Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://xray.sai.msu.ru/~polar/html/publications/reviews/ast.koi
Дата изменения: Mon Jan 4 19:01:23 1999
Дата индексирования: Sat Dec 22 04:49:19 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: внешние планеты
ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР О ФИЗИКЕ

Физика. Я познаю мир. Детская энциклопедия. М. АСТ, 1998
Сост. А.А. Леонович. Общ. ред. О.Г. Хинн.

Нужно сразу признаться, что в детстве я очень любил такие книги.
Тогда еще совсем не хотелось видеть в книге по физике множество
формул и графиков, а хотелось именно "расширить кругозор" (не исключаю
возможности, что кому-то с малолетства нравились сложные
математические уравнения, но я, как думаю и большинство детей,
к числу таких редких вундеркиндов не относился).
Расширение кругозора заявлено как основная цель книги,
и она вполне достигнута, причем без единой формулы.
Кстати, если дети еще не подросли, то, может быть, расширить кругозор стоит
пока родителям, чтобы быть готовыми к "почемучеванию" детей (кроме
родителей книга будет интересна и учителям младших классов).

Книга состоит из 8 глав ("Мир движений", "Мир двух стихий",
"Мир тепла", "Мир электричества", "Мир магнетизма", "Мир звука",
"Мир света", "Великие и малые миры"), которые разбиты на
множество мелких, на 2-3 странички (всего страниц 480), рассказов,
начинающихся словами "как", "что" и "почему". Поэтому, читать можно
практически с любого места, а предметно-именной указатель позволяет
легко найти интересующую информацию.
Недостатком, правда, является то, что содержание разбито по разделам.
Из-за этого приходиться как бы дважды искать содержание.

Возможно, что название книги следовало бы изменить на "физика и техника",
поскольку повествование о технике или технических аспектах физики занимает
значительную часть текста. На первый взгляд, книга кажется слишком
технократичной (даже немного в духе 50-60х годов: "без техники не построить
коммунизм"), но постепенно это ощущение исчезает, а эпилог (возможно,
особенно скептически настроенным в этом отношении родителям следует
прочесть в начале эпилог, и решить, покупать книгу или нет) полностью
стирает ощущение избыточного технократизма (для все еще сомневающихся добавим
обсуждение вреда от неразумного строительства плотин и подобные
эклологические примеры без "гринписовского экстремизма").
Можно сказать и несколько слов
о разумности такого подхода, поскольку изображатьть физику как исключительно
фундаментальную науку не совсем правильно, однако это представляется
достаточно оченвидным, и не будем тратить на это время и место.

Т.к. присутствует большое количество примеров из техники, то разумеется
есть и много примеров из военной техники. Однако, при внимательном чтении
обнаруживается "нормальное", т.е. не промиллитаристское,
отношение автора к этой проблеме (например, в
сожалении о практически исключительно военном использовании подводных лодок
и некоторых рисунках).

Повествование ведется "разговорным" стилем, встречаются словечки, еще мало
привычные в подобной литературе, или обыгрывается двойной смысл слов.
Взрослые могут к этому по-разному относиться,
а вот детям обычно нравится. Хотя здесь очень важно не перегнуть палку в
сторону "фривольности" изложения.

Книга иллюстрирована забавными рисунками составителя, которые практически
всегда оказываются достаточными для иллюстрации описываемых явлений. Но
практически не означает полностью. Стремление выдержать книгу в одном стиле
иногда приводит к недоразумениям ( а возможно, они связаны с несколько
компилятивным характером книги). Например, нельзя писать "всмотримся ...
в снимок", если сам снимок отсутствует. Можно было бы просто
нарисовать в авторском стиле соответствующую картинку, также и в случае
обсуждения силовых линий... Возможно, следовало постараться
органично включить и другие иллюстрации (кроме авторских).

В заключение каждой главы есть небольшой набор вопросов для
самостоятельного обдумывания. Как правило они посвящены каким-то явлениям,
часто встречающимся в обычной жизни, и их легко самостоятельно пронаблюдать.
Встречаются и исключения: слишком кратко заданные вопросы на не очень
привычные для школьника 6 класса (и младше) темы, требующие, как мне кажется,
дополнительных пояснений.

Кроме основного текста включены врезки, посвященные великим деятелям
науки и техники. Как правило, они появляются там, где идет речь о
соответствующих открытиях и изобретениях, хотя есть и некоторые
исключения (например, при рассказе о вычислительных устройствах
разумнее было бы поместить, например,
портрет Норберта Винера, а не Роджера Бекона,
или при рассказе о рычагах с изображением Земли, точки опоры и рычага было бы
правильно поместить портрет Архимеда, или хотя бы его упомянуть).

Конечно, в книге есть и другие мелкие недочеты. Это, например, использование
редкого сейчас в школьной физике термина "количество движения" без
указания более популярного синонима.
Когда речь идет о приливах, то рассказывается
только о лунных приливах, и если любознательный школьник начнет
сравнивать известную ему информацию о наблюдениях приливов с рассказом,
то обнаружатся расхождения, связанные с влиянием солнца. При рассказе о
третьей космической скорости, сказано, что она равна 17 км/с, но не сказано,
при каких условиях (а сама Земля вращается вокруг Солнца со скоростью 30 км/с
и никуда не улетает). Путанно рассказано о магнитных полюсах Земли и о
рентгеновских пульсарах. Как обычно 6-метровый телескоп в САО РАН назван
крупнейшим, хотя он таковым уже не является.
Но все это достаточно мелкие недостатки, связанные, видимо, с нежеланием
перегружать книгу.

Отметим еще вот какой недостаток. В книге, в отличие от журнальной статьи,
нельзя писать "этим летом" и даже "в 1995 году мы будем..." (напомню, что
книга вышла в 1998 году). Книга живет долго, и это обязательно нужно учитывать.

В заключение можно сказать, что это замечательная книга для чтения,
пусть и без ярких иллюстраций и глянцевой бумаги, но от этого не менее
интересная и познавательная.

канд. физ-мат наук
Сергей Попов
ГАИШ МГУ, школа N548