Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ssau.ru/files/resources/sotrudniki/sosnina/magaz/4.doc
Дата изменения: Mon Oct 13 16:30:22 2014
Дата индексирования: Mon Apr 11 04:05:07 2016
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: внешние планеты

Аналитическая записка для комиссии по вопросам экономики,
промышленности, сельского хозяйства и предпринимательства
общественной палаты Самарской области


Реформирование экономики и всей общественной системы во многом
подорвали позиции России в Мировом сообществе. Особую тревогу вызывает
продовольственный аспект национальной безопасности России. Это обусловлено,
с одной стороны, приоритетным значением самой продовольственной сферы,
непосредственно затрагивающей самые насущные интересы людей и призванной
удовлетворять первейшие, каждодневные жизненные потребности граждан
независимо от их социального и материального положения, с другой, -
значительным ухудшением за последние два десятилетия продовольственного
обеспечения как в количественном, так и (особенно важно ! ) в качественном
отношениях.

I
Информация к размышлению

По мнению экспертов ФАО (ООН) состояние
продовольственной безопасности оценивается двумя
показателями:
- размер запасов зерна, хранящегося до уборки
следующего урожая (минимальным считается 60-дневный
запас, т.е. 17-20%, всего потребляемого зерна за
год);
- среднедушевое потребление зерна ( «у них» - это
1150 кг, «у нас» - 700-800 кг), и это при условии,
что хлеб и хлебопродукты у большинства россиян
остаются основными в рационе питания.

Неоправданно поспешное во времени и чрезмерное по масштабам открытие
продовольственного рынка страны для импорта привело к тому, что
отечественное сельское хозяйство оказалось неспособным сегодня
удовлетворить даже резко сократившийся платежеспособный спрос населения на
продукты питания.
Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и
перерабатывающей промышленности. Последние используют импортное сырье,
объемы поставок которого растут быстрее, чем внутреннее производство.
По отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция
российских товаропроизводителей оказывается заведомо неконкурентоспособной
и вытесняется с внутреннего рынка. Общий объем импорта продовольственных
товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с
2000 годом увеличился в 2,9 раза. Особенно высока доля импортного продукта
на рынке мяса и молока.

Информация к размышлению

Доля импорта продовольствия в России составляет 40-
60%. Критическим для безопасности страны является
уровень до 30%.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие
условий для альтернативной занятости на селе является причиной обострения
социальных проблем: около 60% сельских жителей имеют средний денежный
доход, а 35% - доход ниже прожиточного минимума. Деревня наша опять
выполняет функции «донора»!
И еще одно обстоятельство, пожалуй, самое важное по сути - если речь
идет о самодостаточности России как суверенного государства - аграрные
территории являются национальным культурным ландшафтом, носителем истории,
культуры, народных традиций, уклада жизни нации, которые подрывались с
незапамятных времен.
Вывод первый. Сегодня актуально преодоление сложившихся в ходе реформ
негативных тенденций при одновременном решении комплекса качественно новых
задач, что нашло отражение в официальных документах Российской Федерации.
Разработана «Доктрина продовольственной безопасности», в соответствии со
статьей ФЗ «О развитии сельского хозяйства (2006 г.) принята
государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012
годы; планируется до 2010 года рассмотреть и утвердить технический
регламент пищевых продуктов; в соответствии с курсом на долгосрочное
социально-экономическое развитие РФ предложена «Концепция устойчивого
развития сельских территорий РФ на период до 2020 года»; принята к
исполнению приоритетная программа «Развитие АПК».

II

Анализ программных документов дает основание для вывода, что
важнейшая для перспектив аграрной сферы экологическая составляющая не дана
в «надлежащем формате». Ситуация же может быть решена с положительным
результатом только с учетом экологизации сельскохозяйственного производства
страны.
Основания?
1. Рост потребности в производстве экологически чистой продукции
приобретает устойчивую тенденцию к ускорению и признан одним из основных
условий сохранения здоровья социума.
В последние два десятилетия мировой рынок экологически чистых
продуктов питания (далее - ЭЧП) бурно развивается и становится популярной
альтернативой потреблению вредных и экологически небезопасных продуктов. В
2003 году его мировой объем составил 25 млрд. долларов, ежегодные темпы
роста в развитых странах составляют 20-30%. Основные причины этого явления
кроются в следующем:
- 1) экологические пищевые кризисы последнего десятилетия (эпидемия
коровьего бешенства, эпидемия ящера, свиной грипп и др. и рост недоверия к
обычным продуктам;
- 2) общественные волнения по поводу вреда генно-модифицированных
компонентов, содержащихся в продуктах питания.

