Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://wasp.phys.msu.ru/forum/lofiversion/index.php?t8067.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 09:29:35 2016
Кодировка: Windows-1251
Студенческий форум Физфака МГУ > Как учить на физфаке и как учиться
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Как учить на физфаке и как учиться
Студенческий форум Физфака МГУ > Физфак и учеба > Другое
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
Mitin
Уважаемый Плазматик! Я решил обратиться к Вам, прочитав следующее Ваше высказывание
Цитата(плазматик @ 28.12.2006, 16:14) *
Нет. Вас просто не научили и не приучили работать. В этом, в том числе, вина и учебного отдела деканата, и кафедры математики, и кафедры общей физики. В ряде случаев процесс настолько запущен, что ничего поправить уже нельзя. Идти снова на первый курс надо...

Мы с Вами лично не знакомы, но я считаю, что давно знаю Вас, читая Ваши сообщения на форуме, уважаю Вас за честность и искренность, и с многими Вашими сообщениями согласен. Я не собираюсь высказывать какие-либо претензии по приведенному выше сообщению, просто хочу изложить свое видение ситуации, а в конце спросить у Вас совета. Боюсь, что послание будет довольно длинным, но так уж у меня выстраивается логическая цепочка (что-то буду тезисно, что-то подробно).
Итак.
1. На мой взгляд, уровень знаний по физике поступающих на физфак снижается год от года, и это ОБЪЕКТИВНАЯ реальность, которую никакими реформами не исправить. Всего один аргумент. Вспомните, что нас с Вами (мы примерно одного возраста) в школьные годы могло отвлекать от физики? Два канала официального ТВ, радиостанция 'Маяк' с советской эстрадой, может, танцы по субботам и футбол во дворе. А что сейчас, надеюсь, перечислять не надо. И что выберет молодое поколение? По-моему, сейчас Интернет полностью изменил стиль взаимоотношений людей во всем мире и к чему это приведет :.
2.Почему школьники стремятся на физфак? Здесь, я думаю, ничего не изменилось: им просто НРАВИТСЯ физика как школьный предмет, и они просто хотят больше знать. Большинство из них не задумывается о последствиях (а те, кто подумал о своей зарплате по окончании, уже и не собираются на физфак).
3. И вот они поступили и пришли на первые занятия. Вы когда-нибудь читали лекции, чтобы присутствовал ВЕСЬ поток (250 человек без 3-5 больных)? Я это делаю уже десять лет для обоих потоков первого курса и так себе представляю их состояние: вот сейчас войдет : , и я столько узнаю, и я : , и я:.
4. И что же студенты получают? Предлагаю вернуться лет на десять назад, когда начались реформы в высшей школе (в том числе и в юридическом плане, что, на мой взгляд, было необходимо). Были разработаны Государственные образовательные стандарты, в области физики их можно найти на сайте УМО (кстати, всем советую почитать, особенно участникам бурной весенней дискуссии по госэкзамену, найдете много интересного, что вы должны знать и уметь по окончании). Подписал их к тому же наш декан как председатель. И началась катавасия с учебными планами. Кто-то подсчитал, что на факультете мы сильно перегружаем студентов аудиторными занятиями и недогружаем самостоятельной работой. И началось повальное сокращение числа часов на общих курсах (в частности для механики вместо двух лекций и одного семинара в неделю в течение полутора семестров осталось полторы лекции и один семинар в неделю в течение одного семестра). Но при этом никто и не подумал сократить программу курса. А она по сравнению с указанной в Стандарте раздута неимоверно. И у преподавателей началась бешеная гонка: как бы успеть все рассказать на лекциях и на семинарах (ах, не успел, ну, посмотрите и изучите самостоятельно).
5. И вот ошарашенный первыми днями учебы студент после семинара, где он мало что понял (помним про школьный уровень) садится за домашнее задание, практически ничего не может сделать, со страхом идет на семинар (вдруг, как в школе, вызовут к доске) и видит, что и не вызывают и не повторяют, а начинают новую тему (иначе не успеть). И все незнание и непонимание для студента растет как снежный ком. Конечно, я немного утрирую, в последнее время многие (и я тоже) стали в начале семинара устраивать миниконтрольные, и что-то объяснять еще раз, но в результате не успеваешь рассказать новую тему (ну, посмотрите дома). И у преподавателей свой снежный ком неуспевания.
6. В итоге студент ничего не понимает на семинарах (но, к счастью, ходит), на лекциях (а их можно и прогулять, и ничего за это не будет). Конечно, не все такие, но в той или иной степени через это проходят многие. Преподаватели это видят и понимают, но что делать? Кто-то устраивает дополнительные семинары, кто-то проводит консультации во внеурочное время (я как-то пошел попросить аудиторию для семинара, а мне: а зачем, у вас пропал семинар? Нет? Тогда нельзя, студентов перегрузите, да и аудиторий нет).
7. И вот худо-бедно добрались до сессии. Открывает студент билеты и, о Боже, там есть ВСЕ (было, не было на занятиях, по программе положено). Почитайте реакцию на билеты на форуме. Начинаются лихорадочные поиски массы мудреных слов, естественно, школьный материал повторять некогда (а, я его помню).
8. И на экзамене начинается кошмар, причем для преподавателей тоже. Даже те, кто хорошо учился, не помнят, что рассказывалось на семинарах (личный опыт последнего экзамена). Начинаешь потихоньку наводящие вопросы: о, вспомнил! Быстро вспомнил, сообразил - отл,, называешь момент инерции векторной величиной, но после настойчивых подсказок исправляешься - удовл, говоришь, что работа - векторная величина, и несмотря на подсказки, настаиваешь на этом, и даже указываешь направление вектора работы - извини, неуд (тоже опыт последнего экзамена). Наверное, неправильно, надо всем двойки (а при письменной форме так бы и было, как на комиссии), половину курса отчислить?
Извините, устал, можно чуть-чуть передохну и продолжу.
White
Уважаемый Игорь Владимирович!
Можно ли сделать некоторые комментарии по поводу Вашего открытого послания?
Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 15:43)
2.Почему школьники стремятся на физфак? Здесь, я думаю, ничего не изменилось: им просто НРАВИТСЯ физика как школьный предмет, и они просто хотят больше знать. Большинство из них не задумывается о последствиях (а те, кто подумал о своей зарплате по окончании, уже и не собираются на физфак).
*

Неужели школьники, а особенно их родители НАСТОЛЬКО наивны, особенно что касается зарплаты? Да все все наверняка знают, но идут же...
Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 15:43)
5. И вот ошарашенный первыми днями учебы студент после семинара, где он мало что понял (помним про школьный уровень) садится за домашнее задание, практически ничего не может сделать, со страхом идет на семинар (вдруг, как в школе, вызовут к доске) и видит, что и не вызывают и не повторяют, а начинают новую тему (иначе не успеть).
*

А мне наоборот показалось, что я вернулся в 9-10 класс школы: домашнее задание не только задают, но даже иногда и проверяют!

