения, да жизнеописаниями пап, также содержащими в себе почти одни только указания на то, какие были возведены постройки и какие были сделаны пожертвования. Поэтому для историка нет надежды дать картину гражданской жизни города того времени' [41, т. 3, с. 58]. 'В папском архиве сохранялось бесчисленное множество церковных актов и регесты или папские письма... Утрата этих сокровищ (и перенос их 'в древность'. - А. Ф.), погибших бесследно в XII и XIII веках (! - А. Ф.), повела к тому, что в наших сведениях о том времени явился крупный и неизгладимый пробел' [41, т. 3, с. 12] . Это означает, что подавляющая часть сохранившихся документов по истории средневекового Рима относится ко времени начиная только с XI в. н. э.! 'Будь в нашем распоряжении все эти регесты... нет сомнения, что и история города Рима с VII по Х век (триста лет - А. Ф.) также осветилась бы для нас иным, более ярким светом...' [41, т. 3, с. 131, коммент. 30]. Неверно, что до нас не дошло никаких данных по истории средневекового Рима. Такие данные есть, и они составляют грубый костяк римской истории, но степень освещения этой эпохи значительно ниже, чем некоторых периодов 'древней истории'.

'Чтобы написать историю города и увековечить его замечательную судьбу со времени Пипина и Карла, не нашлось ни одного летописца. Германия, Франция и даже южная Италия... дали нам в наследие большое число хроник; но римские монахи были настолько безучастными к истории своего города, что события, происходившие в нем в ту эпоху, остались для нас окутанными полнейшим мраком. Но именно в эту же самую эпоху папство ревностно продолжало вести свою древнюю хронику' [41, т. 3, с. 125- 126]. Но эта папская хроника также не является непрерывной: 'С биографией Николая I (IX в. н. э. - А. Ф.) традиционное ведение книги пап прерывается, и нам, в нашем изложении истории города, не раз придется пожалеть об отсутствии этого источника...' [41, т. 3, с. 127]. И так далее. Время от времени средневековые хроники сообщают факты, являющиеся явно 'античными' с современной точки зрения. Тогда комментаторы начинают говорить о 'воскрешении воспоминаний', о 'реминисценциях', о 'подражании старине' и т. п. Пример: 'Мы встречаем в Х веке римлян с прозваниями, звучащими очень странно. Эти прозвища приковывают наше внимание, воскрешая в нашем представлении древние памятники...' [41, т. 3, с. 316].

В традиционной хронологии много раз вспыхивало обсуждение вопроса о существовании сената и консулата в средневековом Риме. С одной стороны, эти знаменитые политические образования считаются сейчас неотъемлемой чертой 'античного Рима', уничтоженной (по традиционной хронологии) в V-VI вв. н. э. вместе с падением Западной империи III. С другой стороны, средневековые хроники время от времени сообщают о наличии в средневековом Риме сената, сенаторов, консулов, трибунов, преторов. В современной науке существует раскол между специалистами по Риму: одни считают, что все эти образования продолжали существовать и в средние века, другие (их большинство и к ним, в частности, принадлежал Ф. Грегоровиус) уверены в том, что все эти 'древние термины' средневековые римляне употребляли 'по инерции', не придавая им 'прежнего смысла', сохраняя их только как 'воспоминание' о величии 'древнего Рима' и т. п. [41, т. З].

Ф. Грегоровиус: 'Они (средневековые римляне. - А. Ф.) призывают себе на помощь из могил древности, ставших уже легендарными, тени консулов, трибунов и сенаторов, и эти тени как бы действительно (! - А. Ф.) витают в вечном городе в течение всех средних веков' [41, т. 3, с. 349]. 'Сан консула очень часто упоминается в документах Х века' [41, т. 3, с. 409, коммент. 20]. В Х веке 'император (Оттон. - А. Ф.) стремился воскресить давно забытые обычаи римлян...' [41, т. 3, с. 388]. В частности, Оттон III носил 'титулы, созданные по образцу титулов древнеримских триумфаторов...' [41, т. 3, с. 395-396]. Говоря об описании средневекового Рима, сохранившемся в средневековой книге 'Graphia', Ф. Грегоровиус смущенно заявляет: 'Graphia' смешивает прошлое с настоящим' [41, т. 3, с. 458, коммент. 7]. И далее: 'То же самое по существу явление мы видим и в Оттоне III, который со всей страстью вводил уцелевшие остатки римской империи, - чины, одежды и идеи времен этой империи, - в свое средневековое государство, где все это выглядело (с точки зрения современного комментатора. - А. Ф.), как заплаты... Стремление облагородить варварскую эпоху подобными воспоминаниями было общераспространенным (! - А. Ф.)' [41, т. 3, с. 427}. 'В самом Риме в Х веке было возобновлено (скорее всего начато. - А. Ф.) продолжение неоценимой книги пап, прерванной на жизнеописании Стефана V, - именно в форме кратких таблиц, называемых каталогами... В каталогах обозначены лишь имена пап, их происхождение, время правления и затем приложено коротенькое изложение отдельных событий. Ничто не свидетельствует так ясно о варварстве Рима в Х веке, как продолжение знаменитой 'Liber Pontificalis' в ее первоначальной, крайне несовершенной форме' [41, т. 3, с. 431].