Информация к
размышлению

Непредсказуемость последствий употребления в
пищу генетически модифицированных продуктов имела
следствием введение запрета на ввоз ГМ-товаров в ЕС.
Против ГМ- продукции высказываются крупнейшие ученые
и политики.
Кроме генетически модифицированных продуктов
существует множество опасных для здоровья и жизни
веществ, которые в развитых странах давно запрещены.
Известно, что одна и та же компания может
производить три категории одного и того же продукта:
А. для внутреннего потребления;
Б. для экспорта в развитые государства;
В. для вывоза в развивающиеся страны, в том
числе Россию.
Производство продукции третьего типа развернуто
в Израиле, Турции, Голландии, Австрии, Германии,
Филиппинах, Мальте, Пуэрто-Рико, Марокко, Сенегале,
Багамах, Кении, Швейцарии, ЮАР, Кипре. На таких
продуктах ставится спецмаркировка, которая указывает
, что товар произведен с использованием опасных для
человека консервантов (буква Е и трехзначная цифра -
см. приложение). Например , кока-кола, маргарин,
произведенные в Голландии и Германии и поставленные в
страны СНГ , содержат эмульгатор Е 330, провоцируя
онкозаболевания.
Правительства развитых стран активно
поддерживают экопроизводство, так как оно
способствует укреплению внутреннего рынка, увеличению
экспорта и помогает решить экономические и
экологические проблемы. Сегодня 32 страны имеют
утвержденные стандарты на экологически чистую
продукцию, 9 стран занимаются внедрением стандартов,
15 стран - разрабатывают такие стандарты. Мировой
опыт показывает, что государство поддерживает тот или
иной проект только тогда, когда он начинает приносить
деньги, становится частью экономики. Показательна в
этом плане история формирования и стандартизации
рынка ЭЧП в США.
Идея экологически чистых продуктов родилась там
в 60-х годах. Изначально это была своего рода
антикультура, протест против загрязнения планеты,
злоупотребления природой. Продавцов и покупателей не
понимали, считали «помешанными» на своем здоровье.
Ассортимент ЭЧП был небольшим, цены очень высокими,
купить их можно было в редких специализированных
магазинах. Но постепенно все больше людей начинали
чувствовать, что обычные продукты не только не
приносят пользу, но и могут навредить. Огромное
количество консервантов и химии, содержащихся в
большинстве продуктов, приводило к болезням, снижению
иммунитета. Так, «зеленая волна» докатилась до
потребительских масс. Люди обратили внимание на ЭЧП
и стали заходить в органические магазины. Крупные
супермаркеты и компании, ранее отвергавшие органику,
увидели в ней огромный потенциал и прибыль. Мелкие
фермерские хозяйства, занимавшиеся выращиванием ЭЧП,
стали расширяться и превращаться в крупные компании.
И только в тот момент, когда крупный бизнес и
государство почувствовали перспективы рынка ЭЧП, был
поднят вопрос об их стандартизации. Она прошла
следующие основные этапы:
- 1989-1990 годы - волна обострения беспокойства
о безопасности продуктов питания привела к идее
создания единых национальных стандартов на органику;
- 1990 год - создание ряда государственных и
публичных организаций, призванных разработать единые
национальные стандарты на основе опроса общественного
мнения и уже существующих, но разрозненных правил;
- 1990-1997 годы - идет разработка единых
национальных стандартов;
- 1997-1998 годы - Департамент аграрной
промышленности США (ДАП) предлагает к публичному
обсуждению первый проект единых национальных
стандартов на органику;
- май 1998 года - ДАП США соглашается ввести
запрет на использование генетически модификационных
компонентов;
- март-июнь 2000 года - обсуждается
окончательный вариант национальных стандартов на
органику;
- 21.04. 2001 - 21.10. 2002 - приняты и внедрены
национальные стандарты на органику.
Содержание национальных американских стандартов
