Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.spa.msu.ru/uploads/files/publikazii_nki_briks/brics_and_africa.doc
Дата изменения: Fri Nov 28 12:25:38 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:22:10 2016
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: релятивистское движение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ
ИНСТИТУТ АФРИКИ РАН







БРИКС - АФРИКА:
ПАРТНЕРСТВО
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ















Москва
ИАфр
2013
INSTITUTE FOR AFRICAN STUDIES
RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

RUSSKIY MIR FOUNDATION
NATIONAL COMMITTEE FOR BRICS RESEARCH





BRICS AND AFRICA:
PARTNERSHIP
AND INTERACTION















Moscow
IAfr
2013
Ответственные редакторы:
Т.Л.Дейч, к.и.н.
Е.Н.Корендясов к.э.н.

Авторский коллектив:
Абрамова И.О. - д.э.н., зам. Директора Института Африки РАН - Глава I, 1;

Бисвас Апараджита - проф. Центра африканских исследований Университета
Мумбаи) - Глава II, 3;
Бондаренко Д.М. - д.и.н., зам. Директора Института Африки РАН, в
соавторстве с Нкьябонаки Дж. Мемориальная академия Мвалиму Ньерере Дар-эс-
Салам - Глава IV, 2;
Дейч Т.Л. - к.и.н. вед.н.с. Ин-та Африки РАН - Глава III 1,4;
Корендясов Е.Н. - к.э.н. зав. Центром исследования российско-африканских
отношений и внешней политики стран Африки Ин-та Африки РАН - Глава I 3,
Глава II, 2;
Кулькова О.С. - к.и.н. н.с. Ин-та Африки РАН - Глава IV, 1;
Ли Аньшань - профессор Центра африканских исследований Пекинского
Университета - Глава II, 2;
Макгетланенг С. - главный специалист, глава Программы управления и
безопасности Института Африки ЮАР - Глава II, 5;
Маркондес Данило де Соуза Нето аспирант Департамента политики и
международных отношений Кембриджского университета - Глава II, 1;
Маценко И.Б. - к.э.н.. ст. н. с. Института Африки РАН - Глава III, 2;
Усов В.А. - к.и.н. н.с. Института Африки РАН - Глава Ш, 3,5;
Фитуни Л.Л. - д.э.н., зам. Директора (Института Африки РАН - Глава I, 2.


ISBN 978-5-91298- ї Институт Африки РАН, 2013.
ї Авторы, 2013.
ї Абишева Г.М., оформление, 2013.
Editors:
Deych Tatiana, PhD (History),
Korendyasov Evgeniy, PhD (Economy)

Authors:
Abramova Irina, Doctor of sciences, Deputy Director, Institute for
African Studies RAS - Chapter I, 1;
Biswas Aparajita, Prof., Centre for African Studies University of Mumbai
- Chapter II 3;
Bondarenko Dmitry, Doctor of sciences, Deputy Direcror, Institute for
African studies RAS and Nkyabonaki J. Memorial Academy Mwalimu, Dar Es-
Salaam - Chapter IV, 2;
Deych Tatiana, PhD (History), Leading Research Fellow, Institute for
African Studies RAS, Chapter III 1, 4:
Korendyasov Evgeniy, PhD (Economy), Head of the Centre for Russian-
African Relations and African states foreign policy studies, Institute for
African studies RAS; Chapter I, 3; IV 2;
Kulkova Olga, PhD (History), Researcher, Institute for African Studies
RAS;
LI Anshan, Prof., Center for African Studies, University of Beijing;
Chapter IV 1;
Makgetlaneng Sehlare, PhD, Chief Research Specialist, Head Governance and
Security Programme Africa Institute of South Africa; Chapter II, 5;
Marcondes Danilo de Souza Neto, PhD Candidate; Department of Politics and
International Studies (POLIS) at the University of Cambridge - Сhapter II,
1;
Matsenko Irina, PhD (Economy), Senior researcher, Institute for African
studies RAS; Chapter III, 2;
Usov Vjacheslav, PhD (History), Senior researcher, Institute for African
Studies RAS, Chapter III, 3,5;
Fituni Leonid, Doctor of sciences, Deputy Director, Institute for African
Studies RAS - Chapter I, 2;

All papers were refereed by external peer review

ISBN 978-5-91298- ї Institute for African Studies Russian
Academy of sciences, 2013.
ї The authors, 2013.
ї Abisheva G., design, 2013.










