Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/04/12-04/05.htm
Дата изменения: Thu Jun 25 10:25:24 2009
Дата индексирования: Fri Feb 28 14:24:17 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: столовая гора
Журнал Московской Патриархии 12-2004
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
12-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Донецкая и Мариупольская епархия сегодня

       Донецкая епархия Украинской Православной Церкви была образована в начале 1990-х годов. До этого приходы, находившиеся на территории Донецкой области, входили в состав Луганской епархии. С 1996 года правящим архиереем Донецкой епархии является Высокопреосвященный митрополит Иларион, в ведении которого также находится и Горловская епархия.
       Донецк - относительно молодой город, возникший в результате бурного роста промышленности в России в конце XIX - начале XX века. Издревле местные жители добывали здесь "горючий камень", большие запасы которого имелись в верховьях реки Кальмиус. Летом 1869 года рядом со слободами Александровкой, Григорьевкой, Семеновкой, основанными в XVII веке запорожскими казаками, началось строительство металлургического завода, управляющим которым был англичанин Джон Юз, по имени которого был назван быстро растущий заводской поселок.
       В сентябре 1873 года Юзовский завод стал работать по непрерывному циклу и вскоре вышел на первое место в стране по выпуску металла. Позже были построены машиностроительный и чугуннолитейный заводы, ремонтные мастерские, шахты. Росла и численность населения Юзовки.
       В мае 1917 года, когда в поселке насчитывалось около семидесяти тысяч жителей, он был переведен в разряд городов. В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. В июле 1932 года город стал областным центром. В 1938 году область была разделена на Ворошиловградскую и Сталинскую. Город стал центром Сталинской области.
       К 1941 году в городе находилось 223 предприятия союзного и республиканского подчинения, 54 - местной и кооперативной промышленности. Население города составляло 507 тысяч человек.
       Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован немецко-фашистскими войсками (октябрь 1941 - сентябрь 1943). Город и его промышленность были разрушены. В результате огромных людских потерь в городе осталось всего 175 тысяч жителей.
       В послевоенные годы были реконструированы и расширены предприятия угольной, металлургической, машиностроительной, химической промышленности, началось производство строительных материалов. Получили развитие крупная пищевая и легкая промышленность. В 1961 году город получил новое название - Донецк. В 1978 году численность населения превысила миллион человек. Сегодня Донецк - один из крупнейших культурных и научных центров Украины.
       По данным социологических опросов, более шестидесяти процентов жителей Донбасса являются православными. В связи с тем, что рост населения Донбасса пришелся на советский период, когда, как известно, церквей не строили, в городе и области в постсоветский период ощущался недостаток храмов, и потому с 1990-х годов здесь активно началось строительство церквей.


Свято-Николаевский кафедральный собор Донецка

       В настоящее время строятся храмы во имя преподобного Иова Почаевского в Константиновке, Рождества Иоанна Предтечи в Макеевке (это уже двадцать четвертый храм в городе), Покрова Пресвятой Богородицы в городе Енакиево, Святой Троицы и Воскресения Христова в Донецке. Строятся храмы и на предприятиях: на территории Донецкого металлургического завода недавно был освящен храм во имя святителя Игнатия Мариупольского, на шахте "Красноармейская-Западная" строится храм в честь Покрова Божией Матери, в котором, в частности, предполагается совершать молебны перед спуском рабочих в шахту. При областном наркологическом диспансере Донецка строится храм во имя святого мученика Вонифатия. Сегодня в Донецке действует сорок три храма.
       В 1991 году в епархии насчитывалось 146 приходов. Сейчас в Донецке и области зарегистрировано 476 приходов и 6 монастырей: Свято-Успенская Святогорская лавра, Свято-Васильевский мужской монастырь, Свято-Николаевский женский монастырь, Свято-Касперовский женский монастырь, Свято-Иверский женский монастырь, Свято-Сергиевский женский монастырь. Общее число монашествующих составляет более четырехсот человек. В нынешнем году Святогорскому монастырю был присвоен статус лавры.



Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион

       Другими крупными монастырями Донецкой епархии являются Свято-Васильевский мужской монастырь и Свято-Николаевский женский монастырь, находящиеся в селе Никольское Волновахского района. Основатель этих монастырей схиархимандрит Зосима (Сокур) родился в деревне Косолманка Верхотурского района Свердловской области в 1944 году, где его мать отбывала заключение за религиозную пропаганду, она посещала тайные богослужения монахинь, живших в их селе. Отец его погиб на фронте. Детство Иоанна (мирское имя отца Зосимы) проходило в Авдеевке, в Донбассе, в кругу монахинь из Иоанновского женского монастыря в Петербурге, поселившихся здесь после закрытия родной обители. К основателю монастыря, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, отец Зосима питал великое благоговение.
       Учась в школе, он много претерпел за открытое исповедание православной веры. В храм ему приходилось ходить тайком, потому что местные власти грозились закрыть храм из-за того, что мальчик приходит на богослужения. Окончив школу с золотой медалью, Иван Сокур поступил в Донецкий сельскохозяйственный техникум, после окончания которого, проработав год по специальности, ушел послушником в Киево-Печерский монастырь, а после его закрытия перешел в Почаевскую лавру. В конце 1960-х годов он поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, а затем в Ленинградскую Духовную академию, которую окончил в 1975 году со степенью кандидата богословия. В том же году, 3 июня, он был пострижен в монашество с именем Савватий, а через шесть дней рукоположен во иеромонаха.
       В конце 1975 года иеромонах Савватий был определен в Александро-Невский храм в поселке Александровка Марьинского района Донецкой области, где прослужил десять лет. Вскоре полуразрушенная церковь была восстановлена в первозданном благолепии, была построена крестильня. Отец Савватий ежедневно совершал Литургию, утреннее богослужение продолжалось с шести утра до полудня. Постепенно к нему стало приходить все больше людей. Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, знавший его в те годы, вспоминал, что больше всего его поражала смелость отца Савватия: когда закрывались храмы и монастыри, он освящал новый престол.
       Но ревностный пастырь вызывал неудовольствие властей, которые сначала пытались проводить с ним беседы, затем, видя, что это не приносит нужных результатов, стали всячески препятствовать строительству. Спустя некоторое время отец Савватий был арестован. В заключении ему пришлось многое претерпеть. В тюрьме его и без того некрепкое здоровье было окончательно подорвано, обострилось рожистое воспаление ног, на спине появился горб. "Здесь я научился Иисусовой молитве. Если бы не Иисусова молитва, я бы сошел с ума", - говорил он впоследствии об одном из способов психологического воздействия, которому его подвергали, - "музыкальной шкатулке": сажали в совершенно темную комнату, в которой постоянно звучала музыка, угнетающая психику. Через сутки у заключенных начиналось психическое расстройство. Применялись к священнику и методы физического воздействия.
       Но заставить отца Савватия пойти на уступки властям не удалось. Несколько лет его переводили с прихода на приход, а в ноябре 1987 года он стал настоятелем храма святителя Василия Великого в селе Никольском Волновахского района. Храм был неухоженный, с неудобным подъездом. Отец Савватий жил в мазанке с такими щелями, что их приходилось закрывать подушками. Но уже через год церковь была отремонтирована, построены крестильня, трапезная. Вновь к отцу Савватию потянулся народ. В 1990 году игумен Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году пострижен в схиму с именем Зосима.
       Отец Зосима много болел. Очевидцы вспоминают: вечером температура 40њ, часто и под 42њ, а утром он служит Литургию. "Я живу только Литургией: вечером умираю, а утречком причащусь - и Бог мне дает силы", - говорил отец Зосима.

Покровский храм в Донецке

Храм святителя Игнатия Мариупольского
на территории Донецкого металлургического завода