на органику включает запреты:
- на использование искусственно созданных
химических удобрений;
- на применение генетически модификационных
технологий;
- на употребление стимуляторов роста,
антибиотиков и гормональных препаратов, а также
использование кормов, созданных не на основе
органики.
Параллельно с началом работы закона о
Национальных Стандартах была внедрена обязательная
сертификация, направленная на то, чтобы производители
и продавцы органики четко следовали национальным
стандартам, - ни один не прошедший сертификацию
продукт получал лэйбл «organic».
Была принята четкая классификация ЭЧП, которую
целесообразно принять за основу и в России:
А. Natural Products (NP) - продукты, состоящие
полностью или, по крайне мере, большей частью из
ингредиентов природного происхождения, с минимальным
количеством химических веществ, искусственных
наполнителей и пр. Натуральные продукты включают в
себя, прежде всего, Organic Products (OP). По-русски
их правильнее будет называть «экологически чистые
продукты», ЭЧП - это продукты, выращенные на
специально очищенной земле, без применения химических
препаратов, с использованием лишь таких удобрений,
как навоз, компост и др.
Б. Functional Foods (FF) - продукты с
искусственным добавлением полезных веществ,
повышающих защитные функции организма (например,
апельсиновый сок с добавлением эхинацеи).
В. Nutraceuticals - специальные добавки к пище,
повышающие ее питательность, например, витамины. Они
обязательно должны быть натурального происхождения.
Большинство из них - экстракты из различных растений.
Следует также добавить, что органика - это не
только продукты питания, а целый спектр товаров,
таких как косметика, одежда, предметы гигиены. В
настоящее время Торговая ассоциация США по органике
занимается разработкой новых стандартов для этих
групп товаров.
Сертификат должны получить все, кто принимает
участие в выращивании, изготовлении и подготовке к
продаже органической продукции. То есть это не только
производители, но и люди, занимающиеся получением,
доставкой, обработкой, упаковкой и хранением
органики.
Внедрение стандартов положительно сказалось на
всей экологической индустрии в США. Их наличие
способствовало более свободному импорту и экспорту
товаров, что принесло дополнительные средства в
бюджет и позволило расширить рынок сбыта. Кроме того,
потребители стали обращать меньше внимания на высокие
цены на органику, так как теперь они могут быть
уверены в том, что получают именно то, за что
платят.
Индустрия ЭЧП превратилась в бизнес, приносящий
хорошую прибыль. За последние 10 лет этот рынок
увеличивался ежегодно на 20-25%. В 2002 году продажи
ЭЧП составили 11,7 млрд.долл., или 1,8% от общего
объема рынка продуктов питания в США.
Ассортимент ЭЧП, представленный в обычных
американских магазинах, составляет около 400
наименований. Индустрия органики предлагает
альтернативу практически каждому продукту,
представленному на традиционном рынке. Наиболее
популярны следующие категории:
- кофе, чай, фрукты и
овощи в свежем и в обработанном виде; некоторые
специи, сухофрукты и орехи;
- сезонные продукты - свежие фрукты и овощи,
пользующиеся повышенным спросом в определенные
периоды года;
- экологически чистые заменители традиционных
продуктов: хлебобулочные изделия, молочная и
мясная продукция, экологически чистые напитки и
вина и т.д.;
- экологические чистые продукты для детей
(детское питание, каши и т.д.);
- экологически чистые одежда и косметика.
Каждая группа ЭЧП стремительно растет:
замороженные продукты, полуфабрикаты и готовая еда
- на 39%, в год, детское питание - 38%,
хлебобулочные продукты и хлопья - 37%, молочные и
мясные продукты - 36% и 30% соответственно.
Основными каналами продаж ЭЧП в США являются
специализированные магазины, традиционные магазины
и сельскохозяйственные рынки.

