>Конечно, фильм конъюнктурный (другой по телевизору не покажут), но некоторое отрезвление приносит.
Фильм, к сожалению, настолько конъюктурный, что не приносит никакого отрезвления, а лишь искажает представление людей об истории в угоду нынешней политической элите.
Практически все факты перевраны или интерпретированы настолько несуразно и несообразно с реалиями того времени, что диву даешься.
Многие из них даются верно,чтобы написать в конце, что мол "все факты, изложенные в фильме, основаны на реальных исторических событиях", но при этом контекст, в котором произошло событие жестоко искажается, что дает возможность интерпретировать факт в нужную автору сторону.
Впрочем формулировку тоже выбрали обтекаемую, чтобы избежать обвинений, потому как художественная книга тоже может быть основана на реальных исторических событиях, но с самой реальностью иметь мало общего....
Впрочем без ошибок тоже не обошлось. Например : "Великий Рим" , который рухнул через 800 лет после основания. Август, наверное, был бы очень опечален, узнав, что в его принципат Рим окончательно пал. )
Но это так - мелочи...
Кроме того, в самом начале фильма зрителю навязывается впечатление, что Византия была огромной империей, хотя таковой она была только в начале своего развития (до, ориентировочно, 2 половины 7 века).
Показывается
неверная карта Византии во времена территориального расцвета (Юстиниан) - Византия никогда не владела всей Испанией.
Но автор замалчивает, что большую часть своего существования Византия империей была по титулу и взглядам византийцев, реально являясь просто сильным региональным государством на Балканах и Малой Азии. Дальше говориться, что в ней было около 1000 городов - "почти столько же, сколько в современной России".
Уже начиная с этой реплики в фильме пойдут "ненавязчивые аналогии" с современной российской жизнью.
Основание университета в 5 веке - это сильно. Может автор ничего не знает про упадок образованности в 7-9 веках ?
И то, что именно церковь в какой-то мере этому способствовала?
Потом зачем-то ведущий сравнивает длительность существования Византии с Римом, Китаем, которые были империями не на бумаге, а в реальности.
Дальше, с порицанием ведущий рассказывает об ужасных крестоносцах, варварах, вероломно разграбивших Константинополь в 1204 году.
О том, что Европа к 13 веку была уже не такой уж варварской, и что крестоносцы то были
приглашены претендентом на престол - Алексеем IV , ведущий тоже видимо забыл. Ну что же - память человеческая несовершенна.
Неудивительно, что Константинополь был взят. Алексей наобещал крестоносцам все, что они запросили, но не выполнил обещанное.
Что делают с взявшим и неотдавшим кредит человеком? Аналогия, конечно, не совсем верная, но после этого европейские рыцари уже почему-то не смотрятся "вероломными варварами".
Совсем уж смешно смотрится заявление о том, что вывезенными сокровищами был "выкормлен монстр ростовщической банковской системы современного мира". Трупы американских индейцев и прочих туземцев коллективно перевернулись в гробу. Заслуживает внимания авторская ненависть к современной банковской системе. Видимо, он услугами банков не пользовался или пользовался, но неудачно.
После утверждения о том, что капитализм начал развиваться немцами, венецианцами и голландцами именно на эти византийские деньги после 1204 года, индейцы переворачиваются в гробу еще раз.
"Невиданный поток свободных денег" из Константинополя, который вызвал появление "первых крупных еврейских капиталов"(при этом показывается злобного вида лицо какого-то менялы с картины) – понятие, которое я также встречаю впервые.
В росте европейских городов также, оказывается, виноваты пресловутые византийские сокровища.
"Запад варварский стал Западом цивилизованным лишь после того, как захватил, завоевал, поглотил Византийскую империю". О как.
Далее следует начало церковной пропаганды.
Оказывается, главным сокровищем Византии были не сокровища и даже не науки и искусства, а Бог !
И наши предки, заимствовав веру из Византии, "создали не банки, не капиталы и даже не музеи и ломбарды. Они создали Русь, духовную преемницу Византии.
Этим заканчивается первый раздел фильма, посвященный, как я понял, краткому обзору византийской истории.
Тут зрителю навязывается образ благородной, великой Византийской Империи и злого, гнусного, капиталистического Запада (автор столь ненавистно высказывается о капитализме - он не коммунист, интересно ? )) .
