Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ssau.ru/resources/ump/kruglov/1/
Дата изменения: Fri Apr 10 15:00:00 2015
Дата индексирования: Mon Apr 11 03:03:37 2016
Кодировка: Windows-1251
Постановка задачи проектирования механических систем
Новости

Постановка задачи проектирования механических систем

  1. Постановка задачи проектирования механических систем
    1. Назначение систем и общие требования к ним
    2. Механические системы ракетно-космической техники предназначены, как правило, для выполнения определенных механических операций на различных этапах полета ракетно-космических аппаратов и обеспечения функциональной работоспособности конструкции.

      Такими системами, например, являются различные системы отделения (разделения), системы автоматической стыковки, мягкой посадки и системы раскрытия различных подвижных конструкций.

      Рассмотрим особенности каждой из указанных систем.

      Системы отделения предназначены для отделения элементов конструкции летательного аппарата, которые или исчерпали свой энергетический ресурс (ускорители, отработавшие ступени ракеты-носителя (РН)) или их функционирование в составе летательного аппарата (ЛА) закончено (головные обтекатели, светозащитные устройства, солнечные батареи, спускаемые малогабаритные капсулы и т. д.).

      Системы этого класса отличаются большим разнообразием по своему конструктивному построению и работают практически на всех этапах полета ЛА: на активном участке выведения, рабочей орбите, участке спуска и посадки ЛА.

      Основными требованиями к этим системам являются высокая надежность срабатывания (это требование является общим для всех классов механических систем), быстродействие, безударность как на 'ближнем' участке расхождения разделяемых блоков, так и на 'дальнем' участке (это относится к системе отделения нескольких КА от базового орбитального модуля или от последней ступени РН), минимальность импульсных нагрузок и угловых возмущений на разделяемые блоки [18].

      Стыковочные устройства служат для поглощения относительной кинетической энергии космических аппаратов при их механическом соединении в единый функциональный блок и работают на орбитальном участке полета. Здесь помимо высокой надежности срабатывания систем, должны обеспечиваться требования по ударным нагрузкам и кинематическим параметрам при фиксации. [9]

      Системы мягкой посадки работают на участке непосредственного контакта ЛА с посадочной поверхностью и предназначены для гашения кинетической энергии ЛА и обеспечения его устойчивого к опрокидыванию положения при посадке на поверхность. Основными требованиями являются ограничения на тягу и время работы тормозного двигателя, ограничения на продольные и поперечные перегрузки в ряде ответственных точек конструкции, жесткость пружин, геометрические характеристики опорных стоек посадочного устройства. [4]

      Задачей, решаемой системами раскрытия, является обеспечение конструктивной конфигурации ЛА путем приведения в свое рабочее состояние таких конструкций как складывающиеся солнечные батареи, аэродинамические стабилизаторы и щитки, раскрываемые антенны и штанги с установленными на них приборами. Одни из конструкций на участке выведения ЛА на орбиту крепятся на несущей части ЛА, а затем в определенные моменты времени автоматически освобождаются и с помощью энергетических приводов приводятся в заданное рабочее положение с последующей фиксацией. Другие конструкции, например, аэродинамические стабилизаторы, входящие функционально в систему аварийного спасения экипажа пилотируемого ЛА могут быть раскрыты на атмосферном участке выведения при возникновении возможной аварийной ситуации. [18]

      Основными техническими требованиями к системам этого класса являются требования по быстродействию срабатывания, перегрузкам в различных сечениях раскрывающихся конструкций, угловым скоростям в момент фиксации в рабочем положении, очередность фиксации в шарнирах и др.

      Необходимо отметить, что отказ в работе любого элемента механической системы или неправильный выбор их кинематических или динамических параметров ведет либо к нарушению нормального функционирования ЛА в целом, либо к невыполнению задачи.

      В связи с этим, вопросу проектирования механических систем, исследованию динамики их функционирования уделяется особое внимание в общем цикле проектирования.

    3. Формулировка задачи аналитического проектирования систем

    Проектирование механических систем, как правило, является заключительным этапом проектирования ЛА, когда его конструктивно-структурная схема уже выбрана, рассчитана на все случаи нагружения, кроме случая работы этих систем.