Предлагаемая читателю книга представляет собой, пожалуй, первое в
отечественной науке комплексное исследование феномена БРИКС, объединившего
в своем составе Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую
Республику, и оценить влияние данной группы на позиционирование
Африканского континента в глобализирующемся мире. Основное внимание
уделяется анализу воздействия динамично развивающихся партнерства и
взаимодействия между странами Африки и БРИКС в торгово-экономической,
финансовой и инвестиционной областях на процессы экономического роста
континента, повышение его роли и веса в мировой политике и экономике, в
системе глобального управления. Наряду с российскими учеными в подготовке
монографии приняли участие исследователи из других стран-участниц БРИКС:
Китая, Индии, Бразилии, Южной Африки.
Книга рассчитана на читателей, интересующихся актуальными вопросами
международных отношений, проблемами Африканского континента, состоянием и
перспективами российско-африканских отношений.



















The book presented here is, probably, the first comprehensive study of
the phenomenon of BRICS, comprised of Brazil, China, India, Russia and
South Africa, in the Russian science. It aims at evaluating the impact of
this group on the positioning of the African continent in the globalizing
world. The main purpose of the book is to answer the question: how and in
which ways do the rapidly growing partnership and interaction between
Africa and BRICS countries in the economic, trade, financial and investment
spheres influence the processes of Africa's economic growth and the
strengthening of the continent's role in the global economic and political
relations, as well as in the system of global governance. Beside Russian
scholars, the team of authors includes academics from other BRICS
countries: China, India, Brazil and South Africa.
The book is intended for those interested in the present-day
international relations, the contemporary African affairs and the current
problems and prospects of the complex relationship between Russian and
Africa.
СОДЕРЖАНИЕ

|Предисловие ..............................|9 |
|Глава I. БРИКС КАК НОВЫЙ ИГРОК В МИРЕ | |
|И АФРИКЕ | |
|1. Новая роль Африки в мировой экономике |13 |
|XXI века .... | |
|2. Страны БРИКС и реформа мировой | |
|финансовой |29 |
|архитектуры ....................... | |
|3. БРИКС и Африка: потенциал партнерства и|48 |
|взаимодействия | |
|Глава П. АФРИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА | |
|СТРАН-ЧЛЕНОВ БРИКС | |
|1. Современная политика Бразилии в Африке |76 |
|(2003-2012) ... | |
|2. Российские интересы в Африке |94 |
|.............. | |
|3. Динамика индийско-африканских отношений|111|
|в XXI веке ... | |
|4. БРИКС и роль Китая ................. |122|
|5. Африканская политика ЮАР в контексте | |
|Интересов БРИКС .................... |135|
|Глава Ш. «АФРИКАНСКАЯ ПОВЕСТКА» БРИКС | |
|1. Роль стран БРИКС в урегулировании | |
|конфликтных | |
|и кризисных ситуаций в Африке | |
|............. | |
|2. Реализация целей развития тысячелетия | |
|на Африканском континенте .............. | |
|3. Партнерство БРИКС и Африки в области | |
|достижения | |
|цели продовольственной безопасности | |
|........... | |
|4. Содействие развитию инфраструктуры в | |
|Африке - | |
|приоритетное направление усилий стран | |
|БРИКС ...... | |
|5. БРИКС и проблема доступа африканских | |
|стран | |
|к новым технологиям ................. | |
|Глава IV. ИМИДЖ БРИКС: ВЗГЛЯД ИЗ ЕВРОПЫ | |
|И ИЗ АФРИКИ | |
|1. БРИКС в Африке в контексте интересов ЕС| |
|........ | |
|2. Формирование образа БРИКС в странах | |
|субсахарской Африки (на примере Танзании) | |
|......... | |
|Заключение .................... | |