В общих чертах американский опыт пересекается с опытом европейских
государств активно развивающих рынок ЭЧП (Германия, Швейцария, Дания и др.)
Для всех этих стран характерна одна и та же особенность - ориентация на
стимулирование внутреннего рынка ЭЧП.
2. У России есть основания для того, чтобы превратиться в поставщика
ЭЧП, занять свою нишу в мировом аграрном рынке и производить
сельскохозяйственные товары в соответствии с международными экостандартами:

Это объяснимо по следующим причинам:
А. Отдельные российские культуры слабо
культивируются на Западе или не выращиваются
вовсе, а некоторые отечественные - к примеру,
дикорастущие ягоды, грибы, кедровые орехи,
лекарственные растения - просто не имеют мировых
аналогов. По оценкам экспертов, развитие
российской индустрии экологически чистого
сельского хозяйства перспективно в таких
направлениях, как экологическое растениеводство,
семеноводство, производство технических культур и
рынок дикоросов.
Б. Более жесткие, чем на Западе,
государственные стандарты для обычных российских
продуктов. Количество минеральных и органических
удобрений, используемых в нашей стране, в десятки
раз меньше, чем во многих развитых странах, к
примеру, в 11 раз меньше, чем в США, в 23 раза
меньше, чем в Китае. Кроме того, в России
используется гораздо меньше средств химической
защиты от различных вредителей и болезней на
полях. В данном случае этот факт приобретает
положительное значение: в отечественных продуктах
питания гораздо меньше химии, нежели в импортных,
что делает их более желанными как на внутреннем
российском рынке, так и на международном.
В. Огромные запасы земель в России: внедрение
экологических систем нужно осуществлять на
огромных площадях, согласуя процесс с большим
количеством мелких собственников. Устойчивость
экосистем как раз и определяется разнообразием
биологических видов и площадью территории. Чем
больше территория, чем разнообразнее флора и
фауна, тем устойчивее система к вредным
воздействиям антропогенного и техногенного
фактора.
В 2002 году Комитетом Совета Федерации по
аграрно-продовольственной политике был проведен
опрос 332 российских сельхозпредприятий. Его
результаты:
- 1% хозяйств никогда не применяли химических
пестицидов и минеральных удобрений;
- 53% хозяйств пытались внедрять экологически
чистые технологии;
- 62% хозяйств считают, что в России нет рынка
сбыта для ЭЧП;
- 72% хозяйств считают, что они уже используют
экологические чистые технологии;
- 89% производителей утверждают, что им
потребуется сертификация для производства
экологически чистой продукции;
61% производителей уверены, что затраты на
производство снизятся при использовании
экологического метода;
- 36% респондентов считают, что экологически
чистое производство обеспечивает быстрое получение
прибыли;
-50% опрошенных готовы начать экологически
чистое производство.

3. Производство ЭЧП в России может стать реальным фактом при условии
осознания необходимости решения проблем, связанных с экологизацией
аграрного сектора экономики и принятия мер законодательного порядка,
делающих ситуацию необратимой.

Пока Россия является аутсайдером на рынке ЭЧП.

