Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.space-ru.com/page/24/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:35:37 2016
Кодировка: UTF-8
Russian space program

Some facts about former Soviet and now Russian space program. Facts, history, technology, spaceships, orbital stations, astronauts.

В качестве компонентов топлива на начальном этапе использовались жидкий кислород и керосин, обеспечивая удельный импульс РД 249 с. В дальнейшем при переходе на горючее РГ-1 удельный импульс вырос до 354 с, а при переходе на синтетическое углеводородное горючее синтин ? до 362 с. Для управления на пассивных участках полета используются автономные ДУ, работающее на азотном тетроксиде и НДМГ. На РБ установлены датчиковая, коммутационная и согласующая аппаратура, источники электропитания. Управление осуществляется от системы управления КА. Для стыковки блока с РН используются переходные отсеки: конический, отделяемый совместно с предыдущей ступенью, и цилиндрический, сбрасываемый после отделения от предыдущей ступени. Головной обтекатель КА крепится к верхней части цилиндрического переходника.

Блок ?Д? (ДМ) ? ракетные разгонные ступени России, используемые для перевода КА с низкой околоземной орбиты на высокие орбиты, а также на траектории полета к Луне или планетам. Используется в сочетании с РН ?Протон?, РН ?Зенит?. Разработан РКК ?Энергия? им. С.П. Королева. Первый запуск осуществлен 10 марта 1967 года в составе комплекса Л-1 (?Космос-146?). В 1969 году был модифицирован под запуски геостационарных спутников связи (блок ?ДМ?). ?ДМ? может использоваться с приборным отсеком и без него. Блок ?Д? обладает возможностью семикратного запуска двигателей через длительный промежуток времени. Масса сухого блока ?ДМ? 3420 кг (в т.ч. отделяемых в процессе полета элементов ? 1090 кг), масса заправляемых компонентов топлива 15љ050 кг. Длина блока ?Д? 5,5 м, диаметр по стыку с РН 4 м. На блоке используется ЖРД с тягой в вакууме 84 кН. Для расширения областей использования создан ряд модификаций разгонного блока. С использованием блока ?Д? и его модификаций с 1967 по 1996 гг. обеспечен запуск 170 КА и АМС различного назначения.
Описание

РБ имеет компактную компоновку, состоит из центрального блока и окружающего его сбрасываемого тороидального дополнительного топливного бака (ДБТ). Маршевый ЖРД, обладающий возможностью многократного включения, установлен в нише, расположенной внутри топливных баков центрального блока. ЖРД малой тяги, работающие на тех же компонентах топлива, что и маршевый двигатель, обеспечивают ориентацию и стабилизацию РБ во время автономного полета, а также осаждение топлива в баках при повторных запусках маршевого двигателя. Установленная в приборном отсеке, находящемся на верхней части центрального блока, инерциальная система управления осуществляет управление полетом РБ ?Бриз-М? и его бортовыми системами. РБ оснащен также системой энергопитания и аппаратурой для сбора телеметрической информации и для внешнетраекторных измерений. Применение для двигательной установки РБ стандартного долгохранящегося жидкого топлива, обладающего высокой плотностью, позволило создать очень компактную и легкую конструкцию баков, заправка которых может производится не только в составе РБ, но и автономно, что делает процесс предстартовой подготовки более гибким. Получаемые при этом преимущества вполне окупают некоторую потерю удельного импульса по сравнению с криогенными видами топлива, а применение сбрасываемого дополнительного топливного бака еще более повышает энергетические характеристики РБ и увеличивает гибкость его применения для различных вариантов схем выведения полезных нагрузок.

« Previous PageNext Page »