Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.skeptik.net/conspir/mishin.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:56:48 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: http news.cosmoport.com 2005 04 22 1.htm
В.П.Мишин "Как мы проиграли луну"

Как мы проиграли Луну

Академик Василий Мишин считает, что высадка человека на эту планету была преждевременной.

Ровно тридцать лет назад - 20 июля 1969 г., без четырех минут десять вечера по времени восточного побережья США командир космического корабля "Аполлон-11" Нил Армстронг первым из людей ступил на поверхность Луны, выйдя из спускаемого модуля "Орел" ("Eagle"). Топлива в корабле оставалось всего на 30 секунд. Вскоре к Армстронгу присоединился Эдвин Олдрии. В это время третий член экипажа, Майкл Коллинз, находился в корабле на орбите. Два астронавта в общей сложности провели на лунной поверхности 21 час. Вся тройка успешно возвратилась на Землю, привезя около 19 кг лунных камней.

В Москве в момент, когда Армстронг ступил на поверхность Луны, было уже раннее утро. Для большинства наших соотечественников прогулки двенадцати американцев по Луне в 1969-1972 г. оставались, надо признать, некой маргиналией, отходом от "магистрального пути развития космонавтики" - создания все более сложных орбитальных станций, на которых ставились рекорды длительности полета космических экипажей.

На деле же и тогда, и сейчас люди ответственные прекрасно понимали: американцы вчистую выиграли, играя по правилам, нами же и предложенным в 1957-м и в 1961-м. Именно тогда и первый спутник, и полет Юрия Гагарина призваны были продемонстрировать две важные вещи: мощь советских межконтинентальных ракет и преимущества социализма над капитализмом.

Тридцать лет назад, в день, когда Нил Армстронг с Эдвином Олдрином развернули на Луне американский флаг и установили табличку, сообщающую, что они пришли с миром от имени всего человечества, на космодроме Байконур только-только начали разгребать титанические руины, образовавшиеся 4 июля, когда "наш советский "Сатурн"" - ракета Н-1 - взорвался, не успев покинуть стартовое сооружение и окончательно похоронив надежды уже не обогнать американцев, но хотя бы... хотя бы что? Оказаться на Луне через год-два после триумфальной посадки Армстронга?

Накануне нынешнего юбилея я встретился с человеком, которого - при ином раскладе - считали бы "тем, кто завоевал Луну для СССР". Академик, Герой Социалистического Труда и кавалер многих премий, Василий Мишин принял в 1966 году после смерти Сергея Королева руководство фирмой, которая сегодня называется Ракетно-космическая корпорация имени С.П.Королева "Энергия". Мишин возглавил "лунную гонку" с нашей стороны. Сегодняшняя точка зрения академика Мишина противоречит многим общим местам современной "общедоступной" истории наших космических побед и поражений. А с другой стороны - многое делает более понятным...

- Василий Павлович, говорят, что в свое время Королев обещал: "В год пятидесятилетия Советской власти советский человек будет на Луне!" Не помните, при каких обстоятельствах это произошло?

- Да ничего подобного Королев никогда не говорил про Луну. Мы никогда бы не смогли высадиться туда раньше американцев. Кишка у нас была тонка, и денег не было. Мы были в состоянии только выводить аппараты на орбиту. А полет к Луне - это же на порядок больше затрат! Да мы и на орбите-то первыми оказались случайно. Это пропаганда все... Дело в том, что Америка - богатая страна, американцы могли нас переплюнуть давным-давно. Но им нужно было вернуть потерянный престиж - после первых спутников и Гагарина. И Кеннеди выступил в 1961 году перед конгрессом и запросил на это мероприятие 40 миллиардов долларов с тем, чтобы высадить американцев на Луну и вернуть их на Землю до 70-го года. США в то время могли пойти на такие огромные затраты, а наша страна, обессиленная после войны с фашизмом и понесшая большие затраты на предотвращение новой войны против нее бывших союзников, таких средств в такие сроки выделать не могла. Вот и все.

- То есть они специально выбрали цель и сроки так, чтобы нас обязательно опередить?

