Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://mavr.sao.ru/hq/slkom/seti/SETI2005_II/Gurevich2.doc
Дата изменения: Mon Oct 17 20:17:38 2005
Дата индексирования: Fri Dec 28 18:04:00 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п

И.М. Гуревич

О возможности сохранения «Разума при космических катастрофах

(Тезисы доклада)


Объект познания - произвольная сложная система, в том числе,
Вселенная.
Самыми общими, фундаментальными свойствами сложных систем являются
свойства существования, развития и познаваемости
Свойство познаваемости сложной системы означает наличие следующих
возможностей:
Описания, построения моделей, теоретических исследований сложной
системы;
Измерения параметров, характеристик сложной системы;
Понимания и объяснения существования, строения, функционирования,
развития сложной системы;
Создания, конструирования сложной системы;
Управления сложной системой.

1. Субъект познания

Субъект познания (наблюдатель) - система, осуществляющая познание
сложной системы (объекта познания). Субъект познания может быть как
системой независимой, внешней по отношению к объекту познания, так и частью
познаваемой системы (объекта познания).
Если объектом познания является Вселенная, то субъект познания, по
сути, является
частью объекта познания - частью Вселенной.
Субъект познания, в общем случае, это «Разум» непосредственно
осуществляющий познание и среда формирования, обитания «Разума»,
обеспечивающая возникновение, существование и развитие «Разума».
Субъект познания, в случае земной цивилизации, это вся цивилизация
вместе с природными ресурсами солнечной системы, обеспечивающими ее
возникновение, существование и развитие.

2. Состав субъекта познания

Субъект познания, в общем случае, это «Разум» непосредственно
осуществляющий познание и среда обитания «Разума», обеспечивающая
возникновение, существование и развитие «Разума».
1. «Разум»:
. Мыслящие существа - люди, составляющие естественный разум.
. Компьютеры, приборы, устройства, составляющие искусственный разум.
. Библиотеки, хранилища знаний, обеспечивающие хранение методов и
результатов познания.
2. Среда обитания «Разума»:
. Солнечная система. Солнечной системы, по-видимому, необходимо и
достаточно для возникновения, существования и развития субъекта
познания.
. Земля - место возникновения, первоначального существования и
первоначального развития «Разума».
. Экономика, промышленность, обеспечивающие существование и развитие
«Разума».
. Система образования, наука, культура, в целом, обеспечивающие
существование и развитие «Разума».
3. Свойства субъекта познания

Субъект познания должен обеспечивать получение, сжатие информации о
познаваемом объекте, хранение сжатого разнообразия познаваемого объекта
определенное время.
Субъект познания должен обеспечивать синхронизацию знаний:
Субъект познания должен быть компактным;
Части субъекта познания не должны двигаться с большой скоростью
относительно друг друга.
Субъект познания не должен обладать чрезмерной массой, которая
может превратить его в нейтронную звезду или черную дыру.
Субъект познания должен быть классическим объектом - обладать
значительной массой.
Классичность субъекта познания - детерминированность,
воспроизводимость, возможность копирования, получения хранимой информации
для обработки.
Субъект познания должен обладать «врожденной» классической логикой и
соответствующим классической логике классическим (Колмогоровским)
исчислением вероятностей.
Субъект познания должен обладать способностью открывать математические
истины.
Субъект познания должен обладать памятью и быть в состоянии выполнять
вычисления.
Субъект познания должен обладать способностью сжимать информацию с
использованием различных механизмов сжатия информации - использование
статистических свойств, свойств симметрии, иерархическое, модульное
построение моделей, аксиоматическое построение научных теорий и т.п.
Разнообразие субъекта познания должно превосходить сжатое разнообразие
познаваемого объекта.

4. Космические катаклизмы

Поскольку существование Земной цивилизации (ЗЦ) с определенной
вероятностью может быть прервано в достаточно близком будущем при
столкновении Земли с массивным космическим телом или космическим излучением
высокой интенсивности, то естественно поставить задачу сохранения «Разума»
и наметить пути ее решения исходя из особенностей процесса познания
Вселенной.

5. Можно выделить два этапа познания Вселенной.

1. Этап формирования «Разума».
Продолжительность этапа формирования «Разума» может
оцениваться временем с возникновения жизни (прокариоты) 3,8ћ109
лет, или временем начала формирования солнечной системы ( 5 млрд.
лет или временем существования Вселенной ( 15 млрд. лет.

2. Собственно познание Вселенной «Разумом» и развитие «Разума» в ходе
познания Вселенной.
Начало познания Вселенной, по-видимому, можно отсчитывать от
начала познания ЗЦ математических истин. Продолжительность этапа
познания Вселенной ЗЦ может оцениваться по известным
археологическим и историческим данным - всего несколько тысяч лет.
Сформированный ЗЦ «Разум» существенным образом (на много
порядков) сжал и продолжает сжимать информацию, содержащуюся во
Вселенной, объем которой оценивается в 1090 бит.