А еще я не сразу нашел отличия университетской механики от школьной...

Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 15:43)
И вот худо-бедно добрались до сессии. Открывает студент билеты
*


Я, конечно, сдал пока только один экзамен, но... Кажется, сессия - не такой уж кошмар (в процессе подготовки, по крайней мере biggrin.gif), т.к. :
1). Можно выспаться! smile.gif Да-да-да! smile.gif))
2). Поскольку время не уходит на гоняние-цифырей-с-места-на-место-для-подсчета-погрешностей-по-громоздким-формулам-на-физпраке grin.gif и прочее, можно как следует повторить материал (особенно лекционный курс - плотность потока информации не такая уж маленькая, что-то может забыться), а то даже и почитать литературу...


Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 15:43)
Вы когда-нибудь читали лекции, чтобы присутствовал ВЕСЬ поток
*

Прошу меня простить, но лекции по обработке результатов физ. эксперимента большой популярностью и правда не пользуются... Уж не вспомню, сколько было на Ваших 5-8 лекциях (факультативных), но процент какой-то вообще смехотворный...


PS Все написанное - личные впечатления.
Owen

Не в пустоту. Этот форум читаем, а данная конкретная тема, думаю, скоро станет хитом по посещаемости. Если диалог возникнет.


Лично мое мнение... Я шел на физфак не только потому, что любил (и, если можно так сказать, умел) физику. Но и потому что видел, что после физфака я не ограничен в поле деятельности.

Но вот что действительно важно - надо учить людей не только физике... Надо учить людей работать, надо учить людей самомотивации и т.п. Этого почти нет =(
Mitin
Продолжаю, не читая уже появившихся отзывов

9. Сдали сессию, промучились, глядь, а сосед-то и не парился, пошел не готовясь, и проскочил, где на троечку, а, глядишь, и на хор. Так что ж я, все равно ничего не понимаю (следующий и остальные семестры в том же темпе). Да ну ее, учебу, практикум как-нибудь проскачу, а потом и сессию. Вот вам и новый разгильдяй готов.
10. О кафедре общей физики. Знаете, какая нагрузка у преподавателя? Ведущий семинары - семинар и три практикума, нет семинаров - 4 практикума (это 17-20 академических часов). Покажите мне еще кафедру с такой нагрузкой. И работаем мы с первым курсом, который еще чего-то хочет, а не с третьим и последующими, которые тоже чего-то хотят, но уже другого (извините, опять 3-й курс, но я вас сравниваю с вами же два года назад, надеюсь, не рассердитесь). Добавьте дополнительные семинары, беседы в коридоре после практикума и т.д. и т.п. Почитайте отзывы про физиков на форуме (да, встречаются разные отзывы, но обратите внимание в первую очередь на отзывы о семинаристах, с которыми студенты проводят два года).
11. На мой взгляд, основная проблема в страшно малом объеме занятий по физике. Учить физику в таком темпе - это смертоубийство. И радость после семинара (ура, успел) сменяется разочарованием (а что у студентов в голове осталось, ведь только на экзамене и узнаем, не раньше). Это поток, который сносит и слабых, но ведь пока еще желающих учиться, и средних. Хорошо, что есть практикум, где можно поговорить о физике (студенты, хающие практикум: для вас это чуть ли не единственная возможность поговорить с преподавателям один на один, следующая будет на экзамене).
Вспомнил, что недавно прочитал выступление декана на Ученом Совете, где он предложил сократить еще курс общей физике, передав время теоретикам, в первую очередь квантовой механике. Действительно, зачем нам простая механика с какими-то законами Ньютона, он так давно жил, все уже давно поменялось. Давайте сразу квантовую, это же современная наука, развивающаяся.
По вопросу перегрузки студентов. Я сравнил наш учебный план на младших курсах и требования Стандарта, по-моему, нагрузка меньше допустимой почти в полтора раза. Может, есть какие подзаконные неизвестные акты, не знаю.

Наверное, пора остановиться. И в заключении вопрос к Плазматику. Подскажите, где же мы не так и не то делаем? Где наша вина?
Извините, если кого обидел. Это мое личное мнение. К тому же, настаивая ранее, что все люди разные, я позволил себе подстричь всех студентов под одну гребенку.
Green Sky
Мне кажется, что то, что написал Игорь Владимирович верно только для части студентов,что особенно заметно по второму посту...Если я буду вспоминать свой первый курс, то у меня все и вправду было так, как описал Митин, но я училась в обычной школе, курс механики там куда проще чем то, что было у нас на первом курсе...и преподователи в школе были намного лучше, чем наш семинарист, который объяснял хуже некуда.... Про математику вообще молчу:в школе у нас вышки не было и слова Соколова на первой лекции по матану о том ,что все наверное знают ,что такое предел меня несколько расстроили.А еще в силу своей паталогической честности(это,тогда , на первом курсе...)я пыталась считать праки,не подгоняя, на калькуляторе, убивая кучу времени,не успевая разобраться ни в физике ,ни в математике.В результате первая сессия прошла имено так,как написано в первом посте.
Но это у меня так все было, а многие, кто пришли из крутых школ,наоборот радостно ХАЛЯВИЛИ весь перый курс(ну и сейчас продолжают smile.gif) ), а еще кое-кому дико повезло с семинаристом по физике,им все разжевывали и в рот клали...Вообще единственное место ,где заставляют знать физику это практикум, все семинары проходят совершенно бестолково(за редким исключением).Вообще сейчас я знаю много таких, кто хочет поступать на физфак, просто потому что там халява, можно весь семестр не ходить,заниматься тем,чем хочешь , и все равно не выгонят....А вообще проблема в том что большинству преподов наплевать на студентов, лень с ними возиться, а студентам наплевать на учебу, потому что все равно не спрашивают и кому после окончания это все надо?......
Jesper
Цитата
По-моему, сейчас Интернет полностью изменил стиль взаимоотношений людей во всем мире и к чему это приведет :
Это, понимаете ли, неизменяемый параметр...

