Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://myastronomy.ru/PAGE/Articles/Astroturnir2015.doc
Дата изменения: Thu Nov 5 20:47:55 2015
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:34:06 2016
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п

Н.Е.Шатовская
shatovskaya@gmail.com,
ГОУ СОШ ? 179 Московского института открытого образования,
МБОУ ДОД Дворец детского творчества г.о.Железнодорожный

Российско-Международный астрономический турнир школьников отметил
юбилей

Журнал "Первое сентября. Физика", ?11 за 2015 г, стр.60



В прошедшем учебном году отметил свой юбилей Российско-Международный
астрономический турнир школьников. В феврале 2015 года турнир состоялся в
10-й раз.

Астротурнир проводится с 2006 года под эгидой Астрономического
общества и Научного совета по астрономии РАН. Его бессменный организатор и
автор самой идеи - известный методист в области школьной астрономии и
физики космоса, к. ф.-м. н. Михаил Геннадьевич Гаврилов. Турнир проходит
ежегодно в конце февраля в разных городах центральной России - в Нижнем
Новгороде, в Белгороде, Казани, Новгороде Великом, подмосковном Пущино.

Астротурнир - это командное соревнование для школьников 8-11 классов,
совмещающее черты олимпиады и конференции. Как на олимпиаде, здесь решают
задачи, однако эти задачи исследовательского характера, они требуют
длительной подготовки и распределения обязанностей в команде. Обычно в
комплекте бывает двенадцать задач; одни предполагают астрономические
наблюдения, другие - лабораторный эксперимент, третьи - анализ разных
источников информации. Задачи заранее размещаются в сети на специальном
сайте (http://astroturnir.ru/). Участники должны зарегистрировать команду и
представить решения задач на отборочный этап, после чего команда
приглашается на очное соревнование.

Регламент турнира предполагает, что в ходе отборочных боёв каждая
команда встречается с двумя другими и в каждом туре разыгрываются три
задачи. В команде обычно по три-четыре участника, каждый из которых должен
быть готов выступить в роли докладчика и оппонента. Имеют значение и
правильность и полнота решения задачи, и умение докладчика внятно излагать
свои мысли, и наглядное оформление - фотографии, графики, карты. В этом
турнир сходен с учебно-исследовательскими конференциями школьников. Но есть
и существенное отличие.

Организаторы конференции никогда не поставят в программу два доклада
на одну тему. На турнире, наоборот, все команды защищают одни и те же
задачи, однако одинаковых решений не бывает. Участники предлагают разные
модели явлений и методики расчёта, используют разное оборудование. Кроме
того, задачи турнира часто не имеют однозначных решений. Между докладчиками
завязывается спор, жюри и зрители задают вопросы. Старшеклассники получают
уникальный опыт научной дискуссии. В финальном бою три лучшие команды
разыгрывают три самые сложные задачи в присутствии многочисленных
болельщиков и зрителей.

В X Российско-Международном астрономическом турнире школьников приняли
участие десять команд из нескольких регионов России, а также из Казахстана
и Киргизии. Победителем турнира стала команда Moscow Land - сборная Москвы
и Московской области. О долгом пути команды к победе рассказывает её
руководитель, учитель астрономии СОШ ? 179 г.Москвы, педагог
дополнительного образования Дворца детского и юношеского творчества
г.Железнодорожного, к.п.н. Наталья Евгеньевна Шатовская. («Одиссея капитана
и его команды»)