6. Вторичное формирование «Разума» невозможно (маловероятно)

Рассчитывать на вторичное формирование «Разума» невозможно
(маловероятно), поэтому адекватной задачей может быть его сохранение и
развитие путем создания и использования минимальных субъектов познания
(МСП) - познающих комплексов. При желании сохранить результаты познания и
сам процесс познания («Разум») необходимо сформировать несколько
«минимальных» субъектов познания и отправить их в космос, предусмотрев
периодическую корректировку ЗЦ их баз знаний и начало самостоятельной
работы МСП в случае гибели ЗЦ.
МСП - это уже сформированный «Разум» МСП и минимальные ресурсы
обслуживания процесса познания.

7. Минимальный субъект познания

Собственно сформированный «Разум»:

Мыслящие существа - люди, составляющие естественный разум.
. Компьютеры, приборы, устройства, составляющие искусственный разум.
. Библиотеки, хранилища знаний, обеспечивающие хранение методов и
результатов познания.
. Средства приема и интеграции знаний ЗЦ, полученных после начала
автономного функционирования МСП.
. Средства активации МСП по сигналу от Земной цивилизации или в
соответствии с самостоятельным решением.

Минимальные ресурсы обслуживания процесса познания (минимально
необходимая среда обитания «Разума»):
. Средства энерго и жизнеобеспечения.
. Средства перемещения.
. Средства колонизации внеземных объектов (например, планет в различных
звездных системах).

8. Предложения

Предлагается включить в Российскую и международные программы SETI на
ближайшие 10-20 лет, в частности, следующие задачи:

отбор знаний для МСП, средств познания, формирование и обучение
экипажей.
создание МСП.
моделированию с помощью МСП процесса познания ЗЦ Вселенной.
определение минимально необходимого количества МСП.
определение оптимальных мест размещения (тихих заводей),
планирование размещения МСП в ближайшей части Вселенной.
создание на Земле максимально защищенного МСП.
При подготовке экспедиций на планеты солнечной системы, создании
поселений рекомендуется отрабатывать решения по сохранению «Разума»,
реализовывать фрагменты МСП.



Используемые источники
1. Гуревич И.М. Законы информатики - основа исследований и проектирования
сложных систем связи и управления. Методическое пособие. ЦООНТИ
«Экос». Москва, 1989.
2. Гуревич И.М. Законы информатики - основа исследования и проектирования
сложных систем. Информационные технологии. 11. Приложение. 2003.
3. Гуревич И.М. Законы информатики - основа строения и познания сложных
систем. РИФ «Антиква». Москва, 2003.
4. Илларионов С.В. Общие проблемы теории познания. Структура науки

http://artema.fopf.mipt.ru/lib/phil/ill.html
5. Шредингер Э. Природа и греки. Научно-издательский центр «Регулярная и
хаотическая динамика». Москва-Ижевск. 2001.
6. Эйнштейн А., Из письма М. Cоловину от 30 марта 1952 г.
7. Брайан Грин. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и
поиски окончательной теории. УРСС. Москва. 2004.
8. Липунов В.М. Научно открываемый Бог, Земля и Вселенная, No 1, 37,1995.
http://www.pereplet.ru/nauka/avt.shtml/
9. Кардашев Н. С. "Astrophysics and Space Science" (Vol. 252, p. 25-40)
10. Рюэль Д. Случайность и хаос. Ижевск : НИЦ «регулярная и хаотическая
динамика», 2001.
11. Chaitin G. J. Information-Theoretic Computational Complexity. IEEE
Transactions on Information Theory IT-20 (1974), pp. 10-15.
12. Solomonoff R. J. ``A formal theory of inductive inference,'' Inform.
Contr., vol. 7, pp. 1-22, Mar. 1964; also, pp. 224-254, June 1964.
13. Chaitin G. J.``On the difficulty of computations,'' IEEE Trans.
Inform. Theory, vol. IT-16, pp. 5-9, Jan. 1970.
14. Колмогоров А.Н. Три подхода к понятию количества информации. Проблемы
передачи информации, 1965 - Вып. 1 - Т.1 -с. - 3-11.
15. Шеннон К. Математическая теория связи. Работы по теории информации и
кибернетики. Издательство иностранной литературы, Москва, 1963 - с.
243 - 332.
16. Banesh Hoffman and Helen Dukas/ Albert Einstein. Creator and Rebel.
New York: Vicing, 1972, pp. 1315-16.
17. Lloyd Seth. Computational capacity of the universe. arXiv:quant-
ph/0110141 v1 24 Oct 2001.
18. Валиев К.А., Кокин А.А. Квантовые компьютеры: Надежда и реальность.
Научно- издательский центр «Регулярная и хаотическая динамика». Москва-
Ижевск. 2001.
19. Павлюченко С.А. Определение космологических параметров.
http://www.astronet.ru/db/msg/1180062
20. Disguised Signals Could Explain Aliens' Silence By Dwayne Hunter
Betterhumans Staff 5/9/2003 11:48 AM
http://www.betterhumans.com/News/news.aspx?articleID=2003-05-09-2.
21. Борисов М. Замаскированная квантовая почта может объяснить молчание
внеземных цивилизаций 04.06.2003
http://grani.ru/Society/Science/p.34528.html
22. Игорь Гуревич. О познаваемости сложных систем: Познаваема ли
Вселенная? Наука и культура 06.VII.2004.
http://www.pereplet.ru/text/gurevich/gurevich.html