    Например, так обстоит дело с раскрывающимися антеннами, панелями солнечных батарей, раскрывающимися стабилизаторами и т. д. Исходя из этого и формируются основные требования к системам их раскрытия - это ограничения на время раскрытия, нагрузки (перегрузки), требование надежности фиксаций, последовательности фиксаций (для панелей солнечных батарей) и т. п.

    На практике эти требования задаются в виде ограничений. Некоторые из них определяются несущей способностью раскрывающихся конструкций, полученной в результате проведения серии оценочных расчетов.

    Ограничения представляются в виде математических неравенств и указывается в технических условиях (ТУ) проекта системы.

    Функционирование механических систем описывается дифференциальными уравнениями. Ими, например, могут быть системы дифференциальных уравнений в обычных производных при описании кинематической картины срабатывания систем, или в частных производных при определении нагружения в интересующих сечениях конструкции. Поскольку уравнения включают в себя управляющие параметры или функции, исследование срабатывания систем с математической точки зрения сводится к решению задач управления.

    При исследовании поведения управляемой системы возникают две задачи: анализ и синтез системы. Более простой из них является задача анализа. Обычно она сводится к составлению решения дифференциальных уравнений, которые описывают поведение данной системы при различных управляющих переменных и анализу приемлемости характеристик системы.

    Таких характеристик может быть довольно много, поэтому обычно рассматриваются основные, главные с точки зрения исследователя.

    Задача синтеза является обратной по отношению к задаче анализа и формулируется следующим образом: задаются определенные условия и ограничения, стесняющие поведение системы, и требуется построить систему или процесс, удовлетворяющий этим заранее заданным условиям и ограничениям. После построения системы необходимо проанализировать ее поведение.

    Одним из наиболее часто применяемых на практике методов исследования механической системы является метод перебора и анализа при различных значениях управляющих переменных и выбор тех из них, при которых поведение системы можно считать удовлетворительным. Недостатком такого метода перебора (при наличии сравнительно большого числа управляющих переменных) является практическая неосуществимость перебора всех вариантов и возможность упущения наиболее характерных случаев.

    Наиболее эффективным методом является метод с использованием аппарата оптимизации.

    При проектировании механических систем возникает, по крайней мере, две основные задачи.

    Первая заключается в том, что часто бывает необходимым улучшить уже реально существующую конструкцию систем с целью получения систем, обладающих лучшими свойствами, под улучшением понимается ужесточение одного или сразу нескольких показателей систем, например, уменьшение времени раскрытия стабилизатора на величину Dt. В технических условиях улучшенного проекта эти требования естественно записать в виде неравенства: , где - время для существующей системы. Задача будет заключаться в отыскании таких характеристик системы, чтобы наряду с существующими требованиями технических условий выполнялось и эти требования.

    Вторая задача заключается в разработке системы для вновь создаваемого ЛА, не имеющей прототипа. Здесь уже необходимо найти такие конструктивные характеристики системы, чтобы в рамках выбранной структуры и принципа действия она обладала заданными свойствами.

    В этом случае технические условия также задаются в виде неравенств, ограничивающих значения технических показателей системы.

    Часть неравенств или все могут быть как односторонними, так и двухсторонними. Все зависит от конкретного физического смысла этих неравенств. Например, ограничение по перегрузке в момент фиксации панелей солнечных батарей записывается в виде одностороннего неравенства, а по величине угловой скорости в момент фиксации в виде двухстороннего.

    Технические показатели системы - время раскрытия, угловую скорость, перегрузку, и т. п. называют критериями , а ограничения на них в общем случае имеют вид:

    , где - заданные в технических условиях предельно-допустимые значения этих критериев.

    Величины критериев зависят от геометрических и энергетических характеристик систем, например от начального усилия и жесткости пружин, мест их установки, характера изменения площади дроссельной щели гидравлического демпфирующего устройства и т. п. Эти характеристики называют управляющими переменными, а вектор, составленный из компонент управляющих переменных, вектором управления.

    На практике управляющие переменные выбираются не произвольно, а из некоторого допустимого множества, определяемого конструктивно-технологическими ограничениями. Общая запись ограничений может быть представлена в виде: r, где Ur - допустимая область.