Вот только нападки эти бьют мимо цели, что понимает любой знакомый с историей человек.
Далее следует "разбор" того, как такая могущественная империя, "простиравшаяся от Испании до Персии", могла пасть от рук этих варваров.
Начинается разбор с экономики.
Утверждается, что Византия имела эффективное производство и сельское хозяйство. Но это на самом деле было не так.
Ее хозяйство процветало в тепличных условиях, в отсутствие конкуренции. Оно было опутано византийской бюрократией. Гос-во постоянно вмешивалось в деятельность корпораций и цехам.
Постоянный и мелочный контроль властей мешал им развиваться и с конца 11 века, когда появилась конкуренция с Генуей, Венецией, и т.д. они стали хиреть.
Говорится, что государство утратило контроль над производством и
это стало причиной их упадка.
Тогда как все было наоборот. Именно чересчур сильный контроль государства был тормозом развития!
Но это умолчали, потому как, видимо, существует необходимость пропаганды полезности контроля государства над всем и вся.
Кроме того, обращаю внимание на терминологию ведущего. "Отток капитала на Запад", "Сложные транспортные потоки", "Стабилизационный фонд".
Ничего не напоминает?
Смешны эти попытки пропаганды полезности сильной власти, вреда "чрезмерной" свободы. Автор претендует на то, что высказанное им должно восприниматься людьми, как исторический урок. Но какой урок можно извлечь из пропаганды, искажающей историю?
Автор заявляет, что когда Европейцы взяли в свои руки торговлю Византии, то на прилавках появилось невиданное прежде изобилие товаров...
Во-первых - это что же была за цивилизованная империя, если только с появлением там "европейских варваров" возникло изобилие товаров?
Во-вторых - тут незаметно складывается аналогия с современностью.
Мол, контакты с Западом ни к чему хорошему не приводят (после начала перестройки тоже появилось "изобилие товаров").
Не случайно Запад изображается зловещей и таинственной фигурой в маске.
Но Алексей Комнин, который заключил "кабальный договор" ( "Золотая булла"
), заключил его не просто так!
Византия была в жутком положении. На нее нападали норманны, турки, печенеги и половцы.
И Алексей при помощи венецианцев вернул Империи часть прежнего величия.
И расплата взамен на помощь - это разве несправедливо?
В чем тогда он обвиняет венецианцев?
В рассказе про Андроника Комнина говорится, что он был убит из-за разрыва с венецианцами, и не упоминается, что он узурпировал власть, убил законного наследника и его мать, а потом развернул террор подобно нашему Ивану Грозному. И вешал этих самых венецианцев.
Честно, я бы тоже возмутился, если бы купцов моей страны начали бы убивать.
Потом - он говорит, что Венеция к 1204 году уже была "крупнейшей финансовой олигархией", но еще несколько минут назад утверждалось, что Европейский капитал и торговля выросли именно на Византийском золоте после 1204 года. Противоречье-с...
Да и не венецианцы наняли крестовый поход (Ну что за бред?), а крестоносцы арендовали корабли венецианцев.
Византийцы почти никогда не воспринимали крестоносцев как друзей!!
Как раз их чопорность, гордость ромеев, как потомков римлян, породила ненависть к византийцам среди крестоносцев.
Это проявилось уже в 1 крестовом походе. Фридрих Барбаросса с большим трудом преодолел византийские земли.
Интересно же византийцы относились к "друзьям"
Штурм Константинополя, который автор опять упоминает, называя его "коварнейшим ударом", состоялся только после долгого стояния крестоносцев, которые ждали обещанной награды.
Но к власти опять пришли традиционалисты, столь любимые автором, скинув Алексея IV.
Это "коварнейший удар, к которому византийцы не успели подготовиться"? Смешно.....
И никак крестоносцы и венецианцы не оправдывались.
Во-первых - они взяли то, что им обещали.
Во-вторых какое международное предпринимательство? Какая попранная законность?! Это 13-й век. Не 21-й !!
Какие "общеевропейские ценности?".
Как правильно сказал один человек - тогда и понятий таких то не знали....
Образ Православия как ереси стал создаваться намного раньше 1204 года, и этому сильно способствовали сами византийцы, многочисленные примеры коварства и гордыни которых записаны европейскими источниками.