Цитата
Вспомнил, что недавно прочитал выступление декана на Ученом Совете, где он предложил сократить еще курс общей физике, передав время теоретикам, в первую очередь квантовой механике.
cry2.gif
Давайте уж сразу тока математике учить, а про физику так, вскользь упомянуть пару раз.
mda.gif

Про практикум - все совершенно верно. Только на них с физикой как-то и знакомишься.
Elizabeth Bathory
И я тоже чего-нибудь напишу..
1)Если бы с самого первого семестра все проводилось бы по системе плазматика ,то сейчас на Атомной комисии было бы намного меньше народу. И студентам было бы легче и преподавателям тоже. Согласитесь,вылететь с 1-ого курса гораздо менее болезнено,чем вылететь с 3-его. И потом,когда ты ботаешь в семестре,а потом на экзамене оказывается,что таких твоих усилий впринципе не требовалось,ибо раздолбаи ,которые ничего особо не делали перешли во второй семестр ровно как и ты,то естейственно определенные выводы сами лезут в голову..Зачем напрягаться и портить себе цвет лица?! К 3-му курсу какие-либо резкие изменения в системе "приживаются" мучительно больно.
2)
Цитата
А что сейчас, надеюсь, перечислять не надо. И что выберет молодое поколение? По-моему, сейчас Интернет полностью изменил стиль взаимоотношений людей во всем мире и к чему это приведет :.
Я абсолютно с этим согласна. И мне очень часто не хватает силы воли,чтобы меньше времени уделять всем этим отвлекающим моментам. В 1-ом семестре у меня вообще не было интернета и я сдала сессию на отлы. Когда интернет появился все стало гораздо хуже.
3) Еще меня угнетают поездки на метро. Ведь лет 20 назад не быдо столько народу в метро. А сейчас в метро не то что сидеть утром нельзя,но и стоять тоже проблематично. Я считаю,что такие поездки вредны для здоровья и очень сильно мешают учебе.

4)
Цитата
....А вообще проблема в том что большинству преподов наплевать на студентов, лень с ними возиться, а студентам наплевать на учебу, потому что все равно не спрашивают и кому после окончания это все надо?......




Если бы кол-во семинаров было больше и если бы все преподы отвечали на вопросы студентов,то все было бы ок. Лично я стараюсь ходить на леции и на семинары,но из-за вышеперечисленных причин не всегда это удается. А самостоятельно в чем-то разбираться...знаете,когда чего-то не понимаешь ,а спросить неукого,то тогда начинаешь ненавидеть это предмет,по которому че-то не понимаешь..а потом становится на все наплевать. Вот так,так и становятся рааздолбаями и примеров тому уйма.
divA
И вот ошарашенный первыми днями учебы студент после семинара, где он мало что понял (помним про школьный уровень) садится за домашнее задание - Реально: редко садится за домашнее задание

со страхом идет на семинар - Реально: страх бывает только на экзамене, и то не на каждом

студент ничего не понимает на семинарах (но, к счастью, ходит) - Реально: потому, что отчисления бывают за прогулы

Вообще сейчас я знаю много таких, кто хочет поступать на физфак, просто потому что там халява, можно весь семестр не ходить,заниматься тем,чем хочешь , и все равно не выгонят

+1!!!
Tanushka
Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 15:43)
в частности для механики вместо двух лекций и одного семинара в неделю в течение полутора семестров осталось полторы лекции и один семинар в неделю в течение одного семестра
*

Меня всегда удивляло, почему на ФИЗИЧЕСКОМ факультете занятий по физике меньше, чем математики, а на первом курсе было два(!) семинара в неделю по английскому и всего один по физике?
Скажете, что программа по механике простая и не требует большего? Хм... Когда, интересно, в школе проходят гироскопы? А теперь вопрос: сколько семинаров было посвящено этой теме? 1-2? И после этого студенты должны хорошо понимать и помнить, что это такое? Прекрасно помню, какой трепет вызывала у меня эта тема на экзамене по механике... И не только гироскопы так проходятся...
Вот... Еше в тему школьной программы: не все студенты идут на фф из хороших школ с сильной физикой. И, наверное, они не должны проходить в школе курс механики на университетском уровне - иначе зачем тогда его вообще преподавать? Тоже самое касается и мат.анализа - есть школы, где материал первого семестра проходился в 11 классе, а есть и такие, где производные с интегралами еле успели пройти...

Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 15:43)
и видит, что и не вызывают и не повторяют, а начинают новую тему (иначе не успеть)
*
Здесь не согласна, еще как вызывают, проверяют и повторяют, за что отдельное спасибо преподавателям общей физики вообще и нашему любимому Александру Васильевичу Быкову, в частности. Ко всему прочему существуют практикумы, подготовка к которым позволяет иногда целые темы к экзаменам только "повторять"... Другой вопрос, что некоторые темы на семинарах (да и на практикумах) не затрагивают совсем, потому что нет времени.
Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 15:43)
на лекциях (а их можно и прогулять, и ничего за это не будет)
*

Про полезность лекций уже писала в другой теме: не все лекторы одинаково хороши (именно как лекторы, ибо семинары они могут вести восхитительно). Поэтому если студент имеет возможность на лекцию не пойти, а прочитать дома книжку в это время с большей пользой для себя - это прекрасно.
Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 15:43)
Открывает студент билеты и, о Боже, там есть ВСЕ (было, не было на занятиях, по программе положено).
*

