Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://wasp.phys.msu.ru/forum/lofiversion/index.php?t18106-50.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 21:56:39 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: закон вина
Студенческий форум Физфака МГУ > Второкурсные кванты, атом, кванты вообще и иже с ними
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Второкурсные кванты, атом, кванты вообще и иже с ними
Студенческий форум Физфака МГУ > Физфак и учеба > Экзамены, зачеты, лекции, семинары, физпраки
Страницы: 1, 2, 3, 4
Owen
При всем моем уважении к экспериментам с металлами и полупроводниками, но до атомной спектроскопии им как до луны. Эксперименты по атомной физике проверяют не только уравнение Шредингера, но и всю квантовую электродинамику с теорией перенормировок. Так что равенства здесь нету.

Воинствующее невежество какое-то.
Iskander
Цитата
Я тоже против нового курса вантов.
А я вот подумал об этом, и уже не против. Но конечно не в том виде, в каком оно сейчас сделано.
Цитата
При всем моем уважении к экспериментам с металлами и полупроводниками, но до атомной спектроскопии им как до луны. Эксперименты по атомной физике проверяют не только уравнение Шредингера, но и всю квантовую электродинамику с теорией перенормировок. Так что равенства здесь нету.
Ну чего, отличное подтверждение моим словам о кособокости физфаковского образования. Последние 50 лет как будто и не было физики твердого тела.
Цитата
Это о чем? Во всех известных мне смыслах действие все же остается локальным.
Об эффекте Аронова-Бома. Это когда электрон меняет свою фазу под действием поля, в котором его волновая функция пренебрежимо мала.
Цитата
В лекциях Силаева.
Ну, в официальной программе нету.
Orion
Цитата(Iskander @ 25.01.2011, 16:03) *
А я вот подумал об этом, и уже не против. Но конечно не в том виде, в каком оно сейчас сделано.

Ты просто уже забыл, какого быть студентом. 13.gif

Цитата(Iskander @ 25.01.2011, 16:03) *
Ну чего, отличное подтверждение моим словам о кособокости физфаковского образования. Последние 50 лет как будто и не было физики твердого тела.

И что? У вас все эти теории феноменологические, а электродинамика - теория фундаментальная (сам же так любишь это слово). Так что здесь равенства нет тоже. К тому же причем здесь кванты? Тут вопросы к курсу квантовой статистики скорее...

Цитата(Iskander @ 25.01.2011, 16:03) *
Об эффекте Аронова-Бома. Это когда электрон меняет свою фазу под действием поля, в котором его волновая функция пренебрежимо мала.

Сформулируй по-русски то, что хочешь сказать. Иначе мне придется считать, что ты не понимаешь эффекта Араонова-Бома. Взаимодействие там не меняется: оно как было локальным, так им и остаолось.

Цитата(Iskander @ 25.01.2011, 16:03) *
Ну, в официальной программе нету.

Что за бюрократия? Тут уже кто-то говорил, что наличие в бумажках и наличие в головах - не одно и то же.
Iskander
Цитата
Ты просто уже забыл, какого быть студентом
Это ты что имеешь в виду? wink.gif Что нагрузка и без того большая? Или что все равно никто ни хрена не ботает?
Цитата
И что? У вас все эти теории феноменологические, а электродинамика - теория фундаментальная (сам же так любишь это слово).
У меня есличо паяльник и китайский тестер, и понты типа "феноменология << КТП" мне кажутся смешными. 13.gif В контексте обсуждения программы курса "Квантовая механика" я вообще не понимаю, о чем это. И кстати вот не понимаю, атомная физика - это не феноменология там часом? Ну а если тебе так нравится электродинамика, то погугли, например, по словам Circuit QED.
Цитата
К тому же причем здесь кванты? Тут вопросы к курсу квантовой статистики скорее...
Проблема в том, что выпускники физфака, даже лучшие из них, имеют довольно слабое представление о современной физике. Уж не знаю, к какому курсу тут вопросы.
Цитата
Сформулируй по-русски то, что хочешь сказать. Иначе мне придется считать, что ты не понимаешь эффекта Араонова-Бома.
Наверное, мне придется считать, что ты не понимаешь русского языка. Потому что сформулировал я предельно просто. Если есть что сказать насчет векторного потенциала, то так и скажи.
Цитата
.Что за бюрократия? Тут уже кто-то говорил, что наличие в бумажках и наличие в головах - не одно и то же
Ну я слабо себе представляю наличие в головах при отсутствии в экзаменационных билетах smile.gif Может, только в нескольких головах.
Cartesy
Цитата
Правда что ли? Электромагнитного поля?!
А у нас не было...Только какие-то общие малопонятные слова и совсем мало.
Ну, у нас тоже было совсем мало, конечно.
Цитата
Мне Вас очень жаль, но, проучивщись на физическом факультете 4 года, Вы так ничего и не поняли!
Интересно, что же я должен был понять, по-Вашему?
Цитата
Хм... и насколько она повторяла первую лекцию по атомке?