Рассматривая российский рынок ЭЧП, целесообразно
изначально разделить его на внутренний и внешний
рынки. На первоначальном этапе развития нашего
внутреннего рынка отчетливо проявился импортный
характер и доминирование зарубежных игроков,
которые предлагали группу ЭЧП премиум-класса при
высоким ценам. Немногочисленные российские
производители ЭЧП, наоборот, в основном занимались
экспортом продукции за рубеж. Корни сложившейся
ситуации необходимо искать в недавнем нашем
прошлом.
Экологическое земледелие в России берет свое
начало с 1989 года, когда была запущена
Всесоюзная программа «Альтернативное сельское
хозяйство». За два года программа принесла
международную сертификацию ряду хозяйств, но
процесс закончился полным крахом, так как рынок не
был готов к приему такой продукции.
В 1994 году был открыт экспорт экологически
чистой сертифицированной гречихи в Европу, а с
1995 года функционирует завод по переработке
органики в Калужской области. Сейчас можно твердо
сказать, что в России уже есть
сельхозпроизводители, заинтересованные в
экологическом способе ведения хозяйства. Ряд
хозяйств в Тульской, Орловской, Новгородской,
Омской, Псковской, Курской, Владимирской,
Оренбургской, Ярославской, Пензенской, Московской
областях, Ставропольском крае и другие уже
перешли на этот вид производства. Северные
российские предприниматели экспортируют
дикорастущие ягоды. С запада России и Украины
поставляются в Венгрию экологически чистые фрукты,
в основном яблоки, для заводов детского питания
Hipp. Также поставляются в европейские
супермаркеты красная икра, форель.
Однако, экспортировать ЭЧП за рубеж можно только
после прохождения международной сертификации.
Оптимальным в этом отношении является опыт
Калининградской области, где принят закон «Об
основах экологической политики», создан фонд на
сумму около 4 млн.долл. для финансирования
развития экоагропроизводства. Также налажена
ежегодная поставка импортной сельхозтехники,
заключен ряд соглашений с Германией, в рамках
которых проводятся различные образовательные
программы для будущих производителей экологической
сельхозпродукции, запущен пилотный проект с
бюджетом 500 тыс. евро по внедрению норм и правил
экологического сельского хозяйства.
Говоря об экологизации агросектора необходимо
помнить и о проблемах:
1. Дороговизне экологических проектов. Четыре
пилотных проекта, запущенных в Мичуринской и
Ростовской областях, выявили типичные для России
проблемы и размеры затрат. Основной и самой
дорогостоящей трудностью российских хозяйств
является отсутствие техники для внесения
сертифицированных удобрений, отсутствие
оборудования для механической прополки, систем
дождевания и т.д. Финансовые затраты, необходимые
для внедрения этих технологий, оцениваются в 200-
1000 долл. на 1 га для зерновых и в 5000-8000
долл. на 1 га для выращивания фруктов. Но подобное
производство считается весьма рентабельным, так
как предлагает более качественные товары и
гарантирует производителю более высокие цены на
реализацию.
2. Отсутствие сертифицированных земель
(составляет в РФ лишь 0,003% к площади всех земель
сельскохозяйственного назначения, общей площадью
406 млн.га). Их сертификация может занять около 4-
х лет только в том случае, если правильно ведется
история полей и имеется в наличии соответствующая
документация, химические показатели почвы
соответствуют допустимым уровням.
3. Увеличение временных затрат и издержек на
производство экологически чистой продукции,
которые в несколько раз превышают временные
затраты на производство обычной продукции.
Например, чтобы вырастить экологически чистую
пшеницу, потребуется два года, цыплят - 6 месяцев.
4. Предпродажная подготовка товара, его хранение
и отгрузка, так как объемы экологически чистой
продукции пока еще сравнительно небольшие,
необходимо гарантировать риски «совмещения» ее с
неорганической продукцией.
Но все же основными фактором, тормозящим
развитие данного рынка в России, является
отсутствие государственных стандартов на ЭЧП.
Необходимо создание и внедрение стандартов,
сертификация ЭЧП, в соответствии с международным
образцом. Отсутствие четкого определения понятия
«экологически чистый продукт» (органический или
биопродукт) и массовая несанкционированная
маркировка имеет следствием дискредитацию этого
понятия среди потребителей.

Вывод второй. Сегодня основной «опытной площадкой» для формирования
российского рынка ЭЧП стала Москва. Существует модель рынка ЭЧП. (См.
таблицу)
Маркетинговые возможности, открывающиеся для российских
предпринимателей в связи с рынком ЭЧП :
- расширение товарного ассортимента в
перспективном направлении.
- выход в новый развивающийся и высокодоходный
сегмент потребителей.
- освоение
свободного рыночного пространства.


- предложение уникальной отечественной
продукции, не имеющей аналогов на российском и
зарубежном рынках.
- получение международной сертификации и
упрощение выхода на емкий международный рынок ЭЧП.
Спрос на международном рынке ЭЧП превышает
предложение. Ни одна страна сегодня не может
обеспечить себя экопродукцией собственного
производства.
- хорошие стартовые возможности для
экоагропроизводства в России и, как следствие,
высокая конкурентоспособность российских ЭЧП на
международном рынке: низкая себестоимость, высокая
экологичность. Даже продукты традиционного
агропроизводства в России являются более
экологически приемлемыми, что обусловлено
отсутствием в их составе ГМ-компонентов, а также
более строгими, чем на Западе стандартами по
использованию неорганических удобрений.
- реальна возможность привлечения иностранных
партнеров и инвесторов в высокодоходные и
популярные на западе экопроекты.
- формирование благоприятного экологического
имиджа предприятия для властей и потребителей.