Средневековые хроники переполнены фактами, подтверждающими обнаруженные нами выше параллелизмы. Более того, Ф. Грегоровиус, прекрасно ориентируясь как в средневековой, так и в античной истории Рима, то и дело обнаруживает странные параллели между античными и средневековыми событиями. Он указывает на них и пытается объяснить такие параллели (иногда чрезвычайно яркие) 'странностями общественной эволюции'. Замечательно, что практически все такие обнаруженные им параллели в точности укладываются в нашу схему ГХК. Другими словами, Ф. Грегоровиус 'обнаруживает' их там, где они и должны быть. Такие примеры ниже мы приведем.

Оказывается, что 'неподалеку от Рима Ной основал город и назвал его своим именем; сыновья Ноя Янус, Иафет и Камез построили на Палатине город Яникул... Янус жил на Палатине и позднее, вместе с Нимвродом (! - А. Ф.)... воздвиг еще город Сатурнию на Капитолии (см. ГХК. - А.Ф.)' [41, т. 3, с. 437]. Все эти 'странности' (с точки зрения традиционной хронологии) точно отвечают (в данном случае) изоморфизму между богоборческим и богославским царствами и Западной и Восточной империями Рима (см. также рис. 17.1). 'В средние века даже один памятник на форуме Нервы назывался Ноев ковчег' [41, т. 3, с. 461, коммент. 26]. Еще один пример 'знаменитой средневековой нелепости' (с точки зрения современной традиции): 'Известно, что франки полагали, будто они происходят из Трои' [41, т. 3, с. 361, коммент. 28].

'Наилучшим украшением церквей и дворцов были тогда древние памятники... И только этим античным характером города (! - А. Ф.), преобладавшим в нем в течение всех средних веков (! - А. Ф.), могут быть объяснены многие исторические события' [41, т. 3, с. 443]. Оказывается, что первые списки памятников Рима (они были составлены только в XII в. н. э.) представляют с современной точки зрения 'изумительную смесь верных и ошибочных названий древних памятников' [41, т. 3, с. 447]. Вот один пример: 'Она (Церковь св. Сергия. - А. Ф.) была посвящена не только св. Сергию, но и св. Вакху; имя этого святого звучит странно в этой древнеязыческой местности; но все-таки оно не составляло исключения в Риме, так как среди римских святых мы снова находим имена других древних богов и героев, как-то: св. Ахиллеса, св. Квирина, св. Дионисия, св. Ипполита и св. Гермеса...' [41, т. 3, с. 447].

История знаменитых архитектурных памятников Рима более или менее уверенно прослеживается от нас вниз не далее Х- XIII вв. н. э. Пример: 'В течение долгого времени (после 'античности' - А. Ф.) мы не встречаем имени Капитолия; оно исчезает со страниц истории (может быть, он просто еще не построен. - А. Ф.); правда, в 'Graphia' сказано, что стены Капитолия были выложены стеклом и золотом (но это - данные после Х в. н. э.! - А. Ф.), но описания храма не приводится... Об императорских форумах, некогда полных величия, хранится глубокое молчание (и они еще не построены. - А. Ф.), за исключением форума Траяна; форум Августа был настолько загроможден развалинами и настолько зарос деревьями, что народ называл его волшебным садом...' [41, т. 3, с. 447-448]. В средневековых названиях памятников Рима царит полный хаос, смесь 'древних' и средневековых названий. Пример: 'Храм Весты некогда считался храмом Hercules Victor, а в настоящее время археологи считают его храмом Кибелы; но и этой богине придется, конечно (?! - А. Ф.), уступить свое место