В значительной степени.
DmitryLevkov
Цитата(Orion @ 25.01.2011, 21:26) *
Сформулируй по-русски то, что хочешь сказать. Иначе мне придется считать, что ты не понимаешь эффекта Араонова-Бома. Взаимодействие там не меняется: оно как было локальным, так им и остаолось.

В действительности, Iskander сказал все правильно: в эффекте Ааронова - Бома электрическое и магнитное поля равны нулю везде, где не равна нулю волновая функция частицы. Более того, с помощью калибровочного преобразования можно занулить векторный потенциал в любой точке. Поэтому эффект - существенно нелокальный.
Orion
Цитата(Iskander @ 25.01.2011, 23:41) *
Это ты что имеешь в виду? Что нагрузка и без того большая? Или что все равно никто ни хрена не ботает?

На младших курсах все-таки еще ботают... Просто я тут недавно писал Левкову, что еще один важный, полноценный курс попросту некуда ставить.

Цитата(Iskander @ 25.01.2011, 23:41) *
И кстати вот не понимаю, атомная физика - это не феноменология там часом?

Еще раз: атомная физика мне нравится ровно потому, что она изучена экспериментально с грандиозной точностью. Поэтому имеет смысл столь же хорошо изучить ее и теоретически.

Цитата(Iskander @ 25.01.2011, 23:41) *
Если есть что сказать насчет векторного потенциала, то так и скажи.

Ничего не хочу. Взаимодействие (гамильтониан взаимодействия, если угодно) там локально. Просто электрон нелокален - отсюда и такой эффект.

Цитата(Iskander @ 25.01.2011, 23:41) *
Ну я слабо себе представляю наличие в головах при отсутствии в экзаменационных билетах Может, только в нескольких головах.

Ой, на 4-ом курсе уже глупо говорить "меня чему-то не научили". Кто хочет - научится сам, кто не хочет - тому уже ничего не поможет. 13.gif
Iskander
Цитата
Возможно, почитав выше представленное (вкупе с "играй-гармонистыми" задачами ПВГ ), от нас уйдет еще часть стоящих абитуриентов?

Вряд ли. Не думаю, что стоящие абитуриенты принимают важные решения по итогам прочтения пары страниц форума. Да и если читать эту тему с начала, то там на все вопросы уже ответили (и интересующиеся абитуриенты стали студентами 13.gif). Можно конечно и перенести обсуждение курса "введение в кванты" в отдельную тему, но пока продолжу оффтоп. 15.gif
Цитата
Просто я тут недавно писал Левкову, что еще один важный, полноценный курс попросту некуда ставить.
Это не совсем так, надо просто взглянуть на проблему чуть пошире. Как один из вариантов: убрать английский, химию, перенести теормех на семестр раньше (вроде никаких проблем с математикой нету), сделать не отдельный курс введения в кванты, а расширить курс квантов до трех семестров (можно как-то объединить с курсом атомки). У меня есть и более радикальные варианты. Можно перейти к примеру на американскую систему, когда студенты сами себе выбирают когда и какие курсы изучать при определенных обязательных курсах с обязательными пререквизитами. В общем есть простор для творчества, но конечно куда проще менять правила игры с госами каждый год и вводить промежуточную аттестацию.
Цитата
Еще раз: атомная физика мне нравится ровно потому, что она изучена экспериментально с грандиозной точностью.
И к чему тогда речь про феноменологию? Сейчас очень многие разделы квантовой теории изучены экспериментально с грандиозной точностью, не хуже атомки, и даже на том уровне, на котором можно преподавать второкурсникам (а атомку вот нельзя преподавать второкурсникам с грандиозной теоретической точностью, ибо ММФ).
Цитата
Просто электрон нелокален - отсюда и такой эффект.
Не отсюда. Нелокальность электрона никак не отменяет того факта, что в той области, где локализовано поле, электрона никогда нет. О чем и я, и Дмитрий уже сказали.
Цитата
Ой, на 4-ом курсе уже глупо говорить "меня чему-то не научили". Кто хочет - научится сам, кто не хочет - тому уже ничего не поможет
Вообще-то мы обсуждаем курс квантовой механики. И я говорю о том, что в нем отсутствуют многие важные вещи, несмотря на то, что кое-какие другие изучаются три раза. И если Силаев упоминает о некоторых из них на своих лекциях, сути дела не меняет. Если, к примеру, он расскажет на лекции какой-нибудь анекдот, этот анекдот частью курса не станет.
Iskander
Цитата
Итак, вызов принят! Так что же противопоставит ваша наука лембовскому сдвигу???