Ох, как актуально!
Цитата(Дурилка @ 12.1.2007, 16:18)
Поскольку время не уходит на гоняние-цифырей-с-места-на-место-для-подсчета-погрешностей-по-громоздким-формулам-на-физпраке
*
А origin/exel и прочие "подсчетно-обработочные" компьютерные программы в 21 веке не доступны? Сейчас у каждого второго студента калькулятор сам считает погрешности, и, имхо, посчитать это все ручками полезно один-два раза, не больше
Jesper
Цитата
1)Если бы с самого первого семестра все проводилось бы по системе плазматика
Если бы с самого первого семестра все проводилось бы по какой-то одной и четко определенной системе...
DeepKeeper
2Mitin респект:)

Но... Я вот шел на ФизФак не только потому, что любил физику и не очень любил математику (точнее возникло к 11 классу ощущение, что я не хочу идти на МехМат как почти все одноклассники...), но и понимание того, что (конечно сказанное вами тоже играло роль)
а) в физике можно реально что-то сделать smile.gif
б) физики тоже могут неплохо кушать, и жить, правда не всегда это можно сделать оставаясь в России.

А вообще - ФизФак учит думать:)
divA
1)Если бы с самого первого семестра все проводилось бы по системе плазматика ,то сейчас на Атомной комисии было бы намного меньше народу. И студентам было бы легче и преподавателям тоже. Согласитесь,вылететь с 1-ого курса гораздо менее болезнено,чем вылететь с 3-его.
Поддерживаю!


И потом,когда ты ботаешь в семестре,а потом на экзамене оказывается,что таких твоих усилий впринципе не требовалось,ибо раздолбаи ,которые ничего особо не делали перешли во второй семестр ровно как и ты,то естейственно определенные выводы сами лезут в голову

Поддерживаю!

Еще меня угнетают поездки на метро. Ведь лет 20 назад не быдо столько народу в метро. А сейчас в метро не то что сидеть утром нельзя,но и стоять тоже проблематично. Я считаю,что такие поездки вредны для здоровья и очень сильно мешают учебе.
Поддерживаю!
Tanushka
Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 16:47)
беседы в коридоре после практикума и т.д. и т.п.
*

о да!!!!
Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 16:47)
в первую очередь квантовой механике
*

Но кванты тоже нужны, потому что когда в курсах электричества/оптики (я молчу про ядро и атом...) идут фразы типа "как известно из квантовой механики" это как-то ненормально...
Цитата(divA @ 12.1.2007, 16:55)
со страхом идет на семинар - Реально: страх бывает только на экзамене, и то не на каждом
*

Не правда. Мы боялись идти на семинар не выучив новую тему, потому что нас гоняли. Так что у всех все по-разному.
Jesper
Цитата
Еще меня угнетают поездки на метро. Ведь лет 20 назад не быдо столько народу в метро. А сейчас в метро не то что сидеть утром нельзя,но и стоять тоже проблематично. Я считаю,что такие поездки вредны для здоровья и очень сильно мешают учебе.
О да.
Я давно предлагаю такую схему - брать на ф-ф ровно столько народу, сколько есть мест в общежитии, и вне зависимости от того, москвич или не москвич, каждому давать комнату.
Green Sky
2Jesper: Но ведь есть те, кто не очень далеко от универа живут,им то зачем комнаты? Логично в самом деле давать комнату тем, кому больше часа добираться, а то ведь много таких кто живет в 5 зоне(Зеленоград) и мотаются каждый день вначале на электричке, потом на метро... жесть....
После этого уже ниче учить не захочется...
Elizabeth Bathory
Цитата
Если бы с самого первого семестра все проводилось бы по какой-то одной и четко определенной системе...
О да. Либо оставили бы все по -старому и чтобы на 3-м курсе не было такой секир-башки на атомке(ведь это только на атомке так,на других предметах можно было нормально получить заслуженный зачет- нехалявный,но и не такой ужасный) Нектоторых вообще к зачету недопустили ...,но согласитесь-сдавать в своей группе или даже писать общий зачет,что еще далеко не комиссия-не такая нервотрепка как эта комиссия. Я слышала,что в некоторых группах по нескольку раз контрольные переписывали,а в моей группе -ни разу не переписывали и если пропустил какую-нибудь контрольную даже по болезни,то все скорее всего идешь на комиссию. Надо было на самом первом семинаре или лекции предупредить,что общего зачета не будет и что к зачету в своей группе еще ,может быть, не будешь допущен. mda.gif
DeepKeeper
Цитата
Еще меня угнетают поездки на метро. Ведь лет 20 назад не быдо столько народу в метро. А сейчас в метро не то что сидеть утром нельзя,но и стоять тоже проблематично. Я считаю,что такие поездки вредны для здоровья и очень сильно мешают учебе.


О да... Я вот добираюсь до ФФ в среднем полтора часа... по Москве... В метро если к первой паре - иногда в поезд влезть проблематично...
ivandasch
2 Tanushka:
Цитата
Меня всегда удивляло, почему на ФИЗИЧЕСКОМ факультете занятий по физике меньше, чем математики,
А как ты будешь физикой заниматься, не зная математики? Опыт показывает, что и этого не хватает......
White
2 Mitin:
Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 16:47)
студенты, хающие практикум: для вас это чуть ли не единственная возможность поговорить с преподавателям один на один
*


respect.gif

Именно поэтому я любил практикумы у Грачева (наш куратор), например, особенно: он много времени на допуске уделяет физике.


2 Green Sky:
Цитата(Green Sky @ 12.1.2007, 16:50)
.Вообще сейчас я знаю много таких, кто хочет поступать на физфак, просто потому что там халява, можно весь семестр не ходить,заниматься тем,чем хочешь
*

Ага, и среди таких я знаю и тех, кто докторскую себе, может, еще не пишет , smile.gif но много чем самостоятельно и дополнительно грузится. Поскольку мне совесть не позволяет пропустить лекцию али подогнать результат на практикуме, в 1 семестре такой возможности для дополнителього самозагруза у меня практически не было.