CONTENTS

|Preface .......................... |9 |
|Chapter I. BRICS AS A NEW PLAYER IN THE | |
|WORLD AND AFRICA | |
|1. The new Africa's role in the global | |
|economy |13 |
|of the XXIst century .................. | |
|2. BRICS countries and the reform of the | |
|world financial |29 |
|architecture ..................... | |
|3. BRICS and Africa: potential of |48 |
|partnership and interaction | |
|Chapter II. AFRICAN POLICY OF BRICS | |
|COUNTRIES-MEMBERS | |
|1. Contemporary Brazilian policy in |76 |
|Africa (2003-2012) ... | |
|2. Russian interests in Africa |94 |
|.............. | |
|3. Changing dynamics of India-Africa | |
|relations in the 21st century |111 |
|........................ | |
|4. BRICS: dynamics, resilience and the |122 |
|role of China | |
|5. South Africa's African policy within | |
|the context |135 |
|of BRICS interests ................... | |
|Chapter III. BRICS "AFRICAN AGENDA" | |
|1. BRICS countries' support to | |
|peace-building in Africa .... | |
|2. Implementation of the Millenium | |
|Development Goals | |
|in Africa ...................... | |
|3. BRICS and Africa as partners in the | |
|food security sector | |
|4. Infrastructure development in Africa | |
|as a priority for BRICS | |
|5. BRICS and the problem of African | |
|countries' access | |
|to the IT sphere ..................... | |
|Chapter IV. BRICS IMAGE: VIEWS FROM | |
|EUROPE | |
|AND FROM AFRICA | |
|1. BRICS in Africa within the context of | |
|the EU interests ..... | |
|2. The making of BRICS image in | |
|Sub-Saharan Africa | |
|(Tanzania case) ..................... | |
| Conclusion .................... | |










Предисловие


Международные эксперты единодушно полагают, что БРИКС - международное
объединение новой генерации в составе Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-
Африканской Республики (ЮАР) - по своим экономико-статистическим
показателям во второй половине XXI века станет лидером мировой экономики.
Однако вряд ли можно ограничиваться только этими соображениями для
объяснения столь глобального феномена, каковым является БРИКС.
Становление БРИКС и превращение его в ключевого игрока на мировой арене
явилось одним из наиболее наглядных и убедительных свидетельств глубоких и
стремительных трансформаций всего мироустройства.
Динамичное развитие на рубеже XX-XXI веков восходящих экономик четко
обозначило глобальную тенденцию к смещению мировой оси развития из зоны
евроатлантической в зону азиатско-тихоокеанскую. Группа государств
«успешного развития и процветания» с 12% мирового населения («золотой
миллиард») уже не могла по-прежнему сохранять свою гегемонию по отношению к
88% жителей планеты, не желающих мириться со статусом мировой периферии, с
ролью падчерицы мирового технологического и цивилизационного прогресса.
Мировой финансово-экономический кризис 2007-2008 гг. показал, что
существующие финансовые и экономические правила и нормы, сложившаяся
система глобального управления устарели и потеряли свою эффективность. Они
неприемлемы для восходящих экономик, поскольку не учитывают новое
соотношение сил, в частности, их возросшую роль и влияние в мировой
политике и экономике, в обеспечении устойчивости мирового развития. Они в
известной мере не устраивают и «золотой миллиард», порождая нестабильность
и непредсказуемость мировых политико-экономических процессов.
В этом контексте большое значение приобретает «африканский разрез» БРИКС.
Темпы экономического развития Африканского континента выше среднемировых -
в последние два десятилетия они составили в среднем 5-%; в 2012 г. - 5%.
Прогнозируется, что к 2020 г. суммарный объем ВВП Африки достигнет 2,6 трлн