Сверхтекучесть пойдет для начала? Бозе-конденсация, полученная экспериментально в конденсированных средах на 60 лет раньше, чем в атомах.
Цитата
Чем этот факт "фунджаментальнее" атомки? Вроде все то жеЭ: пишешь уравнение Шредингера, решаешь...
Ну как тебе объяснить, когда решаешь уравнение Шредингера для атома водорода, получаешь только один урок - энергия квантуется (она и у частицы в прямоугольной яме квантуется), ну момент квантуется. Для этого надо изрядно попотеть, особенно если экзамен по ММФ позже, чем экзамен по атомке. Когда решаешь уравнение Шредингера для эффекта Аронова-Бома, получаешь урок, что в квантовой механике важно не поле, а потенциал. При этом уравнение Шредингера заметно легче и доступно даже второкурсникам. А теперь скажи мне, каким прибором можно измерить векторный потенциал.
Цитата
Не три, а два - три раза только в этом году стало... И это не признак квантов: то же самое и с маханикой, термодинамикой, электродинамикой...
Ну теперь три. А я учился на кафедре атомки, и у меня было 4 еще до введения этого курса (теперь наверное 5 будет): добавлялись спецкурсы Тихоновой "Физика атомов и молекул" на четвертом курсе и Земцова "Спектроскопия плазмы" на пятом. С другими курсами совсем не то же самое, у механики первого семестра и теормеха практически нет точек соприкосновения, термостат тоже немного иной по сравнению с молекуляркой (особенно второй семестр), да и в курсе электричества и магнетизма уравнения Максвелла упоминаются прямо скажем мимоходом. В курсе же квантов по сравнению с атомкой нового - только теория рассеяния имхо и уравнение Дирака (даже вон вторичное квантование говорят в атомке дают). При этом весь курс атомки повторяется снова.
Цитата
Студент должен мочь читать статьи и писать собственные - этому и учат
Понимать лектора он тоже должен, как ни крути. Да и где это учат писать статьи на физфаке? Я конечно на английский забивал безбожно, но не припоминаю такого даже близко.
Цитата
Что-то не очень уверен, что это возможно. Сам учился до 9 класса в такой школе.
Возможно. В школе, в которой я учился до 9-го класса, было 4 урока английского и 2 французского или немецкого по выбору. Никаких частных уроков я никогда не брал. Но и физика была в общем-то нормальная, кто хотел, тот учил и знал, и на физфак выпускники поступали каждый год, и на олимпиадах (правда не очень высокого уровня) побеждали.
Цитата
Можно привести еще целый ряд весьма важных дисциплин, которые неплохо было бы ввести для всех, но учебный план, пардон за выражение, не резиновый и в виде общих курсов это все просто не вместит.
Ну как бы о том и речь, что три раза атом водорода при этом вмещает.
Цитата
Насколько я знаю, химию на физфаке ввели ради того, чтобы наши дипломы соответствовали каким-то международным нормам - во всяком случае, так нам на 2 курсе семинарист по химии объяснял.
Меня никто не спрашивал, почему у меня нет в дипломе химии. Да и здесь ее тоже нет у студентов-физиков (и английского тоже нет 13.gif )
Orion
Цитата(Iskander @ 27.01.2011, 18:22) *
Сверхтекучесть пойдет для начала? Бозе-конденсация, полученная экспериментально в конденсированных средах на 60 лет раньше, чем в атомах.

Ну, даже не вдаваясь в детали того хуже сверхтекучесть, сем лембовский сдвиг, или лучше, объясни на милость, как ты ее собираешься в курсе квантовой механики рассказать? 193.gif Бозе-конденсация, на секундочку, входит в слегка другой раздел на физфаке. wink.gif

Цитата(Iskander @ 27.01.2011, 18:22) *
Ну как тебе объяснить, когда решаешь уравнение Шредингера для атома водорода, получаешь только один урок - энергия квантуется (она и у частицы в прямоугольной яме квантуется), ну момент квантуется.

