Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sm.bmstu.ru/sm75/history.html
Дата изменения: Mon Jul 1 14:38:34 2013
Дата индексирования: Thu Feb 27 19:00:07 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: южная атлантическая аномалия
75 лет факультету СМ

История и современность

  Весной 1938 года вышло Постановление Совнаркома СССР о создании в Краснознаменном Механико-машиностроительном институте (КМММИ), взамен Общетехнического факультета трех оборонных факультетов. Это были: 'Е' - артиллерийский, 'Н' - боеприпасов, 'О' - танковый. Этим постановлением упразднялся общетехнический факультет 'ОТ'. Организация подготовки инженеров по оборонным специальностям явилась естественной реакцией молодого Советского государства на обстановку в мире. Прошло 20 лет со дня окончания Первой мировой войны, после которой Россию сотрясала длительная и еще более опустошающая Гражданская война, протекавшая к тому же на фоне глобальной интервенции. Гигантская по своим масштабам война по-новому высветила проблемы производства вооружения для всех государств планеты и для России, с ее отличающейся идеологией в особенности. Производство собственного вооружения стало первоочередной задачей.

  Специальным постановлением ЦИК СССР, КМММИ возглавил группу из 16 опорных вузов машиностроительного профиля, и, бесспорно, был самым подходящим учебным заведением, для организации подготовки специалистов по оборонным специальностям.

  Великая Отечественная война (1941-1945 г.г.) прервала нормальный учебный процесс. Студенты 5-го курса, находившиеся на преддипломной практике, были оставлены на базах в качестве инженеров по специальности. Студенты 3-4 курсов ушли в народное ополчение и на оборонные предприятия, где работали и служили до конца войны. В начале октября 1941 года было принято постановлении об эвакуации МММИ им. Н.Э.Баумана в Ижевск, где продолжался учебный процесс студентов 1-2 курсов, на базе Ижевского механического техникума.

  После ВОВ произошло ряд переформирований оборонных факультетов.

  В 1959 году приказом по МВТУ ? 61/у от 24.04.59г., 4 мая 1959 года оборонные факультеты были объединены в единый факультет 'М' с названием 'Машиностроительный факультет'.

  В 1987 году в результате реорганизации, проводимой ректором Елисеевым А.С. в состав 'Машиностроительного факультета' влились кафедры К-1, К-2, К-3, с Конструкторско-механического факультета.

На сегодняшний день, в состав Факультета 'Специальное машиностроение' входят 13 кафедр:

    Кафедра СМ-1 - зав.каф. Лопота В.А.
    Кафедра СМ-2 - зав.каф. Леонов А.Г.
    Кафедра СМ-3 - зав.каф. Соловьев В.А.
    Кафедра СМ-4 - зав.каф. Селиванов В.В.
    Кафедра СМ-5 - зав.каф. Борзов А.Б.
    Кафедра СМ-6 - зав.каф. Зеленцов В.В.
    Кафедра СМ-7 - зав.каф. Рубцов И.В.
    Кафедра СМ-8 - зав.каф. Бармин И.В.
    Кафедра СМ-9 - зав.каф. Наумов В.Н.
    Кафедра СМ-10 - зав.каф. Котиев Г.О.
    Кафедра СМ-11 - зав.каф. Вельтищев В.В.
    Кафедра СМ-12 - зав.каф. Тарасов В.А.
    Кафедра СМ-13 - зав.каф. Резник С.В.

  Факультет 'Специальное машиностроение' один из ключевых факультетов МГТУ им. Н.Э.Баумана. Сложившийся за годы работы коллектив преподавателей включает в себя высококвалифицированный профессорско - преподавательский состав.

  На протяжении всей своей истории и сегодня, факультет 'Специального машиностроения' - это кузница кадров обороной и космической отрасли, колыбель инженерных талантов России. Многие генеральные директора, главные конструкторы, ведущие специалисты закончили его. На всех предприятиях ВПК России работают выпускники НУК СМ.

  Созданная в нашем учебном заведении стройная система инженерного образования - это годами выработанное, грамотное сочетание теоретических и практических занятий. После ряда всемирных выставок в конце XIX века, на которых пропагандировался метод подготовки инженеров в Императорском Московском техническом училище, его стали называть 'русским методом подготовки инженеров'. Президент знаменитого Массачусетского технологического института Дж. Рункель, посетив одну из выставок, в восторге написал директору Императорского Московского технического училища - 'За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования:.В Америке после этого никакая иная система не будет употребляться'.

  Следуя сложившимся традициям, на факультете СМ готовят высококвалифицированных специалистов в основном за бюджетное финансирование. В первые два года студента изучает фундаментальные науки - физика и математика, которые позволяют расширить кругозор, и учат решать сложные задачи, проводится большое количество контрольных и лабораторных работ. С третьего курса студенты должны сделать и защитить два курсовых проекта. Для того чтобы узнать производство, студенты проходят много практик. После такой школы жизни в Университете, ребята быстро адаптируются в разных производственных условиях.

  За весь срок обучения отчисляются около 30% от зачисленных на 1-й курс. Учиться действительно нелегко. Но в результате именно воспитанники Бауманки запускали и запускают искусственные спутники Земли, выводят на орбиты космические корабли, и сами летают в космос. Последний тому пример старт космического корабля, который состоялся 8 октября 2010 г. Бортинженер космического корабля 'Союз ТМА- 01М' - О.Скрипочка, космонавт, который закончил наш Университет.

  Одним из перспективных на факультете СМ на сегодняшний день, является робототехническое направление. Толчок дала авария на Чернобыльской АЭС. Положение было безвыходное: или люди своими руками должны устранять последствия аварии, или эту опасную миссию можно возложить на машины. Мы знаем, что никакие средства защиты не могут в должной степени защитить человека от проникающей радиации. И тогда в дело вступили разработанные нашими специалистами роботы, которые справились. После первого успеха оказалось, что подобные машины нужны и для разминирования, и для многих других сложных работ.

  Мы начнем осваивать дно мирового океана, ведь там находиться большое количество полезных ископаемых. Пока это только проекты, но уже сегодня мы активно разрабатываем новое направление - подводную робототехнику.

  Нашими специалистами был разработан транспортный автомобиль специального назначения - бронетранспортер для нужд пограничных войск. Машина сделана на базе КАМАЗа.

  Серьезные работы ведутся по разработке раскрывающихся космических конструкций. А это большие перспективы, которые открываются перед спутниковой связью.

  Государство медленно, но помогает отрасли машиностроение выходить из кризиса, потому что без этой отрасли нам не обойтись, если приоритетом Государства Президент определил инновационную экономику.