Вот цитата из Википедии :
'Первую значительную роль в истории Энрико Дандоло сыграл в 1171-1172 годах, когда правительство Византийской империи схватило и бросило в тюрьмы тысячи венецианцев. Венецианская республика готовило карательную экспедицию, однако из-за угрозы чумы она не состоялась. Вместо этого вести переговоры в Константинополь поехали два посла, одним из которых был Дандоло. В течение нескольких лет Энрико выполнял посольские миссии, а в 1183 году он снова отправляется в Константинополь, чтобы договориться о восстановлении Венецианского квартала в городе.
Известно, что Дандоло ослеп до того, как стал дожем. Есть две версии: первая говорит о том, что его ослепили византийцы во время посольской миссии в 1171 году, другая ? что слепота явилась следствием удара по голове, полученного между 1176 и 1192 годом.'
Следующий раздел фильма - борьба с олигархами.
Опять же строится много аналогий с современностью.
Говориться, что жестская централизация Византии не была ее слабостью, тогда как именно она способствовала кризису в производстве и огромной коррупции.
При этом за "узким кругом семейств" угадываются российские олигархи.
И потом - Византия вовсе не собиралась сдавать свои позиции!
Просто к власти пришла военная аристократия взамен бюрократической.
Это было закономерным процессом феодализации.... но ведущий почему-то упорно использует термин "олигарх", а не "феодал".
Дальше начинается откровенная полит-агитка.
Проблемой для византийцев стало отсутствие якобы стало "отсутствие стабильность и преемственности государственной власти".
Опа ) . Теперь ясно, что без этого никуда. И нам следует учесть их урок и сохранить преемственность власти. Ох черт - а ведь скоро выборы!
Что же делать? Нет - теперь мне ясно за кого голосовать! Ведь нужно сохранить стабильность!
Ведь и у Византийцев "был период, когда императоры менялись раз в 4 года (интересная цифра, правда?). А ведь за это время нельзя ничего сделать!
Это при том, что ну не было такого периода в Византии.
Гос-проекты, реализация которых была невозможна при этих, якобы сменяющихся раз в 4 года императорах, больно напоминают нынешние нацпроекты.
Идеальным императором ведущий видит Василия II, за образом которого легко угадывается образ Путина.
Человек принявший слабое государство, выстроивший 'вертикаль власти', разгромил 'сепаратистов на окраинах', подавил мятежных 'губернаторов и олигархов' (лексика, явно наталкивающая на аналогию с Путиным).
Завершает это сходство тот момент, что Василий, мол, оставил преемнику стабилизационный фонд.
Да даже понятия такого не было! не названия, а понятия !
Вот только образ этот не соответствует реальному Василию.
Он якобы принял гос-во в кризисе ? Да ничего подобного. Византия была на подъеме. А он в основном воевал.
Какая приватизация олигархией??? Это при сильных императорах вроде Цимисхия - предшественниках Василия?
Причем осуждается наличие очень богатых людей в гос-ве!
За образом магната Евстафия Малеена, которого упекли за решетку, угадывается Ходорковский.
Причем Евстафия, по рассказу, посадили, конфисковав имущество, не за воровство, а за попытку участия в политике!
Мотивы отправления в тюрьму Ходорковского додумывайте сами
Также непонятно почему автор приветствует изнурение магнатов, которым почему-то нельзя излишне богатеть.
Соображения законности почему-то не рассматриваются.
Где-то было написано, что нельзя богатеть выше определенной суммы? да никогда.
Тут всего лишь проскальзывает мысль о том, что наказывают не за богатство, а за участие в политике.
Мол, у власти должен находиться царь, да его приближенные, а остальных - фтопку.
В рассказе про плохих преемников наблюдается одна несообразность.
Если плохой преемник означает "нестабильности политического курса", то почему бы не рассредоточить власть? Чтобы не зависеть от произвола плохого преемника?
Но нет - именно жесткая централизованная власть объявляется наилучшей. Как же опасность плохих преемников?
Эту проблему, по мнению рассказчика, можно было бы решить системой "младших императоров", которая сильно смахивает на нашу "демократию", когда незадолго до выборов президент ненавязчиво проталкивает преемника.
При этом - чем кончилась такая система после Диоклетиана - автор тоже умалчивает...
А кончилась она смутой и восстановлением единовластия.
Далее идет разбор пороков преемников Василия. Говорится, какие же они были плохие. Разрушилась при них "вертикаль власти". Пошли постоянные "переделы собственности". (Лексика просто аццки византийская
).