долл., т.е. увеличится на 38%[?]. Роль и влияние континента в мировых делах
возрастают.
Африканские страны стали важными торгово-экономическими партнерами
государств-участников БРИКС. Их накопленные прямые инвестиции на континенте
превышают 80-90 млрд долл.[?], товарооборот - 280 млрд долл. и, по оценкам
банка ЮАР «Стандард Бэнк», к 2020 г. он вырастет до 500 млрд[?]. За счет
африканских стран государства БРИКС удовлетворяют значительную часть своих
потребностей в энергетических и минеральных ресурсах.
Присоединение в 2011 г. ЮАР к «большой четверке» восходящих экономик
существенно расширило потенциал партнерства между Африкой и группой БРИКС.
90% всех портфельных инвестиций в Африку проходит через Йоханнесбургскую
фондовую биржу, являющуюся, таким образом, главной платформой торговли
ценными бумагами на континенте[?]. Финансовый сектор ЮАР - один из самых
развитых в мире. ЮАР - единственная африканская страна, частный капитал
которой уже занимает достаточно заметные позиции на рынках стран-участниц
БРИКС. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций ЮАР в Китае
превышает 1 млрд долл.[?], России - более 500 млн долл.
Торгово-экономические отношения между Африкой и странами БРИКС оказывают
возрастающее влияние на формирование благоприятных стимулов внутреннего
развития африканских стран, расширение материальных и финансовых ресурсов
для преодоления отсталости, ускорения модернизационных социально-
экономических процессов.
Африканцы широко использовали факт проведения пятого саммита БРИКС на
земле континента, чтобы изложить свое видение перспектив, направления и
темпов развития африкано-брикского партнерства. Многие из представленных
ими предложений нашли отражение в Этеквинской декларации, принятой по
итогам саммита, в частности, намерение БРИКС и впредь отстаивать права и
интересы Африки, ее требования по вопросам повышения роли и влияния стран
континента в международных финансово-экономических организациях. Страны
БРИКС обязуются существенно увеличить свой вклад в создание современной
инфраструктуры в африканских странах.
Однако реализация предложений, направленных на создание совместных
структур, механизмов и программ партнерского взаимодействия и координации,
была отложена. Сказываются сохраняющиеся трудности достижения сплоченности
внутри самого БРИКС, которые осложняются в связи с замедлением темпов роста
восходящих экономик. Негативную роль играет и нежелание африканцев и
участников БРИКСа осложнить отношения с традиционными западными партнерами,
которые сохраняют в целом доминирующие позиции на глобальных рынках. И в
рамках «Группы 20-ти», и на других международных площадках БРИКС и Африка
стараются избегать конфронтации.
Что касается России, то ее активная позиция в рамках БРИКС укрепляет
многовекторный характер ее внешней политики, что способствует укреплению
стабильности ее положения на международной арене. Российские
государственные институты и бизнес - структуры демонстрируют в последние
годы возрастающее стремление расширить свои политические и экономические
позиции в Африке. При этом они сообразуют масштабы своих инициатив на
данном направлении с интересами социально-экономической модернизации
страны.
БРИКС - организация молодая. Далеко не все отлажено в ее деятельности, и
возможны варианты эволюции этого международного формата.
Но, как известно, дорогу осилит идущий. Имеются достаточно устойчивые и
долговременные факторы, предопределяющие возможность и целесообразность для
БРИКС и Африки идти путем консолидации партнерских отношений и координации
усилий на международной арене. Опыт свидетельствует, что у участников
БРИКСа и стран Африки крепнет политическая воля, и реальная
заинтересованность следовать совместным курсом.