Таблица






















III

Можно ли наладить в Самарском регионе производство ЭЧП ?
Желательно ответить на поставленный вопрос утвердительно, учитывая,
что:
1. Признание статуса «органическое сельское хозяйство ассоциируется с
датой 6 июня 2003 года, когда в столице России состоялось первое заседание
координационного совета, посвященного этой проблеме. Суть: получение
урожаев без использования химических удобрений и пестицидов в
растениеводстве; искусственных кормов и добавок - в животноводстве. Есть
реальные положительные результаты, к которым стоит присмотреться - Литва,
где уже сертифицировано более 700 производителей ЭЧП. Среди них фермеры,
структуры-производители ингредиентов для экологических продуктов,
предприятия, занимающиеся переработкой, а также компании,
специализирующиеся на торговле ЭЧП. Сейчас в Литве функционируют 16
предприятий, перерабатывающих около 130 наименований ЭЧП (молоко, зерновые,
овощи и фрукты, ягоды и грибы, лесные и лекарственные растения).
Экологически чистые продукты можно купить как «со двора», так и в
спецмагазинах и больших супермаркетах.
Основной проблемой (вот бы нам такую!) является нехватка эко-
продуктов, спрос на них опережает предложение.
К 2010 году в Литве под агропроизводство будет отдано 15% земель.
Производство экопродукции применительно к Самарскому региону
целесообразно поощрять, прежде всего, в личных подсобных хозяйствах.1
Почему? Они уже обеспечивают население области картофелем (85%), овощами
(90%), плодами и ягодами (92%), мясом (60%), молоком (56%).
Необходимо создать условия для переориентации этих хозяйств на
«органическое земледелие и животноводство».
Нужна поддержка для приемки, транспортировки, хранения продукции,
организации торговли ею, обеспечение техникой.
Особую важность имеет научно-просветительская составляющая, СМИ.
«Дедовские приемы» сегодня нуждаются в коррекции. Наука - наиболее важный
компонент в органическом земледелии и животноводстве (необходимы элитные,
устойчивые сорта растений, селекция местных пород скота, птицы). Проблемы
есть и с идущей ускоренными темпами деградацией почв области. Потери гумуса
можно существенно уменьшить, хотя избежать полностью не удастся (данные
Волга НИИ гипрозем, ФГУСАС «Самарская», сельскохозяйственная академия).
Какие мероприятия можно считать первоочередными ?
1. Взвесить возможности переориентации сельского хозяйства на
производство экологически чистой продукции, в том числе и более высокую ее
себестоимость.
2. Выявить коллективные и индивидуальные хозяйства области, которые
уже работают в экологическом ключе, полагаясь «на свой страх и риск»
выращивают зерно, овощи, лекарственные растения.
3. Необходим целевой региональный заказ на составление экологически
ориентированных правовых актов (условия кредитования, налогообложения и
т.д.) на конкурсной основе с привлечением не только профессионалов юристов,
но и хозяйственников-практиков, ученых, общественности.
Обсуждение проектов экологизации сельского хозяйства надо проводить
гласно. Цель - поддержка всеми мерами производство экологически чистой
продукции.
4. Разработать экологические и санитарно-гигиенические стандарты для
продуктов питания силами региональных служб торговой и санитарной инспекции
с учетом мнения общественности(экологической, потребительской и т.д.)
Законодательно закрепить параметры стандартизации отечественной и импортной
продукции (последнее с целью защиты здоровья потребителей).
5. Целесообразно создать на уровне региона банк данных, используя
который, можно будет отслеживать мировые тенденции по производству
экологически чистой продукции с целью внедрения лучших технологий.
Все эти мероприятия безусловно нуждаются в идеологическом
обосновании. СМИ и система образования должны формировать экологический тип
мышления, пропагандировать преимущества «зеленого образа жизни» и «зеленого
бизнеса».
Вывод третий. Если подходить к проблеме экологизации аграрного
сектора серьезно, необходимо скоординировать усилия всех заинтересованных
звеньев для создания пилотного проекта «Экологизации малого бизнеса,
предпринимательства на селе, собственников садово-дачных участков».
Хочется надеяться, что Самарская область будет работать с учетом
требований времени и не упустит реальный шанс «работать на перспективу».

