Из высказываний Иридия Александровича Квасникова - а было это сказано десятки лет назад, так ведь это только подтверждает ценность советов: сколько воды утекло, а помнится, ибо верно очень даже.
Комментируя поиски молодыми студентами научных руководителей: "И не бойтесь вы поменять научного руководителя! Тут муж и жена разводятся, и то ничего, жизнь продолжается, а уж с научным руководителем-то расстаться..."
Я и сам этим всегда руководствуюсь (но уже не как студент), всегда прямо рассказывая плюсы и минусы сотрудничества студента со мной.
О выборе книг для учебы: "Изучая какой-то учебник, вы воспринимаете взгляды и уровень автора книги. Присмотритесь: может быть автор таков, что его уровня вам совсем и не захочется достигать?"
Но больше всего мне запомнилось, как он буквально простейшей картинкой на доске пояснил физический смысл (если можно так сказать) формулы Сохоцкого из обобщенных функций. Помните, 1/(x+ie)=P/x-i(pi)(delta(x))? Тогда и понял я, что в математике всегда надо достигать полной ясности, чтобы все было очевидно. Суть всегда проста. Но достичь этого трудно и требует времени. Но того стоит. Именно ради таких моментов и нужны преподаватели - в книгах об этом почему-то не пишут.
Цитата(Tinacious @ 16 сентября 2005г. - 22:42)
."...этот интернет, понимаете ли,...вы что же сидите перед ящиками и нажимаете мокрыми пальчиками на кнопочки? и что, получаете от этого физиологическое удовлетворение?...."
Попробую и я прокомментировать это. Я не буду стыдливо помечать дальнейшее как оффтопик - я собираюсь и дальше приводить цитаты (по существу дела), так что формально я не нарушу тему ветки.
Думается мне (уточнять у него мне неудобно, да уж наверняка и забыл он этот момент), что Иридий Александрович имел в виду следующее. Начиная с некого научного уровня, говорить на языке формул становится почти так же естественно, как и на обычном. И тогда лекция, семинар ... становятся просто интересным разговором, общением с другим человеком. А общаться с умным человеком интереснее чем с компьютером, умный человек думать умеет, и у него можно поучиться. Хоть и не у всякого стоит пытаться учиться (см. его же высказывание о книгах!). Так что, как мне кажется, вы даже не поняли, что Иридий Александрович вам сказал, хотя и сказано было на вашем родном языке! Недавно в одной заметке я наткнулся на высказывание, которое четко формулирует проблему обучения:
"Карл Мангейм: "Как в количественном, так и в качественном отношениях данные, сообщенные путем сознательного обучения, не столь уж важны. Все те установки и идеи, что продолжают удовлетворительно действовать в новой ситуации и служат основным инвентарем коллективной жизни, передаются и транслируются неосознанно и неумышленно: они как бы просачиваются от учителя к ученику, а те об этом не подозревают. То же, что сознательно изучается или внедряется, – это вещи, которые в ходе времени каким-то образом, в какой-то момент становятся проблематичными и поэтому располагают к рефлексии." То есть сначала вызывают сомнения, а потом и вовсе вымываются из головы!"
От себя добавлю. Не зря в восточной культуре, столь сосредоточенной на внутреннем мире человека, столь огромное место отводится Учителю (сэнсэю). Ибо учитель передает философию, учит думать, а не просто транслирует совокупность знаний.
Имя дается родителями. Отец Иридия Александровича (цитируется по Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия, аналогичное можно прочесть и в Советском Энциклопедическом словаре 1988):
"КВАСНИКОВ Александр Васильевич (1892-1971), ученый в области авиационных двигателей, доктор технических наук (1958). В 1915-17 военный летчик; впервые на самолете "Ньюпор" установил зажигательные ракеты, которыми сбил немецкий аэростат. С 1922 на научной работе. Открыл явление резкого увеличения тяги пульсирующим реактивным выхлопом при эжектировании воздуха. Государственная прремия СССР (1968)." Он даже не член-кор. - у нас часто встает выбор: дело делать или добиваться регалий. И с докторской не торопился. Вы много знаете просто докторов наук, чье имя помещено в энциклопедии, и даже в Советский Энциклопедический словарь?
В мемориальном музее Жуковского Александру Васильевичу посвящен отдельный стенд. Он организовал кафедру реактивных двигателей в МАИ - лет 10-15 назад там проходили чтения, посвященные Александру Васильевичу (наверное, в 1992 году).
Что в имене тебе моем?
Иридий — тяжелый серебристо-белый металл. Открыт в 1804 английским химиком С. Теннантом. Иридий — очень редкий элемент, содержание в земной коре 1ћ10–7% по массе.
Но есть и другая ассоциация. ИРИДА (Ирис), в греческой мифологии богиня радуги, вестница Зевса и Геры. Считалась посредницей между богами и людьми.
Но сейчас такие ассоциации уже редкость, зато озвучиваются основные инстинкты - поесть и ...
Сам Иридий Александрович, помимо физического образования, закончил Московское музыкальное училище при консерватории (фортепиано) - и даже раздумывал о профессии музыканта. Физика победила. Его знания и любовь мировой оперы просто потрясают. Столько знать: кто, когда и какую партию пел - я не знаю как все это можно помнить.
Прекрасно (наверное, почти профессионально) рисует.
Вообще я очень благодарен Богу, что судьба свела меня с Иридием Александровичем. На нашем факультете он - один из интеллигентнейших и порядочных людей (IMHO). И мне глубоко жаль, что сейчас на кафедре инициируется (небезызвестным на форуме участником) столь неблагожелательная для него обстановка. Деталей касаться не хочу - противно. А ведь даже директор ОИЯИ академик В.Г. Кадышевский и академик А. Н. Сисакян посчитали необходимым позвонить на кафедру и поздравить Иридия Александровича с 75-летним юбилеем!
Цитата(ShaLeron @ 19 октября 2005г. - 10:19)
... А за всех физиков говорить не надо, и тем более не надо приписывать им свой причудливый ассоциативный ряд, связанный с именем этого преподавателя. ...
Мне тоже резануло, что студентка МГУ полагает, что все остальные люди обязаны думать точно также, как и она сама - тем более, что я тоже физик ("тоже" - не в паралели с ней, а тоже, как и большинство участников этого форума). Но это вполне согласуется с ее уровнем: недоучившаяся (пока) студентка уже мнит себя физиком, полагая что все остальные люди думают тоже не иначе как и она сама. Ничего, бывает, встречается и такое. Очень люблю поговорку: "Чем выше обезьяна лезет на дерево, тем лучше виден ее зад" (Олесь Адамович, "Каратели").
P. S. Извините, что так много написал. Но я давно собирался, и рад что дождался поста ShaLeron-а, с чьим мнением я полностью согласен.
P. P. S. В конце-концов, можно даже поблагодарить студентку Cuvalda - ее реплика дала повод рассказать об Иридии Александровиче.