    Задача проектирования системы имеет простую геометрическую интерпретацию. Введем понятие пространства критериев и управлений: , ,

    где - размерность соответствующего пространства, т. е. число критериев и компонент управления.

    Каждая точка пространства управления отображается в определенную точку пространства критериев, а все множество пространства управления отображается в некоторое множество пространства критериев. Для пространства размерности 2 () геометрическая картина имеет вид представленный на рис. 1.

    Рис. 1.

    Область W* получается пересечением области критериев с областью ограниченной гиперпараллепипедом конструктивных ограничений (в общем случае) и есть область допустимых решений задачи проектирования механической системы. Эта область является отображением некоторого подмножества u* из допустимого множества Ur. Задача заключается в отыскании любой точки из u*.

    Необходимо отметить, что в такой постановке задача не оптимизационная, так как в ней нет оптимизируемого критерия. Это задача управления, целью которой является достижение любой точки из допустимого множества критериев. Задачу в такой постановке будем называть задачей аналитического проектирования.

    Термин аналитическое означает, что рассматриваются механические системы, описываемые аналитически равенствами и неравенствами.

    Целью проектирования системы является решение конкретной инженерной задачи, модель которой представлена математически. При этом необходимо учесть следующие обстоятельства.

    Во-первых, очевидно, что в реальных условиях работы системы могут быть всякого рода случайные отклонения параметров, влияющих на работу системы и не предусмотренные моделью.

    Во-вторых, ограничения, заданные в технических условиях являются ресурсными ограничениями, нарушение которых не допускается даже в незначительной степени во избежание нерасчетных режимов работы, как самой системы, так и в целом КА.

    В-третьих, система в дальнейшем может заимствоваться на различные модификации КА с незначительными отличиями в условиях эксплуатации.

    Эти обстоятельства приводят к совершенно естественному стремлению получить, если окажется, что имеется принципиальная возможность, такие конструктивные параметры системы при которых обеспечивается выполнение требований технических условий с возможно большими запасами.

    Наличие таких запасов создает определенную гарантию того, что введение некоторых упрощений в математическую модель задачи, технологические отклонения конструктивных параметров системы и возможные отклонения режимов функционирования в реальных условиях не вызовут нарушений заданных ограничений при практическом применении системы с конструктивными характеристиками, полученными по результатам решения математической задачи.

    Получение решения с определенными запасами выполнения требований технических условий необходимо также и из следующих соображений. Обычно, при проектировании механической системы из-за излишней громоздкости аналитического представления массы системы в функции искомых управлений, этот критерий в задачу не вводится. Однако, масса системы является одной из важнейших характеристик и в результате проектирования должен быть найден вариант системы, удовлетворяющий ограничению по массе. Поэтому, контроль массы можно осуществлять косвенно. Если в результате решения задачи будет получен вариант с достаточно большими запасами по требованиям технических условий, то некоторую долю запаса можно рассматривать как резерв, который в случае необходимости можно использовать для улучшения массовой характеристики системы и силового воздействия на конструкцию элементов системы и КА.

    С учетом сказанного, решение задачи проектирования механической системы целесообразно производить поэтапно. На первом этапе определяется принципиальная возможность существования решения задачи, на втором - отыскивается решение с возможно большими запасами.

    В своем большинстве, проектируемые механические системы относятся к сложным многокритериальным системам, что предполагает при их решении использование математического аппарата теории управления. Универсального общего "рецепта" их решения не существует. Некоторые задачи могут быть сведены к оптимизационным. Каждая задача, как показывает практика, требует своего индивидуального подхода.


    ї Самарский государственный аэрокосмический университет, 2000-2002
    Воспроизведение материалов только с согласия авторов






    Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Содержание Интернет-портала СГАУ:
тел. +7 (846) 267-45-60,
e-mail: webmaster@ssau.ru
Центр по связям с общественностью
Тел.: (846) 267-44-99
e-mail: pr@ssau.ru
Работа электронной почты и беспроводных сетей:
тел.: +7 (846) 267-48-21,
e-mail: tech@ssau.ru
Работа корпоративной сети университета:
тел. +7 (846) 267-44-35,
e-mail: tech@ssau.ru
Система Orphus