- Ну да... И более того, именно программа "Сатурн-5-Аполлон" нас подтолкнула. Мы до этого занимались ракетой Н-1 совсем для других целей, не для Луны. Планировали выводить на орбиту тяжелую орбитальную станцию на 75 тонн. А потом, когда стала известна американская однопусковая схема (проект "Сатурн-5-Аполлон"), руководство нашей страны поручило разработать проект такой экспедиции на Луну с возвращением на Землю трем ведущим ОКБ, возглавляемым Королевым, Янгелем и Челомеем. В результате рассмотрения этих проектов выбрали проект Н1-ЛЗ, разработанный ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королева. В частности, и потому, что ракета Н-1 была уже разработана и запущена в производство, ее пришлось только несколько "подрастить" - стартовую массу увеличили с 2200 тонн до 3000 да поставили 30 двигателей вместо 24 на первую ступень.

История проигранной Советским Союзом "лунной гонки" сегодня общеизвестна. На счету американцев - шесть прогулок по Луне. На счету СССР - четыре аварии гигатской Н-1, два "Лунохода" и образцы грунта, доставленные с Луны автоматическими станциями. Счет очевиден. Не столь, однако, известно, что все могло оказаться и по-другому. Вот, опять же, отрывок из нашей беседы с академиком Мишиным.

- О том, что 25 мая 1961 года президент Кеннеди призвал американский народ объединиться вокруг идеи высадки к концу десятилетия человека на Луну, мы хорошо знаем. Менее известно, что в сентябре 1963-го, выступая в ООН, Кеннеди призвал Советский Союз лететь к Луне вместе. А вы тогда об этом знали?

- Нет. Никто нам ничего не говорил. Более того - я о высадке-то американцев на Луну узнал случайно, через несколько дней.

- А вот рассказывают про какой-то секретный бункер, где сидело все наше начальство и смотрело прямую трансляцию с Луны...

- Ну, может, они и сидели. Вот Виталий Севастьянов рассказывает, как будто они где-то там смотрели трансляцию - в Центре управления, что ли... А нам это, считалось, не нужно.

-Ну, а когда вы узнали все же о высадке американцев - какая была первая ваша реакция?

- Да порадовались за них - и все. Для нас ведь не было неожиданностью, что они нас опередят. Мы-то это дело понимали. А руководство... Они нас до того давили, как могли, а после этого, наоборот, интерес потеряли. Раз опоздали, раз не первые - значит, все.

- Сейчас, по прошествии лет, как вы думаете, на Луну - не ради престижа и политики, ради науки, скажем, стоило нам лететь?

- Я вообще считаю, что это преждевременно было - на Луну высаживаться. Это мое мнение. Потому что жить надо на Земле. И космос использовать для Земли. И тогда, в 69-м, и сейчас. В те времена нужно было направить основные усилия на космическую связь, навигацию, предсказание погоды, разведку полезных ископаемых... Много чего можно сделать из космоса для Земли. Да и сейчас - сколько токсичных отходов скопилось, да вон те же лесные пожары из космоса можно отслеживать. И в то время, и сейчас, я считаю, ни на Луну, ни на Марс космонавтам лететь ни к чему. Нужно строить космические автоматы. Мы мало знаем еще, что там делается в районе Марса, Венеры. Ведь на Луну-то мы полетели после автоматов. Путь пролагают они. Нет, будущее космической науки - за автоматическими станциями. Надо не только Луну изучать, но и дальше двигаться, выходить из эклиптики. Но для этого нужна энергетика. Ясно, что ни керосин-кислородные, ни пороховые двигатели не годятся. Как минимум, нужны кислород-водородные машины. И я считаю, что должен появиться антигравитационный двигатель, потому что основные потери сегодня при запуске ракет - гравитационные.

Сегодняшнее положение нашей аэрокосмической отрасли существенно тяжелее, чем в начале 70-х - после провала гигантской лунной программы. Тогда мы жили в сравнительно богатой стране; тогда сохранялся конструкторский задел, активно развивалась военно-космическая программа, стараниями руководителей среднего звена выходила из тени лунного прожекта на первый план программа создания орбитальной станции.

Ничего похожего у нас сегодня нет. А академик Мишин, один из создателей легендарной ракеты Р-7, конструктор, который не смог выиграть лунную гонку, ищет авиационный завод, ищет творческий коллектив и инвесторов, готовых воплощать в жизнь его "лебединую песню" - революционный проект, связанный с новыми подходами к самолетостроению. Не с антигравитационным, конечно, двигателем, избави Бог. Однако один раз этот человек уже попал "в десятку", предложив основные идеи, легшие в основу нынешних ракет семейства "Союз". А в том, что мы не попали к Луне, ничьей персональной вины нет.


Источник: "Независимая газета" 20.07.99