2 Tanushka:
Покажите мне калькулятор с формулой частных производных, например, для подсчета погрешности, причем в аналитическом виде. Минимум тут нужна "Математика", хотя я ей владею, к сожалению, недостаточно. Поэтому приходится и калькулятор применить...
Да, а Вы думали, я так называемую "статобработку" руками делаю? Гы-гы! Я даже ни одного графика руками не сделал, кроме той ереси, что зачем-то требуют на первом ВТЭКе... grin.gif
Да, не забыть бы еще безумие в виде рисования конспектов и особенно таблиц в тетради. Все равно более неудобный вид записи результатов можно только со злобы придумать, так нет, сии таблицы требуют, да еще и в аккуратном виде.
В 21 кабинете кроме посредственной реализации МНК вообще ничего нету, единственное, можно использовать тамошний комп, когда калькулятор забыл, и то для одной операции.
Excel - почти бесполезная штука, а вот Origin (еще иногда Datafit) уже неплох.
Что касается "считать ручками", так это ВООБЩЕ бесполезно, на мой взгляд. В идеале должен быть пакет программ для каждого практикума, который принимает измеряемые в данном эксперименте величины и на блюдечке выдает все, что нужно. И реализовать это совершенно несложно: вместо абстрактных задач на программировании попросить каждого студента написать по программе хотя бы для одного практикума, и все, пользуйтесь на здоровье.
Так нет, "палочки должны быть попиндикулярны", пишите конспекты, оформляйте красивым почерком... Не хватало еще чернильниц и промокашек, честное слово!
Green Sky
2ivandasch:А почему не зная математики?Речь о том, чтобы увеличить число семинаров по физике(потому что их мало!),а не уменьшать число семинаров по математике....
Elizabeth Bathory
Цитата
Меня всегда удивляло, почему на ФИЗИЧЕСКОМ факультете занятий по физике меньше, чем математики,
На самом деле,говорят,что обычного ФФвского курса математики не хватает,если Вы идете на теор физику и придется много самостоятельно доботывать . Так что математики никогда не бывает слишком много.

Цитата
Я давно предлагаю такую схему - брать на ф-ф ровно столько народу, сколько есть мест в общежитии, и вне зависимости от того, москвич или не москвич, каждому давать комнату.
Нееет. Конечно,когда кто-то живет в общаги им легче в том плане,что постоянно соседи напоминают об учебе и существовании ФФ и еще на метро не надо ездить. Но все равно дома лучше..В общаге даже ванной нет-ужоооосс. Я считаю,что нужно что-то делать с метро,чтобы было комфортней ездить. Чтобы было комфортно ездить,потомучто сейчас ситуация отвратительная. Но это,конечно,глобальная проблема
Jesper
Цитата
2Jesper: Но ведь есть те, кто не очень далеко от универа живут,им то зачем комнаты?
А почему Ви спгашиваете? wink.gif

Цитата
Но все равно дома лучше..
Предоставление комнаты в общаге еще не означает, что из дома тебя выгонят, как я понимаю 197.gif


Цитата
На самом деле,говорят,что обычного ФФвского курса математики не хватает,если Вы идете на теор физику
Ключевые слова - если вы идете на теорфизику. В принципе - в принципе - отдельный теорпоток спасет мир.
Elizabeth Bathory
Цитата
Предоставление комнаты в общаге еще не означает, что из дома тебя выгонят, как я понимаю
То есть ты имеешь ввиду,что нужно сократить ФФ раза в 3 и предоставлять комнату всем поступившим? Можно и так,но всех проблем это не решает.
DeepKeeper
В метро очень хорошо ездить к 3ей паре)

Правда тогда мучения встретят на пути домой часов в 7-8-9-10 вечера...
Tanushka
Цитата(Дурилка @ 12.1.2007, 17:37)
В идеале должен быть пакет программ для каждого практикума, который принимает измеряемые в данном эксперименте величины и на блюдечке выдает все, что нужно. И реализовать это совершенно несложно: вместо абстрактных задач на программировании попросить каждого студента написать по программе хотя бы для одного практикума, и все, пользуйтесь на здоровье.
*

1) чем выше курс, тем больше задач на компьютере - вы еще увидите
2) один раз посчитать руками полезно, чтобы знать, КАК и на КАКОЙ ОСНОВЕ писать ту самую программу для обработки

Цитата(Green Sky @ 12.1.2007, 17:40)
2ivandasch:А почему не зная математики?Речь о том, чтобы увеличить число семинаров по физике(потому что их мало!),а не уменьшать число семинаров по математике....
*

Да, я именно об этом. Я нисколько не умаляю роли математики - без нее просто ну совсем никуда, но за ней не должна теряться суть. Если бы я хотела учить только математику, я бы пошла на мехмат. Я просто хочу видеть больше физики на физическом факультете. Тем более, что это можно позволить в рамках учебного плана. Даже не убирая других предметов - просто поставить еще хотя бы один мигающий семинар 13.gif

А насчет ужесточения мер по принятию зачета на 1-2 курсах: так ведь ввели же общие потоковые контрольные... Нас (мы тогда сдавали оптику) эта мера подстегнула к полуторамесячному заботу 120(?) задач с параллельным изучением теории по 7 (если не ошибаюсь) учебникам. При этом экзамен после этого сдавался легко и непринужденно, а оптика из всего курса общей физики оставила самые приятные воспоминания. Вот.
ivandasch
2 Green Sky: Хватит и этого. У всех, кого я знаю, никогда не было проблем с общим курсом. А вот математики мало.
2 Tanushka: Как раз незнание математики порождает "потерю сути". Больше физики? А о чем разговаривать с первокурсником, когда он языка не знает?
Научно-популярщины хотите?
Теоретик
Цитата(Tanushka @ 12.1.2007, 17:55)
Если бы я хотела учить только математику, я бы пошла на мехмат.
*

По моим собственным ощущениям, математической физикой лучше заниматься все же после физфака. Абстрактный математик несколько хуже чувствует задачу, возникшую из физики, т.к. у него абсолютно другой стиль мышления (я общался со многими мехматовцами, многие физику не чувствовали вообще; в то время как я математику как науку чувствовал).
И квалифицированных математиков с физфака выпустилось гораздо больше, чем физиков с мехмата. Но для того, чтобы такие кадры появлялись, надо усиливать курс общей математки на физфаке.
divA
Хватит и этого. У всех, кого я знаю, никогда не было проблем с общим курсом.