Храм святого Иоанна Воина в Донецке

Схиархимандрит Зосима с насельницами
Свято-Николаевского женского монастыря

Схиархимандрит Зосима

Храм Святителя Николая
Николаевской женской обители

В праздник Крещения Господня

       В 2001 году сестринской общине был придан статус монастыря, в 2002 году был зарегистрирован мужской монастырь. В течение нескольких лет появился целый комплекс монастырских зданий: храм в честь Всех святых, в Земле Российской просиявших, несколько корпусов, богадельня на сто человек.
       Схиархимандрит Зосима преставился 29 августа 2002 года, во время совершения в монастырском храме чина погребения Божией Матери. Чин отпевания почившего совершали митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и схиепископ Алипий (Погребняк).
       После кончины отца Зосимы его обители продолжают расти, сейчас в мужском монастыре подвизается около восьмидесяти человек, в женском - более ста сорока. В богадельне содержится более шестидесяти человек. Имеется гостиница для паломников на двести мест. Наместником мужского монастыря до августа 2002 года был схиархимандрит Зосима. Сейчас наместником монастыря является схиигумен Алипий (Бондаренко). Женской обителью со дня ее основания управляет игумения Феодора (Козачук). Священноархимандритом и настоятелем обеих обителей является митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. Обители неоднократно посещал Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины.
       Отец Зосима постоянно повторял, что надо хранить единство Русской Православной Церкви, избегать расколов. Перед кончиной он говорил: "Всем духовное завещание оставляю: и после моей кончины держитесь Москвы, держитесь Русской Православной Церкви и великого старца Земли нашей Русской - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Вот мудрейший старец: сам не заблудится - и вас в обольщение не пошлет". Как символ единства с Россией можно рассматривать строящийся в Никольском Успенский собор - уменьшенную копию кремлевского.


Васильевский мужской монастырь
в Никольском

Храм во имя святителя Василия Великого
мужского Васильевского монастыря в Никольском


Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших,
Васильевского мужского монастыря в Никольском

       Другие монастыри имеют меньшее число насельников, но также быстро развиваются. В качестве примера можно привести Свято-Сергиевский женский монастырь, возникший в 2002 году в селе Сергеевка, находящемся в 15 минутах езды от Краматорска. Год назад в обители было десять насельниц, в настоящее время их уже двадцать шесть. В 2002 году был построен храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Строится новый жилой корпус, так как имеющихся помещений уже недостаточно.
       С 1996 года на филологическом факультете Донецкого национального университета проходят ежегодные Дионисиевские чтения. Они названы в честь священномученика Дионисия Ареопагита, творениям которого уделяется особое внимание. Цель проводимых чтений - привлечь к христианской духовной культуре студентов, которые пока еще далеки от истинных духовных ценностей, используя литературное наследие православных церковных писателей.

Храмовая икона Всех святых,
в Земле Российской просиявших

Царские врата

Иконостас



Фрагменты росписи храма Всех святых,
в Земле Российской просиявших

       В сентябре в Святогорской лавре проходил третий Певческий Собор на Святых горах, собравший хоровые коллективы не только со всей Украины, но также из Венгрии и Греции.
       В Донецкой епархии издаются журнал "Живой родник", журнал для детей "Радость моя", газета "Донбасс православный". С 2003 года начал работать телеканал "Киевская Русь - телевидение" с православной тематикой. В том же году на донецком радио начала работу православная программа "С верой в душе".
       С 13 по 23 августа 2004 года в поселке Брусино Краснолиманского района работал православный оздоровительный лагерь "Добродетельный град", в котором отдыхали 320 детей в возрасте от десяти до восемнадцати лет из Донецкой и Горловской епархий. Программа лагеря была рассчитана на две группы детей - воцерковленых и невоцерковленных. Окормляли детей священники Ростислав Карпусь и Александр Мигилев. Воспитатели вместе с воцерковленными детьми проводили миссионерскую работу. Каждый день был тематическим, вечером обсуждали практические вопросы: к чему приводит неограниченная свобода, как вести себя в светском обществе, чтобы не навредить своей душе, что такое "хорошо" и что такое "плохо".
       Поначалу невоцерковленные дети не хотели ходить на молитву, однако через несколько дней, после того как им было рассказано о Православной Церкви, ее истории и культуре, дети сами начали читать молитвы, стали проявлять интерес к церковной жизни. В предпоследний день, когда стали снимать перед отъездом со стен иконы, они просили их оставить, говоря: "Не оставляйте нас на эту ночь без Бога".

