Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://master.sai.msu.ru/en/news/160
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:18:45 2016
Кодировка: UTF-8

Поисковые слова: antarctica
SAI Space Monitoring Laboratory
English Русский

09.02.2014

Особенности популяризации науки в России.

Особенности русской национальной популяризации науки

 

Вот отрывок из письма уральского подвижника - Владислава Шумкова - который помогает команде МАСТЕРа (абсолютно безвозмездно) открывать далекие взрывы во Вселенной - сверхновые звезды, термоядерные взрывы на белых карликах, вспышки сверхмассивных черных дыр и гамма-всплесков:

"Сейчас я знакомился с февральским N журнала и встретилась статья - Как расширялась вселенная в 2013 году. Автор ее ваш коллега доктор ф.м.н. ГАИШ МГУ . Она про гамма всплески, СН за тот год и восхваление успехов иностранцев. А почему он про МАСТЕР ни слова не говорит?..."

Я попытаюсь ответить на этот вопрос. Мне в этом поможет интересное высказывание другого известного популяризатора, прозвучавшее примерно следующим образом: "...ученых много, а популяризаторов - мало." Надо сказать, что это было сказано в скором времени после получения почетной премии нашим популяризатором и может быть именно этим объясняется его своеобразная хлестаковская заносчивость. К слову скажу, премия, возможно вполне заслуженная и заработанная не бесталанной усидчивостью и трудом.

Хочу поправить товарища. Хороших ученых, как и хороших популяризаторов, как и вообще всего лучшего мало всегда и во всем. Талантливый популяризатор, рассказывая о последних научных достижениях выполняет огромную миссию решая несколько важнейших задач среди которых две очевидные: 1). доносит знания до широких масс налогоплательщиков, 2). пробуждает в умах и душах молодого поколения любовь к науке и к научному исследованию, тем самым подготавливая новые кадры для будущей науки. Понятно, что попутно популяризатор зарабатывает деньги и популярность, а особенно талантливые получают удовольствие от самого процесса писания. Это нормально, но не нормально другое. Практически все наши популяризаторы, которым живется не сладко - у них огромная конкуренция со стороны переводных западных изданий, - идут самым простым путем - путем изложения успехов западной (включая японскую) науки. Кстати, более всего этим страдают наши СМИ, которые кормятся за счет многочисленных западных агентств, перепечатывая толковые и бестолковые массмедийные сообщения.

Слов нет, "западная наука" - европейская , американская, японская, шагает сейчас далеко впереди нашей. Это, если говорить в общем. Объяснение этому кроются в трех наших революциях, которые привели к постепенному разрушению выработанных веками традиций русской науки. Ведь наука, как делание, как процесс, подобна футбольному газону, тот выращивают годами, а вытаптывают за час. Расцвет русской науки связан с именами великих математиков, физиков, химиков, биологов - Лобачевский, Ляпунов, Чаплыгин, Менделеев, Столетов, Павлов и многих других. Но имена эти появились благодаря подготовительной работе предыдущих веков, когда лучшие европейские умы приезжали к нам (!) работать. Благодаря Петру Первому и впоследствии Екатерине I в России работал величайший из математиков и физиков Леонард Эйлер (кстати, благославивший М.В.Ломоносова), это братья Бернулли, это десятки немецких профессоров, заложивших основы европейского высшего образования в России. Россия заплатила тысячами золотых рублей, за приглашение лучших умов, в то тяжелое время, когда простой русский люд жил мало и впроголодь.

 

Первых две революции 1917 года сильно подкосили российскую науку. Слава Богу, пришедшие к власти большевики в массе своей были технократами (естественно в первую очередь, из-за военных причин), и оставили часть царской научной интеллигенции. Остались школы, остались молодые ученые и конструкторы, часть из которых и явилась основой технической мощи Советского Союза. Огромная масса однако была утеряна (Струве, Сикорский, школа генетики Кольцова и многие другие).

Благодаря ядерному и космическому проектам ученикам старой школы Семенова, Крылова, последователи Циолковского удалось не только создать оружие сдерживания, но и совершить чудесный, вписанный золотыми буквами в историю человечества первый полет человека в космос. Особенно здесь проявляется удивительная связь с дореволюционным временем.

Мне, родившемуся вначале 50-х, в полной мере удалось испытать несравненное счастье быть маленьким свидетелем великих отечественных научных и технических свершений. Мы - дети того времени, стали космическими мечтателями на всю жизнь. Немалую роль здесь сыграл и расцвет популяризаторской литературы. Мои ровесники помнят такие многозначительные звуки: неизбежность странного мира, прогулки по звездному небу, Перельман и его занимательные науки, и, конечно, Воронцов-Вельяминов, бывший белый офицер, потомок пушкинского рода, автор замечательного труда "Очерки о Вселенной" ( кстати и автор учебника Астрономии, науки, которую преподавали в каждой советской школе).

К сожалению, в силу секретности ядерного и космического проектов они остались вне популяризации. Таким образом, многие имена замечательных, мирового уровня ученых и конструкторов остались недостаточно известными: Зельдович, Харитон, Королев и многие другие.

Но постепенно, вымирало поколение связанное с русской наукой. Удушающая советская бюрократическая атмосфера, отравляла науку. Если ты не член коммунистической партии (приходиться теперь уточнять) - ты не можешь возглавить лабораторию, отдел, институт, стать профессором, академиком. Редкие исключения - талантливые ученые - пробивались за счет авторитета еще оставшихся великих предшественников Капицы, Зельдовича, Гинзбурга.