Автор подводит итог: "Будет сохранено преемство и стабильность развития - у страны будет будущее. Нет? Ее ждет крах."
Не знаю, как другие зрители, а я почему-то почувствовал причастность г-на Медведева ко всем этим событиям древней истории :-) .
Дальше идет заявление, что народ был очень непостоянен, часто бунтовал, на чем играли авантюристы и "
беглые олигархи"(!).
Намек понят? Нет?
Тогда идет следующее - "Обычно они укрывались за границей и оттуда поддерживали интриги с целью свержения неугодного им императора, обеспечения властью своего ставленника и новых переделов собственности".
Ну теперь надеюсь все поняли, как вредят государству оппозиционеры.
Дальше идет еще один пример, который так и напрашивается на современную аналогию.
"Так в Риме в 15 веке сидел бежавший из Византии и получивший политическое убежище некий Виссарион".
Это якобы был гениальный интриган, координировавший всю оппозицию в Константинополе и причинивший немало головной боли правительству. Он купил себе дом в Риме.
Прямо хочется спросить - фамилия у него начиналась случаем не на букву "Б" ?
При этом опять мелькает образ Запада в виде человека в маске....
Единственная имхо верная мысль в фильме - мысль о негативной роли греческого национализма, возникшего в 11-12 веках, когда считалось, что Болгары, например, тоже ромеи, но греки все же более "ромеистые" ромеи.
Но не понравился призыв сделать опорой единства многонационального гос-ва веру. Это понятно - ведь он священник и сознательно замолчал - к чему привела опора на православие - гонения иных конфессий. Массовые преследования монофизитов, монофелитов, ариан...
Византийцы были известны своей религиозной нетерпимостью.
Это ли нам нужно?!
Потом бредово то, что византийцы заимствовали национализм в Европе. Это в то время - время универсалистских стремлений церкви и империй, время феодальной раздробленности. Какие национальные государства?
И при чем тут возрождение и Византия?
Национализм греков появился куда раньше.
Осуждается язычество, которое, в противоположность православию, якобы способствует разжиганию национализма.
Византийское общество стали раздирать национальные распри.
При этом опять показывают человека в маске и обвиняют Запад. Мол, тот настоял на отделении Сербии и Болгарии!
Будто у Европы в тот момент своих дел не было!!!
Зато опять во всем виноваты злые европейцы.
Дальше сербы и болгары были коварно ими преданы .
Ну не было такого! Кто и что и когда им обещал? Они сами отделились от Византии.
В противоречиях "между сытым Константинополем и нищими окраинами"(которое было далеко не всегда) угадывается противоречия между Москвой и окраинами. В Эпархе, увлекшимся строительством - Лужков.
Потом превозносится идеологическое влияние на людей со стороны государства, как необходимое явление!
Правильно.... Надеюсь всем ясно, что и нам без этого не обойтись? )))
Под Византией, которая простерлась на огромном пространстве между Азией и Европой (Балканы и Малая Азия?), которая имела свой отдельный путь и не была ни Западом, ни Востоком, опять угадывается Россия.
В Западе, который требовал от Византии модернизации по европейскому пути можно легко заметить Америку, требующую "демократизацию" России, да и не только ее, не считаясь с культурой страны.
На этом фоне очень бледно и неубедительно звучит попытка выглядеть объективным: "Нелепо говорить, что Запад был виновен в неудачах и падении Византии. Запад лишь преследовал свои интересы".
Далее следует тезис, что Византийцы терпели поражения лишь когда изменяли основным принципам -
1) Верность Богу
2) Верность его вечным
законам3) Безбоязненная опора на свои внутренние традиции и силы.
3-ий пункт чем-то напоминает идеи Чучхе и Уваровщину.
Про 2 партии, существовавшие с конца 13 века. Ну на какие внутренние силы хотела опираться 1 -ая партия ???
К концу 13 века от Византии остались жалкие остатки.
Не на что было опираться.
К 15 веку Константинополь был как пенек, окруженный турецкими владениями.
Не дело дряхлой Византии было останавливать турок. Даже Европа смогла это сделать только в 16-17 веках напряжением всех сил.
Общие рассуждения о нравственном упадке общества, депопуляции и алкоголизме тоже выглядят бредом, как и проклятия в сторону бездуховного Запада.