Приложение ?1

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ ПРОДУКТ - продукт, полностью удовлет воряющий условиям
и требованиям, установленным в соответствующем экологическом сертификате.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРТИФИКАТ - документ, выдаваемый государственными органами в
соответствии с правилами системы экологической сертификапции,
удостоверяющим соответствием определенным экологическим стандартам и
требованиям к готовой продукции, технологии ее производства и жизненного
цикла в целом.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ - количественный и качественный показатель природных
объектов, имеющий юридическую значимость.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС - сфера экономики, включающая: (!) предприятия,
обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство специального
оборудования, экологически чистых автомобилей, приборов для мониторинга,
службы экологической экспертизы); 2) предприятия с ресурсосберегающей
технологией; 3) предприятия, осуществляющие меры по благоустройству
окружающей среды (создание экологически благоустроенных мест в городе,
дизайн для учреждений и промпредприятий);4) учреждения, финансирующие
экологическое просвещение. Понятие «экобизнес» сформулировано в заявлении
(хартии) Кейданрэн - японской предпринимательской организацией.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА - присвоение экологического знака продукции,
обладающей определенными экологическими преимуществами перед аналогами в
пределах определенной группы экологической продукции. Целью экологической
маркировки является выделение продукции, которая на всех стадиях жизненного
цикла имеет меньшее воздействие на окружающую среду. Экологическая
маркировка подразделяется на три типа: 1 - присвоение экологического знака
по результатам экологической экспертизы третьей стороной; П - на основе
самодекларации соответствия продукции определенным экологическим
нормативам; Ш - сочетание типа I с определенной количественной информацией
о характеристиках экологичности на стадиях жизненного цикла изделия.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ - процесс последовательного внедрения идей сохранения природы
и устойчивой окружающей среды в сферах законодательства, управления,
разработки технологий, экономики, образования и т.д. Он означает не только
внедрение ресурсосберегающих технологий, очистных систем, принципа
«загрязняющий платит», но и, прежде всего, осознание конечности нашей
планеты, суши, океана, экологического пространства и естественной среды
существования, предела антропогенной деформации среды, за которым наступает
экологическая катастрофа и возникает проблема выживания человека как вида.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО - искусственное, техногенное создание природного
окружения с заранее заданными свойствами с целью получения в конечном итоге
новой земной среды, наиболее соответствующей потребностям человечества.

ЭКОПОЛИТИКА - 1) глобальная - проведение международно-правовых политических
и внешнеэкономических акций с учетом экологических ограничений в социально-
экономическом развитии, запасов имеющихся в мире природных ресурсов в их
распределении между странами; 2) государственная - социально-экономическая
политика, в том числе международная, построенная на понимании выигрышей и
недостатков, связанных с экологическим состоянием территории и акватории
(включая воздушное пространство стираны с учетом перспективного развития
хозяйства и изменение численности населения) и имеющихся в их пределах
природных ресурсов.

Приложение 2
Список запрещенных продуктов и степень опасности

Е102 - опасен
Е103 - запрещен
Е104 - сомнителен
Е105- запрещен
Е106 - опасен
Е110 - опасен
Е120- запрещен
Е122 - сомнителен
Е123 - очень опасен
Е124 - опасен
Е125 - запрещен
Е126 - запрещен
Е127 - опасен
Е130 - запрещен
Е131 - запрещен
Е141 - сомнителен
Е142 - канцероген
Е150 - сомнителен
Е151 - сомнителен
Е160А - опасен
Е161 - сомнителен
Е171 - сомнителен
Е173 - сомнителен
Е180 - сомнителен
Е191 - запрещен
Е210 - канцероген
Е215 - канцероген
Е220 - разрушает витамин В1
Е221 - нарушает пищеварение
Е224- нарушает пищеварение
Е226- нарушает пищеварение
Е230 -нарушает функции кожи
Е231- нарушает функции кожи
Е232- нарушает функции кожи
Е239- кацероген
Е240- сомнителен
Е241- сомнителен
Е250 - противопоказан при гипертонии
Е251- противопоказан при гипертонии
Е252- противопоказн при гипертонии
Е271- канцероген
Е311- вызывает сыпь
Е312- вызывает сыпь
Е320- содержит много холестерина
Е321- содержит много холестерина
Е330- канцероген
Е3380- нарушает пищеварение
Е340- нарушает пищеварение
Е341- нарушает пищеварение
Е407- нарушает пищеварение
Е450А - опасен
Е453- нарушает пищеварение
Е 455- нарушает пищеварение
Е456- нарушает пищеварение
Е461- нарушает пищеварение
Е462- нарушает пищеварение
Е463- нарушает пищеварение
Е465- нарушает пищеварение