На самом деле получаешь гораздо больше уроков, когда считаешь к этому решению различные попраки, о чем я тебе уже битый час толкую. wink.gif

Цитата(Iskander @ 27.01.2011, 18:22) *
Когда решаешь уравнение Шредингера для эффекта Аронова-Бома, получаешь урок, что в квантовой механике важно не поле, а потенциал.

Утверждение неверное. Важен интеграл от вектор-потенциала по замкнутому контуру.
Цитата(Iskander @ 27.01.2011, 18:22) *
А теперь скажи мне, каким прибором можно измерить векторный потенциал.

Вектор-потенциал - никаким. Это не калибровочно инвариантная величина. А вот вышеупомянутый интеграл можно. И схема Араонова-Бома - наглядное тому подтверждение.


Цитата(Iskander @ 27.01.2011, 18:22) *
В курсе же квантов по сравнению с атомкой нового - только теория рассеяния имхо и уравнение Дирака (даже вон вторичное квантование говорят в атомке дают). При этом весь курс атомки повторяется снова.

Ой, а на лекции можно было и походить... Там еще и матрица плотности, и квазиклассика, и всякие неравенства Белла вами любимые, и теория момента и все, что на атомке упоминалось лишь для общего развития (теория возмущений та же), там рассказывалась по-настоящему. Так что наезд не принят.

Iskander
Цитата
Ну, даже не вдаваясь в детали того хуже сверхтекучесть, сем лембовский сдвиг, или лучше, объясни на милость, как ты ее собираешься в курсе квантовой механики рассказать?
Мы сейчас письками меряемся или про курс квантов перетираем? Я все время забываю. Лэмбовский сдвиг честно и с грандиозной точностью дается на квантах?
Цитата
На самом деле получаешь гораздо больше уроков, когда считаешь к этому решению различные попраки, о чем я тебе уже битый час толкую
То есть ты бедных второкурсников хочешь загрузить еще и поправками? Мне они и на третьем курсе не дались, если честно.
Цитата
Утверждение неверное. Важен интеграл от вектор-потенциала по замкнутому контуру.
В гамильтониане есличо потенциал, а не интеграл.
Цитата
Вектор-потенциал - никаким. Это не калибровочно инвариантная величина. А вот вышеупомянутый интеграл можно.
Не интеграл, а магнитный поток. И магнитное поле можно измерить. Но их нет в гамильтониане, и в них нет электрона.
Цитата
Там еще и матрица плотности, и квазиклассика, и всякие неравенства Белла вами любимые, и теория момента и все, что на атомке упоминалось лишь для общего развития (теория возмущений та же), там рассказывалась по-настоящему.
Может быть, но вся атомка там повторяется. В отличие от других теоретических курсов.
DmitryLevkov
Цитата(Orion @ 27.01.2011, 17:06) *
Физика твердого тела описывается не фундаментальными теориями, в курсе?

Нет, не в курсе. Мне кажется, что в настоящее время теоретические вычисления по ФТТ выглядят так. Стартовый гамильтониан описывает набор вторично квантованных электронов и атомов решетки. (Что уж фундаментальнее?) Все это безобразие взаимодействует кулоновским образом. После этого пишется вильсоновская ренормгруппа и выделяется эффективная низкоэнергетическая теория, описывающая вещество при низкой температуре. Эта теория, если угодно, - результат вычисления. А стартовый гамильтониан, как и в атомной физике, фундаментален.

Цитата(Owen @ 27.01.2011, 19:05) *
Критерий фундаментальности - в студию!

Присоединяюсь. Уравнение Шредингера для атома водорода - нерелятивистское приближение к уравнениям квантовой электродинамики. А КЭД получается, если из Стандартной модели физики частиц выбросить все сильные и слабые взаимодействия. Кроме того, я сомневаюсь в логичности подхода, когда сначала пишется новое и непонятное нерелятивистское уравнение Шредингера, а затем говорится, что это все неправильно и надо еще учитывать релятивистские эффекты.

Ну и наконец, непонятно, почему нельзя изучать простые эффективные модельки, описывающие квантовые явления. В школьной механике, например, изучается поведение всяких брусочков - пружинок в пренебрежении трением, внутренней структурой брусочков и т.д. Такие же модельки есть и в квантовой механике.

Цитата(Integer @ 27.01.2011, 17:55) *
Химия как и физика - основной раздел естествознания. Быть спецом в одном разделе и совершенно не знать другого - не очень хорошо, ящетаю.

Хе-хе, эдак вы щас нам введете и биологию с георафией! В какой-то момент надо остановиться.

Цитата(Orion @ 27.01.2011, 17:06)