скромные знания!!!!!!

нужно сократить ФФ раза в 3
не лишено смысла
ivandasch
2 Теоретик: Абсолютно согласен. Очевидно, что в нашей стране от физики скоро останется только теоретическая физика, ибо эксперимент умирает.
Green Sky
2ivandasch:В смысле не было проблем с общим курсом? Не было проблем со сдачей экзамена?Или все таки они действительно общий курс знали? По математике, насколько я помню всегда спрашивали и теорию и умение решать задачи, а вот по физке задачи спрашивали только на зачете, который у многих был халявным...Точно помню, что в билетах по общей физике были только вопросы ,без задач.Только решение задач в самом деле может научить думать...а не заучивание теории.Лучше уж решать на научно-популярном уровне задачи, чем вообще не решать,по крайней мере мне так кажется...
ivandasch
2 Green Sky: Решать настоящие задачи на первом курсе нельзя. А то, что дается - это иллюстрация к теории, не более того. У нас на экзамене всегда задавали задачу в качестве доп. вопроса. И ничего, решали. Может, действительно, уровень студентов падает?
Tanushka
Цитата(ivandasch @ 12.1.2007, 17:56)
А о чем разговаривать с первокурсником, когда он языка не знает?
*

Русского языка не знает? haha.gif Для механики в первом семестре достаточно знать правила векторного умножения и общие понятия о матрицах, которые сразу же и даются. Более глубокое изучение механики идет в курсе теормеха. Популярщины? Если толковое человеческое объяснение того, что на самом деле происходит "там" это популярщина, то да. Мне лично не нравятся объяснения, базирующиеся на математическом виде формул. Надо не забывать, что математика это только модель, только средство, но никак не цель.
Цитата(Теоретик @ 12.1.2007, 18:02)
И квалифицированных математиков с физфака выпустилось гораздо больше, чем физиков с мехмата.
*

Лично мне бы хотелось, чтобы с физфака выпускалось больше квалифицированных ФИЗИКОВ. Уж извините, господа математики.

И кстати математики, как она есть сейчас, более чем достаточно для освоения общих курсов. Кто хочет большего - есть много спец.курсов, на которые желающие опять-таки и ходят.
ivandasch
2 Tanushka: Оп-па..... А момент инерции как объяснять с помощью начал аналитической геометрии? А начала гидродинамики, которые входят в курс первого семестра? Даже элементарная задача динамики требует хоть какого-то умения решать ОДУ. А в курс механики уже входят элементы векторного анализа! Получается, что даже с общим курсом тяжело справиться.......
P.S. Изучение теоретической физики подразумевает отличное владение математикой. Что бы не говорили, но разделять эти две науки нельзя. Многие абстрактные изыскания в области математики тем не менее имели под собой физическую основу.
Green Sky
2ivandasch:Что такое настоящие задачи?То, чем занимаются при написании диплома?По-моему было достаточно задачников по общей физике.И прорешивание задач оттуда без знания математики за 2-3 курс вполне могло помочь развитию физического мышления.Может у вас все-таки нормальный семинарист был? То что было у нас-это вообще тихий ужас,не хочу называть фамилию, но мне интересно, а на кафедре общей физике понимают, что не всем дано преподавать?

З.Ы.:А момент инерции,например, первокуснику можно пытаться объяснить с помощью матриц...
ivandasch
2 Green Sky: Как взятие объемного интеграла можно объяснить при помощи матриц rofl.gif
P.S. На мой взгляд выход есть - это создание теорпотока с высоким уровнем преподавания математики и создание потока "экспериментаторов" - на этом потоке будут давать математику упрощенную, скорее методы, чем последовательное изложение. Вроде Калькулюса в Англо-саксонских вузах. Другого пути, на мой взгляд, нет.
Tanushka
2 ivandasch:
считаю, что Green Sky ответила за меня
А исходя из вашей позиции, надо бы сначала года 2 учить нас ТОЛЬКО математике (желательно причем еще в школе), а потом дать всю физику "нормально". Это в принципе тоже выход, но, наверное, не лучший.

Цитата(ivandasch @ 12.1.2007, 18:45)
Как взятие поверхностного интеграла можно объяснить при помощи матриц rofl.gif
*