А.М. Васильев,
академик РАН,
директор Института Африки РАН



Глава I. БРИКС КАК НОВЫЙ ИГРОК
В МИРЕ И АФРИКЕ


1. Новая роль Африки в мировой экономике XXI века

К концу первого десятилетия XXI века произошли кардинальные изменения в
модели экономического мироустройства, проявившиеся в относительном
ослаблении в мировом хозяйстве позиций традиционных экономических центров
силы и в появлении и постепенном возвышении новых «игроков-тяжеловесов».
Меняются и характеристики традиционных взаимоотношений в рамках
мирохозяйственной системы «Центр - Периферия». Прежде ее сугубо подчиненные
звенья перестают быть «бессловесными» объектами внешних воздействий и,
благодаря новым реалиям мировой экономики, обретают возможность активно
влиять на экономические судьбы мира.
Создание неформального объединения БРИКС, включившего наиболее динамично
развивающиеся Китай, Индию, Бразилию и Россию, а с 2011 г. и ЮАР, -
наглядное подтверждение тектонических подвижек в соотношении сил ведущих
экономических центров мира. Страны БРИКС, ранее относимые к Мировой
периферии (Россия и ЮАР также оказались в этом списке в 1990-е гг.), стали
обретать не характерную для них прежде экономическую мощь и геополитическое
значение, в то время как традиционный Центр глобализированной экономики
начал медленно утрачивать, по крайней мере, некоторые из рычагов управления
мировым хозяйством, до сих пор безоговорочно находившихся в его
распоряжении.
Многочисленные исследователи глобальных процессов, принадлежащие к разным
научным школам и исповедующие различные методологические подходы, почти
безоговорочно согласны в том, что происходящие процессы означают смену
эпох. Хотя в работах экономистов дается различная интерпретация причин и
последствий происходящих перемен, абсолютное большинство склонно видеть в
происходящем назревающую смену модели мирового экономического развития.
Как показывает опыт, диалектикой развития мировой экономики
предопределена регулярность смены моделей глобального экономического
развития. Под глобальными моделями мы понимаем устойчивые и повторяющиеся
парадигмы построения международных общественных отношений, связанные с
производством, обменом, распределением и потреблением в мировом хозяйстве,
сложившиеся на определенном историческом этапе развития человечества и в
целом отражающие установившееся в мировой экономике соотношение сил при
данном уровне и характере технологического и хозяйственного развития.
Важно подчеркнуть, что смену моделей развития мировой экономики не
следует отождествлять с марксистским положением о смене общественных
формаций. При смене моделей экономического развития не происходит
принципиального изменения сущности отношений собственности и характера
присвоения вновь создаваемой стоимости. Речь идет лишь о преодолении
накопившихся, хотя и, бесспорно, весьма глубоких проблем, дисбалансов и
несоответствий в мировой экономике, а также об изменении баланса сил уже
действующих игроков. В ходе этого процесса происходят перемены
институционального характера, однако «правила игры» кардинально не
перекраиваются, а лишь корректируются.
Общая экономическая модель мира (глобальная экономическая модель) в
каждый конкретный период времени состоит из ряда относительно
самостоятельных, но взаимосвязанных и взаимозависимых отраслевых,
секторальных и региональных субмоделей-подсистем. Важнейшими из них
являются: глобальная финансовая субмодель (чаще именуемая мировой
финансовой системой), глобальная субмодель торговых и обменных
взаимоотношений, субмодель глобального производства, глобальная субмодель
воспроизводства народонаселения (трудовых ресурсов), субмодель
институционального регулирования международных экономических отношений и
проч. Указанные подсистемы не изолированы друг от друга. Более того, они не
просто взаимосвязаны, а частично «накладываются» друг на друга, создавая
своеобразные «зоны взаимного соприкосновения и совместного перекрытия».
Говоря о внутренней динамике общих моделей развития мировой экономики,
следует отметить, что смена глобальной модели экономического развития не
предполагает синхронной и одномоментной замены всех входящих в нее
субмоделей-подсистем. Более того, некоторые из них продолжают сохраняться в
старом виде в течение длительного времени, не только после полного
вызревания остальных элементов новой модели, но даже после того, как
последняя уже обрела доминирующие позиции в мировом масштабе. Наиболее
подвижными и даже волатильными являются глобальные финансовая и торговая
подсистемы, в то время как субмодель глобального воспроизводства и
мобильности народонаселения (трудовых ресурсов) - одна из самых
консервативных. Это объясняется тем, что составляющие элементы данной
системы сильно зависят от «поколенческих» стереотипов поведения, а сама ее
смена - прямая функция от смены поколений. На протяжении ХХ века они
менялись довольно медленно, редко, а при смене сохраняли большую часть
ключевых черт предыдущей модели. Для чистоты описания поведения указанных
моделей необходимо, правда, констатировать, что к концу ХХ - началу ХХI
века наметилась отчетливая тенденция к ускорению их трансформации. Это, по-
видимому, объясняется развертывающимися и углубляющимися процессами
глобализации, интеграции и интернационализации, ликвидацией или снижением
барьеров для трансграничного движения людских ресурсов.
Смена экономических моделей - процесс более глубокий и менее подвижный,
чем простая конъюнктурная перемена состояния рынка даже происходящая на
длительных временных промежутках. Она знаменует некие необратимые
изменения, новые мирохозяйственные реалии, фиксируемые в новом контексте