В день отпевания

Часовня над могилой схиархимандрита Зосимы

       В 2003 году исполнилось 225 лет со дня основания Мариуполя, второго по значению города епархии. В конце XVIII века греческое население Крыма подвергалось особенно жестокому притеснению со стороны мусульман и существовала опасность его физического уничтожения. В такой обстановке епископ Готфейско-Кефалийский Игнатий (Гозадини; 1715-1786), окормлявший христианское население Крыма, начал переговоры с русским правительством о принятии крымских христиан в подданство России. Переговоры завершились принятием договоренности о переходе греческого населения Крыма на территорию России. Осуществление военной составляющей операции было поручено прославленному русскому полководцу А. В. Суворову.
       23 апреля 1778 года после Литургии в пещерной церкви Свято-Успенского скита Бахчисарайского монастыря святитель Игнатий призвал христиан начать подготовку к исходу греков из Крыма. По всему полуострову были разосланы гонцы для оповещения единоверцев о готовящемся переселении. При этом не нашлось ни одного предателя, благодаря чему турецко-татарские власти Крыма не узнали о готовящемся мероприятии и не смогли воспрепятствовать переселению.
       В июле 1778 года более тридцати тысяч греков и армян покинули свои дома и, взяв с собой Бахчисарайскую икону Божией Матери, которую из предосторожности поместили в бочку, двинулись в путь. Переселенцев охраняли русские войска под командованием А. В. Суворова. Кроме обычных тягот пешего пути по степи, под палящим солнцем их постигла и другая беда - эпидемия, от которой многие умерли. Но по молитвам святителя Игнатия и предстательством священномученика Харалампия болезнь прекратилась. На берегу Азовского моря, уже в русских пределах, переселенцы во главе с епископом Игнатием основали Мариуполь - город Марии, в честь Пресвятой Богородицы, и построили первый храм во имя священномученика Харалампия.
       Но жизнь на новом месте наладилась не сразу. Тяготы освоения новых земель усугублялись нападениями турок, периодически высаживавших десант, чтобы вернуть своих бывших подданных. Это вызывало ропот на святителя, который преодолевал его кротостью и молитвой. Святитель Игнатий поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келлии. Умер святитель Игнатий 3 февраля (ст. ст.) 1786 года и был похоронен в соборе святого Харалампия. После кончины святителя о нем сохранялась благодарная память, на его могиле служились панихиды.
       В 1936 году Свято-Харалампиевский собор был разрушен, а захоронение святителя вскрыто. Тогда обнаружилось, что мощи святителя Игнатия нетленны. В годы Великой Отечественной войны его мощи почти полностью сгорели во время пожара, сохранилась только их небольшая часть. 15 ноября 1998 года в Мариуполе состоялось торжественное прославление святителя Игнатия в лике святых.
       В торжествах по случаю 225-летия со дня основания Мариуполя, проходивших 18-19 сентября 2003 года, принимала участие представительная делегация из Киева во главе с Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины. В ходе торжеств за понесенные труды на благо Святой Церкви были награждены орденом Преподобного Сергия Радонежского благочинный Мариупольского округа Донецкой епархии, настоятель Свято-Николаевского кафедрального собора протоиерей Николай Марковский, Мариупольский городской голова Ю. Ю. Хотлубей и председатель правления ОАО "Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича" В. С. Бойко.
       Мариупольский кафедральный Свято-Николаевский собор был построен в 1993 году. Это один из первых храмов, построенных в постсоветский период. Настоятель собора протоиерей Николай Марковский, рассказывая о строительстве храма, сказал: "Верующие давно выражали пожелание построить храм, но в годы тоталитарного режима это было невозможно. Когда пришел к власти Горбачев, мы направили письмо в Совет министров, и оттуда пришло разрешение. Община купила пять домов, на месте которых и был построен храм. Стоить храм в то время было очень сложно, в епархии все удивлялись.
       Это был первый храм в Донбассе, люди с воодушевлением помогали в его строительстве - по двести человек прихожан работали каждый день. Храм строили три с половиной года, в строительстве участвовали все - от мала до велика. И Господь помог нам. Иконостас расписывали местные мастера. Все построено на народные деньги, только немного помог директор завода Ильича Владимир Семенович Бойко. Тогда это было очень трудно, многие смотрели на нас как на пришельцев из космоса: строить храмы - что же это такое!