тензор инерции на первом курсе очень неплохо объясняли...
ivandasch
2 Tanushka: Да? И ни одного объемного интеграла? Не надо тут, я лично брал эти интегралы чуть ли не в сентябре на практикуме. И всех заставляли делать тоже самое. Приходилось читать МАВЗ, забегая далеко вперед....
cuvalda
Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 15:43)
И у преподавателей началась бешеная гонка: как бы успеть все рассказать на лекциях и на семинарах (ах, не успел, ну, посмотрите и изучите самостоятельно).
5. И вот ошарашенный первыми днями учебы студент после семинара, где он мало что понял (помним про школьный уровень) садится за домашнее задание, практически ничего не может сделать, со страхом идет на семинар (вдруг, как в школе, вызовут к доске) и видит, что и не вызывают и не повторяют, а начинают новую тему (иначе не успеть). И все незнание и непонимание для студента растет как снежный ком.
*
***, узнаваемо. В первые годы именно то и было. Особенно погано, если студент закончил не физмат в нормальном лицее, а учился хз в какой средней школе, где и матана-то толком не было. Как результат -- студент не выдерживает аццкой скорости, сессию сдает в лучшем случае на четверки и чувствует себя полным лохом. Это если пытаться честно въезжать, ну а списать на контре или экзамене не так сложно grin.gif После такой нервотрепки, конечно, уже мало что страшно rofl.gif , но все же хотелось бы, чтобы упор делался не на запоминание, а на понимание. Вызубренное все равно забудется.
Ну а прак -- эт вапче бес каментаф! Тема второго в моей жизни прака -- эллипсоид инерции. Даже комментировать сложно, в этом разделе мат вроде как запрещен. Соотв. лекции ессно еще не было, тензоры прошли кажется только через полгода после этого. да и то мельком... Мне и слово-то такое неизвестно было -- тензор, а уж почему он в задаче применялся и как с ним работать, если мы даже матриц толком не прошли, -- тем более непонятно. 4 поставили, но после этого прака хотелось просто сдохнуть...
Не, ну хоть бы предупреждали абитур, что ли, что понадобится ненулевой уровень подготовки по математике за рамками школьной программы... Могу с полной уверенностью сказать, что первые 3 года обучения на физфаке просраны впустую...
Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 15:43)
Быстро вспомнил, сообразил – отл,, называешь момент инерции векторной величиной, но после настойчивых подсказок исправляешься – удовл, говоришь, что работа – векторная величина, и несмотря на подсказки, настаиваешь на этом, и даже указываешь направление вектора работы – извини, неуд (тоже опыт последнего экзамена).
*
Во, во... Это после года-то обучения...
Анекдот такой есть, расшифорвка аббревиатур grin.gif : отл -- обманул товарища лектора, хор -- [еще что-то подобное, дальше не помню... М.б. кто-нибудь запостит))?]...
Цитата(Green Sky @ 12.1.2007, 16:50)
Вообще единственное место ,где заставляют знать физику это практикум
*
Не, пракЪ -- это только тренировка изворотливости и умения выходить сухим из воды из сложных ситуаций... Примерно до середины семестра ботаем материал со всего курса, т.е. зубрим по большому счету, потому что нормально разобраться никакого времени не хватит. Ессно нормального понимания и обсуждения при этом не будет. Да еще и приборы кривые 193.gif . но это так, мелочь по сравнению с остальным...
Да, и еще: зачем столько прака и втыка? 12 задач на семестр многовато, имхо, уж лучше бы семинары поставили вместо части прака. Ну а целесообразность втыка до сих пор остается для меня загадкой; особенно умиляет задачка, где надо график от руки рисовать... Да это даже ворд спокойно делает, не говоря уже о всяких текплотах)) То же самое, что обсчитывать прак без калькулятора))
Цитата(Elizabeth Bathory @ 12.1.2007, 16:54)
В 1-ом семестре у меня вообще не было интернета и я сдала сессию на отлы. Когда интернет появился все стало гораздо хуже.
*
ВОН С ПХОРУМА!!! rofl.gif
Цитата(Elizabeth Bathory @ 12.1.2007, 16:54)
3) Еще меня угнетают поездки на метро. Ведь лет 20 назад не быдо столько народу в метро. А сейчас в метро не то что сидеть утром нельзя,но и стоять тоже проблематично. Я считаю,что такие поездки вредны для здоровья и очень сильно мешают учебе.
*
Баторий, соре, это стеб))? Оно здесь при чем?
Цитата(Jesper @ 12.1.2007, 17:44)
В принципе - в принципе - отдельный теорпоток спасет мир.
*
Это какая же жесть будет твориться на другом потоке... Мамма миа, лучше уж не надо... Не, группа, в которой ботают 2 человека из 11 -- это еще цветочки по сравнению))
Green Sky
2Дурная Михрютка: ХОР- хотел обмануть, раскусили; УД-ушел довольным. smile.gif)))))))
Теоретик
А что касается семинаров по общей физике, то главная их проблема в том, что зачастую не дают какого-бы то ни было формализма решения задач.
Слишком многое делается из "общефизических соображений", которые я никогда не понимал. Формулы не выводят (в отличие от теоркурсов), а феноменологически записывают: "Этот множитель возник потому, что..." И задачи хотят, чтоб мы так же решали.
Поэтому мне теормеханика с атомкой после всего этого простыми показались. Их, в отличие от общей физики, понять можно.
Green Sky
2Теоретик:А тебе не кажется, что умение мыслить из общефизических соображений не менее важно,чем умение выводить фрмулы? Те,кто действительно чего-то достигают в науке, умеют и то и другое.
e-solo
К сожалению на фф действительно только матфизика, а нормальная математика заканчивается на 2 курсе resent.gif
кстати, говорят ТФКП -- очень красивая штука, чего у нас никто не замечает


про атомку: по-моему, зачет по ней не представляет уж какой-то запредельной задачи. У нас ее вела Тихонова (не скажу что прям халява полная) и получили зачет все кроме 10 комиссий автоматом, но там были жесточайшие раздолбаи, даже хуже меня (такое бывает wink.gif )


общался со многими мехматовцами, многие физику не чувствовали вообще; в то время как я математику как науку чувствовал
2 Теоретик:
если честно -- не верю wink.gif что они не знают физику -- это да, а вот наоборот -- вряд ли. матфизику -- да, даже скорее всего лучше, чем многие с мехмата. А вот настоящую... Да к тому же, думую на отделении механики вполне прилично понимают физику, математики, конечно, плохо ее знают (впрочем эта заслуга и наших преподавателей, которые там ведут).
cuvalda
Да кстати, по поводу незнания языка: без курса матана невозможно нормально понять механику (вспоминаем те же интегралы по поверхостям и объему, тензоры, набла во всех ипостасях...). Так что -- лучше бы уж сначала математику читали, потом физику. Имхо, конечно.
e-solo
Да кстати, по поводу незнания языка: без курса матана невозможно нормально понять механику (вспоминаем те же интегралы по поверхостям и объему, тензоры, набла во всех ипостасях...). Так что -- лучше бы уж сначала математику читали, потом физику. Имхо, конечно.

