Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://myastronomy.ru/PAGE/Articles/Doklad280212.doc
Дата изменения: Sun Mar 17 15:02:00 2013
Дата индексирования: Thu Feb 27 20:40:43 2014
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п

Н.Е.Шатовская
ГОУ СОШ ? 179 МИОО

АСТРОТУРНИР -

НОВАЯ ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Материалы ХI Международной научно-методической конференции «Физическое
образование: проблемы и перспективы развития». Часть 2. - М.: МПГУ, 2012,
стр.110-112.

Межрегиональный астрономический турнир школьников проводится с 2005
года под эгидой Астрономического общества и Научного совета по астрономии
РАН. Его бессменный организатор и автор самой идеи - известный методист в
области школьной астрономии и физики космоса Михаил Геннадьевич Гаврилов.
Турнир проходит ежегодно в конце февраля в разных городах центральной
России - в Нижнем Новгороде, в Белгороде, последние годы - в подмосковном
Пущино. В турнире 2012 года участвовали 7 команд из пяти регионов России и
Казахстана.
Астротурнир - это командное соревнование для школьников 8-11 классов,
совмещающее черты олимпиады и конференции. Как на олимпиаде, здесь решают
задачи, однако эти задачи исследовательского характера, они требуют
длительной подготовки и распределения обязанностей в команде. Обычно в
комплекте бывает двенадцать задач; одни предполагают астрономические
наблюдения, другие - лабораторный эксперимент, третьи - компьютерное
моделирование и анализ разных источников информации. Задачи заранее
размещаются в сети на специальном сайте (http://astroturnir.ru/). Участники
должны зарегистрировать команду и представить решения задач на отборочный
этап, после чего команда приглашается на очное соревнование.
Вот примеры заданий Астротурнира 2012 года: разработать инструкцию по
ориентированию на местности для будущих марсианских первопроходцев,
проанализировать «за» и «против» введения в России круглогодичного летнего
времени, вычислить радиус орбиты Юпитера на основе наблюдений видимого
движения планеты, количественно описать лунное затмение, наблюдавшееся 10
декабря 2011 года, изучить схему телескопа Ломоносова и сравнить его с
классическим рефлектором, определить физические характеристики звезды и
планеты по их описанию в научно-фантастическом произведении и т.п.
Регламент турнира предполагает, что в ходе отборочных боёв каждая
команда встречается с двумя другими и в каждом туре разыгрываются три
задачи. В команде обычно по три-четыре участника, каждый из которых должен
быть готов выступить в роли докладчика и оппонента. Имеют значение и
правильность решения задачи, и умение докладчика чётко излагать свои мысли,
и наглядное оформление - фотографии, графики, карты. В этом турнир сходен с
учебно-исследовательскими конференциями школьников. Но есть и существенное
отличие.
Организаторы конференции никогда не поставят в программу два доклада
на одну тему. На турнире, наоборот, все команды защищают одни и те же
задачи, однако одинаковых решений не бывает. Участники предлагают разные
модели явлений и методики расчёта, используют разное оборудование. Кроме
того, задачи турнира часто не имеют однозначных решений. Между докладчиками
завязывается спор, жюри и зрители задают вопросы. Старшеклассники получают
уникальный опыт научной дискуссии.
Очень интересно наблюдать, как во время первого боя участники робко
пробуют новые для них роли, как постепенно в ходе соревнования обретают
уверенность, учатся защищать своё решение. В финальном бою три лучшие
команды разыгрывают три самые сложные задачи в присутствии многочисленных
болельщиков и зрителей.
Как педагог дополнительного образования по астрономии, я
заинтересовалась Астротурниром с первого года его проведения,
присутствовала в качестве наблюдателя, работала в жюри, в прошлом году
подготовила к участию двоих 11-классников. А в текущем учебном году я
попробовала наиболее полно использовать методические возможности
Астротурнира. Набрав группу 8-классников, я попыталась построить всю работу
астрономического кружка вокруг заданий турнира.
С методической точки зрения, комплект заданий турнира хорошо
сбалансирован: представлены разные разделы астрономии и разные уровни
сложности, требуются разные методы исследования. Благодаря этому на задания
турнира можно опираться, планируя изучение теории и наблюдения.
В сентябре и октябре в кружке были проведены вводные занятия,
посвящённые изучению звёздного неба и решению простейших задач. В середине
ноября начинающие астрономы попробовали свои силы на муниципальной
астрономической олимпиаде, выступили успешно и продемонстрировали
готовность к более серьёзным занятиям. Работу над заданиями Астротурнира мы
начали с «мозгового штурма»: все члены будущей команды обсудили все задачи,
фиксируя разные идеи по поводу их решения. Затем каждый выбрал себе задачу
для подробной проработки.
На занятиях мы изучали необходимую теорию и по очереди заслушивали
докладчиков. Я помогла ребятам подобрать литературу и сориентироваться в
Интернете. На зимних каникулах мы провели открытое занятие кружка, на
котором каждый ученик показал решение «своей» задачи, оформив его в виде
презентации. Затем мы зарегистрировали команду и, доработав решения в
соответствии с требованиями турнира, отправили их по электронной почте. На
последнем этапе подготовки к очному выступлению каждый ученик должен был
подготовить докладчиков-дублёров по «своим» задачам, поскольку в ходе
одного боя турнира каждый докладчик может выступать только один раз.
Наша команда оказалась на турнире самой младшей, но это не помешало
нам выступить достойно и получить диплом третьей степени, уступив только
финалистам. Турнир очень понравился ребятам, и уже сегодня они мечтают об
участии в нём на будущий год.
Как педагог я отмечаю, что длительная работа в команде приучила ребят
ответственно относиться к занятиям в кружке, наблюдениям и другим
практическим заданиям. Важное значение имели опыт устного выступления и
общение с товарищами из других команд. Кроме того, юные астрономы побывали
в настоящей научной обсерватории и познакомились с её сотрудниками.
Итак, форма Астротурнира предполагает систематическую работу со
старшеклассниками и сочетает лучшие черты олимпиады и конференции. Работу
астрономического кружка или факультатива можно построить, используя
организационные и методические рамки турнира. Поэтому Астротурнир имеет
большое значение для развития дополнительного образования школьников в
области астрономии.