Ну, а когда, наступили 90-е, наследники великих школ подались на запад. Из моих аспирантов и студентов (а было их не помню сколько, но более 20-ти) несколько талантливых ушло в бизнес. Таким образом, удар нанесенный за 10 лет после распада Союза, оказался бешенной силы, но не смертельным!

Конечно выросшее поколение под сенью приколов и ерничества (типа: "Россия родина слонов"), подалось в другую крайность, осмеивая все "совковое". Знаменитое: "зато мы делаем ракеты...", написанное в советскую эпоху и исполняемое с риском для карьеры, теперь превратилось в идиотское зубоскальство над собственной историей.

Теперь про наши успехи писать стало неприлично, не прикольно, тусовка не поймет.

Но вернемся к вопросу Владислава Шумкова. Кстати, что бы оценить вклад этого человека в современный имидж российской науки, поищите его инициалы в числе открывателей почти 500 вспышек во Вселенной ( ищите VS). Кстати, Владислав Петрович Шумков, пришел в наш проект, после работы в ядерной науке. Сейчас, к тому же ведет астрономический кружок в г.Снежинске (!).

Да, Владислав Петрович , в том-то и все дело, что наши популяризаторы меньше всего любят писать об отечественных успехах, тем более особенно, если об успехах коллег из родного института. Тут что-то человеческое.... специфическое.

А писать и говорить надо о наших успехах в нашей стране. Потому что именно она сейчас нуждается в таких новостях. Потому что через пару поколений и ученых здесь не останется. То есть образование они с удовольствием получат, а работать поедут за бугор. Кстати, был вчера в московском планетарии с ребенком, все отлично, поучительно и познавательно. Но все слямзили с американских и английских образовательных фильмов и лекций.

История астрономии 20 века естественно получилась по американской интерпретации. Полет Гагарина и начало космической эры - увы, отсутсвовало.

Вот имена и события без которых лекция по астрономии 20 века невозможна:

Циолковский, Фридман, Королев-Гагарин, Ландау - предсказание существования нейтронных звезд (это было вообще первым предсказанием нового типа объектов во Вселенной) , полеты к Венере, Первый выход в космос, облет и фото обратной стороны Луны - вот это просто только что пришло в голову.

Ну а в Планетарии об этом тишина. Я уж не говорю о ценах. Мы (пенсионер и младшеклаcсник) заплатили 800 руб. за посещение Лунариума - интеракивные физические эксперименты. Потом за посещение Большого звездного зала и лекции "История астрономии" 20 века еще 1000 руб. В общем знания для богатых, а бедные пускай добывают эти знания.

Поэтому приходится писать самим... Я и призываю всех у кого есть часик другой свободный - пишите. Это наш гражданский долг."

Что же касается проекта МАСТЕР, то о нем пишут в основном за рубежом. Каждые 3 дня более 4000 астрономов мира читают телеграммы МАСТЕРа.

Вот как выглядят наши публикации количественно среди проектов стоимостью в миллиарды долларов.

А вот какие телескопы, следуют за нашими открытиями:

Мы получаем письма из-за рубежа из Германии, США, Японии с благодарностью за наши открытия.

Из Германии:

"I follow the MASTER announcements on the "Astronomer's Telegram" and I am very impressed by the productivity of this excellent project>.

John R. Thorstensen

Department of Physics and Astronomy

Dartmouth College, Wilder Laboratory Hanover

Из США:

.

George Fitzgerald Smoot
Nobel Prize Laureate
Berkeley

Из Англии:

"I recently noticed your various announcements of optical transients on "The Astronomer's Telegrams" detected via the MASTER project".

Guy M Hurst
Editor, Journal
England

Из Японии (Статья: "WZ Sge-type dwarf novae with multiple rebrightenings: MASTER OT J211258.65+242145.4 and MASTER OT J203749.39+552210.3", 25 Jul 2013 PASJ: Publ. Astron. Soc. Japan):

This work is deeply indebted to outburst detections and quick announcement by the MASTER network.

Как видим проект популярен в мире. Я уж не говорю о коллегах из Калтеха (США, проект Каталина) которые с восторгом отзываются о МАСТЕРе на всех конференциях.\ В прошлом году МАСТЕР был приглашен с докладами в городах: Кембридж, Амсердам, Лейден, Малага (Испания), Пуна (Индия), Стамбул.

Вы скажете: ну и прекрасно. Что переживать, если в какой-то статейке, кто-то, что-то не написал. Да, но если вы когда-нибудь занимались экспериментальной наукой, то поймете, что движение (а в области, где мы работаем - происходит настоящая гонка проектов, в которой МАСТЕР лидирует по открытию ярких вспышек) вперед, связано с вливанием в проект денег. И важно, чтобы деньги на оборудование давались тем, кто реально доказал свой профессионализм. Иначе, как я говорю, деньги опять пойдут на бумажные телескопы. Сейчас телескопы МАСТЕР ждут в ведущих обсерваториях мира. Но надо идти дальше. Для поддержания уровня необходимы метровые телескопы МАСТЕР III, о которых я уже писал в этом обозрении.

Ну и в конце несколько слов о популяризации. Всякие нужны популяризаторы. Но больше всего я люблю популяризацию активных ученых. У них наука получается не как перечисление фактов, хотя бы и с остроумными объяснениями, а как драма человеческая с фамилиями судьба ми и т.д. Мне ближе книги Ферми, Феймана, Хоукинга...

Сильному ученому не боязно написать об успехах коллег.

Latest news

All news