Тем более что автор утверждает, что от Запада Византии помощи не было.
А крестовый поход 1396 года????
Огромную армию собрали крестоносцы, чтобы защитить Византию.
И не их
вина, что турки тогда воевали лучше!
Да и Константинополь защищала целая интернациональная бригада!
Вот ее состав:
"...Основные силы ромеев под командованием самого Константина сосредоточились у самого уязвимого места, на Месотихионе, где речка по трубе проходит под крепостными стенами. Джустиниани Лонго расположил свои отряды справа от войск императора, но затем присоединился к нему. Место Джустиниани занял другой отряд генуэзских солдат во главе с братьями Боккиарди. Отряд венецианской общины под началом некоего Минотто защищал Влахернский квартал. Южнее Мисотихиона находился еще один отряд генуэзских волонтеров под командованием Каттанео, греческий отряд под командованием родственника императора Феофила Палеолога, отряд венецианца Контарини и греческий отряд Димитрия Кантакузина.
Стены, выходящие на берег Мраморного моря, охранял отряд венецианца Джакобо Контарии и греческие монахи. Это были, в общем, сторожевые отряды, так как быстрое течение, скалы и мели не позволяли кораблям противника подойти вплотную к берегу. Далее стояли немногочисленные отряды каталонца Пере Хулиа, кардинала Исидора, и некоего принца Орхана, оспаривавшего у султана Мехмеда II права на турецкий престол.
Берег Золотого Рога защищали венецианские и генуэзские моряки под началом Габриеле Тревизано. Всем стоящим в заливе флотом командовал Альвизо Диедо. В резерве в городе стояли отряды Луки Нотараса и Никифора Палеолога. Десять судов было выделено для храны цепи у входа в Золотой Рог, общее руководство здесь было у генуэзца Солиго." (Взято из википедии.)
Это были герои, которые вышли в заранее проигрышный бой против огромной турецкой армии!
А вот из братской православной Руси никакой помощи Византия не получала. Эвона как с тлетворным латинским Западом вышло... не пришло, мол, от него помощи....
Откровенной ложью выглядит "мстительная ненависть Запада к Византии к ее преемникам, непонятная даже для них самих".
Во-первых - византийцы много сделали, чтобы их не особо любили в Европе. Они часто действительно вели себя нагло и высокомерно.
Это было не следствие их плохих человеческих качеств.
Просто у них была своего рода "политическая религия". Они верили, что император - повелитель мира, а остальные правители - его сыновья, братья и т.д.
Им даже присваивались должности византийского аппарата.
Остальные народы считались безмерно ниже самих ромеев.
Что касается ненависти Запада к ее преемникам, - то автор
категорично и безапеляционно заявляет, что без понимания этого факта мы рискуем многого не понять в истории 20 и даже 21 века.
Во вторых, когда Византийцы решились на союз с - Запад оказал помощь, сделав что смог.
Я не обеляю Европу, не очерняю Византию. И у тех и у тех были недостатки.
Меня лишь бесит то, как ради политических выгод перевирается история.
То, как ради сугубо конъюктурных и сиюминутных целей людям сообщают ложь под видом правды.
Огульно обвиняя одних и ставя в пример других вымышленных героев, которым дали лишь имена реально существовавших.
Весь фильм пронизан Уваровскими принципами - "Православие, Самодержавие, Народность ", параллельно агитируя выбирать человека, который обеспечил бы "стабильность власти" (все понимают о ком я). Я увидел яркое прививание религиозности и традиционализма.
Константинополь он в конце называет городом, который забывал отеческие, древние
законы и поплатился за это.
Я привел столь подробное описание, чтобы не называли мои доводы голословными, и потому, что меня сильно возмутило такое грязное использование истории в агитационных целях. Поражает то, что авторы не гнушаются лгать, рассчитывая не незнание истории средним зрителем. А власти поддерживают их в этом (Автора фильма, насколько я помню, чем-то наградили. Точно не помню. Кто знает - подскажите?).
Полностью согласен с характеристикой фильма, высказанной бывшим ректором РГГУ Юрием Афанасьевым - "Очень-очень гадкий фильм. Автор независим от истории Византии..." .
PS
После выхода этого фильма последовало короткое его обсуждение по РТР (насколько я помню).
Фактически, никакой критики не было высказано, кроме этой фразы Афанасьева, которая была тут же осмеяна.
Очень жаль.