Приложение 3
Использованные источники:

- Официальный Интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской
Федерации .- http:// www/ max.ru/documents
- Продовольственные и сельскохозяйственные Организации Объединенных Наций.-
http:// www.un.org/russuan/ecosoc/fao
- Международный договор о растительных генетических ресурсах для
производства продовольствия и ведения сельского хозяйства
- Горшков Д.В. Рынок экологически чистых продуктов: зарубежный опыт и
перспективы России // Маркетинг в России и за рубежом, 2004, ?2
- Материалы первой международной конференции «Экологическое сельское
хозяйство: зарубежный опыт и новые перспективы России.-М., 2004
- Исследование «Оценка потенциала российских сельскохозяйственных
предприятий для внедрения экологически чистых технологий.- Комитет Совета
Федерации по аграрно-продовольственной политике. Экорис.- НЭИ, 2002
- Елдышев Ю.Н. Станет ли Россия мировой житницей? // Экология и жизнь,
2004, ?4
- Кто в России отвечает за результаты реформ, за техническое регулирование
в продовольственной сфере ? //Стандарты и качество, 2009, ?2
- Емельянов А. Продовольственная безопасность страны: угроза и факторы
нейтрализации // Российский экономический журнал, 2003, ?7
- Сергеев А. Трансгены или органика ? // Экология и жизнь, 2005, ?6
- Самарский АПК. Ресурсное обеспечение сайта: региональная информационно-
консультационная служба «Самара-АРИС». Приоритетный национальный проект
«Развитие АПК».-
- Соснина Т.Н. Кластер «Экосельхозиндустрия»: анализ параметров.- сб.:
Окружающая среда для нас и будущих поколений.-Самара, 2008
- Соснина Т.Н., Боброва Н.А. Производство экологически чистой
продукции как стратегическая цель России // Волга-бизнес, октябрь 1999
- Соснина Т.Н. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере как
теоретической основе экологической стратегии социума Ноосфера, 2002, ?13
- Снакин В. Экология и охрана природы.-Словарь-справочник.-М., 2000
- Реймерс Н.Ф. Природопользование.-Словарь-справочник.-М., 1990
- Экологический энциклопедический словарь.- М., 1999.

Благодарю за внимание.






1 Об экологизации крупных и средних бизнес-структур следует говорить особо
(это не является предметом моего рассмотрения)

-----------------------
Специализация производства - экологическое сельское хозяйство:
. Биорастениеводство;
. Биоживотноводство;
. Использование биоресурсов дикой природы

Экологически ориентированный потребитель:
. Лояльность к отечественному экопродукту;
. Предпочтение продукции среднего ценового сегмента, баланс цены и
качества

Единая система сертификации и маркировки экопродукции, гармонизированная с
международными стандартами. Система стимулирования экопроизводителей.

Каналы сбыта продукции:
Внутренний рынок:
. Традиционные магазины - до 45% (выделение отделов и секций ЭЧП)
. Специализированные магазины (до 20%)
. с/х рынки, прямой сбыт (до 35%, преобладание несертифицированной, но
близкой к экологическому качеству продукции).
Внешний рынок: экспорт составляет до 50% всей произведенной продукции.
Маркетинг и продвижение продукции:
1 этап - популяризация категорий «эко», «био» как таковых; создание союзов
экопроизводителей;
2 этап - формирование российских экобрендов

Российский рынок экологически чистых продуктов