для этого достаточно очень поверхностное знание матана, умение брать интеграл ну и еще пару формул знать.
evs
Mitin
Цитата
основная проблема в страшно малом объеме занятий по физике.

good.gif и Вы сами себе отвечаете на многие вопросы wink.gif
что касается практикумов вообще-это для отдельной темы scratch_one-s_head.gif


Owen
Цитата
Надо учить людей работать, надо учить людей самомотивации и т.п.

respect.gif

Tanushka
good.gif

ivandasch, Теоретик
Господа! Во-первых, мы на физфаке..во-вторых, никто не говорит,
что физик может не знать математику, в-третьих, я лично буду не против
увеличения объема мат.курсов, если кафедра математики
перестанет быть "ужасом, летящим во мраке ночи"
(ощущение, что там больше психологических проблем mda.gif )
и в-четвертых-физика-это прежде всего ЭКСПЕРИМЕНТ, эге? wink.gif

Green Sky
многие Ваши мысли также милы, как и Ваш аватар give_rose.gif
Mitin
Почитав ответы, считаю нужным сделать некоторые дополнения и уточнения.
1. Лишний раз убедился, что ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ (судя по всему, с этих слов буду начинать все свои сообщения). Конечно, отнюдь не у всех было так. Даже наоборот, у большинства было не так. Конечно, студенты первого курса очень сильно различаются по уровню подготовки. У меня сложилось впечатление, что все, принявшие участие в обсуждении, скорее сильные студенты и не испытали проблем на первом курсе (кроме проблемы поездки в метро). Но есть студенты, уровень которых ниже среднего. И именно о них я и пишу. Им тяжелее всех. Они нормальные ребята, они ОЧЕНЬ ХОТЯТ учиться, но у них нет основательной базы, им чуть помочь, и все станет нормально. Но КТО и КОГДА будет им помогать? На семинарах преподаватель ориентируется на студентов уровня чуть выше среднего, чтобы большинству было интересно и не скучно.
В своей группе я всегда призываю всех сильных помочь таким студентам. Абсолютно убежден, что польза от этого будет и тем, и другим. Опыт преподавания показывает, что, только начав объяснять что-либо другим, ты САМ начинаешь по-настоящему разбираться (даже хочется заявить, что это безусловная истина, поверьте мне, пожалуйста). Тем более, а вы знаете, как и что вы говорите, когда говорите на физические темы? Я специально часто за студентами повторяю слово в слово то, что они говорят (многие на практикуме с этим сталкивались). Это страшно слышать. Да, я обычно понимаю, что студент хочет сказать, и вижу, что он знает то, о чем говорит. Но предпочитаю притвориться и заставить произнести так, как надо. Ведь жизнь - это непрерывное общение, и важно не только иметь хорошие и правильные мысли в голове, но и довести их до окружающих. А такого предмета 'Культура речи' у вас нет (а если бы и был, все равно не пошли бы). Так помогите другим, объясните им непонятные для них вещи, уверяю, и вы от этого только выиграете.
2. Про математику и физику. Давно заметил на форуме по крайней мере двух участников, которые постоянно ратуют за превалирование математики (и в этой теме они успели про это сказать). На мой взгляд, для большинства (а для меня лично это так) важнее понять физическую суть явления, на простых моделях, если хотите, на пальцах, а потом уже переходить к математике. Как мне кажется, и с лекций по физике большинство бежит, когда идет одна математика, выкладки и т.д. Но Вы (не буду называть, сами догадаетесь) - другие, я ни в коей мере Вас не осуждаю, даже, наоборот, при таком складе ума Вас, скорее всего, ждет успех, чего я вам искренне желаю. Но я буду ориентироваться на физику на пальцах, потому что, на мой взгляд, это понятнее большинству. А у Вас голова есть, и голова хорошая, сами до всего дойдете. Просто меня Ваш экстремизм высказываний так пугает, я каждый раз вздрагиваю.
3. И наивный вопрос ко всем Вам. Судя по всему, я единственный, кто не прошел систему Плазматика (ну возрастом не вышел). И я подумал, а вдруг мои догадки о системе неверны? Мне казалось, что ее суть - это довольно сложные задачи и никаких поблажек, решил - плюс, чуть не так - минус. Подскажите, если я не прав. Только просьба - если можно, на нормальном русском литературном языке (лучше литературы 19-го века), а то от ваших аццких отжигов у меня крышу сносит.

Я вас не сильно от сессии отвлекаю?
e-solo
у меня система Плазматика вылилась в ~3х минутное общение на экзамене, после чего я ушел на первую свою пересдачу wink.gif
по-моему, у групп, в которых он не ведет семинары, все выливается в это же самое.
evs
Цитата
На мой взгляд, для большинства (а для меня лично это так) важнее понять физическую суть явления, на простых моделях, если хотите, на пальцах, а потом уже переходить к математике. Как мне кажется, и с лекций по физике большинство бежит, когда идет одна математика, выкладки и т.д.
respect.gif
замечательно! Ключевое слово-"ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА"
Где-то уже писал, что в прошлом году одна барышня перевелась на мехмат после 5-го семестра..
даже так! Ну не "лежала душа" к физике..такой выбор можно только уважать..


Цитата
Просто меня Ваш экстремизм высказываний так пугает, я каждый раз вздрагиваю.

rofl.gif
e-solo
я тоже несколько раз жалел, что не пошел на мехмат, но только к нашей математике их (мехмата) имеет очень отдаленное отношение.
Tanushka
Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 20:03)
только начав объяснять что-либо другим, ты САМ начинаешь по-настоящему разбираться (даже хочется заявить, что это безусловная истина, поверьте мне, пожалуйста).
*

respect.gif это и правда так. А еще очень хорошо делить домашнее задание на несколько человек, а потом объяснять его друг другу.


Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 20:03)
Судя по всему, я единственный, кто не прошел систему Плазматика (ну возрастом не вышел). И я подумал, а вдруг мои догадки о системе неверны? Мне казалось, что ее суть – это довольно сложные задачи и никаких поблажек, решил – плюс, чуть не так – минус. Подскажите, если я не прав.
*

Я не знаю, насколько это так, и лично у плазматика не училась. Но, слушая своих одногруппников (а на комиссию попали 4-ро самых слабых в этом семестре, все вполне честно), иногда прихожу в ужас от их уверенности в неправильных формулах! Т.е. они даже не понимают, что они решили неверно...

2 ivandasch: объемный интеграл на праке был по сфере, прямоугольнику и еще чему-то столь же простому... школьных знаний+строчки в описании про то, что можно интегрировать по отдельным переменным вполне хватало
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2016 IPS, Inc.