отношений между участниками международного разделения труда.
Современный этап развития мировой экономики и международных отношений
характеризуется завершением перехода от моноцентричной к полицентричной
модели мира. Последовательный распад на протяжении второй половины ХХ века
устоявшихся экономических систем (колониальная система, мировая система
социализма, однополярная неоконсервативная модель Вашингтонского
консенсуса, воцарившаяся после распада СССР) сопровождались чередой
локальных и крупных региональных войн, вооруженных конфликтов и
экономических потрясений. Апогееем последних стал глобальный финансово-
экономический кризис 2008-2012 гг. и затянувшийся период экономической и
политической нестабильности в мире.
Самым важным изменением в существовавшей экономической модели мира стало
возвышение крупных развивающихся государств (РС)[?].
В 1990-2010 гг. темпы прироста ВВП РС в среднем превышали 5-6%, что было
вдвое выше, чем в развитых странах. В 2010 г. в РС было произведено более
45% мирового ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности. Доля
РС в мировом импорте к 2010 г. возросла до 38%, а в экспорте - превысила
40%. При этом постоянно как в абсолютном, так и в относительном значении
росла торговля между самими развивающимися странами (43% внешнеторгового
оборота в 2010 г.).
Удельный вес РС в экспорте промышленной продукции вырос с 12% в 1960 г.
до 70% в 2010 г., а доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в РС
увеличилась с 26,8% в 2007 г. до 45% в 2010 г. В 2008 г. объем ПИИ в РС
достиг рекордной величины - 630 млрд долл. Правда в 2009 г. в результате
кризиса он упал до 478 млрд долл., т.е. в 1,3 раза, однако глубина падения
была ниже, чем у мира в целом - в 1,6 раза. Возрастает роль РС как
экспортеров капитала. В 1985 г. доля ПИИ из РС не превышала 6% мировых (3
млрд долл.), а в 2010 г. данный индикатор составил уже 21% (230 млрд
долл.). Еще одним свидетельством возвышения РС служит ускоренный рост
местных ТНК. Так в 1995 г. лишь 1,1% внешних активов 2500 крупнейших ТНК
приходилось на РС, а 2010 г. данный показатель достиг уже 10%. Даже по
такому показателю как производительность труда, разрыв между развитыми и
развивающимися государствами хотя и остается существенным, но имеет
тенденцию к сокращению. В ближайшие годы темпы прироста данного индикатора
в развивающихся странах будут, по меньшей мере, вдвое превышать аналогичные
показатели в развитых государствах[?].
Согласно прогнозам Института мировой экономики и международных отношений
РАН (ИМЭМО), уже в 2010 г. совокупный ВВП развивающихся стран, рассчитанный
по паритету покупательной способности (ППС), превысил аналогичный
показатель по развитым государствам[?]. Как прогнозирует экономист С.
Понсе, в 2025 г. ВВП развивающегося мира составит 68 трлн долл. (в ценах и
по ППС 2000 г.), в то время как развитых - 54,3 трлн долл., а в 2050 г. ВВП
развивающихся стран превысит ВВП развитых стран на 85%, составив
соответственно 160 и 86,6 трлн долл.[?]
В начале XXI в. под влиянием динамично развивающихся Китая и Индии регион
Восточной и Южной Азии превратился в новый полюс роста мировой экономики.
Как отмечали авторы прогноза ИМЭМО, именно эти страны станут новыми
лидерами глобализации, внося основной вклад в высокую мировую динамику, что
ставит под вопрос безусловное доминирование прежнего лидера.[?]
Возвышение ряда развивающихся государств ведет к формированию новых
правил игры на мировом экономическом пространстве, так как обусловливает:
? постепенную смену территориального размещения мирового производства;
? изменение его структуры;
? трансформацию мировой торговли;
? эволюцию направленности, масштабов и характера мировых финансовых
потоков;
? смену модели мирового потребления;
? изменение качества и структуры мирового рынка труда.
В новых условиях роль развивающихся государств в мировой экономике
постоянно растет. В то же время разрыв между развитыми странами и мировой
периферией по такому показателю, как доход на душу населения, продолжает
увеличиваться.
И здесь наступает важнейший качественный сдвиг в экономической модели
мира. В ближайшие тридцать лет может случиться так, что впервые в новой и
новейшей истории крупнейшие экономики мира не будут, с точки зрения
подушевых показателей, одновременно и самыми богатыми. Отсюда проистекают
два ключевых императива времени. Во-первых, мировому бизнесу придется во
многом менять господствующие деловые стратегии и адаптироваться к
потребностям менее зажиточных, но более многочисленных потребителей. Во-
вторых, социальная и политическая нестабильность в мире будет постоянно
возрастать, так как, с одной стороны, при недостаточно социально
ориентированной политике в развивающихся странах там будет расти протестный
потенциал, а, с другой, развитые страны в попытке искусственно сохранить
свои лидирующие позиции будут применять не постепенно ускользающие из их
рук экономические рычаги, а внеэкономические методы, в том числе
использовать все еще находящиеся в их руках институциональные, военные и
политические структуры. И события на Ближнем Востоке и в Северной Африке -
яркий тому пример.
Африка, как правило, не фигурирует в числе фаворитов прогнозных сценариев
развития мировой экономики ХХI века. Большинство прогнозов касаются
африканских проблем и роли континента в развитии глобальных экономических
сценариев лишь походя. Глазами западных исследователей, Африка представляет
собой не более чем источник сырья и объект для гуманитарных миссий и
интервенций, которые также следует предпринимать лишь для того, чтобы не
допустить распространения эффекта нестабильности в другие страт