       Освящение собора состоялось 24 января 1993 года. Когда мы стали помазывать стены святым миром, загремел гром, снова стали помазывать - опять гром. Была зима - что это такое случилось, не знаем. Как знамение было какое-то".
       Сейчас при соборе действует воскресная школа, в которой учатся сто двадцать человек, храм материально помогает малоимущим, работает бесплатная столовая для пожилых людей.
       В начале девяностых годов в Мариуполе было только две церкви, сейчас в городе действует восемь храмов. В настоящее время в Мариупольском благочинии строится несколько храмов, в частности, в поселке Ялта строится храм во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
       2004 год был объявлен в Донбассе Годом духовности. В интервью для "Журнала Московской Патриархии" Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Донецкий и Мариупольский, рассказал, чем был отмечен этот год: "Донбасс - это восток Украины, искони православная территория. Это крупнейший промышленный центр, в основном здесь развита тяжелая промышленность. Конечно, бурное развитие социалистической индустрии было связано с насаждением в нашей области атеизма.
       Я управляю этой епархией с 1996 года, в то время в епархии было 124 прихода. Область разделена на две епархии - Донецкую и Горловскую. На сегодняшний день в Донецкой епархии 269 приходов, в Горловской - 207, действуют шесть монастырей, а когда я принял епархию, был только один монастырь.
       Духовный подъем в области начался при бывшем губернаторе, а ныне премьер-министре Викторе Федоровиче Януковиче, который много помог нам в строительстве храмов, в открытии приходов и монастырей, в восстановлении разрушенных храмов.
       В прошлом году мы, посоветовавшись с губернатором и премьер-министром, решили объявить в Донецке Год духовности. Мы не имели в виду, что прошлый год был недуховным или будущий год не будет духовным, а духовный только этот год, нет. Мы хотели сказать, что в этом году особое внимание будет уделяться вопросам духовного развития людей. Мы стараемся, чтобы люди в этом году особенно почувствовали необходимость своего духовного обновления.
       На Пасху у нас был торжественный крестный ход по городу. Очень активно в этом году мы праздновали Рождество Христово, уделили внимание школьным и дошкольным заведениям: дарили детям подарки, проводили концерты, на масленицу организовали народные гулянья. Мы никогда не стоим в стороне и от профессиональных праздников, которые отмечаются в Донбассе, - дней автомобилиста, машиностроителя, металлурга, шахтера - мы везде участвуем. У нас много храмов в больницах, в тюрьмах. Мы работаем с молодежью, издаем духовные журналы: "Радость моя" - для детей, для взрослых - "Живой родник". Наш журнал "Живой родник", как лучшее издание на Украине, получил приз "Золотое перо" и специальный подарок. Есть над чем трудиться, есть и соответствующие результаты.
       Но, конечно, венцом торжественных мероприятий Года духовности было провозглашение Святогорского монастыря лаврой. С 23 по 25 сентября 2004 года мы совершали торжественное освящение лавры, присутствовало двадцать шесть архиереев, в том числе из России и Белоруссии. Делегацию Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
       Сегодня Церковь очень озабочена политической ситуацией на Украине. То, что происходит вокруг выборов, очень нас волнует, мы понимаем, что дело может повернуться так, что мы снова будем переживать раскол, как в 1990-е годы, снова могут начаться нестроения, кровопролитие, братоненавистничество и т. д. Мы очень этого опасаемся. Но Церковь не стоит в стороне: мы усердно молимся, чтобы Господь вразумил Своих неразумных детей, которые не хотят мира для Матери-Церкви. Мы верим, что Господь будет помогать нам и впредь и что каждый последующий год будет для Донбасса годом духовности".

И. Яковлев

Протоиерей Николай Марковский,
настоятель Мариупольского кафедрального собора

Церковь Всех святых
на Старокрымском кладбище Мариуполя

Николаевский кафедральный собор в Мариуполе

Церковь святого Иоанна Предтечи в поселке Ялта

Свято-Сергиевский женский монастырь

Храм Архангела Михаила в Мариуполе

Строящийся храм преподобного Иова Почаевского
в селе Константиновке

Храм в честь иконы Божией Матери
"Всех скорбящих Радость"
в поселке Богородском